Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электрический телескоп» Б.Л. Розинга






 

Борис Львович Розинг приступил к работе над проектом «электрического телескопа» (так он назвал свою систему дальновидения) еще в 1902 году. Этот «телескоп» принципиально отличался от устройств, предложенных М. Вольфке и О.А. Адамяном. Если последние пытались применить в своих системах газоразрядные трубки, то Розинг использовал электровакуумную лучевую трубку – ту самую электронику, которая, естественно видоизменившись со временем, и сейчас составляет основу телевизионной техники.

Позже он писал по этому поводу: «Катодный пучок есть именно то идеальное безынертное перо, которому самой природой уготовано место в аппарате получения в электрическом телескопе. Оно обладает тем ценнейшим свойством, что его можно непосредственно двигать с какой угодно скоростью при помощи электрического или магнитного поля, могущего быть притом возбужденным со скоростью света с другой станции, находящейся на каком угодно расстоянии» (Розинг Б.Л. Электрическая телескопия (видение на расстоянии). Ближайшие задачи и достижения. Петроград, 1923).

Потребовалось немало времени, прежде чем Розинг сумел завершить работу над «электрическим телескопом». Это объяснялось не столько сложностью задачи, сколько отсутствием времени. Ведь Борис Львович работал над проектом в редкие свободные часы, а в основном был занят тем, что читал лекции и вел практические занятия в трех высших учебных заведениях Петербурга (Технологическом институте, Константиновском военном училище и на Женских политехнических курсах), активно участвовал в общественно-научной деятельности, будучи членом ряда научных обществ. Кроме того, он необычайно ответственно относился к своему проекту, тщательнейшим образом отрабатывал каждый его узел. В результате только через пять лет, в 1907 году, он сумел подать заявки на свое изобретение в патентные организации России и ряда других стран (в России заявка была представлена 25 июля 1907 года, в Германии – 26 ноября, в Англии – 13 декабря того же года; патенты Б.Л. Розинг получил в Англии 25 июня 1908 г. (№ 27570), в Германии – 24 апреля 1909 г. (№ 209320), в России – 30 октября 1910 г. (№ 18076).

И, наконец, самое главное – профессор Б.Л. Розинг вскоре создал второй вариант «электрического телескопа», с помощью которого сумел 9(22) мая 1911 года первым в мире передать и принять на электронный телевизор простейшее изображение, состоящее из четырех светлых полос на темном фоне.

Конечно, это устройство еще не было системой электронного телевидения в полном смысле этого слова. В «электротелескопе» Розинга передающая станция являлась обычным электромеханическим устройством (до него было создано с десяток подобных конструкций) и только в приемной станции был введен новый элемент – электронная трубка. Естественно, что такое соединение «коня и трепетной лани» ни к чему хорошему привести не могло. И даже в тех случаях, когда все-таки удавалось передать какое-то изображение, – это была скорее видимость успеха, чем полноценное решение задачи. И О.А. Адамян, и Б.Л. Розинг хотя и применяли уже устройства для передачи движущегося изображения, но могли с их помощью демонстрировать лишь рисованные картинки, не говоря уже о качестве изображения.

Впрочем, в данных изобретениях был важен не столько результат, сколько принцип – тот самый принцип, который, в сущности, и лег в основу современной электронной телевизионной техники.

Здесь следует отметить, что через год после того, как Розинг подал в Англии заявку на свой «электрический телескоп», в лондонском журнале «Природа» появилась статья английского физика А.А. Кемпбела Суинтона, в которой автор предлагал использовать катодную трубку не только в приемном устройстве дальновидения, но и в передающем. Понятно, что до практического осуществления этого проекта дело не дошло, но английский ученый вошел в историю как генератор этой научной идеи.

Конечно, Розинг, с его дотошностью и скрупулезностью, прекрасно понимал, что процесс преобразования световой энергии в электрические сигналы значительно сложнее, чем прием изображения – преобразование электрической энергии в световую. Одно дело – передавать все многообразие реального мира, тончайшую игру света и совсем другое – обратный процесс. Ведь переменный электрический ток, поступавший на станцию приема, в каждый данный момент своей интенсивностью и направленностью определялся всегда однозначно. Вот почему несовершенные и малочувствительные катодные трубки К. Брауна, имевшиеся в распоряжении изобретателя, могли быть использованы для приема изображения, но не годились как передатчики движущегося изображения. (Вот почему был неосуществим в то время и проект А.А. Кемпбела Суинтона.)

Следовательно, решение Розинга создать гибрид из механического передатчика и электронного телевизора говорит не о слабости его изобретательской мысли, а напротив, о глубине знаний ученого в данной области, его умении критически оценивать состояние проблемы и исходить из реальных технических возможностей своего времени.

А время электронного телевидения тогда еще не пришло. Оно наступило два десятилетия спустя, его осуществили на практике другие ученые и изобретатели, многие из которых были учениками профессора Розинга.

Сам ученый (так уж сложилась его жизнь) долгие годы не мог участвовать в этих поисках. В дни Октябрьской революции семья Бориса Львовича находилась в районе Екатеринодара на отдыхе. Он бросает все свои дела в Петрограде и срочно выезжает к жене и дочери, оставить их одних в такое сложное время он, естественно, не мог. А начавшаяся вскоре гражданская война на несколько лет отрезала Розинга от дома, от привычной преподавательской и научно-исследовательской работы. Семья оказалась в районе, захваченном белогвардейцами. Надо было как-то существовать, и Борис Львович становится профессором физики и проректором по научной части Северо-Кавказского политехнического института. Только в 1922 году ученому удалось вернуться в Петроград и два года спустя продолжить свою работу над созданием электронной телевизионной аппаратуры. В 1931 году Розинг был арестован, сослан в Архангельск, где и умер.

Почему же именно Б.Л. Розинг считается основоположником современного электронного телевидения? Ведь практические системы вещания были созданы другими людьми. Вот мнение на этот счет крупного советского ученого, изобретателя передающей трубки, названной им «радиоглазом» (1931 г.) и запатентованной даже раньше знаменитого «иконоскопа» В.К. Зворыкина, считающегося во всем мире создателем современного телевидения, – Семена Исидоровича Катаева.

– Есть разница между словами «основоположник» и «создатель». Заслуга Вольфке, Адамяна и Розинга заключалась прежде всего в том, что они первыми предложили использовать электронику для передачи движущегося изображения на расстояние. И в этом смысле можно говорить о том, что они являлись основоположниками электронного телевидения: первые два предложили применить для этой цели газоразрядные трубки, а Розинг (вместе с немецкими изобретателями Дикманом и Глаге) додумался до использования в телевидении катодных трубок (нынешний телеэкран – не что иное, как сплюснутый конец катодной трубки).

– Почему же в таком случае основоположником электронного телевидения называют Розинга, а не Вольфке, например, который предложил использовать трубку Гейслера (одну из разновидностей электронных газоразрядных трубок) раньше? – задал я вопрос.

– В науке и в технике, – отвечал Катаев, – да и в искусстве тоже, недостаточно сказать «а». Кроме этого, надо уметь еще яростно бороться за свое открытие или изобретение, уметь зажечь своей идеей других, окружить себя учениками, а еще лучше создать свою школу последователей. Только в этом случае ученый имеет право считать себя основоположником какой-либо области науки и техники.

Приведу пример из области кино. Кто придумал деление изображения на экране на планы разной крупности? Вряд ли кто-то вспомнит. И в этом нет ничего удивительного – первым применил монтаж в кинематографе еще в 1900 году малоизвестный английский оператор и режиссер Дж. А. Смит. А основоположниками монтажа в кино считаются Д.У. Гриффит, Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн. Но факт остается фактом: первым использовал крупный, средний и общий планы в своих фильмах «Бабушкины очки» и «Что видно в телескоп» все-таки Дж. А. Смит. Только он сам не сумел оценить свое открытие по достоинству, не сумел убедить других в чрезвычайной важности этого приема, а самое главное, у него не хватило таланта, для того чтобы создать с помощью открытого им монтажа значительные фильмы. Вот все это вместе взятое и не позволило ему стать основоположником этого кинематографического приема. Обидно, трагично, но ничего не поделаешь!

Такая же история произошла и с первооткрывателями электронного телевидения. Вольфке, например, если исходить из сроков, был первым из наших соотечественников. Но ему было всего 15 лет, когда он создал свой проект устройства для передачи движущегося изображения на расстояние. К сожалению, этот вундеркинд больше не возвращался к данной теме, и хотя позже он стал выдающимся ученым, однако все его последующие работы не имели отношения к телевидению.

Почти в одно время с Розингом (и даже несколько раньше) подал заявку на свое изобретение Адамян. Но и он не придал особого значения тому обстоятельству, что в его устройстве использовалась электронная трубка, главным для него в этой работе явилась возможность передавать цветное изображение. Более того, во втором варианте своего устройства (1925 год) Адамян вообще отказался от применения электроники и создал систему, основанную полностью на механическом принципе развертки цветного изображения.

И только Розинг от начала до конца (более четверти века!) отстаивал идеи электронного телевидения. Он защитил свои авторские права, изготовил два варианта модели «электрического телескопа», организовал первую публичную демонстрацию передачи для зрителей с помощью своего изобретения.

Но дело не только в этом. Обычно историки науки и техники, говоря о Розинге, делают акцент на практическую (изобретательскую) сторону его деятельности и не придают должного значения исследовательской, общественно-педагогической работе ученого, роли его научных и популярных статей и книг для становления и развития электронного телевидения в нашей стране, забывают о том, что пока был жив Борис Львович, почти все наши создатели устройств дальновидения обращались к нему за советом, консультацией, поддержкой. Всякий раз, когда возникали споры, связанные с проблемами телевизионной техники, руководители советских ведомств и учреждений привлекали Розинга в качестве эксперта – как наиболее авторитетного и знающего специалиста в данной области.

Нельзя также забывать и о том, что Борис Львович долгие годы был своеобразным полпредом русской телевизионной школы в Европе и США. Возьмите любые списки изобретателей устройств для передачи движущегося изображения на расстояние (за рубежом они издавались неоднократно) и во многих из них на одном из первых мест вы встретите его имя.

Думается, – заканчивая интервью, сказал Катаев, – чтобы правильно оценить то место, которое занимал и занимает Борис Львович в истории становления и развития телевизионной техники, необходимо учитывать все стороны деятельности этого выдающегося ученого, без этого нельзя объяснить, почему в России и во многих других странах его признавали и признают основоположником электронной телевизионной техники.

 

* * *

 

Если говорить о вкладе второго поколения изобретателей устройств дальновидения нашей страны (конец XIX – начало XX веков) в мировое развитие телевизионной техники, то следует отметить три основных направления. Во-первых, это создание проектов устройств для передачи цветного изображения на расстояние (Полумордвинов, Адамян). В других странах первые опыты в этом направлении стали вестись позже. Во-вторых, это проекты устройств дальновидения, в которых изображение должно было передаваться не по проводам, а с помощью электромагнитных волн (Вольфке, Полумордвинов). Зарубежные коллеги наших изобретателей пришли к этой же идее только в 20-е годы.

Но наиболее значительный вклад наших соотечественников в становление телевизионной техники был сделан все-таки в третьем направлении — проектах, где впервые делались попытки применить электронику для приема движущегося изображения на расстоянии (Вольфке, Адамян, Розинг).

Почему так важен вклад именно в этом направлении? Ведь оно и по времени было не первым и долго не давало серьезных практических результатов? Все дело в том, что успех решения любой сложной задачи зависит прежде всего от того, насколько верно с самого начала был выбран магистральный путь для ее осуществления. Этот путь первым в мире нащупал Б.Л. Розинг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.