Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-правовой гуманизм И. Канта и либерализм И. Фихте






Социально-политическое отставание Германии от других европей­ских государств, как это ни парадоксально, стимулировало бурное развитие философской мысли, в том числе и в области философии права. Эпоха застоя породила целую плеяду выдающихся филосо­фов. Возглавил ее Иммануил Кант (1724 —1804). Философии права он посвятил труды «Критика практического разума», «Метафизиче­ские начала учения о праве», «Спор факультетов», «Метафизика нра­вов», «К вечному миру».

К философско-правовой тематике Кант обратился не случайно. Его два из четырех известных вопросов, очерчивающих предметное поле философии, имеют непосредственное отношение к философии права: «что я должен делать» и «на что я могу надеяться?».

Отвечая на первый вопрос, И. Кант призывает поступать так, что­бы максима твоего поведения могла стать всеобщим правилом для всех' быть свободным в своих действиях, но соизмерять свою свободу со свободой других. В противном случае возникают произвол, анархия. Именно таково и было естественное состояние, считал Кант, ибо тогда люди постоянно нарушали права друг друга. Поэтому каждый член об­щества должен повиноваться правовому порядку, выражающему право каждого общим для всех законом. Отсюда И. Кант определял право как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы.

Согласно Канту, право делится на частное (отношения между ча­стными лицами) и публичное (отношения между человеком и обще­ством или между социальными группами). Главный объект частного права — собственность, публичного — правовые атрибуты человека: свобода, равенство и самостоятельность.

Примечательно, что именно право, по мнению И. Канта, должно господствовать в обществе, а страной надлежит управлять не людям, а законам.

Отвечая на вопрос «на что я могу надеяться?», философ подчер­кивает, что, кроме как на самого себя, человек возлагает надежды на общество и его институты и, прежде всего, на юридические законы. Однако юридический закон не учитывает мотивы поступка и, зна­чит, не обеспечивает справедливость как разновидность права. Он только регулирует поведение людей, их действия, да к тому же не все, а лишь оговоренные законом.

Отсюда Кант делает гениальный вывод, ставший правовым фун­даментом гуманизма: государство, воля законодателя не вправе опе­кать человека, предписывать ему, во что верить, кого любить и т.п. И самое главное — человека ни при каких обстоятельствах нельзя ис­пользовать как средство, а только в качестве цели, ибо нет более вы­сокой цели, чем Человек; право человека должно считаться священ­ным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти.

Философско-правовые взгляды другого представителя немецкой классической философии Иоганна Готлиба Фихте (1762—1814) со­звучны идеям И. Канта.

В системе философских знаний он особо выделял практическую философию как учение о нравственности, праве и государстве.

В основе этого учения лежит идея свободы. Человек, утверждал И. Фихте, должен подчиняться законам, но не слепо, но под при­нуждением, а на основе познания необходимости.

Однако для гарантий свободы необходима сила закона, т.е. при­нуждение. Средством такого — правового — принуждения, а следо­вательно, и гарантом свободы Фихте считал государство, понимае­мое как «коллективная воля» граждан. В то же время государство в лице правителей, чиновников несет ответственность перед народом, и народ вправе менять правителей, если они не обеспечивают свобо­ду своим подданным. Причем эта «смена» может осуществляться в том числе и насильственным, т.е. революционным, путем.

Эпоха XVI—XVIII веков положила конец теологическим право­вым концепциям. В соответствии с интересами нового класса была разработана философско-правовая теория, основным содержани­ем которой стали принципы либерализма, гуманизма, просвеще­ния, согласия. Многие идеи этой эпохи оказались утопичными, но именно они заложили фундамент философии права как научной дисциплины.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.