Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы Петра Первого






В первой четверти XVII в. Петром I был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта. Произошла коренная реорганизация вооруженных сил.

На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по нескольку раз, в разное время, касаясь ее по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны.

1) Военные Реформы

Главные преобразования военных реформ:

а) Создание сильной армии, способной воевать с противниками.

б) Во главе армии должны были быть люди, знающие военное дело (Апраксин, Меньшиков, Шереметев и др.)

в) Создание мощного военно-морского флота.

г) Огромные затраты на армию, за счёт средств простого народа.

 

Одно из центральных мест в реформах Петра занимало создание мощных вооруженных сил. В конце XVIII в. русское войско состояло из полков солдатского строя (в 1689 г. - 70% общей численности), стрелецких полков и дворянского ополчения. Солдатские полки были лишь зачатком регулярной армии, так как казна не могла их взять полностью на свое содержание, и в свободное от службы время солдаты занимались ремеслом и торговлей. Стрельцы все больше превращались в полицейскую силу и орудие дворцовых интриг. Дворянская конница уже к середине XVII в. в значительной степени утратила свою боеспособность. Идея создания сильной армии овладевали Петром ещё с ранних лет. С раннего детства Петра увлекала военное дело. И уже с начала 80-х гг. эта «игра в солдатики» превращается в нешуточную забаву. Уже в 1689 г. Пётр посвящает всё своё время строительству с голландскими мастерами небольших кораблей на Плещееве озере. В 1690 г. Пётр снаряжает флотилию из небольших судов. В этом же году создаёт два «потешных полка», ставшие потом Семёновским и Преображенским полками. На Яузе строится крепость Пресбург. С 1691 г. регулярно устраиваются «потешные» сражения между «потешными полками», которыми командовал Ф. Ю. Ромодановский. Бои порой становились столь ожесточённым, что бывали и жертвы. В одном из таких сражений был убит кн. И. Д Долгорукий. «Потешные полки» стали основной военной силой русской армии. – На их счету Азовские походы (95 и 96 гг.). С начала Северной войны основное внимания царя сосредоточилось на Балтийское море. Строительство кораблей с тех пор проводилось в С.-Петербурге. С начало Северной войны произошло создания регулярной армии. Пётр сам изменил комплектование армии. В 1705 г. была введена рекрутская повинность. С 20 дворов забирали 1 в рекруты в возрасте от 15-20 лет. Рекруты пожизненно зачислялись в сословия солдат. Дворяне начинали служить с чина рядового в гвардейских полках. Так была создана регулярная армия, обладавшая высокими боевыми качествами. Армия была перевооружена, с учетом зарубежного и отечественного опыта были модернизированы стратегия и тактика, введены Воинский и Морской уставы. К концу правления Петра Россия обладала сильнейшей в Европе армией численностью до 250 тыс. человек и вторым в мире военным флотом, 48 линейных и 786 гребных судов.

Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ.

2) Административные Реформы.

Никакой программы административно-государственных преобразований у Петра не было. Главной целью всех военных реформ было, как можно больше собрать денег у народа на погашение государственных потребностей, в данном случае на существование армии. Главная беда военных реформ - бессистемность и спешка. Принимая какое-либо установление, оно в скором времени либо ликвидировалось, либо вновь заменялось аналогичным постановлением, по сути, не имеющей никакого смысла. С приходом к власти Петра установилось полное самодержавие, в результате чего роль Боярской думы сильно упала, и уже в 1704 г. и вовсе перестала существовать. Боярскую думу заменила " консилия министров" - совет начальников важнейших правительственных ведомств. В деятельности данного органа уже видны элементы бюрократизации управления - режим работы, строгое распределение обязанностей, введение регламентированного делопроизводства. Один из главных советников царя был Ф. Ю. Ромодановский. В 1699 г. – создание особого ведомства городов. Во главе органов местного самоуправления – Московская ратуша, ведущая учёт о поступлении доходов в казну. Расходы росли, доверие к ратуши стало падать; как таковой прибыли она не приносила. В 1708 г. – создание восьми губерний. Губернская реформа упраздняла преобразования 1699 г.: города были подчинены уездным комендантам, ратуша стала губернским учреждением. Главная задача губернской реформы – обеспечение армии за счёт местных учреждений. (Так и не была выполнена) – В связи с затянувшейся Северной войной; сборов в казну не хватало для поддержания армии. В результате чего произошёл «распад» центрального управления. Образование Сената в 1711 г. стало следующим шагом в организации нового аппарата управления. Сенат состоял из 9 самых приближённых людей Петру I. Имел полномочия в качестве надзора за судом и участвовал в делах казны. Сенат создавался как высший орган управления, сосредоточивший в своих руках административно-управленческие, судебные и законосовещательные функции. В Сенате вводился принцип коллегиальности: без общего согласия решение в силу не вступало. Впервые в государстве учреждение, как и в армии, вводилась личная присяга.

В 1722 г. был создан важнейший контрольный орган - прокуратура. Неофициально главой Сената стал генерал-прокурор П.И. Ягужинский. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором путем введения системы фискалов, которые осуществляли негласное наблюдение за деятельностью администрации на всех уровнях. Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос. Феномен доносительства прочно утвердился в государственной системе и в обществе. В этом же году учреждена должность генерал-прокурора, который становился руководителем фискалов. Главная задача - следить за сенатом и доносить императору. В государственном управлении роль сената резко упала. В связи со всем происходящим Пётр издаёт указ в 1718 г. об учреждении «Реестр коллегии» по шведскому образцу. Вместо 44 приказов учреждались коллегии. Их число составляло 10-11. В 1720 г. был учрежден Генеральный регламент коллегий, согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров.

 

а) Чужестранных дел коллегия (ведавшая иностранными делами)

б) Камер-коллегия (сбор доходов)

в) Юстиц-коллегия (судебные дела)

г) Ревизион-коллегия (ведомство финансового контроля)

д) Воинская (военных дел)

е) Адмиралтейская (военно-морские силы)

ж) Коммерц-коллегия (торговля)

з) Берг-коллегия (металлургией и лёгкой промышленностью)

и) Мануфактур-коллегия (горнозаводская и фабричная промышленность)

к) Штатс-коллегия (ведомство государственных расходов)

 

С появлением коллегий стало чёткое распределение их сфер деятельности. И что самое главное – это органы совещательные, «коллегиальные». Данное разделение на коллегии принесло огромный результат. Особой коллегией стал Священный Синод, созданный в 1721 г. Должность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник - обер-прокурор. Церковь превратилась в государственный орган. В 1719-1720 г. – реформа административно-территориального устройства. Губернии делились на провинции, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией; провинции на дистрикты (бывшие - уезды). Всё население отныне делилось на три группы:

1-я гильдия – Богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских.

2-я гильдия – Мелкие торговцы, зажиточные ремесленники.

3-я гильдия - «Подлый люд» - Всё остальное городское население.

В результате чего произошло резкое сокращение участвующих в выборах. Голосовать могли только представители 1-ой гильдии.

В 1722 г. – принятие документа Табели о рангах. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Для получения следующего ранга нужно было пройти все предыдущие. Военный или гражданский чиновник, достигший восьмого ранга, соответствовавшего коллежскому асессору или майору, получал потомственное дворянство. За отказ служить владения дворян конфисковывались. Если на Западе служба была привилегией, то в России - обязанностью.

3) Церковные преобразования

Позиция русской Православной Церкви во второй половине XVII в. остаётся неизменной – сохраняется административная, финансовая и судебная автономия по отношению к царской власти. Пётр не имел ничего против церкви, с ранних лет мать Петра – царица Наталья Кирилловна приобщала Петра к церкви. Но после смерти матери (1694 г.) Пётр отдалился от церкви, перестал участвовать в религиозных церемониях, прекратил общение с патриархом. Финансовая сторона дела Петра заботила больше нежели «спасение человеческой души». На реализацию обширных государственных реформ нужны были деньги, церковь для Петра стала дополнительным источником доходов. Разделяя новейшие европейские взгляды, Пётр решил сделать церковь – орудием просвещения, а за одно и государственным органом. В 1700 г. Пётр организовал ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. По указу царя главой церкви становился «местоблюститель патриаршего престола»; им стал никому неизвестный – митрополит Рязанский Стефан Яворский. В 1711 г. восстановлен Монастырский приказ по сбору церковных доходов в пользу государства для обеспечения армии и флота. На этом Пётр не успокоился. В этом же году он издаёт указ, направленный на сокращение монахов – желающий им стать должен был обращаться в Монастырский приказ, откуда, как правило, получал отказ. В 1721 г. Пётр одобрил предложение его сторонника Феофана Прокоповича о создании Духовного регламента. По этому документу ликвидировалось патриаршество. Для управления церковью была учреждена коллегия – Святейший Синод, состоявшая, фактически из монахов – чиновников. За деятельностью Святейшего Синода следил обер-прокурор. В духовном плане церковь, фактически, перестала существовать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.