Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупность правовых средств, используемых в процессе правово­го регулирования общественных отношений, понимается как механизм правового регулирования.






По мнению С.С. Алексеева и некоторых других авторов, в меха­низм правового регулирования входят только правовые средства (ин­струменты) юридического воздействия. В то же время такие правовые процессы, как правотворчество, применение права, в механизм пра­вового регулирования непосредственно они не включают и считают, что эти процессы представлены в нем лишь конечными результатами в виде нормативных актов, технико-юридических средств и др.

Однако подобная позиция, по нашему мнению, является дискус­сионной. Один из основных принципов научного анализа сложных систем, механизмов требует рассматривать исследуемый объект,


 



6. Заказ № 1410.



явление во взаимосвязи, взаимодействии составляющих его частей. Только при таком подходе можно установить, насколько эффектив­но действуют компоненты, каковы их функции и насколько резуль­тативной является работа механизма в целом как единого целостно­го образования. Изучение же строения механизма на уровне состав­ляющих его частей является неполным. Автомобиль, трактор, иной механизм может иметь все необходимые детали и тем не менее пред­ставлять собой груду металла, не способную совершать требуемых действий.

Поэтому, чтобы получить верные представления о механизме пра­вового регулирования, его способности выступать в этом качестве, следует рассматривать максимально полно все его компоненты, а так­же взять их во взаимосвязи и взаимодействии. При таких методоло­гических требованиях механизм правового регулирования можно рассматривать как сложную систему, состоящую из: 1) правовых средств; 2) субъектов, осуществляющих правовое регулирование или правовую деятельность; 3) юридически значимых результатов их де­ятельности. При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правого регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.

Каждый механизм действует на своей стадии правового регули­рования — правотворчестве, правореализации или применении юри­дической ответственности — и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами.

Механизм правотворчества имеет своим объектом систему обще­ственных отношений, подлежащих правовому регулированию. Субъектами данного механизма выступают прежде всего государство, его органы и должностные лица, хотя значительную роль в нем игра­ют и граждане, политические партии и общественные объединения. В их постоянном взаимодействии и деятельности по совершенство­ванию норм права формируется система норм права, которая более или менее адекватно отражает систему общественных отношений и обеспечивает стабильный порядок в обществе.

В процессе правотворчества успешно применяется целый ряд спе­циальных правовых средств: юридическая техника, правотворческая инициатива, процедуры рассмотрения и принятия нормативно-пра­вового акта, его официальное опубликование.

Юридическая техника представляет собой совокупность требо­ваний, правил, которые необходимо выполнять в процессе подго-


товки проектов нормативных актов. Правотворчество как творчес­кий акт создания новых норм права осуществляется по особым пра­вилам, принципам. Их разработка является совокупным результатом обобщения передового опыта правотворческой деятельности и спе­циальных разработок проблем правотворчества учеными-юристами. Поэтому правильное применение правил, требований юридической техники является необходимым условием успешной правотворчес­кой деятельности.

Важнейшим правовым средством правотворческой деятельности является официальное внесение проекта нормативного акта в ком­петентный правотворческий орган. Таким правом наделяются отдель­ные структурные части правотворческого органа, должностные лица либо иные государственные органы. В отдельных случаях этим пра­вом могут наделяться общественные объединения и политические партии. С официальным внесением проекта нормативного акта в правотворческий орган начинается собственно правотворческий процесс. Орган рассматривает и принимает либо отклоняет внесен­ный проект или же отправляет его на доработку.

Принятый правотворческим органом нормативно-правовой акт подлежит опубликованию в прессе или иных средствах массовой информации. В противном случае нормативно-правовой акт оста­нется неизвестным для граждан, иных заинтересованных лиц, что сделает проблематичным выполнение им своей роли как регулятора общественных отношений. И не случайно большинство современ­ных демократических государств закрепляют и соблюдают принцип, согласно которому нормативно-правовой акт не может вступить в действие до тех пор, пока не будет опубликован в прессе или иных средствах массовой информации.

Конечные результаты правотворчества предстают в виде системы нормативно-правовых актов и системы права.

Принимаемые различными органами государства нормативно-правовые акты в своей совокупности образуют целостную и по пре­имуществу непротиворечивую систему. В ней неукоснительно дей­ствует принцип, согласно которому акты, принимаемые правотвор­ческим органом, не могут противоречить Конституции и актам вышестоящих органов. Так, нормативные акты Президента не могут противоречить законам, а акты Правительства — законам и норма­тивным актам Президента. Нормативно-правовой акт, который на­рушает данный принцип и содержит нормы, противоречащие актам вышестоящих органов или Конституции, подлежит незамедлительной


 




отмене самим правотворческим органом, либо вышестоящим орга­ном государства, либо Конституционным судом.

Система нормативно-правовых актов содержит все действующие нормы права. Последние также находятся между собой в тесной вза­имосвязи и образуют единое целое — систему права, основными эле­ментами которой выступают гражданское, трудовое, административ­ное, финансовое, земельное, уголовное и другие отрасли права.

Конечные результаты действия механизма правотворчества — система нормативно-правовых актов и система права —образуют нормативную базу, основание механизма реализации норм права. Дан­ный механизм представляет собой совокупность правовых средств, призванных обеспечить реализацию действующих норм права в кон­кретных правоотношениях. В числе этих средств выступают: 1) ме­тоды толкования норм права, 2) договоры и соглашения, 3) право­вые средства, используемые государством в целях охраны и обеспе­чения надлежащего исполнения обязательств участниками конкретных правоотношений, 4) акты применения норм права.

Механизм реализации норм права приводится в действие самым широким кругом лиц. Все, кому адресованы нормы права, обязаны руководствоваться ими, воплощать их в конкретных правоотноше­ниях либо воздерживаться от совершения запрещенных действий. Следовательно, в реализации норм права участвуют все граждане, их объединения, предприятия, организации, государственные органы и другие лица.

Процесс реализации норм права начинается с изучения норм пра­ва гражданами, иными лицами. Ибо прежде, чем принимать юриди­чески правильное и обоснованное решение, необходимо выяснить, какие нормы права действуют в соответствующей сфере и каково их содержание, что конкретно они предписывают. Правильному уясне­нию содержания норм права способствуют разработанные юриди­ческой наукой и практикой методы толкования права. Они содержат грамматический, логический, систематический, исторический и фун­кциональный приемы изучения норм права, применение которых позволяет избежать многих ошибок и заблуждений, которые неиз­бежно возникают, если читающий ограничивается буквальным про­чтением текста нормативно-правового акта.

Вооруженные знаниями действующих норм права граждане, иные лица принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения. При этом возможны два пути реализации норм права: 1) участники конкретных правоотношений


на основе действующих норм права самостоятельно решают все воп­росы, связанные с возникновением, изменением и исполнением пра­воотношений; 2) конкретные правоотношения возникают на осно­ве индивидуальных правоприменительных актов, принимаемых го­сударственными органами и должностными лицами.

Основными правовыми средствами возникновения правоотноше­ний, в которые вступают граждане, иные лица по своему желанию и усмотрению, выступают договоры и соглашения. Участники право­отношений в форме договоров и соглашений, заключаемых в устной или письменной форме, конкретизируют нормы права применитель­но к данному конкретному случаю. В частности, они могут опреде­лять, что является объектом правоотношения, какие обязательства берут на себя участники правоотношения, когда должны быть ис­полнены обязательства и в каком порядке, какими могут быть до­полнительные санкции за нарушение или ненадлежащее исполне­ние обязательств и др.

В правоотношениях, возникающих по желанию и воле их участ­ников, государственные органы не принимают непосредственного участия. В данном случае их задача сводится к охране правоотноше­ний и созданию такого правового режима, который бы обеспечивал реальное и надлежащее исполнение обязательств участниками пра­воотношений, а в случае конфликта, спора позволял бы устанавли­вать правонарушителя и степень его вины. Для реализации этих за­дач государство использует такие правовые средства, как обязатель­ное нотариальное удостоверение сделки, регистрация соглашений и договоров в компетентных государственных органах, лицензирова­ние отдельных видов деятельности граждан, предприятий, органи­заций и др.

Однако не все правоотношения возникают по воле и желанию его участников. Значительная часть конкретных правоотношений может возникнуть только после того, как компетентный орган государства примет специальный индивидуальный акт применения нормы пра­ва. Этим актом определяются стороны правоотношения, а также их права и обязанности. Например, директор издает приказ о предос­тавлении работнику предприятия Петрову очередного отпуска. Орган социального обеспечения выносит решение о назначении гражда­нину Сидорову пенсии по старости.

Индивидуальный правоприменительный акт, таким образом, вы­ступает средством перевода норм права в конкретные правоотно­шения. Однако в отличие от договоров и соглашений такой акт


 




принимается не самими участниками правоотношений, а компетен­тными государственными органами и может устанавливать права и обязанности помимо воли и желания сторон конкретного правоот­ношения. Например, решение суда о взыскании с гражданина али­ментов на содержание несовершеннолетних детей может и не при­ветствоваться им. Однако в данном случае его мнение и желание не имеют существенного значения. Все индивидуальные акты приме­нения нормы права являются общеобязательными и подлежат не­укоснительному исполнению как участниками правоотношения, так и другими заинтересованными лицами.

В механизме реализации норм права правоотношение не может рассматриваться в качестве разновидности договоров, соглашений, актов применения норм права или других правовых средств. Правоот­ношение представляет конечный результат действия механизма. Ибо все его правовые средства применяются с одной-единственной це­лью — обеспечить воплощение норм права в конкретных правоотно­шениях, создать предусмотренную правом систему правоотношений.

С переводом норм права в деятельную сферу, в область конкрет­ных правоотношений обеспечивается реальное исполнение обяза­тельств. Участники правоотношений действуют правомерно, совер­шают действия и поступки, предусмотренные нормами права. Тем самым правовое регулирование достигает своих конечных целей — в обществе создается устойчивый порядок, система отношений, кото­рые желал установить правотворческий орган, принимая соответству­ющий нормативно-правовой акт.

Таким образом, при нормальном течении обстоятельств право­вое регулирование полностью исчерпывает себя механизмом реали­зации норм права. Однако наличие в обществе правонарушений, дей­ствий, противоречащих нормам права, делает необходимым и оправ­данным существование механизма государственного принуждения.

Правовым основанием этого механизма выступают правонаруше­ния, а также нормы права, устанавливающие санкции за совершенные правонарушения и определяющие порядок применения ответственно­сти. Современное законодательство рассматривает правонарушение в качестве единственно возможного основания для привлечения винов­ного лица к юридической ответственности. Попытки применять санк­ции к гражданам, иным лицам по каким-либо иным основаниям при­знаются грубым произволом и нарушением прав человека.

В механизме государственного принуждения субъектами высту­пают: 1) правонарушители — граждане, предприятия, организации,


должностные лица, государственные органы; 2) государственные органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рас­следование обстоятельств совершения правонарушения, установле­ние и наказание виновных лиц.

Данный механизм составляют следующие правовые средства.

1) Жалобы, заявления пострадавших от правонарушения лиц. Кон­
ституционный принцип, согласно которому каждый вправе защищать
свои права и законные интересы всеми не запрещенными законом
способами, обеспечивается предоставлением гражданам, иным лицам
права на беспрепятственное обращение в любые органы государства.
Правовыми средствами защиты нарушенного права являются инди­
видуальные жалобы потерпевших, коллективные обращения, исковые
заявления в суд, заявления о совершенных преступлениях в органы
охраны общественного порядка или прокуратуру.

2)Деятельность органов охраны общественного порядка, проку­
ратуры, разного рода инспекций, иных государственных органов по
рассмотрению жалоб и заявлений лиц, потерпевших от правонару­
шений, расследованию обстоятельств совершения правонарушений
и выявлению виновных лиц.

3)Обеспечительные меры, принимаемые государственными орга­
нами в процессе расследования обстоятельств совершения правона­
рушений. Это задержание правонарушителя, иные меры пресечения
его деятельности, изъятие, опись или арест имущества, конфиска­
ция орудий правонарушения, приостановление деятельности орга­
низаций, предприятий и др.

4)Решения государственных органов о привлечении виновных
лиц к юридической ответственности. Как и любой иной правопри­
менительный акт, такие решения являются общеобязательными и
подлежат неукоснительному исполнению в том числе и лицом, ко­
торое подвергается наказанию. Виновному лицу предписывается
исполнить надлежащим образом возложенную на него правом или
договором обязанность, возместить причиненный вред потерпевше­
му, а также претерпеть какие-либо дополнительные негативные по­
следствия в качестве кары за совершенное правонарушение. Такие
последствия предусматриваются санкцией нарушенной нормы и
могут быть самыми различными — от простого предупреждения до
такой чрезвычайной меры, как смертная казнь.

С помощью механизма государственного принуждения органы государства предпринимают попытку не только восстановить нару­шенные права граждан, иных лиц, обеспечить реальное действие


 




норм права, но и перевоспитать правонарушителей, сделать их зако­нопослушными. Хотя эта цель государством достигается далеко не всегда. Тем не менее наличие юридической ответственности и меха­низма ее применения представляет собой одно из действенных средств, призванных обеспечить эффективное регулирование обще­ственных отношений.

Механизмы правотворчества, реализации норм права и государ­ственного принуждения как составные части единого целого — ме­ханизма правового регулирования — находятся между собой в тес­ной иерархической взаимосвязи. Эта взаимосвязь выражается в том, что конечные результаты действия одного механизма служат нача­лом, основанием функционирования другого. Каждый последующий механизм обеспечивает достижение целей правового регулирования, которые не представляется возможным реализовать на предшеству­ющих стадиях правового регулирования.

Механизм правотворчества завершается созданием нормативно-правовой основы — системы нормативно-правовых актов и систе­мы права. Действенные правовые средства, призванные обеспечить воплощение норм права в конкретных отношениях, содержит меха­низм правового регулирования. Его же основание составляют нор­мы права, т.е. конец одного механизма служит началом другого. В свою очередь механизм реализации норм права в основном реали­зует цели правового регулирования и обеспечивает создание жела­тельных для государства порядков. Однако этот механизм не в пол­ной мере справляется с поставленными задачами и не устраняет в обществе правонарушений. Для борьбы с ними и перевоспитанием правонарушителей предназначен механизм государственного при­нуждения. Его основанием выступают конечные результаты действия предшествующих в правовом регулировании механизмов: нормы права и правонарушения. И лишь в таком органическом и согласо­ванном взаимодействии трех механизмов государство обеспечивает действенное управление обществом.

Дальнейшему углубленному изучению механизма правого регу­лирования и составляющих его компонентов посвящены три после­дующих раздела учебника. В своей совокупности эти разделы состав­ляют основу курса теории права и их усвоение является необходи­мым условием высокого профессионализма и компетентности любого юриста.


РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ МЕХАНИЗМ ПРАВОТВОРЧЕСТВА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.