Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение психофизиологической и профессиональной пригодности человека к работе в системе






 

Большинство ученых определяют профессиональную пригодность как совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения определенного уровня эффективности в профессиональном труде. В соответствии с этим определением, базовым при оценке пригодности человека к работе в определенной системе есть психофизиологическая ее пригодность. Профессиональная пригодность является оценкой соответствия будущего работника данной системы основным критериям:

· Физические данные.

· Свойства нервной системы.

· Акцентуированные черты.

· Стиль информационного взаимного обмена.

· Менталитет.

Кроме того, среди профессионально важных признаков трудовой деятельности, которая будет определять пригодность лица к работе в системе, выделяют следующие:

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться нагрузкой на тот или другой анализатор: зрительный, слуховой, каждый, мышечно-суставной, другие, а также на комплекс анализаторов.

Профессиональные особенности мышления являются обязательным компонентом труда. Мышления как профессиональный признак выделяют в тех профессиях, где необходимо оценивать любую ситуацию, которая требует принятия решения в зависимости от обстоятельств.

Сенсомоторна деятельность вызывается сенсорным компонентом и реализация этого действия контролируется этим же компонентом.

Внимание выполняет функцию контроля деятельности, неотъемлемо от восприятия и мышления, является постоянной составляющей деятельности.

Память необходима независимо от вида трудовой деятельности. Значительная нагрузка на память при учебе данному виду труда, когда еще не сформированы трудовые навыки, а потом - нагрузка на память снижается.

Эмоционально-волевая сфера - работа вызывает эмоции у человека, формирует определенное отношение к труду, которое связано с мотивами и потребностями человека.

Для того, чтобы определить соответствие человека избранной профессии используют методы профессионального отбора. Базовыми являются методы, которые позволяют выявить профессионально важные качества, степень их необходимости (важности) и личностные свойства, поскольку сравнение и выбор наилучшего претендента зависят от качества информации, которая получена выше.

Метод инженерный - психологического анализа деятельности. Это наиболее распространенный в практике метод построения психологического эталона специальности (ПЕС). С целью построения ПЕС строят алгоритм решения задач соответствующим специалистом (професіограма) и на основе наблюдений, интервью, хронометражу деятельности строится психограмма, то есть определяются какие психофизиологические функции и личностные характеристики обеспечивают каждую составляющую алгоритма.

Недостатки метода:

~ субъективизм при построении психограммы и професіоргами;

~ зависимость психограммы от уровня профессионального мастерства исследователя;

~ отсутствие корректной шкалы уровня необходимости тех или других профессиональных качеств для данной специальности;

~ отсутствие шкалы уровня недопущения тех или других профессиональных качеств для данной специальности;

~ отсутствие организации предметной области " профессиональная психодиагностика", то есть нивелировка целого ряда свойств в рамках одного класса.

Метод классификации видов деятельности. В основе данного метода есть желание уменьшить число специальностей, и, соответственно, количества психологических эталонов путем их укрупнения. Унификация специальностей оказалась необоснованной, из-за того, что не было предложено единственных критериев классификации специальностей. Разработанные критерии оказались слишком обобщающими, то есть нивелировались важные свойства в рамках класса, кроме того не разработана корректная шкала уровня необходимости и недопущения тех или других профессиональных качеств для данной специальности.

Метод " пилотажного обследования". Основой данного метода является гипотеза: если по каждой специальности избрать в качестве экспертов 5 - 6 лица, эффективность деятельности которых неопровержима, и обследовать их по широкому спектру свойств, то полученные результаты дадут комплексный портрет, яки и будет психологическим эталоном профессии.

Отметим, что определены ПЕС не всегда будут корректными, поскольку эффективность деятельности специалиста не гарантирует его психологическое соответствие специальности. Кроме того, полученные даны не стабильные, так как могут существовать работники с лучшими характеристиками; при определении уровня соответствия в баллах, как правило, часть информации теряется.

Метод контрастных пар. Данный метод предусматривает реализацию технологии:

~ построение психологического эталона специальности

~ подбор диагностических методик

~ определение диапазона отклонений, которые являются приемлемыми по каждой из диагностических методик

~ тестирование претендентов

~ оценка меры пригодности претендента.

Первый этап реализуется с помощью анкеты, которая позволяет определить свойства,:

- сенсорно-перцептивные

- мнемічні

- аттенційні

- імажинитивні

- мышление

- нервной системы

- когнитивного стилю (особенности)

- психомоторные

- личностные

- функционального состояния.

Сущность метода заключается в определении пределов отклонений. Эта задача решается таким образом: по каждой конкретной специальности приглашаются эксперты двух " контрастных" групп - успешные и неудачники. Набором критериев определения успешности или наоборот есть формальные признаки, как то благодарности и тому подобное. Таким образом, результаты тестирования группируются и ранжуються. Конечно, стоит учитывать требования статистики - репрезентивності групп - каждая категория экспертов должна насчитывать не менее как 50 лица.

Недостатком отмеченного метода является его большая витратність, а также возможность включения к группе экспертов несоответственно людей (психологически непригодных к данной деятельности).

Метод двух портретов. Данный метод предусматривает выявление определенных психологических эталонов специальности и реальных психологических портретов претендентов. Задание заключается в выборе метода сравнения ПЕС и портрету претендента для определения степени их сходства.

На основе анкеты (см. метод контрастных пар) проводится экспертная оценка определенных свойств (ПЕС). Экспертами избираются наиболее опытные специалисты в соответствующей профессиональной сфере.

При построении психологического эталона специальности количество экспертов равняется 5 - 10 лицам. Работа одного эксперта длится не больше 30 минут. Отвечая на вопрос, эксперт пользуется шкалой:

Качества необходимы +3 балла

Качества обязательны +2 балла

Качества желательный +1 балл

Качества не имеют значения 0 баллы

Качества нежелательны - 1 балл

Качества противопоказаны - 2 баллы

Качества недопустимые - 3 баллы.

Использование оценки экспертов позволяет избежать субъективностей оценок, автоматизировать процесс диагностики.

Портрет профессии может быть дополненным качествами, которые характеризуют социальный, профессиональный, образовательный статусы, медицинскими нормами, др.

Реальный портрет претендента строится на базе вопросов вышеупомянутой анкеты, что позволяет сравнивать полученные результаты с эталоном профессии. При сравнении портрету и эталону определяют показатели резерва (превышение уровня развития свойств в реальном психологическом портрете претенденту над требованиями психологического эталона специальности), дефицита (превышение требований психологического эталона специальности над уровнем развития свойств в реальном психологическом портрете) и соответствия занимаемой должности (отношение резерва к дефициту).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.