Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






от доелизаветинских времён до Генделя






Если мы будем говорить о гениальности человека как об особом продукте эпохи, то мы выразим лишь поверхностную часть истины. Кто принимает учение о реинкарнации, тот знает, что гений есть конечный результат целого ряда прошедших жизней, и потому родится в определенную эпоху, когда Высшие Силы и его собственное Я приняли для этого решение. В определенной степени эпоха есть лишь почва, на которой, в соответствии с Кармой, он может расти, развиваться или засохнуть. Воздействия музыки могут служить подготовкой этой почвы, и все же мы не утверждаем, что они могут породить самого гения. Об этом следует поразмыслить, ибо мы приступаем к рассмотрению тех музыкальных влияний, которые были действенны до Шекспира.

Давайте вспомним, что способности рассудка получили значительный импульс через введение полифонии, и, если говорить в общем, она настраивала на серьезные размышления при слушании произведений торжественного характера и на подвижность интеллекта своими более легкими развлекательного характера вещами. Явный прогресс был сделан, как в мировой, так и в культовой полифонической музыке, приблизительно к 1450 году. Потом наступила фаза покоя, продолжавшаяся приблизительно до 1480 года - времени, когда имело место удивительное развитие музыки трех видов: церковной /торжественное исполненное/, мадригале /смешение торжественного и веселого/ и камерной музыки /легко и развлекательно-приятно/.

В последнем из названных направлений нашел свое применение верджинел(1), /небольшой клавесин с четырехугольным корпусом без ножек/ - щипковый инструмент с металлическими струнами, предшествовавший изобретению цимбал. Верджинел был менее сильным, но, несмотря на это, он мог вызвать некоторые из тех же воздействий, что и цимбала. Использовались и другие инструменты:

такие как виолы и лютни. Обычно это было характерно для групп, которые соответствовали альту, тенору и басу. Не надо много воображения, чтобы представить себе их воздействия. Мягкие, почти чувственные тона одних, пробуждали в сердце поэтические ощущения. В то же время, в соединении со щипковой лютней и верджинелы, вызывали острую смышленость, способствовали возникновению красивых маленьких мыслей-шуток /игр, забав/, которые есть ничто иное, как четко проступающий признак почти всей лирической поэзии. Что касается мадригалов, будь они серьезными или веселыми, разве не узнал уже каждый воздействия их необычайно грациозного и мелодического пения хора?

Обобщая можно сказать, что на первом месте мы имеем церков­ную музыку, которая приводит за собой в высшем смысле слова мышление и его духовные результаты, как Философия, пьесы и т.д. затем мадригалы, вызывающие либо грацию и веселье, либо «сладкую грусть», и, наконец, камерную музыку, порождающую остроумную шутку и поэтические ощущения. Если мы соединим все эти элементы друг с другом, то узнаем откуда вышла эпоха королевы Елизаветы с ее внушительным призывом - драматургии и поэтам, с ее остроумием, весельем и исключительно большой продуктивностью. Если мы в этом утвердимся, то мы не просмотрим также и значительную роль, которую сыграло влияние Италии на эту эпоху: Италии с ее стихами и романами в стихах, с её нравами и обычаями. Хорошо известно, что литература Италии и даже её живописно перегруженные одежда и язык «стали предметом почти страстного восхищения»(2).Но всё же никакое остроумие другого человека не может превратить простофилю в учёного, так и никакие, хоть бриллиантовые духовные способности в Италии(3), не смогли бы сделать англичан тем, что они собой олицетворяли во время эпохи Елизаветы.

Теперь мы займёмся инструментом, имеющим значительное влияние на людей этой страны на протяжении нескольких столетии, а именно, органом. Существует достаточно исторических свидетельств сообразно с которыми уже в 951 году в Винчестере был построен большой орган, и по всей Англии ко времени Генриха седьмого было большое количество, пусть даже и относительно маленьких органов. Духовно-спиритуалистическое воздействие этого инструмента состоит в том, что он приближает к человеку невидимые сферы, в определенной степени он создаст соединительный мост между миром материи и миром духа. Чётче проступающие воздействия его выражаются в том, что он способен вызвать атмосферу строгого великолепия, возвышенной пышности и величия. Естественно, что это соответствует только лишь высоко развитым органам, могущим произвести мощное звучание. Меньший тип, показывает воздействие, вызывающее строгую религиозность, набожность, которая подпадает под рубрику пуританство.

Если мы на мгновение оставим в стороне, то, что сказано о влияниях мадригала, камерной музыки в эпоху Елизаветы, и попытаемся представить духовное состояние человека, который не слушает и не хочет слушать ничего другого, кроме органной музыки, то мы поневоле должны представить очень одностороннюю- личность. Несмотря на то, что этот человек вполне мог быть в спокойной ясности и удовлетворительности, он был бы не расположен ко всему, что касается любого рода веселья, и был бы неспособен к восприятию многих негармоничных мелочей жизни. Его любовь к красоте выразилась бы лишь в серьёзной и строгой форме, которая вызывала бы мрачно скрашенное величие, почтение и священный стрех, но не воодушевление и не сердечную любовь. Несмотря на то, что теперь можно спокойно утвердить, что едва существует человек, который не слышал ничего другого, кроме органной музыки, есть такие люди, которые признают только власть «короля инструментов», как они его называют, чтобы привести в движение внутреннее. Такие люди, очевидно, были и во времена Генриха восьмого. Они, правда, слушали и волшебные мадригалы и камерную музыку, но ни одна из них не имела того воздействия, которое оказывала культовая музыка. Их строгая и мрачная эмоциональная природа приходила в колебание лишь от этой музыки.

С другой стороны, мы уже указали на то, что одинаковая причина не всегда вызывает одно и то же воздействие, и в только что рассматриваемой теме мы находим ещё один пример для этой истины. Посредническое музыкальное воздействие, которое приводит с собой глубоко идущие философские размышления спиритуалистического вида, для некоторых может лишь дать повод к религиозному бичеванию и пуританской строгости. Это можно частично обосновать тем, что начала пуританства нахо­дятся отнюдь не в высоконравственной сфере, остальное объяснит история. Известно/ что пуританское влияние на церковь и общество идет изнутри, а не снаружи, и что они только тогда пришли к политической власти, когда проступок Карла! против конституции вынудил их к тому, чтобы выступить властью против власти. Поэтому, если будет поставлен вопрос, почему же пуританский дух приобрел такое влияние на нацию, ответ будет звучать так: это влияние было определено только как преходящее и по большей части из-за политических мотивов. При данных обстоятельствах веселым и жизнерадостным влияниям мировой музыки не удалось установить противовес. Мы не сомневаемся, что эта ситуация могла бы продолжаться значительно дольше, если бы пуританские силы преследовали другую политику, Удивительная ирония заключается в том, чтоте, же силы сформировали и привели в действие пуританство, Вместо того чтобы закрыть доступ мировой музыке, упразднили церковную музыку(4) и особенно использование органа. Получилось так, что на время Commonwedlth имело место дальнейшее распространение влияния светской музыки. Теперь нужен был только лишь подходящий психологический момент/ чтобы это развитие нашло свое выражение. Этот момент был дан, когда КарлII

вступил в Уайтхолл. Это произвело исключительный эмоциональный переворот, который доказал, что при пуританском движении речь шла о внешне образованных обстоятельствах, а не о живущей внутри национального характера необходимости.

Каждый знает состояние общества после крушения пуритан. Но мы все же хотели четко выделить влияния, появившиеся после того, как были вытеснены успокаивающие воздействия органа и церковной музыки, и достиг своей эффективности более легкий тип развлекательной музыки. Для этого мы приведем цитату из «Истории английского народа» Грина: «Дуэль и распутная жизнь стали признаками джентльмена, высокие почести венчали сумасбродство «порядочных парней», которые бились, сквернословили, пили и день распутства заканчивали поздно ночью в водосточной канаве».

Извращенное веселье и жизнерадостность этого времени, в конце - концов, стали ответственны за весьма значимое решение: восстановление музыкальных богослужений в церквах. Людей не стала удовлетворять более неописуемая мрачность богослужений без использования органа и хора. Рядом с другими институтами снова был призван к жизни музыкальный цех, основанный КарломI

. В этот период времени появляются композиторы, сочинявшие сакральную органную музыку. Особого упоминания должен удостоиться Генри Перселл и не только из-за своей гениальности/ но и из-за серьезного успокаивающего воздействия/ которое оказало его творчество на нацию.

Характерные особенности композиторского стиля Перселла можно обобщить следующим образом: он мастерски дополнил «миловидность итальянской музыки к более строгой красоте контрапункта периода Елизаветы». Этим его музыка касалась одновременно более тонких ощущений и влияла на область мышления и духа. Его духовные композиции, которых -было большое число, оказывали примерно одинаковое воздействие на англичан, как и произведения Алессандро Скарлатти - на итальянцев. Они придавали религии большую силу притяжения. Сообщения о том, что «когда бы ни исполнялся «Те Deum» Перселля, церковь была переполнена», обстоятельство, не требующее доказательств. В музыке Перселла имеется элемент/ восхищающий слушателей и одновременно пробуждающий в них известную степень благоговения. Гармония человеческих голосов, оркестра и органа, использованных композитором в его более крупных произведениях, очаровывали прихожан какой-то религиозной почтительностью и великолепием. Следовательно, Перселлу нужно высказать заслуженное признание за те характерные признаки Викторианской эпохи/ за которое в высокой степени било ответственно влияние Генделя.

Сноски:

1. Предполагают, что Верджинел получил свое название в честь ЕлизаветыI «Virgin Aween» /Королевы Дэвы/, так как она была искусна в игре на этом инструменте. Но это предположение неустойчиво, потому что под этим именем он упоминается в рукописях уже до ее эпохи.

2. Цитата из «Истории английского народа Грина».

3. Некоторые историки ссылаются на Францию вместо Италии, но для нашей темы это не имеет значения: была это одна, другая страна или обе.

4. Доказано/ что английская республика /1649-1660г./ была чрезвычайно блестящим периодом для светской музыки. Сравнить - Генри Дэвей «История музыки».

> Часть 5

Глава 36

Некоторые оккультные предсказания.

Музыка будущего

Будущее музыки - это тема, которая имеет слишком много умозаключительных рассуждений с различных точек зрения. Некоторые люди считают, что музыка вообще еще находится «в детских ботиках», как будто она не была «рождена» еще в доисторические времена, а всего лишь пару столетий назад. Но о том, какие характерные черты примет музыка, когда она достигнет возраста «юности» и, наконец, «зрелости», эти люди не имеют никаких обоснований. Предположение же увеличения численности, современного оркестра со 120 в два или в четыре раза в последующие 200 лет, должно быть исключено, ибо есть грани возможной нагрузки слуха, что относиться и несуществующим предположениям об огромных хорах. По каким же направлениям и точкам зрения следует рассуждать при взгляде на музыкальное будущее?

Для этого мы еще раз должны обратиться к результатам оккуль­тного исследования. Великие Посвященные действительно имеют далеко идущие внушительные планы для музыкального будущего, и мы уполномочены, что от принятия данной книги будет зависеть в каком объеме они будут чувствовать себя в праве давать дальнейшие знания о музыке.

Прежде всего, мы хотим заняться теми аспектами в музыке, которые появятся в ближайшее будущее. Читателю будет указано на то, что некоторые из них вступят в силу одновременно, хотя мы, конечно, всегда можем разрабатывать лишь один аспект за другим по необходимости.

Приблизительно на протяжении следующего десятилетия, основной тон серьезной музыки будет иметь тенденцию к тому, чтобы по своему характеру быть бесстрастной, и подчеркнуто разумной. Несмотря на то, кое-где уйдут далеко вперед от своего времени композиторы, которые «хотят подняться до той красоты и загадочности, что действительно есть одеяние Бога» /1/, но эти композиторы получат признание много позднее, возможно и после своей смерти.

Мы обеспокоены тем, что /это знает каждый/ расшатывающий нервы шум, которому подвержены все в больших городах, со временем будет только возрастать. Торможение и резкие сигналы автомобильных сигналов/ свистки и т.д., выполняют кумулятивно возрастающее и подрывающее воздействие на здоровье всего организма. Как противодействие этому, предназначение определенных композиторов будет в том, чтобы создавать такие благозвучные музыкальные произведения/ которые будут направлены на лечение там, где эти неблагозвучные шумы произвели разрушение. Для этой цели необходимо эфирное зрение или, по меньшей мере, большая внутренняя восприимчивость, что позволит выявить полезность каждой нотной композиции и ее воздействие на тонкие тела слушателей /З/. Люди, которые осознают свою ответственность по отношению к человечеству будут исполнять обязанности хранителей обоюдоострого священного меча звука.

Одно из предназначений музыки будущего - привести людей к более тесному соприкосновению с Дэва. В то время, когда они присутствуют на концертах, будет возможным испытывать благотворное воздействие этих существ, привлеченных подходящим видом звука посредством призыва. Несмотря на то, что в настоящее время есть музыка, которая призывает Дэва или духов природы, но обычный современный слушатель музыки не осознает этого, а отсюда и не существует действительного контакта между обеими ступенями эволюции. Тщательно рассчитанное воздействие музыки, которая здесь обсуждается, будет выполнять двойную цель: призывать Дэва и одновременно оживлять и возбуждать в слушателях те возможности, через которые они будут осознавать Дэва и будут восприимчивы к их воздействию. Среди этих Дэва будут и те, что принимают участие в царстве животных. Это приведет, во-первых, к возмущению против кровавой грубости так называемых состязаний животных»; уже в 1958 году появились намерения запретить такие «виды спорта» принятием проекта закона (4). Кроме того, музыка с течением времени, имея большую эффективность, будет способна привести человечество в соприкосновение с более высокими планами бытия и сделать таким образом возможным переживание духовной радости, что сегодня имеют очень немногие. После беглого ознакомления с эзотерической стороной музыки, мы хотели бы указать на некоторые из ее очевидных распознавательных признаков.

Взыскательные любители музыки уже жаловались на то, что концертные залы слишком резко освещены, что отвлекает от того, что слушают. Такие люди, как правило, квалифицировались как «фантазеры», и устроители концертов не обращали никакого внимания на особую чувствительность этих людей. Однако, придет время, когда требования этих, так называемых «фантазеров» будут выполнены: в атмосфере полумрака будут проецироваться на экран цвета того вида, в который соответствует содержанию музыки и выражает его. Будет осуществлена мечта Скрябина о единстве звука и цвета (5), и через это осуществление музыкальная публика будущего испытает на себе В лечащее и оживляющее воздействие - этого очень мощного воздействия.

Между тем, дисгармоничный элемент современности уступит место созвучию, гармонии и мелодическому благозвучию, без которого никакая музыка не может пережить пыль веков. Музыка последний 20 лет в большей мере разрушительного и разлагающего действия, но музыка, которую мы можем предвидеть для будущего, будет творческой и конструктивной. Представители грядущей человеческой расы, люди творческого типа будут определены через симпатическую нервную систему в противоположность цереброспинальной /спинно-мозговой/. Воодушевление и огромная заинтересованность к новым идеям уже сегодня представляют ясно выраженную характеристику тонко чувствительных людей и делают их особенно восприимчивым для новых звуковых колебаний. В ближайшем будущем появится много декламаторов, будет изобретен новый вид скрипки, на которой можно будет передать более тонкие подразделения тона и тем извлечь из этого максимальные потенциальные, возможности, со стороны же музыкантов-исполнителей будет необходима еще большая степень интуиции, чем в данное время.

Мы жили в эпоху разрушения, когда была использована даже ультрадиссонансная музыка, для уничтожения определенных пагубных мыслеформ. Этот музыкальный тип выполнил свою задачу уже несколько лет назад, и теперь снова речь идет о создании благозвучия и гармонии.

«Как наверху, так и внизу» - как обитатели земли, которые представляют собой клетки в теле Великого Планетарного Логоса, прошли через очистительный огонь обеих мировых войн; также и там Логос сам, во много раз более мощном и необъятном для нас масштабе прошел через огонь, и теперь находится в процессе принятия более высшего посвящения, которое будет неизбежно иметь воздействие на каждую единицу внутри его сознания. Пошли новые силовые потоки вращения через его ауру и подача инспирации людям для новых качеств, склонностей и идеалов. Музыке предназначается при этом возвышенная функция: она может способствовать концентрированному управлению этими потоками и поддерживать их ритмическое распределение. Могущественные потоки мелодий будут изливаться из более высоких планов бытия для преобразования в земные звуки, композиторами, достаточно чувствительными для принятия их. Сначала в область человеческого усилия будет внедряться только слабое эхо этих мелодий, и музыка следующих десятилетий может быть только до некоторой степени прелюдией к будущему.

Национальные Дэва различных стран, действующие посредством звука, будут стремиться, прокладывать мосты от нации к нации, инспирируя к гармонии и сотрудничеству и к настоящему миру, которой основывается не только на сложении оружия. Через них будет пробуждена новая форма патриотизма и если ее выразить словами, то это будет звучать не «Как может доказать моя страна свое преимущество перед другими?», но: «Как может моя страна содействовать интернациональному благу?». Отсюда на место старой военно-милитаристской формы придет национальный гимн нового типа, который будет настойчиво призывать нации к осуществлению братства. Люди уже начинают осознавать, что форма раздельная /розни/, прячущаяся за словом национализм невыгодна, как бездуховна, для немногих Озаренных /6/. Приближается день, когда национализм будет отвержен исключительно по материальной причине, как не оправдывающий себя. Это духовное равновесие, разумеется, далеко от идеала, который Великие Сущности стремятся держать на глазах человечества, только тогда, когда будет принято в сердце действительное Братство, этот идеал может, быть достигнут.

С этой целью снова придет Великий Учитель Христос, но точное время его прихода не известно, оно будет зависеть от самого человечества и от лучших соотношений между определенными отдельными силами. Есть надежда, что, возможно, это произойдет в конце столетия. Его приход необходим для созидания, обновления всех вещей, для вдохновенья. Задача музыки будет состоять в том, чтобы содействовать восстановлению гармонии внутри тонких тел человека, тем самым подготовить и облегчить приход Христа.

И все же, даже тогда музыка еще не достигнет границы ее потен­циальных возможностей, и эта земная музыка будет в состоянии воспроизводить лишь самый слабый отзвук музыки сфер. Но в будущем Нам будет возможно наращивать огромные космические симфонии. В этом невообразимом пении единства лежит синтез Любви, Мудрости, Знания и Радости. И когда человек услышит его на земле и будет наполнен его божественным воздействие, тогда он достигнет и беспрерывного осознания всех этих качеств.

Новое издание этой книги я могу заключить недавно полученной вестью от Мастера Кут Хуми. Она звучит так: «Сегодня, во время вступления в новое столетие, мы стремимся к тому, чтобы через музыку распространить дух объединения и Братства и этим ускорить вибрации планеты».

Сноски:

1. Сравните: Давид Анриас «Глазами Учителя».

2.Там же

3. Сравните: Посвященные в темный цикл» Стр. 205-208.Англ. 4.В 1985 году всемирное движение в защиту страдающего царства зверей: против мучительного выращивания и использования зверей и против вивисекции. /Примечания немецкого издателя/.

5. Сравните: главу 21 /Скрябин - представитель Дэва/.

6. Сравните: «Посвященные в темном цикле». /Англ. Глава






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.