Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как у Вселенной нет предела.






Рерих умел читать знаки Космоса. Созданные мастером образы северной природы отмечены особым космизмом. Этим они близки «Гималайской серии». Не случайно его влекли облака, озёра, скалы, - в них он видел посредников между земным и космическим.

(Сл. 15). Облака Рериха… Кажется, что они приплыли из космического пространства! Облака – странники, облака – корабли. Глядишь на них – и думаешь: вот связные между галактиками.

(Сл. 16). Озёра Рериха… Это зеркала планеты, отражающие лик Вселенной! Сколь внимательна тихая гладь, сколь чутка к небесным явлениям. Пытливо вглядывается Ладога в дальний Космос.

(Сл. 17). Скалы Рериха… Они стали первыми ступенями поднявшими его дух к звёздам. Вот скалы Приладожья постепенно переходят в отроги Гималаев. Естественный переход! Пространственный разрыв тут ничего не значит. Важна духовная непрерывность. А она – несомненна: Приладожье и Гималаи навсегда зарифмовались в сердце мастера.

Вода и скалы. Их сочетание философично, - это открыли китайские мудрецы. «Ян» и «Инь»: вот биополярная основа Вселенной. Вода – это «инь»: образ текучести, непостоянства, изменчивости. Скалы – это «ян»: они символизируют устойчивость, твёрдость, незыблемость. Ладога оба начала привела в изумительное равновесие. И Рерих воспел эту гармонию на своих полотнах.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Константинович едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года он принимает приглашение С.П. Дягилева оформить в Лондоне русские оперы на музыку М.П. Мусоргского и А.П. Бородина и выезжает с семьей в Англию.

В 1920 году Н.К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Николай Константинович принимает это приглашение и вместе с семьей покидает Лондон.

Н. К. Рерих входил в плеяду тех немногих мыслителей XX века, которые глубоко понимали истинное значение Культуры, ее определяющую роль в развитии человечества. «Культура покоится на Красоте и Знании», – писал он. И повторял известную фразу Достоевского с небольшой поправкой: «Осознание Красоты спасет мир». Красота познается человеком лишь через Культуру, неотъемлемой частью которой является творчество.

В двадцатые годы Рерих начинает работать над серией картин «Знамена Востока». В них он изображает мудрецов, отшельников, подвижников разных стран и эпох, несших людям знания, проповедуя честность и бескорыстие, призывая людей любить друг друга, осуждая убийство и неправедный образ жизни. Рерих верил, что напоминание людям об извечных истинах гуманизма в мире, наполненном злобой и несправедливостью, сможет повернуть человечество к добру.

   
   

В 1923 году, сбывается заветная мечта мастера – 2 декабря Н. К. Рерих и его семья прибывают в Индию. Здесь начинается подготовка к самому важному путешествию в жизни великого художника – экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как ученого, которого интересовал ряд проблем, связанных с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Осуществив мечту Пржевальского и Козлова, экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии. По уникальности маршрута и собранным материалам она по праву может претендовать на особое место среди крупнейших экспедиций ХХ века.

Путешествие продолжалось с 1924 по 1928 гг. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты. Был собран огромный научный материал, написаны книги («Сердце Азии», «Алтай – Гималаи»), создано около пятисот картин, на которых художник увековечил мир особенный и удивительный, мир высокой красоты. Художник писал: «Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, всходит к этим вершинам». Каждой своей картиной Рерих зовёт к высоте помыслов, к душевной чистоте, к подвигу нравственного восхождения. Насыщенность цвета, резкие контрасты красочных пятен, полупрозрачная дымка облаков и туманов, чутко схваченные тончайшие оттенки освещения в разное время суток, - всё было в полотнах «Мастера гор», как называли Рериха. Техника письма темперой на грунтах контрастных цветов создавала иллюзию свечения, глубины, прозрачности неба или сверкания снеговых вершин. Настоящим открытием для посетителей музеев Европы и Америки в полотнах Рериха была архитектура Гималаев – древние монастырские города, храмы, выросшие словно гигантские кристаллы в самых неприступных местах.

Старший сын Рериха, Юрий Николаевич, блестящий историк культуры, знавший более двадцати восточных языков, дал возможность общаться без переводчиков с местным населением на всём протяжении их беспримерного путешествия через Гималаи и Центральную Азию, которое вошло в историю русских географических исследований как подвиг. Экспедиция в общей сложности прошла 25000 миль, преодолела 29 горных перевалов. Путешественники неоднократно подвергались вооружённым нападениям, испытывали неимоверные трудности во время переходов по раскалённым пустыням и горным ледникам над пропастью. Всё это описано в книгах – дневниках Н. К. Рериха «Алтай - Гималаи» и «Сердце Азии» и книге Ю. Н. Рериха «Тропами к Срединной Азии». В этих труднейших условиях велась научная работа, собирались коллекции по археологии, геологии, ботанике, приобретались произведения искусства, редкие рукописи и книги. Писались картины – всего их было выполнено около пятисот. Это, в основном, этюды на небольших картонах.

(Сл. 18). С экспедицией весь путь прошла отважная русская женщина Елена Ивановна Рерих. Ей, «другине», «Ладе», «спутнице жизни», Рерих посвятил много своих картин, в которых создал образ, полный величия и красоты, самоотверженности и нежности (Сл. 19). («Матерь Мира», 1924, «Держательница Мира», 1933, «Ведущая», 1944). Елена Ивановна была «духовной водительницей» всей семьи, она оставила интереснейшее философское наследие, дающее всем людям великий урок космического сознания.

(Сл. 20). По окончании экспедиции в июле 1928 г. по предложению Елены Ивановны Рерих в овеянной древними легендами долине Кулу, в местечке Наггар, Н. К. основывает Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Директором института был Юрий Николаевич, отделение естественных наук возглавил Святослав Николаевич. Там был собран ценнейший материал нескольких экспедиций. Всё, над чем работали в старинном поместье в долине Кулу, посвящалось далёкой родине, любимой России. Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

Здесь он вёл большую просветительскую работу среди населения, относившегося к нему с любовью и почтением. Его называли «Гуру» - Учитель.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Пакт Рериха заключал в себе большое воспитательное значение. «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен не только как официальный орган, но как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества». Эта культурная инициатива была поддержана в самых широких кругах мировой общественности. Пакт Рериха, подписанный в 1935 году, лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Н.К. Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

   
   
   

С самых первых дней Великой Отечественной войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни одной ноты уныния и растерянности. Даже в самые критические дни войны – только уверенность в победе русского народа: «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!», – писал Николай Константинович в статье «Слава» в 1943 году.

   
   

(Сл. 21, 22). В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли. В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает непременную победу русского народа над фашизмом.

Очерки и письма Николая Константиновича в этот период как никогда призывают к человеческому единению и содружеству. Самое главное, утверждает Н. К. Рерих, заключается в нас самих, в силе нашего духа, в нашей внутренней культуре, основой которой являются добросердечие, стремление к знанию и почитание Красоты.

Эти призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь. Свидетельства современников, помимо восхищения многогранностью творческого гения, передают нам образ человека целеустремленного, поражающего своей необыкновенной духовной силой, внутренней гармонией, а также необычайной терпимостью к воззрениям других людей.

О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца. (Сл. 23).

Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться – в самый разгар приготовлений, 13 декабря 1947 года, он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали… (Сл. 24).

На месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

(Сл. 25). Гуманистическую миссию семьи Рерихов продолжил Святослав Николаевич Рерих (23 октября 1904 года - 30 января 1993) – великий художник, мыслитель, разносторонний ученый, талантливый педагог и известный общественный деятель. Ему принадлежит инициатива создания первого в стране культурного учреждения нового типа, музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, который расположен в самом сердце Москвы, на территории старинной городской усадьбы Лопухиных. Он мало напоминает другие художественные музеи и галереи. Его история и судьба столь же уникальны, сколь уникальна и необычна жизнь человека, именем которого он назван.

(Сл. 26). Содержание Музея составляет бесценное культурное наследие Рерихов, переданное Святославом Николаевичем Советскому Фонду Рерихов (ныне Международный Центр Рерихов) в 1990 году. Исключительное по богатству художественной, философской и научной мысли, оно несет в себе новое космическое мировоззрение, интерес к которому с каждым годом возрастает.

Полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, отображая космическое мироощущение, позволяют соприкоснуться с беспредельным и величественным миром Прекрасного. Разнообразные реликвии, дары Духовного Учителя Рерихов, рукописные и художественные раритеты, книги и монографии; личные вещи и предметы, сопровождавшие их в долгих странствиях; фотодокументы и коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу – все это и многое другое входит в экспозицию Музея имени Н.К. Рериха, расширяя круг привычных образов, устремляя к познанию новой космической реальности. Благодаря меценатам музейная экспозиция постоянно пополняется новыми экспонатами, в том числе бесценными картинами Рерихов.

Особенностью художественного собрания Музея является наличие обширной коллекции гималайских этюдов, выполненных рукой Н. К. Рериха. Именно они составляют основу передвижных выставок, проходящих по России, ближнему и дальнему зарубежью. Музей имени Н.К. Рериха единственный из музеев страны, который проводит передвижные выставки в самых удаленных уголках России, не ограничиваясь крупными городами и культурными центрами. Это дает возможность соприкоснуться с удивительными полотнами Рерихов миллионам людей.

В заключении хочется сказать, что наследие Рерихов – это ключ к важнейшим творческим достижениям человечества. Его значимость для судеб России и всего мира невозможно переоценить.

Да, многое в Рерихе - спорно и неоднозначно. Но разве бесспорность и однозначность когда-нибудь помогали создавать новое? Нет, никогда. А вот рериховские идеи не дают нам успокоиться на достигнутом. Они бесконечно расширяют сознание.

Особое внимание хочется обратить на то, что 15 апреля отмечается Международный день культуры. Дата связана с подписанием 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне Договора " Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников", получившем известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха. С 1998 года во многих городах России и всего мира в этот день проходит торжественное празднование Дня Культуры с поднятием Знамени Мира. Да будет так!

Просмотр клипа о творчестве Н. К. Рериха.

Спасибо за внимание!

 

 


Литература:

1. Беликов, П. Рерих / П. Беликов, В. Князева. – М.: Мол. гвардия, 1972. - 256 с.

2. Выставка произведений Николая Константиновича Рериха: 1874-1947 [Текст, изоматериал]: каталог / Министерство Культуры СССР. - М.: Детгиз, 1959. - 48 с.

3. Дзюба, Олег. Семья Рерихов: жизнь и мифы / О. Дзюба // Российская Федерация сегодня. – 2012. - №21. – С. 78-81.

4. Карелин, Вадим. Санкта / В. Карелин // Искусство и художник. – 2009. - №3. – С. 32-35.

5. Линник, Юрий Владимирович. В поисках Шамбалы / Ю. В. Линник. - Петрозаводск: Карелия, 1992. - 575 с.

6. Петрова, Оксема Федоровна. Николай Рерих. Художественное творчество и научно-общественная деятельность. / О.Ф.Петрова, Е.П.Островская. - Л.: Знание, 1990. - 32 с.

7. Полеванов, Владимир. За убегающим горизонтом Шамбалы / В. Полеванов // Наука и жизнь. – 2009. - №12. – С. 116-122.

8. Рерих, Николай Константинович (1874-1947). Зажигайте сердца!: [о культуре и искусстве ] / вступ. ст., предисл. к главам и примеч. А. Д. Алехина. - 3-е изд., перераб. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 190 с.

9. Рерих, Н. К. Избранное/ Н. К. Рерих; худож. И. А. Гусева. – М.: Сов. Россия, 1979. - 384 с.

10. Рерих, Н. К. Письмена Азии / Н. К. Рерих. – М.: Эксмо, 2009. – 350 с.

11. Рерих, Н. К. Сердце Азии. Сказки. Дневники / Н. К. Рерих. – М.: Эксмо, 2009. – 735 с.

12. Сидоров, Валентин Митрофанович. На вершинах: творческая биография Н. К.Рериха / Валентин Митрофанович Сидоров. - 2-е изд., исправ. и доп. - М.: Сов. Россия, 1983. - 248 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.