Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка публичного выступления






 

При подготовке публичного выступления рекомендуется использовать античный риторический канон, прослеживающий путь от мысли к звучащему слову и указывающий на последовательность действий оратора.

Изобрете-ние Расположе-ние Словесное выражение Запомина-ние Произнесе-ние

 

Изобретение (инвенция) – важнейший этап в подготовке выступления – обдумывание содержания выступления и сбор материала. Перед оратором стоят три вопроса: Что сказать? Кому? Зачем? Необходимо определить тему выступления, найти ее удачную формулировку, определить цели высказывания и собственное отношение к высказываемому.

На этапе изобретения происходит сбор материала как теоретического, так и иллюстративного (статистические данные, схемы, цитаты и т.п.), анализ и систематизация материала, выбор стратегии речевого поведения в зависимости от целей высказывания и ситуации речевого общения.

Расположение, или искусство композиции, – следующий этап в подготовке выступления. Композиция – это логика развития темы. Речь, лишенная такой логики, воспринимается с трудом. Основная задача оратора – установление четкого членения сообщения и обеспечение связности между его частями.

Традиционно в речи выделяются три части: вступление, основная часть и заключение. При разработке композиции необходимо соблюдение основных риторических принципов: последовательности, единства, усиления, экономии.

Принцип последовательности (или связности) подразумевает такое развитие мысли в тексте, когда одна мысль порождает другую.

Принцип органического единства обязывает подчинять все мысли главной.

Принцип усиления предписывает располагать информацию с возрастающим эффектом воздействия, т.е. убедительность аргументов усиливается к концу выступления.

Принцип экономии требует добиваться цели речи самым рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств как со стороны оратора, так и со стороны слушателей.

Необходимо помнить, что при восприятии ораторской речи лучше запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения, поэтому работе над вступлением и заключением следует уделять особое внимание.

Вступление призвано выполнять несколько задач:

- привлечь внимание слушателей (так называемые «крючки», «магниты»);

- вызвать расположение к оратору, снять психологические «барьеры»;

- мотивировать необходимость слушания;

- ввести в тему выступления.

Риторика предлагает некоторые традиционно хорошие зачины: яркое, образное сравнение, цитату, афоризм, риторический вопрос, интересные статистические данные и др. Успех вступления во многом определяет успех всего выступления.

Заключение также может выполнять ряд задач:

- суммировать сказанное, сделать вывод;

- усилить интерес к предмету речи;

- закрепить впечатление от речи;

- наметить тему следующего выступления;

- поставить перед аудиторией задачи для дальнейшего обсуждения.

В заключении так же, как и во вступлении, уместно использование ярких высказываний.

Словесное выражение (элокуция) предполагает правильный отбор и организацию языковых средств, соответствующих ситуации. Выступающий должен стремиться к правильности, точности, ясности, краткости, богатству и разнообразию лексики и грамматических конструкций, к стилистической однородности речи.

Кроме того, риторика имеет богатейший запас языковых средств, способствующих достижению большей выразительности речи. Это тропы и фигуры, так называемые «цветы красноречия», использовавшиеся еще античными ораторами и классифицированные ими (сравнение, метафора, гипербола, повтор, риторический вопрос и др.). Применение тропов и фигур делает речь не только выразительной, но и способствует лучшему пониманию и запоминанию. К средствам выразительности относятся также фразеологизмы и крылатые выражения.

Этап словесного выражения заканчивается написанием полного текста выступления, тщательно отредактированного, ведь «перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия» (Цицерон).

Запоминание – четвертая ступень риторического канона. Выбор формы произнесения речи (с опорой на текст или без записей) зависит от множества причин: сложности темы, состава аудитории, свойств памяти выступающего и др. Рекомендуется на основе полного текста выступления составить краткий тезисный план с четким выделением частей речи, с полной записью вступления и заключения, с записью цитат, статистических данных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.