Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назад к списку






Готика XII-XV вв.

Готика (2 пол. XII-XV вв.) — стиль архитектуры, зародившийся во Франции, отличается своей изысканностью. Он пришел на смену романскому стилю в Европе. Для готических соборов характерны вертикальность композиций, их устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, сложный декор с широким использованием золотой краски, резьбы по дереву, резной и раскрашенной скульптуры. Пышным цветом расцвело каменное кружево тонкостенных построек. Конструкция стрельчатых арок позволила достигнуть небывалой высоты сводов благодаря большим окнам, отличной освещенности

Интерьер

В период ранней готики предметы обстановки были еще тяжелы и неуклюжи, расставляли их обычно вдоль стен

Стены перестают быть конструктивным элементом, становятся более легкими, облицовываются деревом или украшаются стенной росписью ярких цветов, настенными коврами.

Характерными элементами становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты, окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла разных цветов (витражи), но без занавесей. Картинами для украшения комнат пользуются редко. Дощатые и кафельные полы раннеготического интерьера позднее застилались коврами.

Потолки обычно деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; встречается декоративная роспись на потолке.

Определением “каминный зал” мы также обязаны Средневековью. Центр интерьера - богато оформленный камин или кафельная печь. Внушительные размеры камина позволяли придавать ему облик архитектурного сооружения. Украшался крепостными башенками, шпилями, фризами с изображениями рыцарских турниров, картин охоты или иронических сценок на бытовые темы.

Готическая эпоха породила зонирование. Хотя, строго говоря, оно было декоративным и носило символический характер. В частности, такой элемент, как балдахин получил распространение именно как один из способов зонирования. Балдахин служил для выделения хозяйского ложа из общего пространства. Когда со временем появились интимные покои, ложе перекочевало туда вместе с балдахином, который постепенно стал чисто декоративным элементом. Драпировки и балдахин выполнялись из дорогих материй и расшивались золотыми и серебряными нитями. Применялась также техника гобелена и роспись по ткани

Мебель

Рассматривая очертания готической мебели, легко заметить простоту форм и стройность, придающих ей особое изящество и красоту. Легкость и натуральность достигается путем использования растительной тематики и орнаментов.

Не осталась прежней и сама конструкция мебели того времени. Если раньше различные конструктивные элементы соединялись между собой посредством шпонок и заклепок, то в эпоху готики в моду вошли соединения каркасов в лапу. Делая остов, прибегали и к использованию филенок, на которых зачастую присутствовала ярко выраженная резьба.

В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой. Было принято использовать в орнаменте гербы.

Типичные мебельные изделия: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках.

Кресло. В основе кресла стиля готики лежит форма обычного сундука. Его добавляют глухие подлокотники и глухая, непропорционально высокая спинка. Все составляющие детали кресла украшены непременной резьбой, включающей в себя как архитектурные мотивы, так и растительные. Одной из главных деталей такого кресла являлись угловые стойки, имеющие круглую или многогранную форму. Скамья ничем не отличалась от кресла, единственное – она была длиннее и украшалась балдахином, который крепился на всевозможных флеронах, шпилях и стойках..

Новинкой среди предметов мебели поздней готики стал складной стул, изобретенный в Италии. Его конструкция состояла из нескольких изогнутых или прямых планок, пересекающихся между собой. При этом ножки стула имеют форму ножниц.

Кровать. Кровати в готический период продолжают украшаться балдахинами, либо встраиваются прямо в стену для защиты от холода.

Шкаф. В основе современного шкафа на ножках также является сундук. Шкаф-поставец появился во времена готического стиля и довольно-таки быстро завоевал популярность. Модернизация происходила постепенно: сначала появились четыре ножки, затем они были соединены единой рамой. Впоследствии в нижней части шкафа начали делать импровизированную полку – ножки сзади и рама снизу обшивались досками. Верхняя же часть шкафа оборудовалась простыми или откидными дверьми. Тема балдахинов присутствовала и здесь – часто они венчали горку с навесом, находившуюся сверху шкафа. Для горок того времени были характерны стрельчатые своды. На дверях помимо богатой резьбы присутствовали замысловатые замки и петли. Вообще резьбой украшались практически все детали мебели: от столбиков-подпорок до филенок. Лишь в поздний период готики деревянную мебель стали красить и покрывать позолотой. Шкафы в первую очередь применялись для хранения посуды из серебра и меди.
Большие шкафы с четырьмя дверцами появляются также в XV веке. Они были полностью закрыты, снабжены двумя дверцами и несколькими дверьми снизу и сверху. Впоследствии были придуманы и многочисленные выдвижные ящики. В средней же части шкафа помещались доски, способные опускаться и подниматься.

Стол. Конструкция стола почти не изменилась со времён романского стиля, хотя влияние готики было заметно - в пространстве под столом стали делать полки и выдвижные ящики, а боковые стенки стола украшать все той же резьбой. Новшеством стал и проем в середине стола, выполненный в виде одинарного или двойного окна с замысловатым переплетом деревянных филенок.

Варианты готического стиля можно разделить на две группы: северную (Нидерланды, Франция, Англия и Северо-Западная Германия) и южную (южная Германия, Швейцария, Австрия). Северная готика оказалась более живучей и в некоторых странах просуществовала до15 в. включительно.

Здесь использовались более твёрдые породы древесины, поэтому широко применяется резьба по дереву, и, как следствие мебель, принимает почти архитектурные формы.

На юге же применялись в основном полутвёрдая, хвойная древесина, и распространён неглубокий резной орнамент с многочисленными растительными элементами. Эта неглубокая резьба часто окрашивается в красный и зелёный цвета. В Италии от готического стиля переняли в основном орнаментику, но все острые готические углы обычно сглаживали.

Основные материалы: камень, мрамор, дерево (дуб, орех, ель, сосна, лиственница, кедр европейский, можжевельник).

Цветовая гамма: красные, синие, желтые, коричневые оттенки + золотые и серебряные нити, а также пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки.

Горожане первыми в Средние века сменили жизненные ориентиры и ценности. Их благосостояние зависело не только от воли Божьей, но и от собственного трудолюбия. Горожанин быстро научился ценить свой дом и себя самого. Именно это стало переломным моментом в психологии Средневековья - осознание человеком своего Я, своей ценности, своей исключительности.

Сам готический стиль, возродив к жизни забытое мастерство, впоследствии практически не использовался. После его яркого прорыва в пространство человечество вновь обращается к античной традиции.

 

назад к списку

Ренессанс (Возрождение) XIV-XVI вв.

Интерьер

Архитектурный стиль эклектичный и скорее декоративный, чем конструктивный. Формальные элементы стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Окна решались с полукруглыми, позднее с прямым завершением. Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. Пол, стены и дверные рамы облицованы мрамором; бревенчатый или кессонный потолок обшивался деревом.

Мебель

Мебель, оформленная в стиле ренессанс, довольно громоздкая, и характеризуется чёткой формой, ясным построением и многообразием архитектурных элементов, большое внимание уделяется декору Корпусная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрное палаццо с колоннами, пилястрами, карнизами, фронтонами.

После кровати второй по важности предмет обстановки - сундук-кассоне (с резьбой, инкрустацией и росписью). Встречаются два типа столов: прямоугольной формы с толстой столешницей на двух массивных устоях и центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести- или восьмиугольной формы. Особенной декоративностью славилась венецианская мебель: сундуки, шкафы украшались росписью, стукко, позолотой.

Для этого стиля интерьера актуальны ножки мебели в виде звериных лап, но доминантами все же остаются опоры-колонны.

Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов. Широко используются различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, купидоны; вводятся в обиход гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях; широко употреблялись арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны и т.д.

Линииолуциркульные.
Геометрический рисунок: круг, квадрат, крест, восьмиугольник., мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения.

Форма: круглая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые, ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры.

Основные материалы: черное и белое дерево (дуб, орех, экзотичные породы), слоновая кость, камень, мрамор, песчаник.

Цветовая гамма: мягкие и светлые, темные и мрачные, звонкие и насыщенные; холодные оттенки белого цвета и пастельные гаммы, пурпурный, синий, желтый, коричневый.

назад к списку

 

Маньеризм (конец XVIв.)

Маньеризм (конец XVI века, длился около 25 лет) — стиль в европейском искусстве, основной чертой которого было подведение итогов нового художественного восприятия мира, возникшего после Средневековья в эпоху Возрождения. Маньеризм осуществил переход от массивных и тяжелых форм в интерьерах Ренессанса к новому стилю, олицетворяющему весь шик, богатство и пышность королевского двора — Барокко. Название «маньеризм» (от слова «манера») стилю дали современники, воспринимавшие его как манерничанье — обращение к недавнему прошлому, повторение его лучших достижений.

 

Барокко(кон. XVI — нач. XVII вв.)

 

В переводе с итальянского — “причудливый”. Итальянское; Barocco; > означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было естественным продолжением ренессансного стиля.

Эпоху Барокко принято делить на четыре периода, которые хронологически совмещаются со временем правления французских королей:

  • стиль Людовика XIII – раннее барокко, переходное от Ренессанса, 1610-1643 гг.
  • стиль Людовика XIV, 1643-1715 гг.
  • стиль Регентства («режанс») – переходный к стилю Людовика XV, 1715-1730 гг.

 

Основные черты: повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий.

Архитектура

В архитектуре и интерьерах применялись пышные помпезные формы. В оформлении окон, мебели, посуды использовались сложные по очертаниям динамические овальные спирали. Пренебрежение спецификой материала ведет к изогнутым, очень пластичным поверхностям предметов, крученым колоннам, пухлым балясинам, богато профилированным карнизам и рамкам. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды. Мебель часто покрывают яркими росписями и лаками (Венеция), вводят в декор позолоту и инкрустацию хрустальными пластинками. Сидения часто сплошь сбиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой.

В зданиях стиля барокко вестибюль должна украшать парадная мраморная лестница, над ней находится плафон потолка, который раскрашивается яркими красками. Чаще всего напротив лестницы устраивался специальный балкон для оркестра, который исполнял в честь гостей соответствующую музыку. Во дворцах стиля барокко парадные залы обычно устраивались на втором этаже. Между помещениями находятся узкие галереи, которые украшаются коллекциями произведений искусства – картинами, скульптурами, изысканными вазами на вычурных подставках. Окна этих галерей обычно выходят в парк.

Интерьер

Одна из характерных черт барокко – пространственный иллюзии, которые сопровождают интерьеры этого стиля. Компоненты, традиционные для барочных интерьеров – зеркала, потолки, стены, экраны – расписаны изображениями, основанные на картинах жизни небожителей. На стенах висят гобелены, несущие изображения пейзажей. Торжественный пафос интерьера усиливается при помощи обилия тяжелых тканей, ковров, богатых сверкающих люстр, позолоченной лепнины, в которой преобладает тематика изображений листьев и плодов, картуши и маскароны. Криволинейные, округлые контуры придают декору динамику и живописность.

Ткани. Материи в интерьере стиля барокко уделялось особое внимание. Элементы, выполненные из материи, должны были сиять особой роскошью. Так же, как и в средневековье, широко распространены шпалеры – тканые ковры без ворсы, которыми занавешивали стены дома. Качество гобеленов в эпоху барокко стало таким высоким, что они зачастую конкурировали с живописью. Кроме шпалер, часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель. Будуары украшались шторами – плотными полотнами со сложным тканым рисунком. Для барокко было характерно использование бархата. В период расцвета барокко в Лионе была выпущена новая атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики. Кроме того, к концу семнадцатого века в моду вошла материя с рисунком, которая в Англии называлась, хотя на ней изображались картины не только японской, но и китайской тематики: восточные пейзажи, красочные птицы и цветы.

Освещение.

Освещение при помощи свечей придавало интерьерам неповторимое романтическое звучание. Именно под свечи были придуманы разнообразные приборы освещения. Это – канделябры и жирандоли, шандалы и подсвечники. Если подсвечники и шандалы можно было относительно свободно перемещать из одной комнаты в другую, то канделябры и жирандоли закреплялись на полу или стенах. Название «люстра» в переводе с французского обозначает «блеск», - этот тип светильника был введен в употребление во второй половине семнадцатого века и с тех пор стал (и остается, пожалуй, и в наше время) самым эффектным из всех источников света. Хрустальная люстра – обязательная деталь любого интерьера «дворцового» типа.

Мебель

Элементы декора этого стиля внушительны по объему, в них часто применяется резьба, металлические накладки из бронзы и благородных металлов, а также мозаика из различных пород дерева (интарсия). Эпоха барокко оставила потомкам такой предмет, как шезлонг (chaislonge – «длинный стул», на котором можно сидеть и лежать), так называемые канапе –кушетки на шести или восьми ножках, а также комод с выдвижными ящиками, появляются первые «гарнитуры»

 

Варианты кроватей с различного вида балдахинами часто украшали султанами из перьев страуса. Ложе опиралось на скульптуры в виде женских торсов, в ногах ложе опиралось на подобие античных ваз. На смену царившим в эпоху Возрождения сундукам (кассоне) в эпоху барокко пришли комоды, книжные шкафы и бюро.

В предметах мебели можно отметить следующие особенности, свойственные барочному стилю:

1. Все фасадные проекции (или, по крайней мере одна из них) любых видов мебели лишены замкнутой прямоугольности контура.Поверхности, тем или иным образом вычлененные внутри общего фасадного контура (например, поверхности шкафных дверей, выдвижных ящиков, пилястр), часто имеют также свой собственный фигурный контур.

2. В мебели барочного стиля отсутствуют такие поверхности, единственным декоративным свойством которых была бы только естественная текстура древесины. Если в изделии и есть какая-либо большая поверхность, например филенки шкафной двери или столешницы, то она разбивается инкрустацией (интарсия, мозаика), чаще всего узорочной. Впервые в истории мебели широк применяются изогнутые поверхности (гнутье массива древесины – достижение эпохи барокко).

3. Правильный орнамент с бордюрной симметрией уступает место свободному узору. Узоры делаются трехмерными, резными, или двухмерными - в технике инкрустации или наложения украшений. Для инкрустации используются такие материалы как желтая медь, слоновая кость, черное дерево, черепаха, драгоценные и полудрагоценные минералы и др..

4. В этом стиле основные мотивы объемных украшений в большинстве своем асимметричны – щиты сложного ломанного или округлого очертания, картуши, раковины, гирлянды, фестоны, голова, бюст и полная фигура человека. Они либо вырезаны из общего массива той или иной детали мебели, либо наложены на нее.

5. Для барокко свойственна сложная фигурность всех опорных элементов (ножек) шкафов, столов, стульев, кроватей и др. Часто ножки имеют характерный вид лапы, возможно с птичьими когтями, - так называемой «кабриоли» (от франц. cabriole – «прыжок»).

Основные материалы: кованные бронзовые элементы, черное дерево, мрамор, шелк и бархат с золотой вышивкой

Цветовая гамма: красный, синий, синий с золотом, зеленый, белый, белый с золотом цвета.

назад к списку

Цветовая гамма: красный, синий, синий с золотом, зеленый, белый, белый с золотом цвета.

 

Стиль регентства

На смену пышной величавой декоративности барокко, приходит стиль регентства. Этот стиль занимает некое промежуточное положение между французскими королевскими стилями, являясь, по существу, переходным этапом к рококо. Формы мебели становятся грациозными, композиция - более непринужденной, динамичной. В мебельном производстве начинают использоваться экзотические породы дерева. Вершиной стиля регентства можно считать декоративное убранство обшитых деревом стен и поверхностей шкафов.

 

Рококо (стиль ЛюдовикаXV (середина XVII в.))

Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Если для барокко необходима вся гамма эмоций — от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо — лишь изысканно тонких, изящных.

Рококо – это оригинальный стиль, главным символом которого стала рокаль-раковина. «Изящный» — ключевое слово данной эпохи.

Интерьер

Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко.

Интерьер

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно — стол, диван и несколько стульев), создавая этакие «центры тяготения» для собравшегося общества.

Главный же мотив комнаты рококо — безусловно камин: невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми «безделушками» и прочими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме.

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно — стол, диван и несколько стульев), создавая этакие «центры тяготения» для собравшегося общества.

В мебели для сидения также рождаются новые формы: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). В формах диванов и кресел учитываются и особенности пышной женской одежды. Мебель теперь старается быть не только репрезентативной, но и комфортной.

Резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, ассиметричное построение композиции; в скульптуре - бюсты, небольшие статуэтки из росписи и фарфора. Переливается и несколько блеклая по колориту рокальная живопись. Изысканная отделка, сочетающаяся с экзотичными мотивами китайского искусства (лаковые шкатулки, шелк). Именно в эту эпоху приходит мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

Мебель

Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы.

Мебель

Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщины, появляются чисто женские предметы мебели. Это секретер, стоящий на высоких ножках, с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений(Секретер представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета); картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки.

Мебель

Именно секретеры и коммоды с двумя ящиками (кстати, Комод (commode по франц. — «удобный») — основной вид корпусной мебели в то время.

Именно секретеры и коммоды с двумя ящиками (кстати, Основные характеристики — асимметрия, внимание к комфорту, тонкие кованые ножки, решетки, обработка мебели цветными лаками.

В мебели для сидения также рождаются новые формы: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло). В формах диванов и кресел учитываются и особенности пышной женской одежды. Мебель теперь старается быть не только репрезентативной, но и комфортной.

Цветовая гамма: преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания — белое в с голубым, зелёным или розовым и непременное золото.

 

Томас Чиппендейл (1718-1779).

Говоря о мебели для сиденья вообще и эпохи рококо в частности, нельзя не упомянуть имя Томаса Чиппендейла (1718-1779) - ведущий мебельщик эпохи, прославившись и как мастер-практик, и как автор многочисленных проектов мебели.

Томас Чиппендейл (1718-1779).

Стиль произведений Чиппендейла представляет собой своеобразное сочетание французского рококо с формальными элементами английской мебели первой трети XVIII века, с готическими и китайскими мотивами

В продукции, вышедшей из мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения. Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др.

Чиппендейл использовал до блеска отполированное красное дерево, прихотливо изгибая спинки и ножки в виде звериных лап. Однако, в отличие от французских мастеров рококо, мебель Чиппендейла очень целесообразна и практична. Кресло, в современном понимании этой мебельной формы, получает почти полную степень завершенности именно в этот период, в середине XVIII столетия.

назад к списку

В продукции, вышедшей из мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения. Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др.

 

Чиппендейл довел до совершенства формы целого ряда изделий мебели, разработал новые типы, некоторые из которых дошли до нас без существенных изменений. Формы поздних произведений мастера заметно упрощаются, а линии выпрямляются.

Классицизм (XVII-XIX век.)

Классицизму свойственна симметрия и простота, эталоном для классицизма считается искусство античности.

Интерьер

Стены имеют гладкую поверхностьИнтерьеры отличаются гладкой поверхностью стен, ограниченными четкими объемами, не скрывающими структуры, перспективными эффектами в минимализме живописи. Классицизму свойственны красивые геометрические формы, сдержанный декор, дорогие материалы. Для интерьеров в стиле классицизма свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами, колоннами и полуколоннами, лепниной. Пол отделан художественным паркетом из дерева ценных пород, стены иногда обтягиваются специальными интерьерными тканями, окна драпируются шторами. Элементы отделки, лепнины иногда золотятся. Украшением интерьера служит также фарфор, картины, зеркала, книги.

Классический интерьер в современном варианте - спокойный, респектабельный, где нет нагромождения деталей и суеты, где каждый элемент кажется особенно значимым, а пространство квартиры воспринимается как гармоничное целое

Мебель

Отличительной особенностью классицизма яв­ляется возврат к симметрии, выпрямление щитов и ножек изделий, создание впечатления ясности и спокойствия. Вновь используются античные моти­вы, хотя подражание им нередко шаблонно и по­верхностно. Подчеркивается конструктивный принцип изделий, и этой цели служит декоратив­ное оформление, которое не маскирует, а усилива­ет ясность конструкции. Так, линии декора повто­ряют очертания поверхности предмета, подчерки­вают ящики

К середине 70-х годов XVIII века во Франции все большее распространение находят комоды, письменные столы, дамские бюро, секретеры с прямыми ножками, ровными горизонтальными карнизами и тягами.Появляется письменный стол-бюро с откидной цилиндрической крышкой, много не­больших передвижных изделий.А в Англии появляется платяной шкаф со штангой для развешивания одежды, ранее укла­дываемой на полки.

Простой конструкцией отличалась мебель для сидения — спинки исполнялись мягкими или ажурными, прямые сужающиеся книзу ножки обрабатывались каннелюрами и резьбой или были гладкими

Позолота и окраска мебели уступают место фактуре дерева. В качестве украшений использовали маркетри (клееная мозаика из разных пород дерева), бронзовые накладные медальоны, фарфоровые вставки и пр. Аксессуары солидны и сдержанны в декоре - светильники и люстры, скульптура, антикварные вещи. Для обивки употребляли специальные штучные ткани - гобелены или вышитые ткани с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен. Прославленными мастерами мебели классицизма были Ризенер, Бенеман, Жакоб, Рентген, бронзовщик Домир.

Цветовая гамма: природные, мягкие цвета - белый, голубой, спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных - кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых - стен с теплыми коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели.

назад к списку

 

Ампир(кон. XVII — нач. ХIХ вв.)

Ампир от французского “империя” — стиль эпохи Наполеона. Был создан как символ могущества державы Бонапарта. Основные характеристики — покой, упорядоченность, холодная торжественность, множество зеркал, карнизы, колонны, ножки — львиные лапы, копья, щиты и другие военные снаряжения в качестве элементов декора, красное дерево.

Дизайн в стиле ампир отличается тяжеловесностью, четкостью форм и замысловатостью отделки В этом стиле все призвано показать роскошь: богатые тяжелые драпировки, украшения из металла, на стенах — старинные гравюры, чеканки или картины в красивых рамах. Обои можно заменить тканью и тканью же обтянуть абажуры всех ламп в комнате.

В основе ампира лежат блеск и слава римской империи. Этому стилю присущи все декораторские элементы времен Древнего Рима. В таком интерьере уместны колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы, массивная прямоугольная мебель из красного дерева, высокие балдахины, круглые столы, монументальные кровати, столы и кресла с ножками в виде львиных лап, грифонов или сфинксов, а спинки стульев – в форме лиры.
В интерьерах ампира царят упорядоченность, полная уравновешенность частей и строгая сим­метрия, холодная торжественность. Полы насти­лаются паркетом из цветных пород древесины, стены оклеиваются обоями или драпируются тка­нями. Введенные в интерьер светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают стро­гость линий. Одна из составляющая стиля – обилие хрусталя. Именно в интерьерах в стиле ампир востребованы величественные многорожковые люстры с каскадом хрустальных подвесок, переливающихся на свету.

Мебель

Мебель в стиле ампир расставляется симметрично, центр композиции обычно занимает какой-нибудь массивный предмет - книжный шкаф, огромный сервант, монументальные напольные часы или величественная кровать с балдахином.

 

В мебельные формы вводят антич­ные мотивы. В предметах корпусной мебели широ­ко используют античные архитектурно-декоратив­ные элементы. В орнамент вводят фигурки людей, животных, мистических чудовищ, символы импе­раторского Рима (щиты и шлемы, мечи и копья, орлы, лавровые венки). Используют формы гре­ческого стула-клисмоса, столы с опорами в виде античных колонн и мраморных римских.. Опорные конструкции часто ре­шают в виде фигур грифонов, дельфинов, сфин­ксов, а также атлантов и кариатид.

Стремление к монументальности привело к созданию таких предметов, как напольное зерка­ло, кровати на ступенчатых цоколях или с балдахи­нами в виде палаток, диваны разных размеров. Бы­ли распространены письменные столы, секретеры, шкафы, туалетные столы, массивные тумбочки цилиндрической формы и др.

Монументальные кровати, высокие балдахины, затканная золотом шелковая обивка мебели.

Ампир подарил миру книжные шкафы с решетками, туалетные столики, шкафы для фарфора, открытые серванты, витрины для драгоценностей, жардиньерки - круглые подставки для цветов, клавикорды, стоячие зеркала-псише.

Для стиля ампир характерно простое, но техни­чески совершенное облицовывание. Гладкие, от­полированные до блеска поверхности мебели де­корируются бронзовыми золочеными элементами.


Цвета — яркие красный, синий и белый, благородные темные, сочетание черного с золотом цвета.. Золото – обязательно, в крайнем случае его заменит благородная бронза.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.