Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы трудоустройства инвалидов




Глава 2

 

 

Лицу с ограниченными возможностями здоровья трудно обеспечить себе достойный уровень жизни, так как на рынке труда, как правило, отсутствуют подходящие предложения, соответствующие его трудоспособности. Кроме того, многие работодатели отказываются заключать с инвалидами трудовой договор, так как прием на работу таких работников требует специальной процедуры и выполнения дополнительных условий, указанных в законодательстве Российской Федерации.

Международная практика рекомендует государствам активно включать лиц с ограниченными возможностями здоровья в свободный рынок труда, и в качестве наиболее эффективной меры обеспечения такой поддержки определяет установление квот на рабочие места для инвалидов.

Трудовое законодательство РФ по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов недостаточно проработано и содержит пробелы, которые затрудняют реализацию правового механизма квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве одной из первых проблем в регулировании данного вопроса следует назвать проблему отсутствия единого правового акта, который бы регулировал вопросы квотирования рабочих мест. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов" содержит только общие положения, которых недостаточно для такого сложного правового механизма, как квотирование рабочих мест. Полагаем, что необходимо принятие новых рекомендаций, которые регулировали бы данный вопрос.

Названный Федеральный закон не раскрывает понятие "квоты", что затрудняет ее расчет. В настоящее время уровень квоты для инвалидов понизился. Ранее квота для приема на работу инвалидов устанавливалась для организаций, численность работников которой составляла более 30 человек, а процент квотируемых рабочих мест должен был составлять не менее 3%.

В других странах уровень квотирования значительно выше, чем в России. Например, в Германии каждый работодатель, у которого численность работников составляет 10 человек, должен предоставить 6% рабочих мест инвалидам.

Поэтому мы считаем, что законодателю необходимо вернуть в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. установленную ранее квоту для всех работодателей, разъяснить термин "квота" и механизм ее определения. Кроме того, целесообразно дифференцировать квоту в зависимости от количества работников, уточнив, что процент мест, предоставляемых в счет квоты, увеличивается в зависимости от количества работников предприятия.

Кроме того, в настоящее время не решен вопрос о привлечении работодателей к ответственности за отказ в приеме на работу инвалида, направленного к нему в счет квоты. Зачастую работодатель пренебрегает нормами законодательства о трудоустройстве и занятости инвалидов, так как отсутствуют четко установленные формы ответственности за такие правонарушения.



В международной практике существует подобная система, и она получила название "квота-штраф". Данная система носит не карательный, а правовосстановительный характер, так как все полученные средства направляются на образование новых рабочих мест для инвалидов. В западных странах средства, полученные от штрафов, используются для привлечения в производство тяжелобольных инвалидов, а также расходуются в качестве субсидий к заработной плате инвалида. Таким образом, создаются дополнительные рабочие места для инвалидов и улучшаются условия их труда.

На данный момент работодатель, отказывающий лицу с ограниченными возможностями здоровья в приеме на работу, может быть привлечен только к административной ответственности . Однако работодатель может быть привлечен к ответственности только при совершении противоправного, виновного деяния и при условии, что он отказал в приеме на работу инвалида в счет квоты и не внес обязательные платежи в бюджет субъекта РФ, если внесение таких платежей предусмотрено законодательством субъекта РФ[15]. Из этого можно сделать вывод о том, что данный способ защиты инвалидов нельзя назвать равноценным по отношению к обязательным платежам.

Некоторые авторы, например, Э.С Бондарева[16] , Ю.Б. Корсаненкова [17], утверждают, что обязательные платежи в счет квоты не могут быть отнесены к понятию налога или сбора, данного законодателем в ст. 8 Налогового кодекса РФ, так как у обязательных платежей отсутствуют признаки обязательности и безвозмездности.



По нашему мнению, необходимо внести изменения в ст. 5.42 КоАП РФ и дополнить еще одним составом правонарушения (невнесение обязательных платежей в счет квоты). Также необходимо увеличить размер штрафа, так как его размер необоснованно занижен и не способствует улучшению условий труда и занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, считаем необходимым дополнить ст. 5.42 КоАП РФ частью, устанавливающей ответственность за невнесение работодателем обязательных платежей в счет квоты, а также за предоставление необорудованного рабочего места инвалиду.

По нашему мнению, целесообразно применять не только метод ответственности, но и метод поощрения работодателя при приеме на работу лиц с ограниченными возможностями здоровья. Например, Закон Иркутской области от 10 июня 2003 г. "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Иркутской области" устанавливает преимущественное право на размещение областных государственных заказов в случае трудоустройства на данном предприятии лиц с ограниченными возможностями здоровья.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правовое регулирование квотирования рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья в России в настоящее время носит фрагментарный характер, что усложняет его применение на практике. Поэтому главной проблемой при трудоустройстве инвалидов является отсутствие единого, детализированного проработанного правового акта, который регулировал бы вопросы квотирования рабочих мест для лиц с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, определял требования к рабочим местам для лиц с ограниченными возможностями здоровья.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал