Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Плиний Младший
(№ 2371). «Плиний Кореллии Гиспулле привет. (3) … Надо поискать латинского ритора, школа которого известна строгостью нравственных правил и прежде всего целомудрием. (4) Природа и судьба одарили нашего юношу, кроме прочих даров, исключительной красотой, и ему, в этом неустойчивом возрасте, нужен не только учитель, но страж и руководитель. (5) Мне кажется, я могу указать тебе на Юлия Генитора …» (Письма Плиния Младшего III 3, 1.3-5, пер. М.Е.Сергеенко [Плиний 1983, с.43-44]) (№ 2372). «Плиний Титию Аристону привет. Многие услуги твои были мне приятны и дороги, но больше всего одолжил ты меня своим решением не скрывать случившейся у тебя долгой и содержательной беседы о моих стихах. Она затянулась, потому что мнения оказались разные; были люди, которые не осуждали самих произведений, но по-дружески прямо упрекали меня за то, что я и писал такое и рецитировал. (2) Я еще увеличу мою вину, ответив таким образом: «Я пишу иногда, да, пишу вольные стихи, я слушаю комедии, я и смотрю мимы, и читаю лириков, и понимаю поэтов, писавших во вкусе Сотада. А еще я шучу, забавляюсь; все эти виды невинного отдыха можно охватить в одной формуле: «я – человек»». (3) Я не огорчаюсь этим мнением о моей нравственности тех, кто, не зная, что такие стихи часто писали люди очень образованные, очень чистые и уважавшие себя, удивляются этим моим писаниям. (4) От тех же, кому известно, каким писателям я следую, я надеюсь легко получить разрешение заблудиться вместе с теми, подражание кому не только в серьезном, но и в пустяках стоит одобрения». (Письма Плиния Младшего V 3, 1-4, пер. М.Е.Сергеенко [Плиний 1983, с.81]) (№ 2373). «Плиний Понтию привет. … (5) Я сделал над собой усилие и, против своего ожидания, после длительного перерыва, в очень короткий срок набросал следующие стихи о том самом, что подстрекнуло меня к писанию: (6) Книги Галла читая, в которых отцу дерзновенно Первенства пальму дарит он в ущерб самому Цицерону, Вольную я цицеронову шутку нашел, что блистает Тем же талантом, с которым писал он серьезные вещи. Он показал, что великих мужей наслаждаются души Солью острот и изяществом пестрым прелестной забавы. Жалоба здесь на Тирона: однажды ночною порою Он, задолжав поцелуй влюбленному, дав лишь отведать, Хитро украл и коварно унес их. И вот, прочитавши, Я говорю: «Так скрывать зачем? про любовь и проказы, Робко таясь, никому не рассказывать? Лучше признаться: Знаю я козни Тирона, пугливые ласки Тирона, Знаю обман, что сильней раздувает любовное пламя».
(7) Я перешел к элегическим стихам и стал сочинять их с такою же быстротой. Легкость эта испортила меня, и я начала добавлять к ним еще и еще. Возвратившись в Рим, я прочитал их приятелям: они одобрили. (8) Затем, на досуге, особенно в пути, я стал браться за разные размеры и, наконец, решил, по примеру многих, составить особо один томик гендекасиллабов, и не раскаиваюсь…» (Письма Плиния Младшего VII 4, пер. А.И.Доватура [Плиний 1983, с.119-120]) (№ 2374). «Плиний Генитору привет. (1) Получил твое письмо, в котором ты жалуешься, что тебе был противен роскошнейший обед, потому что шуты, кинеды и дураки бродили между столами. (2) Хочешь, чтоб чело твое прояснилось? У меня нет никого из них, но я терплю людей, которые их держат. А почему у меня их нет? Потому что меня ничуть не восхищает как забавная неожиданность расслабленный жест кинеда, шалость шута, глупость дурака. Я говорю с точки зрения не разума, а вкуса». (Письма Плиния Младшего IX 17, 1-2, пер. А.И.Доватура [Плиний 1983, с.165])
Стаций «Фиваида» «…Иасид велит по обычаю слугам чашу с прекрасным подать рисунком, блестящую златом, - … там фригийский ловец летит на крылах золотистых: он – возносится, вниз удаляются Гаргары, Троя, спутники в горе стоят, собаки тщетным рычаньем пасть изнуряют, и тень догоняют, и лают на тучи». (№ 2375). (Стаций. Фиваида I 540-541, 548-551 [Стаций 1991, с.16])
«…Дорион, печально известный гетским певцом: превзойти Аонид велемудрых надеясь в пении, был осужден Фамир на годы безмолвья уст и кифары (но кто ж превозносится, встретясь с богами?), и онемел; а ведь он и о состязании с Фебом знал, и том, как повис сатир в знаменитых Келенах». (№ 2376). (Стаций. Фиваида IV 181-186 [Стаций 1991, с.58])
«Выступил дерзостно в путь и вослед Геркулесу стремился мощному (еле за ним бегом поспевая, поскольку тяжкою ноша была) несущий лернейское бремя Гилас и радостен был, под тулом огромным страдая». (№ 2377). (Стаций. Фиваида V 441-444 [Стаций 1991, с.82])
«Ежели б также и ты красоты знаменитой Нарцисса выслал, Кефис! – Но в феспийских полях сей отрок угрюмый блекнет, и сирой волной родитель цветок омывает». (№ 2378). (Стаций. Фиваида VII 340-342 [Стаций 1991, с.118])
Гоплей и Димант. «Вот каковы – у царей в вожделенных объятиях оба – духа величьем равны, этолиец и славный аркадец мощные души свои выдыхают и в смерти ликуют. Память святая о вас (хотя и слабейшая лира песни возносит мои) течение лет одолеет. Может быть, рядом с собой дозволит призракам вашим стать Эвриал, и славою Нис осенит вас Фригийский». (№ 2379). (Стаций. Фиваида X 442-448 [Стаций 1991, с.175])
|