Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические характеристики больших социальных групп






В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения. Это -- нравы, обычаи и традиции. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, с которой связана данная группа, относительной устойчивостью, с которой воспроизводятся исторические формы этой практики. Особенности жизненной позиции таких групп вместе со специфическими регуляторами поведения дают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп -- это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп «язык» может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.

Следует отметить высокую степень сложности раскрытия вопроса об особенностях психологии классов. Это направление пока еще не разработано ни мировой, ни отечественной социальной психологией. В литературе скорее можно встретить описание трудностей и проблем, осложняющих возможности раскрытия психологии классов, нежели описание ее особенностей. Много внимания уделяется аргументации того, что необходимо исследовать, работая над проблемой психологии классов.

Считается, что на социальную психологию в определенные периоды всемирной истории хорошо «поработала» мировая н отечественная художественная литература, которая дала богатейший (в свойственной именно ей форме отражения действительности — в форме художественных образов) материал как «пример того типа исследований, которые именуются монографическими». Это положение, безусловно, справедливо. Но вот что интересно: наука не смогла переработать этот бесценный литературный опыт эпох и конвертировать его в форму научной теории, в систему научных понятий, в описание качественных признаков данного предмета (психология класса) на всех уровнях: общем, особенном и единичном.

Возможно, все дело в том, что этот богатейший художе-ственн ый потенциал создавался (и существует) в рамках конкретного, через описание психологии не столько определенного класса а целом, сколько его конкретных выдающихся представителей разных стран и разных народов, и «перенести» это, даже в переработанном виде, из одной сферы (литературы) в другую сферу (науку) не удается. Может быть, это и невозможно. В социально-психологических работах отмечается, что, хотя члены всякого класса объединены в многочисленные и разнообразные малые группы (семьи, трудовые коллективы, всевозможные общества), значимый «репертуар» поведения (т.е. классовый) не задается этими группами. Если в рамках анализа остаться лишь на уровне малой группы, то ни содержание норм, ценностей, установок, ни их возможный набор относительно большой группы не могут быть поняты.

В современной социальной психологии предприняты три основные линии исследования психологии классов:

— выявление психологических особенностей различных конкретных классов, которые существовали в истории и существуют до сихпор. В литературе, преимущественно социологической, раскрываются характеристики психологического облика рабочего класса, крестьянства, социальной группы, получившей название «интеллигенция»;

— исследование психологического облика разных классов определенной эпохи. Здесь анализируется взаимосвязь пси­хологических черт разных классов, создающая особый «рисунок» эпохи, — этот путь также в большей мере освоен социологией;

— исследование соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частного случая проблемы соотношения психологии группы и индивида, включенного в данную группу.

Структуру общественной психологии классов составляют следующие ее важнейшие элементы.

Классовые потребности — один из наиболее значимых элементов сферы общественной психологии. Классовое положение определяет некоторый объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член класса располагает, поэтому классовое положение задает и определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Классоьое положение индивида задает определенным образом иерархию его деятельно-стей, что и обусловливает структуру его потребностей.

Классовые интересы. Их конкретное содержание также задается всей системой отношений, в которую данный класс включен. Социальной психологии важен вопрос о том, как классовый интерес, формируемый на уровне всей общности, определяет поведение каждого отдельного представителя класса. Не менее важна для социальной психологии и проблема взаимоотношений и взаимодействия в переплетении различных интересов, поскольку любой представитель класса одновременно является и членом другой социальной группы.

Классовые чувства — это определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных классу, в первую очередь именно чувства, а также и другие проявления эмоциональной сферы. Мировая литература, как художественная, так и профессиональная, полна описаний совершенно конкретных проявлений психологического облика классов, особенно таких двух его антиподов, как рабочий класс и буржуазия. Отечественная литература и советская идеологня активно разрабатывали два понятия, имевших отношение к классовым чувствам, — классовую ненависть и классовую солидарность.

Классовый характер — понятие практически не разработанное. Обычно в литературе речь идето социальном характере. Считается, что социальный характер проявляется в типичном устоявшейся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов.

Значимыми регуляторами поведения классов могут служить и такие психические образования, как привычки, обычаи и традиции, в совокупности представляющие образ жизни класса, но не исчерпывающие его. Социальная психология, исследует доминирующий образ поведения основной массы представителей того или иного класса в типичных ситуациях повседневной жизни. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения.

Виды больших социальных групп. Существует два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп (по Г.Г. Дилигенскому).

Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделение труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.

К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.

Для усиления сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.

В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность – первичное основание.

Классификация по разным признакам:

1)по времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.

2)по характеру организованности – неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).

3)по примеру классификации малых групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и реальных группах (митинги, собрания).

4) Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установками групп.

Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. (по Дилигенскому)

Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.

Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.

Предмет психологии больших групп: Г.М. Андреева ставит вопросы, подлежащие изучению:

какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;

какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи;

каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;

какими методами можно пользоваться при изучении этих явлений?

Дилигенский: психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп, механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым.

Уровни развития больших социальных групп (по Дилигенскому):

Первый – низкий уровень – типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства.

Второй уровень развития характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности.

Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.

Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих».

Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций.

Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.

Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия.

Элементы общественной психологии:

Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.

Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: - потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; - потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.

Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему.

Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Деятельностную сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.

Формы проявления:

Психический склад – социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

Социальный характер – определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев.

Традиции – это исторически сложившаяся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.

Обычаи – прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий.

Предрассудки – элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение.

Образ жизни – совокупность устоявшихся типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах.

Психология больших социальных групп формируется и проявляется в ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение, слухи, традиции и другие массовые социально-психологические явления.

Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.

Каждый социальный институт соответствует интересам конкретной социальной группы и служит их удовлетворению. Этим и определяются отношения между социальными группами; интересы одних социальных групп далеко не всегда согласуются с интересами других. Разумеется, нельзя вульгаризировать это обстоятельство. Но и нельзя сбрасывать его со счетов и подменять проблему объективного конфликта интересов разных социальных групп желанием построить человеческие отношения на основе общечеловеческих ценностей. В данном случае односторонний взгляд неприемлем, более того, вреден. Здесь принципиальное значение имеет движение навстречу друг другу двух обстоятельств:

а) мощное финансирование социальных программ, позволяющих снять реальные противоречия между социальными группами, преодолеть их неравенство;

б) психотерапевтический подход к организации отношений с позиции гуманистической психологии и ненасильственного общения

36)Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.

Общественное мнение существовало во все исторические эпохи, еще в период Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в. По некоторым данным, возникновение термина «общественное мнение» связано с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Дж. Солсбери, который использовал его для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым. Именно тогда французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: «Vox Populi - Vox Dei» - «Глас Народа - Глас Божий».

Такой уникальный феномен, как " общественное мнение " принадлежит к числу социальных явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен.

В последние годы, постоянно растущий уровень участия представителей мировой общественности в политической сфере очевиден. Во многом именно этим обстоятельством объясняется также неизменно возрастающее внимание исследователей из различных стран мира к проблемам в контексте их рассмотрения сквозь призму такого феномена как " общественное мнение ".

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. В настоящее время можно встретить сотни определений общественного мнения.

Общественное мнение не только зависит от разнообразных социальных факторов, но при определенных условиях способно повлиять на другие социальные явления.

По отношению к социальным системам общественное мнение может выполнять функциональную и дисфункциональную роль, но может быть и совершенно нейтральным[3].

Функциональность по отношению к социальным системам проявляется в том, что общественное мнение поддерживает системы, закрепляет уже сложившиеся отношения, нормы деятельности, роли, ценности. Общественное мнение дисфункционально по отношению к социальным системам, поскольку изменяет нормы деятельности, роли, ценности, систему социальных оценок и требует определенных корректив действующей системы отношений между субъектами общественной деятельности. В этом случае общественное мнение выступает в роли генератора новых идей, новых отношений. Столкновение и борьба мнений могут служить источником социальных изменений, преобразований различных компонентов социальных систем.

Действительное трансформирование социальных систем под воздействием общественного мнения чаще происходит при накоплении нестандартных, новаторских видов мышления и поведения.

Общественное мнение вызывает социальные изменения не только в результате выполнения своих функций, но также благодаря своим свойствам.

Общественное мнение имеет следующие свойства: направленность, интенсивность, стабильность – динамичность, распространенность, зрелость.

Направленность связана с общественной оценкой явления и (или) проблемы. Она бывает позитивной, негативной и нейтральной.

Распространенность имеет два аспекта: территориальный и социально-демографический. То или иное мнение по-разному представлено на территории одного региона, страны и (или) в различных социально-демографических группах. Чем шире ареал распространенности мнения и чем глубже его проникновение в сознание различных групп, тем вероятнее наступят социальные преобразования.

Стабильность есть выражение стремления общественного мнения к устойчивости, постоянству, как по содержанию, так и по форме.

Динамичность – реакция общественного мнения на изменения его субъекта и объекта в процессе функционирования и развития.

Под зрелым понимают компетентное, интенсивное, распространенное и стабильное общественное мнение. Такое мнение вполне может быть конструктивным, с ним должны считаться властные структуры, общественные движения и партии. Такое мнение вполне может стать фактором социальных изменений.

Именно зрелое общественное мнение способно привести в движение большие массы людей. В зрелом общественном мнении находит выражение то общее, что объединяет различные социальные группы и создает качественно новое мнение большинства. Именно мнение большинства становится реальной общественной силой и фактором изменений в отдельных социальных системах и их компонентах[4].

Общественное мнение оказывает влияние на социальных явления разного уровня. Можно говорить о взаимодействиях на общемировые процессы, на изменения в отдельных регионах, государствах, отдельных регионах отдельных государств, территориальных и национальных общностях, социальных общностях, включая и социально-профессиональные, социальных группах и личностях (модальный тип личности).

Общественное мнение воздействует на различные сферы общественной жизнедеятельности, на различные общественные отношения, включая экономические, политические, социальные, идеологические, культурные (духовные).

Общественное мнение оказывает влияние на сознание и на поведение различных сообщностей. В большей степени общественное мнение воздействует на сознание, что при определенных обстоятельствах приводит к изменениям в поведении.

Воздействие общественного мнения на преобразования проявляется в форме оценок (положительных или отрицательных), выражения доверия или недоверия, одобрения или неодобрения, поддержки или неприятия, критики, совета, запрета, предложения, отрицания и т.п., а также при формировании поведенческих установок, переходящих при определенных условиях в массовые действия.

Под влиянием общественного мнения появляются и исчезают общественные движения и политические партии, приходят и уходят политические и государственные деятели, происходит смена политического курса, стратегии и тактики общественных преобразований. Общественное мнение может повлечь за собой определенные изменения в экономических отношениях, в частности – в распределении, налоговом законодательстве, форме и размерах оплаты труда и др. Под воздействием общественного мнения может меняться законодательство, нормы права, морали, поведение людей, их отношения друг с другом. Общественное мнение может серьезно влиять на развитие сферы культуры, средств массовой информации, экологическую сферу, природоохранительную деятельность и др.

Преобразование социальных систем под воздействием общественного мнения напрямую связано с восприимчивостью объекта воздействия к общественному мнению, с готовностью объекта воздействия считаться с общественным мнением, вносить коррективы в программы и планы деятельности, создавать новые, специальные программы

общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как " преступник"), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы " относим" человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.

Социально-психологическая компетентность (от лат. competens - соответствующий, способный) - способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия

Массовые настроения являются особым психическим состоянием, промежуточным между эмоциями и мнением. Массовое настроение - это переход от непосредственного эмоционального переживания и реагирования к слабо осознанным суждениям, вырастающим из этих переживаний.

Массовые настроения неудовлетворенности легче всего формируются и распространяются в обществе, лишенном четкой социальной структуры. Отсюда следует, что особую значимость они приобретают в обществе, находящемся в ситуации социокультурного кризиса, включающего как разрушение его сложившейся социальной структуры, так и трансформацию привычной системы ценностей и норм. В таком обществе массовые настроения становятся основным фактором, определяющим политическую ориентацию личностей, входящих в массу. Таким было российское общество конца 80-х – 90-х годов.

Слухи — это специфический вид неформальной межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории [11]. Иначе говоря, слух — это сообщение (исходящее от одного или более лиц) о некоторых событиях, официально не подтвержденных, устно передающееся в массе людей от одного человека другому. Слухи касаются важных для определенной социальной группы явлений, отвечают направленности ее потребностей и интересов

Таким образом, слухи, во-первых, — это известие, новость, сообщение, информация. Во-вторых, сообщение, недостаточно отражающее реальное положение дел или их искажающее. Если даже оно не полностью ложное, то извлечь каплю правды из него дано далеко не каждому [5]. В-третьих, с помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории, информационная ситуация в регионе. В-четвертых, они являются средством психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп).

Слух — динамичное, постоянно изменяющееся по содержанию сообщение. Г. Олпорт и Л. Постман выделили паттерны изменений содержания сообщения в социальной и индивидуальной памяти: сглаживание, заострение, ассимиляцию.

В ходе циркуляции слух имеет тенденцию становиться более коротким, сжатым, легче усваиваться и передаваться. Детали сообщения при очередной его передаче все более сглаживаются, уменьшается количество тем и слов в нем. В специально проведенном лабораторном эксперименте Олпорт и Постман выявили следующую закономерность: максимальное сглаживание и сжатие слуха происходит в самом начале его циркуляции, а затем идет постепенное уменьшение количества деталей сообщения. Одновременно происходит заострение, т.е. более четкое выделение оставшихся тем и деталей. При каждом акте приема-передачи слух ассимилируется, перестраивается в соответствии с потребностями, привычками, интересами и чувствами воспринимающего, причем выделяется главная тема, а все остальные детали (фон) сглаживаются и заостряются так, чтобы соответствовать ей

37)Социально психологическая характеристика этнических и религиозных сообществ

Другим примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. В отличие от психологии классов психологические особенности различных этнических групп и прежде всего наций исследованы значительно лучше. Выделилась специальная ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии – этнопсихология. Некоторые авторы вообще рассматривают этнопсихологию как составную часть социальной психологии. При разработке проблем этнической психологии акценты часто несколько смещены; в фокусе внимания из всех этнических групп оказываются только нации. Между тем нации как формы этнической общности людей сложились на относительно позднем этапе исторического развития – их возникновение, как известно, связано с периодом становления капитализма. Хотя нации и являются в современных обществах наиболее распространенной формой этнической общности, кроме них и сегодня существуют такие их разновидности, как народность, национальная группа и т.п. Поэтому было бы неправомерно всю проблему сводить только к изучению психологии наций. Отмеченный сдвиг акцента привел к неточности терминологии, употребляемой в этом разделе социальной психологии: при характеристике компонентов психологии этнических групп сплошь и рядом говорят не об " этническом характере", а о " национальном характере", не об " этнической психологии", а о " национальной психологии", " национальных чувствах", " национальном самосознании", хотя все эти образования представляют собой частный случай аналогичных проявлений общественной психологии этнической группы. Традиция исследования психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по " психологии народов", где " народ" интерпретировался именно как некоторая этническая общность. Вундту же принадлежит и постановка вопроса о том, что методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и структуру психологии этнических групп. После Вундта в западной психологии возникло много новых подходов к изучению этой проблемы, главным среди которых явился подход, развитый в рамках культурантропологии.

Национальная (этническая) принадлежность индивида является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принадлежности, прежде всего национальной, зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы. На уровне обыденного сознания можно зафиксировать целый ряд характеристик, которые свойственны именно данной этнической группе.

Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психическом облике наций, хотя понятие это оказывается достаточно трудно поддающимся операциональному определению. Поэтому предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним " психическому складу нации" употребляются понятия " национальный характер", " национальное самосознание", просто " национальная психология".

В отечественной этнографической литературе имеется солидная попытка упорядочить всю эту систему предлагаемых определений и дать ту канву, по которой может быть, хотя бы на описательном уровне, проанализирована психология этнических групп (Бромлей, 1973). В соответствии с традицией, сложившейся в социальной психологии больших групп, в психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть – психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи, и 2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.

Несмотря на многочисленные противоречия и споры относительно содержания национального характера, в конкретных исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп (храбрость, трудолюбие, сдержанность и пр.). Что же касается сущности и природы национального характера, то здесь возникает много дискуссионных проблем: о соотношении национального характера и характера конкретных представителей данной национальной группы; о том, могут ли определенные черты характера быть исключительным достоянием одной национальной группы и полностью отсутствовать у другой. Национальный характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен лишь как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. При выявлении таких типических, общих черт национального характера нельзя их абсолютизировать: во-первых, потому что в реальных обществах в любой группе людей переплетаются национальные и социальные характеристики. Во-вторых, потому, что любая черта из выделенных в национальных характерах различных групп не может быть жестко привязана только к данной нации; каждая из них, строго говоря, является общечеловеческой: нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому – общительность. Поэтому речь идет не столько о каких-то " наборах" черт, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д.

Основной сферой проявления национального характера является разного рода деятельность, поэтому исследование национального характера возможно при помощи изучения продуктов деятельности: наряду с исследованием обычаев и традиций особую роль играет здесь анализ народного искусства и языка. Язык важен еще и потому, что передача черт национального характера осуществляется в процессе социализации прежде всего при посредстве языка. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта.

В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен в социальной психологии однозначно: некоторые исследователи вообще отрицают правомерность выявления специфики темперамента и способностей для различных этнических групп. Причиной этого являются те многочисленные наслоения, которые имеются в исследованиях проблем наций. Что касается темперамента, то высказывается мнение, что речь должна идти лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком " привязывании" определенного типа темперамента к определенной этнической группе. Еще сложнее вопрос о способностях. В условиях господства реакционных идеологий вопрос о способностях различных наций обрастает целым рядом политических спекуляций, порожденных различными формами шовинизма и расизма. Исследование проблемы на уровне социальной психологии требует поэтому крайней щепетильности, гарантии того, что будет дано именно научное решение вопроса.

Это особенно важно, коль скоро при исследовании способностей употребляется такой инструментарий, как тесты. Как справедливо отмечают многие авторы, всякий тест не может по своей сущности учитывать специфику различных культур, в условиях которых он применяется. Отсюда возможность занижения результатов тестовых испытаний, которая оказывается лишь результатом неадаптированности теста к специфическим условиям данной культуры. Все это также может дать основание для националистических спекуляций. Общепризнано, что тесты умственных способностей сами по себе не позволяют надежно разграничивать то, что обусловлено природными способностями, и то, что является результатом влияния среды, обучения и воспитания. " При равных культурных возможностях для реализации своих потенций средние достижения членов каждой этнической группы приблизительно одинаковы" (Социальная психология, 1975. С. 146-147). Поэтому вопрос о способностях как элементе психического склада этнических групп вряд ли правомерен.

Осторожность должна быть присуща и исследованиям некоторых других особенностей этнических групп. Игнорирование культурного (т.е. и этнического) контекста может давать тенденциозный материал, который легко использовать в различных политических доктринах. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настолько прочно включена в идеологический контекст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психологическом анализе никак нельзя.

Целый ряд явлений, усложняющих исследования специфики национального характера, возникает и на уровне обыденного сознания, что порождено процессом стереотипизации, свойственным всякому восприятию социальных объектов и особенно проявляющимся при восприятии представителей другой этнической группы. Возникновение этнических стереотипов связано с развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к определенной этнической группе. Присущая всякой группе психическая общность выражается, как известно, в формировании определенного " мы-чувства". Для этнических групп " мы-чувство" фиксирует осознание особенностей своей собственной группы, отличие ее от других групп. Образ других групп при этом часто упрощается, складывается под влиянием межэтнических отношений, формирующих особую установку на представителя другой группы. При этом играет роль прошлый опыт общения с другой этнической группой. Если эти отношения в прошлом носили враждебный характер, такая же окраска переносится и на каждого вновь встреченного представителя этой группы, чем и задается негативная установка. Образ, построенный в соответствии с этой установкой, дает этнический стереотип. Чаще всего этнический стереотип возникает из-за ограниченности межэтнического общения: черты, присущие единичным представителям другой этнической группы, распространяются на всю группу (Стефаненко, 1987. С. 242).Складывающиеся таким образом стереотипы в дальнейшем влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий. Даже при нейтральном эффекте всякий этнический стереотип означает приписывание этнических признаков представителям иных этнических групп, т.е. способствует распространению " приблизительных", неточных характеристик, что в определенных политических условиях открывает дорогу различным проявлениям национализма и шовинизма. Поэтому необходимо очень точно развести социально-психологический механизм возникновения этнических стереотипов и возможные политические спекуляции, построенные на этой основе.

Сам факт осознания особенностей своей этнической группы не содержит в себе предубеждения против других групп. Но так дело обстоит до тех пор, пока осуществляется констатация этих различий. Однако очень легко от такой констатации перейти к оценке другой группы, и тогда-то возможны искажения ее образа. Психологически при этом возникает явление этноцентризма – склонности воспринимать все жизненные явления с позиции " своей" этнической группы, рассмотренной как эталон, т.е. при известном ее предпочтении. Таким образом этноцентризм есть сочувственная фиксация черт своей группы. Она не обязательно подразумевает формирование враждебного отношения к другим группам, хотя этот оттенок и может возникнуть при определенных обстоятельствах.

Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы складываются всегда в некотором социальном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни. Социально-психологический анализ формирования этнических стереотипов, объясняющий механизм их возникновения в ситуациях межэтнического общения, может внести определенный вклад в борьбу с такими негативными явлениями.

В частности, важной характеристикой психологии этнических групп, устанавливаемой социальной психологией, является относительность психологических различий между группами (Кон, 1970). В одном из исследований Института Гэллапа жители 12 городов различных стран были опрошены об их предпочтениях относительно ряда объектов: высота культурного уровня, лучшая кухня, самые красивые женщины, уровень развития национальной гордости. Фиксировался уровень обыденного сознания, распространенность стереотипов относительно других национальностей. По вопросу о лучшей кухне – представители всех групп предпочли свою собственную. По вопросу о высоте культурного уровня наблюдался разброс мнений: у себя констатировали наличие самого высокого уровня греки, голландцы, индусы, американцы, норвежцы, шведы, жители Западного Берлина, австрийцы. Финны, датчане, африканцы и канадцы дали разные ответы на этот вопрос. Самыми красивыми женщинами жители Западного Берлина назвали шведок, австрийцы – итальянок, датчане – немок, а у остальных самыми красивыми женщинами были названы женщины своей национальности. Более развитое чувство национальной гордости у себя обнаружили греки, американцы и индусы, финны назвали шведов, все остальные назвали англичан. Результаты эти весьма показательны, ибо свидетельствуют о высокой степени относительности представлений о содержании типичных характеристик различных национальных групп. В этнические стереотипы всегда мощно вторгаются различного рода внеэтнические влияния, прежде всего социально-исторические, политические, а также обусловленные содержанием культуры и т.д.

Сложность явлений национальной психологии заставляет с особой тщательностью поставить вопрос о том, где коренятся причины национальных особенностей людей. В исследованиях были перебраны многочисленные причины этих различий: в теориях " народного духа" они были объяснены изначальной заданностью, в различных биологических интерпретациях общественного процесса они часто рассматривались как генетически обусловленные, как принадлежащие расе; корни этих различий отыскивались также в антропологических, физических особенностях людей, в географических условиях их существования и т.д. Неудовлетворенность этими концепциями повернула исследователей лицом к анализу исторически сложившихся экономических, социальных и культурных условий жизни.

Этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Однако уже на довольно ранних этапах исследований было установлено, что круг признаков, позволяющих одной этнической группе отличить себя от других, тем определеннее, чем меньшая этническая общность берется в качестве предмета исследования. Особенно хорошо этот материал " поддавался" исследованию в том случае, когда брались наименее развитые – наиболее изолированно живущие племена. Поэтому огромное большинство исследований в традиционной этнопсихологии осуществлено на материале племен, населяющих острова Тихого и Атлантического океанов, таких как Таити, Гаити и пр. Хотя в этих исследованиях и устанавливалась зависимость этнической психологии от условий жизни группы, сами условия в данной конкретной ситуации были весьма специфическими. Перенос результатов подобных исследований на большие современные нации невозможен, так как при переходе к этим новым объектам исследования необходимо включение еще целого ряда факторов, что в принципе может изменить сложившуюся картину. Поэтому, несмотря на ценность отдельных работ и их высокое качество, они остаются полезными на весьма " локальном" уровне.

Другая попытка предпринята в рамках культурантропологии, ориентированной на школу неофрейдизма. Здесь было введено понятие " базовой личности", фиксирующее в каждом индивиде именно те черты, которые роднят его с другими индивидами этой же этнической группы. Анализ базовой личности предполагал анализ способов ее социализации, т.е. изучение семьи, норм, принимаемых группой, символов, принятых в данной культуре, и т.д., т.е. исследование было нацелено на выяснение условий формирования базовой личности, иными словами, условий, порождающих этнические особенности людей. Несомненно это перспективное направление анализа, однако он не всегда доведен до конца: условия оказались сведенными только к культурным символам, в то время как социально-экономические отношения оказались вне поля рассмотрения, без чего нельзя считать найденным ответ на вопрос о причинах этнических различий между людьми и, в частности, психологических различий представителей разных этнических групп.

Поэтому задача, которая стоит перед социальной психологией, перед этнопсихологией, весьма сложна. Политическая острота проблемы в современном мире заставляет решать эти вопросы с особой корректностью. Принцип равенства наций, характерный для политической программы демократических государств, не означает признания " одинаковости" наций. Следовательно, выявление национальных особенностей, в том числе различий в психическом складе, остается актуальной задачей. Эти особенности не могут быть абсолютизированы и должны рассматриваться как производные от определенных исторических условий, закрепленных на протяжении ряда поколений. Несмотря на относительную устойчивость этих черт, они способны исторически изменяться. Поэтому национальная психология выступает как историческое образование, этнический стереотип " лишь возводит в абсолют фактическую односторонность жизнедеятельности разных человеческих групп, обусловленную разницей условий существования и наличным мировым разделением труда" (Королев, 1970. С. 34). Дальнейший механизм превращения этнического стереотипа в предубеждение, а затем закрепление этого предубеждения в идеологических и политических доктринах – проблема отнюдь не социально-психологическая. Поэтому сложность объекта исследования требует комплексного подхода, объединения усилий ряда научных дисциплин.

Особая актуальность данной проблемы для социальной психологии в нашей стране на современном этапе ее развития очевидна. В условиях радикальных социальных преобразований, распада СССР резко обострились национальные конфликты. Вскрыть социально-психологический механизм формирования национального самосознания, выявить его роль в развитии национальных отношений – важная социальная задача. Социальная психология может внести свой вклад в ее решение

38)Психология толпы — раздел социальной психологии, изучающий поведение групп людей и отличия поведения групп от поведения отдельных индивидуумов. История знает много примеров, когда большие группы людей способны производить драматические и неожиданные социальные изменения, действуя в обход привычных механизмов и патернов. Такие события часто приводят к конфликтам. Учёные разработали несколько различных теорий, объясняющих психологию толпы и значительные различия по сравнению с психологией отдельных индивидов, составляющих толпу[

Толпы могут подразделяться в зависимости от активности (собственно толпа) или пассивности участников (публика, аудитория). Толпа классифицируется в зависимости от доминирующего поведения участников.

Агрессивная толпа — бунтующая и линчующая толпа, характеризуется проявлением агрессии в отношении людей или объектов.

Паническая толпа[2] — доминирующей формой поведения спасающихся толп является паника, как, например, в случае пожара в театре.

Стяжающая толпа — сходны со спасающимися тем, что те и другие вовлечены в соперничество за определенный дефицитный объект.

Экспрессивная толпа — общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и чувств (любви, радости, грусти, печали, горя, негодования, гнева, ненависти и т. д.). Экспрессивная толпа обычно является результатом трансформации случайной или конвенциональной толпы

Несмотря на отсутствие единства в мнениях среди исследователей, к характеристикам толпы чаще всего относят:

духовное единство или «умственную однородность»; эмоциональность; иррациональность

Густав Лебон объяснял духовное единство толпы механизмом заражения — механического распространения аффекта от одного члена к другому по типу инфекционного заболевания. Другие исследователи, подобно Стэнли Милгрэму и Точу, полагали, что видимая психическая однородность толпы может также объясняться механизмом конвергенции: сходно мыслящие и чувствующие индивидуумы имеют тенденцию собираться вместе и объединяться в толпу. Таким образом, однородность скорее предшествует, нежели вытекает из принадлежности к толпе. Два механизма предположительно объясняют эмоциональный и иррациональный характер толпы: утрата ответственности вследствие анонимности; впечатление всеобщности

39)В официальных отношениях есть много своих преимуществ. Да, сотрудники не отмечают вместе праздники, не делятся своими проблемами друг с другом и не чувствуют себя на работе, как дома. Но при этом нет опасности, что личную информацию, переданную в дружеской беседе коллегам, используют против человека. Формальное общение предполагает устойчивую иерархию, как в штатном расписании, так и в реальных коммуникациях преобладает диалог «начальник-подчиненный».

Возможно, кому-то такой стиль рабочих отношений покажется слишком строгим и требующим постоянного напряжения, но в целом это позволяет держать достаточную дистанцию между личной жизнью и работой, что часто защищает от лишнего стресса и позволяет в свободное время переключиться на что-то приятное, отдохнуть от рабочих проблем.

В случае приветствия руководителем неформальных отношений в коллективе создается много ситуаций для построения личного общения между сотрудниками. Часты корпоративные вечеринки, выезды за город, совместные обеды и т. п. Преобладают дружеские отношения, общение на «ты» между подчиненными и начальниками. Все это способствует снятию напряжения, позволяет человеку почувствовать себя «среди своих» и, возможно, более успешно выполнять свою работу. Но в целом все же рекомендуется держать хотя бы минимальную дистанцию со своими коллегами. Чересчур близкие отношения чреваты зарождением личных конфликтов из-за несходства характеров и представлений о жизни. В выражено враждебной обстановке трудно работать и продуктивность в итоге падает.

Группа диффузная [лат diffusio — разлитие, рассеивание] — общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство и совместная деятельность, способная опосредствовать отношения ее участников. В американской социальной психологии независимо от принадлежности к той или иной теоретической ориентации (необихевиористской, когнитивистской, психоаналитической, интеракционистской) исследования в области малых групп в некоторых случаях обращены к лабораторным аналогам Г. д. — лицам, случайно объединенным для участия в психологическом эксперименте. Выводы, полученные в результате эксперимента в Г. д., нередко неправомерно экстраполируются на характеристику малых групп в целом независимо от уровня их развития. В ряде исследований показано, что социально-психологические закономерности, полученные в результате изучения Г. д., не справедливы в отношении групп высокого уровня развития.

Выделяют следующие уровни развития группы.

1. Конгломерат.

2. Номинальная группа.

3. Ассоциация.

4. Кооперация.

5. Автономия.

6. Корпорация.

7. Коллектив.

Конгломерат – (от лат. «собранный») это группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории.

Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы нет, или если есть, то очень примитивная. Примерами такой группы могут служить – очередь, пассажиры вагона, автобуса и т.п. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решит свои индивидуальные проблемы.

Номинальная группа – (от лат. «именной, существующий только по названию»). Это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование.

Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают название первокурсников. Наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Основное, чем занимаются члены номинальной группа, - это общение, т.е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а только еще идет процесс обговаривания и согласования, группа будет являться номинальной. Как только ее члены приступят к совместной деятельности, группа переходит на другой уровень развития.

Ассоциация – (от лат. «соединение») это группа людей, объединенных совместной деятельностью.

На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий, появляются первые попытки лидерства. Характерной особенностью группы такого уровня является консолидация. Как только группа в ходе совместной деятельности добивается первого результата, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации.

Кооперация – это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности.

На уровне кооперации происходит принятие каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Структура группы четко обозначена. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Группа достигает состояния организованности. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали – сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентаций. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развития группы. В целом группу кооперацию можно охарактеризовать как группу сотрудников.

Автономия – это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней.

Такая группа характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Индивидуальные цели каждого участника достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Происходит как бы поглощение групповой целью индивидуальных целей членов группы. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Т.о. достигаются сплоченность и референтности группы для ее членов. Появляется осознание целостности, автономности, самодостаточности, сплоченности. Появляется чувство «МЫ», в отличие от «ОНИ», т.е. другие группы.

Основными социально-психологическими особенностями группы-автономии:

1. обособленность, закрытость от других групп.

2. внутренняя спаянность, совместимость членов группы, их лояльность друг к другу.

3. наличие внутригрупповой морали.

Группу-автономию можно охарактеризовать как группу соратников, поскольку она действует как единое целое, в какой-то мере подавляя индивидуальность.

С уровня группы-автономии развитие группы может пойти в двух направлениях:

- если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация,

- если будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив.

Корпорация – (от лат. «объединение, сообщество»)это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп.

Корпорация начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой – и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. В группе преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма.

Если группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организацию.

Коллектив – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности.

Коллектив – это пик, вершина развития группы; это группа самого высшего уровня развития.

Обобщая данные разных источников, можно выделить следующие особенности группы, которые характеризуют ее как коллектив.

1) Контактность - постоянное прямое и непосредственное обще. ние. Воспитательная функция коллектива связана прежде всего с этой его особенностью.

2) Контагиозность (от лат. contagiosus — заразительный) - взаимовлияние, способность к «взаимозаражению». Коллектив представляет собой динамическую живую систему, в которой происходит обмен информацией между ее отдельными элементами, индивидами, передаются желания и стремления, переживания и мысли. В коллективе создаются суггестивные связи, не всегда осознаваемые субъектом общения.

3) Внутренняя природа коллектива характеризуется товарищеским сотрудничеством и взаимопомощью при решении конкретных задач Деятельность членов коллектива осуществляется на основе принципов добровольности, равноправия и демократичности. Реальным руководящим органом коллектива выступает общее собрание - основная форма создания коллективного мнения Регуляторами общественной жизни в коллективе выступают не столько формальные правовые нормы, сколько нравственные правила, традиции, обычаи, привычки, чувства.

4) Социально-психологическая интеграция. Эта черта выражается в единой социальной направленности деятельности и согласованности действий в коллективе, в общих устремлениях и усилиях, единстве личных, коллективных и общественных интересов. Для характеристики сплоченности коллектива в отечественной психологии использовался термин «ценностно-ориентационное единство», им отражается высокая степень позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом Подчеркивается, что ценностно-ориентационное единство не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов и привычек ее членов. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.

5) Коллектив является относительно устойчивым социально-психологическим образованием с ярко выраженными перспективными линиями развития, в том числе и весьма отдаленными В отличие от самых разнообразных видов групп, которые могут поддерживаться короткое время общими целями, коллектив живет сравнительно долго и отличается более стабильной структурой и нормами поведения.

Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных взаимодействиях, присущих коллективам.

В коллективах формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны:

1.высокая групповая сплоченность;

2.коллективистское самоопределение – в противовес конформности или нонконформности в группах низкого уровня развития;

3.коллективистская идентификация;

4.социально ценный характер мотивации межличностных выборов;

5.высокая референтность членов по отношению друг к другу;

6.объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.