Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Занятие 21. Коммуникация в группах
План семинарского занятия 1.Характеристики малой группы. 2.Структуры малой группы. Социометрические и коммуникативные структуры. 3.Классификации групп. 4.Функции групповой коммуникации. 5.Лексика и грамматика коммуникации в малой группе. Средовые аспекты коммуникации в малой группе. 6.Лидер группы. Виды и стили лидерства. Характеристики малой группы Малая группа: понятие, отличительные черты. Малой - обычно называют небольшое число людей, хорошо зна" друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Признаки: ü контактность — возможность каждого члена группы регулобщаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг, " обмениваться информацией; ü целостность — социальная и психологическая общность индиви-дов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как еди-ное целое; ü стабильность состава, обусловленная прежде всего индивидуальной неповторимостью и незаменимостью участников; ü устойчивость взаимодействия, обеспечивающаяся взаимным положительным подкреплением активности, направленной на успех группы в целом. Если какой-либо член группы перестает вносить необходимый вклад в удовлетворение потребностей других, то он попросту изгоняется из данной группы; ü наличие внутренней структуры, включающей систему неформаль-ных ролей и статусов, нормы и правила поведения, а также ме-ханизм социального контроля; ü удовлетворение личных запросов через принадлежность к группе. Малая группа в отличие от большой удовлетворяет наибольшее количество жизненно важных потребностей человека. Если удовлетворение, получаемое в группе, становится ниже опреде-ленного уровня, индивид покидает ее. В самом общем виде можно дать следующее определение: малая группа — это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Особого внимания заслуживает вопрос о границах малой группы, поскольку численность влияет на ее характеристики. Нижним пределом группы обычно называют диаду или триаду. Диада состоит из двух человек, социальное начало в диаде еще только зарождается, отсюда проистекают ее особенности: субъек-тивность, взаимные чувства и пристрастия как основа существования диады; эквивалентность обмена и взаимность (это закон меж-личностных отношений в диаде); жесткость структуры отношений — уход одного из партнеров приводит к распаду диады; наличие только одной линии взаимодействия. Триада — активное взаимодействие трех человек, обладает качественно отличающимися от диады свойствами: наличием феномена большинства и, следовательно, более оформленного проявления социального начала, системы социальных отношений; возможностью создания качественно новой позиции — наблюда-теля, что добавляет существенный момент к возникающей системе взаимоотношений. К примеру, наличие этой позиции может добавить нечто к одной из позиций в конфликте. Относительно верхнего предела группы существуют разные мнения. Достаточно распространенными являются представлевв сформированные на основе открытия «магического числа» 7+2, г исследованиях объемов оперативной памяти. Оно означает кол~ ство предметов, одновременно удерживаемых в памяти, а поев ку малая группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы.,, ] аналогии с памятью, это может быть обеспечено при наличю группе 7+2 членов. Однако практика экспериментальных несли ваний показывает, что верхний предел группы может составлю—' 10, и 20 человек. В некоторых исследованиях упоминаются гр-по 35—40 человек. Отсюда вторым подходом к определению ней границы группы выступает утверждение о зависимости ее размеров от характера деятельности. Малой группой тогда оказыв ся группа, представляющая собой некоторую единицу совмес~ деятельности, а ее численность определяется эмпирически. Классификации групп Разновидности малых групп. Обилие малых групп в обществе обусловливает их разнообразие, что в свою очередь ставит проблему типологизации. В нашем случае это важно, поскольку типологические особенности группы могут обусловливать особенности групповой коммуникации. Если подходить исторически, то первая классификация типов малых групп свелась к выделению первичных и вторичных групп.,,. Согласно автору этой классификации Ч. Кули, первичные группы есть особая разновидность малых групп, связи в которых опираются на непосредственные личные контакты, на эмоциональное вовлечение ее членов в дела группы, что обеспечивает высокую степень идентификации членов с группой. Первичная группа — это прежде всего семья, состоящая из родителей и детей. Сходными признаками обладают также группы сверстников, особенно возникающие в детстве и в ранней молодости. Ближайшее соседство в определенных ситуациях может превратиться в первичную группу. Значение первичных групп заключается в первую очередь в том, что в них создаются единообразные черты личности человека, особенно в период его формирования в раннем детстве, и сходство этих черт, проявляющееся в различные исторические периоды и в разных культурах, — это результат сходства организации и структуры первичных групп и сходства систем отношений, которые в них существуют. В первичных группах чаще всего отсутствует формальная связь, а если эта связь, например в семье, начинает играть важную роль, то это значит, что семья распалась как первичная группа и превра-тйлась в формализованную малую группу. Вторичные малые группы - общности, в которых непосредственных контактов меньше, чем в первичных, а для общения между членами группы используются различные «посредники», например в виде средств связи.
Вторая типология— деление малых групп на формал* и неформальные. Впервые это деление было предложено ам канским социологом и социальным психологом Э. Мэйо при пр дении им знаменитых Хоторнских экспериментов в конце 192С начале 1930-х гг. Формальные малые группы - это группы, членство и взаимоотношения в которых определяются формальными предписаниями и договоретми, заданными извне. Соответственно в формальной группе распределены статусы и роли, прежде всего по отношению к структуре власти. Примером формальной малой группы может служить любая группа, созданная в условиях какой-либо конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная ко»'' Неформальные малые группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних потребностей индивидов в общении, понимании, принадлежности к данной группе. Такие группы возникают стихийно, статусы и вытекающие из них роли не носят предписанный характера, здесь нет заданной по вертикали системы взаимоотношений. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в рамках бригады возникают группы, состоящие из людей, объединенных каким-либо дополнительным интересом. Третья классификация разводит так называемые референтные группы и группы членства. Данная классификация предложена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. Под референтной понимается группа, в которую индивид не включен реально, но нормы которой им принимают-ся, и, таким образом, данная группа играет для него роль эталона для оценки своего поведения. В каких-то случаях референтная группа может находиться вне группы членства, даже противостоять ей, а в каких-то — возникать внутри, и в этом случае ее можно определить как «значимый круг общения». На сегодняшний день проблематика референтных групп с точки зрения теории коммуникации ждет своей дальнейшей разработки, поскольку наличный уровень знания позволяет только констатиро-вать, что группа членства потеряла для индивида привлекатель-ность, и он сопоставляет свое поведение с другой группой, но не объяснить механизмы взаимодействия именно с этой группой. По длительности существования выделяются временные группы, в рамках которых объединение индивидов ограничено по времени (участники дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые. Малые группы являются основным объектом лабораторных ис-следований в социологии и социальной психологии. Особый интерес представляют также психокоррекционные группы (социально-пси-хологического тренинга) — временные группы, специально соз-даваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руко-водством психолога-тренера. Поэтому в ряде случаев необходимо различать искусственные и естественные группы. Кроме того, по характеру и формам организации Деятельности выделяют следующие разновидности малых групп: ü случайно организованная группа (например, экскурсионная);
ü ассоциация, где взаимоотношения определяются преимущест-венно личностно значимыми целями (группа друзей);
ü корпорация, когда объединение происходит на основании тол внутренних целей, их достижение осуществляется любой це в том числе и за счет интересов других групп (черты кор ции может приобрести любая малая группа: семья, учебная ] па и пр.);
ü коллектив — такая форма организации групповой деятельж при которой связи и отношения между индивидами опосреде ны общественно значимыми целями. В отечественной лите-ре коллектив рассматривается как высший уровень разв! группы, характеризуемый высоким уровнем сплоченн единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой тификацией индивида с группой и ответственностью за реэ таты совместной групповой деятельности;
ü команда - группа, состоящая из двух человек или более, ясную, упорядоченную и экономную структуру, направлен! достижение поставленных целей и выполнение задач. Для характерны сложившиеся связи как внутри, так и вне ее с гими командами и группами; члены команды в соответств» отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентно" совместном достижении поставленных целей; команда и» свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качества» членов.
Функции групповой коммуникации Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы. Важнейшей функцией коммуникации в малой группе выступает не просто изменение установок или поведения члена группы под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия. Согласие есть формирование общей картины мира. Э.то непрерывный процесс, который состоит из последовательного ряда взаимодействий. Когда возникает согласие, происходит взаимопро-никновение картин мира, что позволяет каждому члену группы по-нимать точки зрения других. Согласованные действия, понимаемые как целенаправленные совместные действия, в группе просто невозможны без эффективной коммуникации. Американский психолог Дж. Слоткин провел следующий эксперимент среди пациентов, страдающих нарушением коммуникативных функций. В продолжение почти двух месяцев 15 пациентов ежедневно по нескольку часов находились в одной комнате. Были созданы условия для определенных совместных действий — игр, обсуждений и т.п. Но за весь период ни устойчивых взаимоотношений, ни какой-либо социальной иерархии не установилось, хотя было точно известно, что представления о взаимных статусах сохранились, поскольку участники эксперимента при необходимости обращались к представителям госпитального штата (см.: Шибу-тани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998. С. 148). Все действия, внешне похожие на согласованные, на самом деле таковыми не являлись. Например, когда один из испытуемых начинал смеяться, к нему могли присоединиться и другие, но при этом абсолютно не представляя причину смеха. Столь же заразительны были и проявления страха, а когда кто-нибудь повышал голос, другие тоже начинали громко разговаривать. Но высказывания не ад-ресовались ни к кому из находившихся в комнате. Попытки коопе-рации в играх, требующих совместной деятельности (например, в карты), также ни к чему не приводили: у каждого игрока были соб-ственные правила и своя индивидуальная версия о том, как должна Происходить игра. Единственным кооперативным достижением за Указанный период было установление определенного порядка мест при рассаживании. Но этим структурирование группы и ограничилось.
Особая культура группы формируется в результате коммуника\ В малых группах люди общаются друг с другом иначе, чем с пс ронними. В результате такого общения устанавливается осе коммуникация, благодаря чему формируется специфическая тура данной группы, включающая в себя особый язык, нормы и ] вила поведения, традиции и ритуалы. К примеру, исследования, проведенные Ф. Ротлисбергером, казали, что в производственных группах существуют общие пр ставления об определенной дневной норме, поэтому тех, кто*| лает слишком много, осуждают. В то же время группа подстеги! отстающих. Люди напряженно работают до тех пор, пока не ВЫЕ нена дневная норма, а затем позволяют себе расслабиться (Ши ни Т. Социальная психология. С. 345). Важно отметить и такой важный элемент культуры, как сист санкций, принятая в данной группе по отношению к нарушит групповых установлений. Так, в производственной группе слиг старательному рабочему, не обращающему внимания на преде режения, грозит «потеря» инструментов или снижение объема Ш работки вследствие «недоброкачественности» исходных мате| лов. В критической ситуации такому работнику может быть от но в помощи. В крайнем случае человек может физически сутствовать, но в то же время не являться членом группы. Вов него может установиться все возрастающая социальная дистанг причем давление может распространиться и на тех, кто с близок. Таким образом, коммуникация в группе выполняет функцию обменамена информацией между членами группы и комплекс функций, направленных на поддержание отношений, на поддержание статуса группы. Структуры малой группы. Социометрические и коммуникативные структуры. Коммуникативная структура малой группы. Структура малой *| пы - это совокупность связей, складывающихся в ней между инс При исследовании малых групп чаще всего выделяют: -ф- структуру связей и отношений, порождаемых совместной тельностью (экономические, организационные, функциона ные); •ф- структуру связей, возникающую в процессе общения (стат ролевую и коммуникативную структуры, структуру эмоциона| ных отношений).
В коммуникативной структуре группы учитываются информаци-онные потоки (каналы распространения информации в группе) и объем информации, которым владеет каждый участник группы. В этой структуре особое значение имеют: .ф. положение, занимаемое индивидом в системе коммуникации (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизне-деятельности группы);.ф- направленность и интенсивность коммуникаций в группе. Еще в конце 1940-х гг. А. Бейвелас попытался экспериментальным путем ответить на вопрос: при какой структуре коммуникативного процесса группа наиболее эффективна в решении поставленной проблемы? Иначе говоря: как должна быть налажена циркуляция информации в группе (кем, кому и как часто должна передаваться), чтобы группа быстрее справилась с задачей? (см.: Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984. С. 50) Суть эксперимента состояла в следующем. Пять человек расса-живаются за круглым столом, разделенным перегородками на пять кабин, причем так, что участники не видят друг друга. Каждый из них получает карту, на которой изображены пять символов из шести возможных (круг, треугольник, звезда, квадрат, крест, ромб). Поставленная задача состоит в определении общего для всех символа. Соответственно взаимодействие происходит лишь посредством записок, передаваемых через прорези в стенках кабины. Открывая одни и закрывая другие прорези, экспериментатор регулирует циркуляцию информации в группе. Задача считается решенной, когда каждый назовет общий символ. В эксперименте Бейвеласа использовались три вида коммуника-тивных сетей: круг (первый испытуемый передает записку второму, второй третьему, тот — четвертому, последний — вновь первому, причем циркуляция возможна и в обратном направлении); цепь (то же, что и в предыдущем варианте, только первый и последний не связаны между собой); крест (все записки передаются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию, остальные Между собой не связаны). Та же процедура использовалась в экспериментах, проведенных спустя несколько лет Г. Ливиттом. Оба автора исходили из общей гипотезы, что объективно заданная структура коммуникации суще-ственно влияет на поведение членов группы и способ решения по-ставленных проблем. Позиция испытуемого, предположили авто-РЬ1, предопределяется объемом информации, которая к нему поступает, а также его возможностью влиять на коммуникативный обмен другими членами группы. Человек, обладающий большим объемом информации и большей возможностью регулироват. циркуляцию, выполняет более значимую роль в решении пр мы. Эта роль тем весомее, чем ближе к центру позиция, котор занимает. В случае, когда человек занимает центральную позщ он становится главным субъектом окончательного решения. Та образом, согласно гипотезе, степень централизации должна с* ваться на эффективности решения задачи. Замеры делались в о шении времени решения, числа записок, числа ошибок. В итоге экспериментов выяснилось, что коммуникативная • типа «крест» обусловливает наиболее быстрое решение задачи | общем наименьшем количестве записок и ошибочных решен Кроме того, оказалось, что индивиды, занимавшие централь позиции, получили большее удовлетворение от работы в гру чбм те, кто находился на периферии коммуникативной сети, предположили авторы, это связано с тем, что такая позиция в•! муникативной сети дает больше шансов выдвинуться в лидеры 1 пйг, т.е. влиять на поведение других, не подвергаясь влиянию $ стороны. Однако общая удовлетворенность членов малой оказалась выше при децентрализованных сетях...л Эксперименты Бейвеласа и Ливитта стимулировали множес] подобных исследований, в которых варьировались типы ком* кативных сетей, а получаемые данные интерпретировались в ру тех же идей. Следующим этапом в исследовании коммуникативной стр малой группы явились исследования французских психе К. Фашо и С. Московичи. Экспериментаторы впрямую задались! просом о связи типа коммуникативной сети с характером поставленной перед группой. В частности, их интересовал воп| во всех ли случаях централизованная сеть наиболее эффективш Использованная авторами экспериментальная ситуация венно отличалась от предыдущей. Решая поставленную задачу, ^ па была вольна конструировать коммуникативную сеть. Ни* ограничений на процесс циркуляции информации и ее вид (г менная или устная) не накладывалось. Проводилось тщательно блюдение. Авторы исходили из предположения, что между характере* дачиГ структурой коммуникаций и способностью группы к нию проблемы существует прямая зависимость. Центральная отводилась задаче, которая, согласно исходному предположен обусловливает формирование той или иной сети коммуник Испытуемым предлагались два типа проблем: в однбм'сяунае' валось установить логическую последовательность предъявле* фигур, и было единственно правильное решение; в другом — 1 данного числа элементов нужно было составить максимальное количество фигур. Решение первой задачи предполагало выработку стратегии, подчиняющейся единым правилам, и требовало тесной координации усилий членов группы. Решение второй задачи не нуждалось в объединении общих усилий, напротив, оно требовало раскрепощения индивидуальной фантазии. В результате исследования выяснилось, что при решении обеих задач вырабатывались как централизованные, так и децентрализо-ванные сети. Однако группы, решающие первую проблему, в 2 раза чаще приходили к централизации коммуникативного обмена, тогда как во втором случае в 3 раза более продуктивной выступала децентрализованная сеть и именно она формировалась в первую очередь. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что лучше функционирует группа, в которой структура коммуникаций соот-ветствует структуре поставленной задачи, т.е. когда реально сло-жившаяся коммуникативная сеть адекватна оптимальной для достижения цели. Подобная оптимизация естественным образом происходит в процессе развития группы. Последующие исследования подтвердили эту закономерность. В малой группе разная информация распространяется разными способами, по разным коммуникативным путям (коммуникативным сетям). Эти сети бывают централизованными и децентрализованными. В централизованных сетях преимущественно один человек распростра-няет вокруг себя важную для группы информацию (фронтально, ради-ально или иерархически). Это способствует повышению управляемости группы и более быстрому решению простых задач. Целесообразно передавать по централизованным сетям информацию в случаях, когда надо довести одну и ту жег без искажений, информацию До сведения всех людей, когда необходимо стимулировать развитие лидерства, организационно сплотить группу. Однако следует иметь в виду, что в рамках таких сетей затруднено решение сложных и творческих задач. Широкое их применение может также привести к снижению удовлетворенности от членства в группе.
Виды централизованных коммуникативных структур ü фронтальная — участники не вступают в контакт, но дятся в поле зрения друг друга. Этот факт во многом помс им, так как позволяет увидеть реакции и поведение других1 никое взаимодействия; ü радиальная — вся информация передается членам только через центральное лицо. Отсутствие единства места и! мени передачи информации затрудняет обратную связь с пар рами, которых нельзя увидеть и услышать, зато дает возмол относительно независимо формировать собственную поз* ü иерархическая — структура с двумя и более уровнями подчинения членов группы, причем часть из них может вг друг друга в процессе совместной деятельности, а часть — | Возможности общения при этом ограничены, и коммун*могут осуществляться в основном между членами группы, мающими соседние уровни иерархии. Как следует из схем! индивида, занимающего верхнюю ступень в иерархии соподчинения, есть непосредственный помощник, которому, в свою очередь, подчинены три остальных участника. В децентрализованных сетях участники равны, каждый может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и общаться с остальными участниками сети. Информация в децецентрализованных сетях может передаваться по кругу или по цепи. Децентрализованные сети используются, когда необходимой шить творческие задачи, не лимитированные временем, задачи вышенной сложности, развить межличностные отношения, сить удовлетворенность членов группы.
Виды децентрализованных коммуникативных структур ü цепочка — информация передается последовательно от одного члена группы к другому;
ü крУговая ~ отличается тем, что здесь одинаковыми возмож-ностями располагают все без исключения члены группы. Ин-формация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. В такой структуре участники могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их; ü полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации. Вместе с тем, как показывают исследования, общая удовлетво-ренность работников оказывается наибольшей в случае менее централизованных коммуникативных сетей, а наибольшая удовлетворенность индивида связана с возможностью доступа к максимальному объему информации или максимального влияния на нее (см.: Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., 2001. С. 568). Следовательно, особенности коммуникативной структуры малой группы во многом определяются статусно-ролевой структу-, рой. Под статусно-ролевой структурой понимается совокупность отно-шний между индивидами, в основе которой лежат типичные способы по-ведения, предписанные, ожидаемыми реализуемые участниками группового процесса в соответствии со своей позицией в группе. Коммуникативная структура группы - это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих членов группы между собой и с внешней средой, и концентрации у них того или иного объема групповой информации. В свою очередь владение информацией — важный показатель положения члена группы в ее иерархии. С одной стороны, доступ к получению, хранению и распределению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, особые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют информационным лидером. С другой стороны, информация обычно адресуется именно высокостатусным членам группы, т.е. чем выше статус индивида, тем большим объемом информации он владеет. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше его статус, тем более благожелательный характер придается передаваемой инфор-мации. На практике выбор той или иной коммуникативной сети зави-сит от вида и целей взаимодействия. Необходимость обращения к 'Анализу существующих в группе коммуникативных сетей возникает в случаях, когда общение между ее членами становится неэффек-Г тИвным в свете решаемых задач или нарастает негативный эмоцио-фон во взаимоотношениях.
Лексика и грамматика коммуникации в малой группе. Средовые аспекты коммуникации в малой группе. Лексика и грамматика коммуникации в малой группе. ' человек включается в группу, его поведение постепенно прибд ется к принятым стандартам — от грубого подражания к освое конвенциональных процедур. Чаще всего те или иные ценности ваиваются благодаря устойчивым эмоциональным реакциям др людей. Установившиеся ориентации используются в социа взаимодействии, поскольку совместное действие значительна легчается, если существует взаимопонимание ее символиче окружения. Характерной лексической (языковой) особенностью малой гру как формальной, так и неформальной, выступает ее рече) однородность. Эта особенность определяется фактором I ценности, длительностью и регулярностью контактов. Час таких группах коммуниканты используют слова, речевые обра штампы в шутливом или ироническом тоне, который понятен, посвященным. Другой особенностью речевой коммуникации в малой выступает преобладание оценочных и характер] югцих слов. Это объясняется тем, что в малой группе, где. объединены общим опытом и интересами, важно не столько; ние предмета, о котором идет речь, сколько имеют значение; | свойства, характеристика и оценка, т.е. новая информация. Таким образом, члены малой группы обладают общим лексц ким опытом; общие слова и построения высказываний выст своеобразными символами как принадлежности индивида к, социальной группе, так и присущей данной группе социальной) ференциации. Отсюда одним из дополнительных преимущ* членства в группе является легкость коммуникации с себе поде ми (жаргоны, локальный юмор и т.п.). В какую бы группу ни попал человек, он прежде всего дс научиться внутреннему языку новой группы. Причем нов! нужно усвоить не только принятые категории и их символы^ также невысказанные предпосылки относительно того, как эти < ницы взаимосвязаны. Научаясь мыслить конвенциальными нами, человек становится участником символического окруже данной группы. Он ориентируется во времени и пространстве < мощью координат, используемых группой; он думает в тех же в» жениях, которые использует в разговоре с другими и которые, гие используют в разговоре с ним. Это позволяет сравнивать опыт с чужим, уточнять значения, которые неадекватны, и 1й| чать инструкции относительно того, что неясно. Поскольку каждый индивид входит в различные малые тру то как коммуникативная личность он является «полиглосснымН
владеет несколькими коммуникативными кодами и умеет правильно пользоваться ими в каждой конкретной группе. А социально «чужое» слово, не связанное с деятельностью членов данной груп-ПЬ1, воспринимается как инородный элемент речи. Итак, входя в группу, человек неизбежно включается в непре-рывный процесс коммуникации, в ходе которого он избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой. Усваивая конвенциональные значения и символы, новый член группы может достаточно легко становиться участником различных коллективных предприятий. Он научается проводить более тонкие различия, и это позволяет ему принимать участие в более сложных формах кооперации. Каждый коммуникативный канал, который становится ему доступным, вводит его в несколько иное символическое окружение. Нормы и правила, т.е. грамматика внутригруппового общения, включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. В частности, следует обратить внимание на тендерное разнооб-разие коммуникаций. На основе проведенных исследований было установлено, что у представителей разных полов существует свой коммуникативный «мир»: женщины и мужчины склонны к различным образцам общения. Мужчины склонны делать акцент на властных полномочиях, в то время как женщины уделяют основное внимание доверитель-ным взаимоотношениям. В целом мужчины отличаются прямоли-нейностью, предъявляют претензии на поощрение при достиже-нии поставленных целей, но в то же время стремятся замаскиро-вать неуверенность. Женщины в большей степени склонны- к от-крытому общению с помощью обратной связи и при прочих равных условиях предпочитают «обходные маневры». Принятые в малой группе нормы часто применяются дифферен-цирование к каждому ее члену. Например, тех, кто считается сла-бым и неспособным вынести боль или фрустрацию, прощают чаще и охотнее, чем остальных. Если известно, что у человека бурный темперамент, считается само собой разумеющимся, что он может взорваться даже при слабой провокации. Хорошо успевающего Школьника классный руководитель хвалит иначе, чем ученика, которому задачка по математике далась с трудом. Коммуникативные навыки, необходимые для успешного обще-ния в группах, — в основном межличностного плана, но есть и Такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.
Правила коммуникативного поведения в группе включают: -ф- взаимное признание статусов участников общения как кои кантов и как членов группы; -ф учет тендерных и иных особенностей моделей общения группы; -ф- необходимость уметь «считывать» ключевые коммуникат сигналы и в зависимости от ситуации корректировать С1 щения; -ф- желательность публичного оценивания достижений д| («Молодец! Хорошая идея!»); -Ф- умение вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот); -ф- умение выразить согласие с групповыми идеями, действ! решениями; -ф- умение предложить нужную информацию и идеи группе («| чему бы нам не...»; обратное действие здесь деструктивно; ] просы не по теме»); -ф- умение оценить предложенные идеи и информацию так, не обидеть («Не вижу ничего плохого в том, чтобы...»; «За тельно, а не получится ли так, что...»); -ф- призыв к другим высказать свое мнение и дать необход* формацию («Ты у нас специалист по таким-то вопросам, думаешь о...»; это особенно важно для пары лидер — мс ник); -Ф- умение интегрировать различные идеи и информацию,,! свойство особенно важно для лидера); -Ф- умение предложить план совместных действий («Поп{ так...»). Формирование групповой сплоченности и комму малой группе. Коммуникация — прежде всего способ деят ти, который облегчает взаимное приспособление поведений дей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности ее не столько в выражении предшествующих мыслей и чувств, ко в установлении такой кооперации, когда поведение каждог меняется и в известной степени регулируется фактом учас гих индивидов. Коммуникация — это такой обмен, который чивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной коо{ цию движений большой сложности. Интегральной характеристикой системы внутригрупповых < ляется степень сплоченности, индексом которой может служить1 или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций члене пы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в
Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной К. Левиным теории групповой динамики (см.: Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000). Сплоченность определяется им как «тотальное поле сил», заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений. Среди изученных к настоящему времени механизмов формиро-вания групповой сплоченности особое место принадлежит группо-вому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением ин-дивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма или кон-формного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах С. Аш в 19, 51 г. Обычно различают два вида конформизма: •ф внешний, когда мнение группы принимается индивидом лишь «для формы», а на самом деле он продолжает ему сопротив-ляться; ф- внутренний, когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренний конформизм и есть, таким образом, результат преодоления конфликта в пользу группы. В свою очередь внутренний конформизм предполагает две линии поведения: некритическое принятие мнения большинства и сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью «наизнанку», выступает негативизм -поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного проду-.Цирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, продолжает сохраняться привязка к групповому мнению, хотя и со знаком минус. В исследованиях конформности, проводившихся М. Дойчем и 1- Джерардом, были выделены два вида группового влияния: " Ф" нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма; •ф- информационное, когда давление может оказываться» шинством, член группы рассматривает это мнение как и* " цию, на основе которой он сам должен осуществить свой (см.: МайерсД. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298); * Нормативный конформизм подразумевает необходимое! чиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с. хорошие отношения или заслужить одобрение. Информаь влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный! тер и мнение окружающих может оказаться ценным источ информации. Любопытно отметить, что после того как челов гласился с той или иной группой, у него возникает довольно*! ная потребность оправдывать выбранное решение. Таким образом, конформизм проявляется не только в сь сильного влияния группы, но и тогда, когда человек чувству некомпетентным и стремится избежать возможных ошибок, || задание кажется ему чересчур трудным. Групповая сплоченность с точки зрения процессов ком» в малой группе была исследована также Л. Фестингером. ность анализировалась им на основе данных о частоте и проч коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. Цент понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало?;! тие когнитивного диссонанса— осознания индивидом противополс своих убеждений мнению другого человека или группы (см.: Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223—271). По мнению Фестингера, процессы социальной коммуш социального влияния неразрывно переплетены с процесса никновения и устранения когнитивного диссонанса. Для инл социальная группа является одновременно и главным источ когнитивного диссонанса, и основным средством его умень или даже полного устранения. Так, информация, получаемая! цессе коммуникации, может содержать элементы, диссонир со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуации более эффективным путем устранения диссонанса между мне индивида и группы является принятие набора когнитивных эле соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, в! ный столкновением мнений, зависит от следующих факторе! •ф- количество когнитивных элементов мнения индивида, ющих с противоположным мнением. Чем больше консона отношений, т.е. чем больше количество совпадающих ког ных элементов двух высказываемых мнений, тем мены званный разногласием диссонанс. Таким образом, количе ная характеристика определяет в конечном счете гласия',
.ф. важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту проблему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия; .ф. авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными. Согласно Фестингеру, если диссонанс существует, присутствует и стремление к его уменьшению, и чем больше диссонанс, тем силь-" нее стремление его устранить. Обычно там, где существуют разногласия, используются следующие методы, способы выработки единого мнения в группах: •ф- самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное. Именно распространенность мнения является ббя-зательным условием уменьшения диссонанса; •ф изменение мнения субъекта через влияние; •ф утверждение превосходства собственного мнения. Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые прояв-ляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.
Лидер группы. Виды и стили лидерства. Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парыгин). Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, выделяют два основных вида лидерства: лидерство в деловой сфере (иногда его называют «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаше они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных на решение групповых задач, лидеров, ориентированных на общение и взаимоотношения в группе, и универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные роли: лидер — организатор, лидер — специалист, лидер — мотиватор, лидер — генератор эмоционального настроя и т.д.
Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются: психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, особенности ситуации, в которой находится группа, и характер решаемых задач.
В настоящее время имеются серьезные возражения представлениям о существовании универсального набора психологических качеств, «делающих» человека лидером. В частности, Р.Стогдилл (1974), проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся: интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность(Р.Л. Кричевский, 1996). Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначны и характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. В результате анализа Р.Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.
Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего и исследовавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью
Сторонники ситуационного подхода (Ф.Фидлер, Т.Митчел и Р.Хаус, П.Херси и К.Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей ею поведения ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям степени благоприятности отношении лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе). Ф.Фидлер обнаружил интересную закономерность, стиль лидерства, ориентированным на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, — в умеренно благоприятных условиях (см. рис. 9). Наконец, в рамках функционального полхода лидерство понимается как функция группы, т.е. явление, порождаемое особенностями групповой активности и характеристиками группы в целом. Таким образом, в настоящее время лидерство предстает как сложное многоплановое явление, определяемое целым рядом факторов. Лидерство, по мнению ряда авторов, бывает четырех типов: автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, диктатура, монархия, ряд партий), laissez-faire (от французского выражения, дословно значащего ‘позволяйте делать’, ср. выражение: анархия – мать порядка, иногда этот тип отношений народа и власти в обществе в целом называют охлократией, ‘властью толпы’), демократия (в рамках этого подтипа наблюдаются различные степени ‘народного участия’ в собственной судьбе), коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; иногда этот подтип критикуют за медленное принятие решений, не зря слово парламент в исходном французском языке значило ‘болтовня’). В любом обществе присутствуют и используются все виды, один из них обычно институционализируется (например, через конституцию в обществе в целом устанавливается подчинение власти царя или президента; через ‘негласные законы’ мафии или семьи – власть крестного отца или матери). Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы). Конститутивная коммуникация зачастую формальна: товарищ генерал, подобострастный взгляд, отдать честь. Основные функция такой коммуникации – фатическая и объединительная. Семиотический идеализм иногда принимает условности определенного периода в дискурсе за чистую монету: тещу мамой называл, предвыборные обещания депутатов, ‘наказы избирателей’ и т.п. Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, в основном, межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса. В первую очередь, правила коммуникативного поведения в группе включают взаимное признание статусов участников общения как коммуникантов и как членов группы; кроме того, принято публично оценивать достижения других (Молодец! Хорошая идея!); нужно уметь вовремя разрядить обстановку (шутка, анекдот); уметь выразить согласие с групповыми идеями, действиями и решениями (Давайте сделаем так, я, например, могу испечь торт); уметь предложить нужную информацию и идеи группе (А почему бы нам не...; обратное действие здесь деструктивно: вопросы не по теме); уметь оценить предложенные идеи и информацию (так, чтобы не обидеть: Не вижу ничего плохого в том, чтобы... Замечательно, а не получится ли так, что...); следует призывать других высказать свое мнение и дать необходимую информацию (ты у нас специалист по австралийским рок-группам, что ты думаешь о...; это особенно важно для пары лидер – молчальник); нужно уметь интегрировать различные идеи и информацию (такова институционализированная роль у преподавателя, ведущего семинар; руководителя предприятия на ‘пятиминутке’ и т.п.); уметь предложить план совместных действий (А почему бы нам не...). Тональность высказываний может быть различна, но предпочтителен демократический, совещательный тон, хотя в некоторых случаях люди даже ждут того, чтобы ими управляли, и приветствуют диктаторские манеры. Это в значительной степени характерно для работников российских предприятий и организаций, в основном, старшего поколения. Определяя имидж руководителя нужно руководствоваться ‘фактором адресата’, а не исходить только лишь из личностных качеств самого руководителя или идеальных представлений о том, ‘как надо’ или ‘как лучше’. Руководить людьми надо так, как они хотят быть руководимыми.
|