Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идейная борьба вокруг наследия Французской революции






 

Главным сюжетом французской историографии XIX века оставалась изучение истории Французской революции. Рассмотрим работы трёх наиболее ярких представителей ведущих направлений французской историографии Французской революции. С консервативных позиций написан крупнейший исторический труд И. Тэна «Происхождение современной Франции» в пяти томах (1875 – 1893), в котором он обратился к рассмотрению магистральной темы французской историографии – истории Французской революции. Задача книги – показать три состояния Франции дореволюционное, революционное и постреволюционное. В подходе Тэна к изучению Французской революции сказывается влияние А. Токвиля.

Тэн подверг критике как старый, так и новый революционный порядок. Главную причину революции Тэн усматривал в особенностях французского духа – абстрактного, прямолинейного, излишне рационалистического. Тэн обрушивается с критикой на философию Просвещения, которая сформировала, по его мнению, наиболее отрицательные черты французского духа в новое время. Не менее жестко Тэн критикует народ. Он выдвигает концепцию народа-дикаря, невежественного, озлобленного, одержимого страстью к разрушению. Основной лейтмотив книги – психологическое описание революции. Якобинизм был для Тэна наиболее характерным проявлением революции, в котором выразился её разрушительный дух. Он сравнивал якобинцев с теологами, которые волей истории сделались инквизиторами. Выступив защитниками свободы и равноправия, они на деле осуществили диктаторское правление. Тэн выделял следующие психологические черты в якобинизма: самомнение, крайнее себялюбие, склонность к отвлечённому мышлению. Другой разрушительной силой был, согласно Тэну, народ. Тэн трактует революцию как стихийный, ничем не мотивированный бунт.

Книга Тэна, его консервативная концепция Французской революции, вызвала широкую дискуссию во французском обществе. Консерваторы поддержали основные выводы Тэна, особенно по Французской революции. Наоборот, левые, республиканцы увидели в книге Тэна политическую карикатуру на революцию и демократические традиции Франции. Дело закончилось тем, что видный либеральный историк революции Олар проделал скрупулезный анализ источниковой основы работы Тэна и в итоге подверг её суровой и зачастую справедливой критики. Олар доказал, что Тэн во время написания «Происхождения современной Франции» тенденциозно использовал источники. Однако сам Тэн не мог ответить на критику Олара, к тому времени он уже скончался.

Несмотря на определённую популярность книги И. Тэна, ведущую роль в изучении Французской революции во французской историографии конца XIX – начала XX веков играло буржуазно-республиканское направление во главе с Альфонсом Оларом (1849 – 1928). Как историк революции Олар получил известность в 80-е годы XIX столетия благодаря своему трёхтомному труду «Ораторы революции» (1882 – 1885). В 1887 году Олар становится редактором журнала «Французская революция» и вскоре возглавил кафедру истории Французской революции в Сорбонне, которая фактически была создана специально для него. Олар много сделал для публикации источников периода революции. В 1901 году выходит главный труд Олара по истории Французской революции «Политическая история Французской революции. Происхождение и развитие демократии и республики». Эта работа сделала его европейски известным учёным.

Олар вывел изучение революции на новый уровень. Он впервые обратился к рассмотрению такой важной проблемы в истории революции как происхождение и развитие демократии и республики. До Олара эта проблема не была приоритетной при изучении Французской революции. В свою очередь, обращение Олара к изучению проблемы демократии и республики было вызвано острой политической борьбой в Третьей республике, в том числе и вокруг идейного наследия революции. Работу Олара характеризует тщательный отбор фактов и их подгонка под его концепцию политической истории революции.

Олар поставил перед собой задачу доказать необходимость и важность для последующего развития Франции возникновения в период революции идеологии буржуазной демократии и республиканской формы государственного правления. Олар придавал первостепенное значение анализу идейных предпосылок революции. По его мнению, несмотря на то, что большинство французских просветителей были сторонниками конституционной монархии, именно они сформировали основы демократического образа мыслей французов и подготовили почву для республиканской формы правления во Франции. Он писал, что «руководящее общество было проникнуто республиканскими идеями», а с «Декларации прав человека и гражданина» началось формирование демократических и республиканских партий в ходе революции.

Олар давал следующую периодизацию эволюции демократической и республиканской идеи в период Французской революции и первой республики во Франции: 1 период 1789 – 1792 гг. Происхождение демократии и республики, возникновение демократической и республиканской партии; 2 период 1792 – 1795 гг. Период существования демократической республики (жирондисты и якобинцы); 3 период 1795 – 1799 гг. Буржуазная республика (директория); 4 период 1799 – 1804 гг. Плебисцитарная республика (консулат). Политические симпатии самого Олара принадлежали периоду демократической республики, и прежде всего якобинцам.

В начале XX в. значительную роль в изучении Французской революции и в популяризации её идей сыграл видный деятель французской социалистической партии Жанн Жорес (1859 – 1914). Под его руководством была издана многотомная «Социалистическая история Франции», первая часть которой была посвящена истории Французской революции. Жорес с 1901 по 1904 годы сам написал четыре тома «Социалистической истории Французской революции» и создал комиссию по изучению социальной и экономической истории революции.

Жорес подверг критике концепцию Французской революции, выдвинутую Тэном. Не классический дух и некие абстрактные особенности психологии французов послужили, по мнению Жореса, предпосылками революции, а конкретные исторические феномены, и прежде всего классовые противоречия. Революция была вызвана беззаконием королевской власти и нещадной эксплуатацией народа.

Жорес и его соратники стали рассматривать экономическую и социальную историю революции с точки зрения классовой борьбы и движения народных масс. По мнению Жореса, экономически и социально революция была оправдана, так как ликвидировала экономический паразитизм дворянства. Главной движущей силой Французской революции Жорес считал народ, а авангардом народа якобинцев во главе с Робеспьером. Жорес идеализировал народ и якобинцев. «Социалистическая история Французской революции» характеризовалась тщательной работой с источниками и попыткой дать целостную картину революции. Написанная образным и эмоциональным языком, книга Жореса была рассчитана в первую очередь на читателя из народа и преследовала определённые политические цели – показать Французскую революцию как событие, подготовившее возвышение пролетариата и как родоначальницу французского социализма. Тем не менее, труд Жореса стимулировал интерес французской исторической науки к изучению экономических и социальных аспектов Французской революции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.