Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сохранение души.






Благодаря этому обряду мы очищаем души умерших и укрепляем единство среди живых[17]. Четыре непорочных женщины, которые ели священную часть туши бизона[18], как я опишу, должны знать и помнить, что их дети будут Вакан, и воспитываться должны соответствующим образом. Мать должна приносить в жертву для своих детей все, и должна постоянно развивать в себе и детях великую любовь к Вакан-Танка. Она должна помнить, что со временем эти дети станут священными людьми и вождями народа. Они будут обладать силой сделать других Вакан.

Сначала мы хранили только души немногих наших великих людей, но позднее стали хранить души почти всех достойных.

Сохранением души в соответствии с обрядами, данными нам Женщиной Белого Бизона, человек так очищает ее, что душа и Дух становятся одним целым. После этого душа обретает возможность вернуться на " место", где она родилась, то есть к Вакан-Танка. Иначе душа будет бродить по земле, не имея пристанища, как происходит с душами плохих людей. Сохранение души помогает нам помнить о смерти и о Вакан-Танка, который стоит над нами.

Всякий раз, когда сохраняется душа, многие люди молятся в своих типи, а в день, когда душа выпускается, люди собираются вместе и посылают свои голоса к Вакан-Танка с душой, которая пойдет по Его священной тропе.

Теперь я объясню, как этот обряд был впервые проведен нашим народом.

Один из потомков Стоящего Полого Рога имел ребенка, которого очень любил. Случилось так, что ребенок умер. Опечаленный отец пошел к хранителю священной трубки, которым был в это время Высокий Полый Рог, и сказал:

- Священная женщина научила нас использованию этой трубки и сохранению души умершего человека. Я очень опечален, ибо потерял своего любимого сына, и я хочу хранить его душу так, как нас научили. Поскольку ты являешься хранителем священной трубки и знаешь, как это делать, я хочу, чтобы ты руководил мной.

- Хау! Хечету вело[19]! Это хорошо! - сказал Высокий Полый Рог, и они пошли к умершему ребенку.

- Этот мальчик кажется мертвым, но в действительности это не так. Мы будем хранить его душу среди нашего народа и благодаря этому многие наши дети и дети наших детей станут Вакан. Мы сделаем так, как научила нас священная женщина, ибо это желание Вакан-Танка.

Высокий Полый Рог обратился с молитвой к Вакан-Танка и срезал прядь волос умершего ребенка:

- О Вакан-Танка, заметь нас! В первый раз мы делаем так, как ты научил нас через Священную Женщину. Мы будем хранить душу этого ребенка. Пусть Мать-Земля рождает плоды, а наши дети идут по жизни священной тропой!

На раскаленный уголь он положил щепотку душистой травы и очистил срезанную прядь волос дымом.

- О Вакан-Танка, - молился Высокий Полый Рог, - этот дым от душистой травы, поднимется к Тебе и распространится по всей вселенной. Его аромат достигнет всех крылатых, четвероногих и двуногих. Мы все являемся родственниками, пусть все наши братья будут

дружелюбны и не боятся нас!

Высокий Полый Рог взял волосы и держа их над дымом, сделал движение ими к небу, к земле и к четырем четвертям вселенной. Затем он сказал душе, находящейся внутри волос:

- Заметь, о душа! Место на земле, где ты поселяешься, будет священным. Оно будет делать людей такими же Вакан, каким являешься ты. Наши внуки уверенно и с чистыми сердцами пойдут по священной тропе жизни.

После очищения волос в дыму, Высокий Полый Рог обратился к матери и отцу умершего ребенка:

- От этой очищенной души мы обретем великое знание. Будьте добры к ней, любите ее, помните, что она Вакан. Мы, поступая так, выполняем волю Вакан-Танка, донесенную до нас Священной Женщиной. Вы помните, что когда она уходила, она обернулась во второй раз. Это означало сохранение души, которое мы сейчас собираемся делать. Не забывайте, что все потомство крылатых, четвероногих и двуногих - это действительно дары Вакан-Танка. Они все являются Вакан, и с ними нужно обращаться как с таковыми.

Локон волос был уложен в сумку из кожи, а она была помещена на специальном месте в типи. Затем Высокий Полый Рог взял трубку и, подержав ее над дымом, осторожно набил ритуальным способом (то есть мелкими щепотками, адресуя каждую щепотку). Держа трубку чубуком к небу, он молился:

- Наш Дед, Вакан-Танка! Ты - все, и потому Ты надо всем! Ты первый, Ты всегда был! Эта душа, которую мы сейчас сохраняем, будет в центре священного круга нашего народа. Через этот центр наши дети укрепят свои сердца и пойдут по прямой красной тропе.

- О Вакан-Танка! Ты являешься истиной. Люди, которые прикоснутся своими губами к этой трубке, сами станут правдой, в них не будет ничего нечистого. Помоги нам пройти по священной тропе жизни без затруднений. Пусть наши сердца и умы будут постоянно сосредоточены на Тебе!

Затем трубка была зажжена и раскурена. Она прошла по ходу солнца по всему кругу. Целый мир был в этой трубке, и с дымом он поднялся наверх к Вакан-Танка. Когда трубка вернулась к Высокому Полому Рогу, он бросил через нее по щепотке душистой травы на запад, север, восток и юг, чтобы очистить ее и чтобы ни один недостойный человек не мог коснуться ее. Повернувшись к людям, он сказал:

- Родичи, эта трубка - Вакан. Мы все знаем, что она не может лгать. Ни один человек, несущий в себе неправду, не может коснуться ее губами. Наш Отец, Вакан-Танка, объявил нам свою волю, и мы всегда должны повиноваться ему, если мы идем по священной тропе. В первый раз мы проводим священный обряд сохранения души, и это является событием великого значения для нас, наших детей и внуков. Мы родственники, Бабушка и МатьЗемля, мы существуем от земли и принадлежим ей. О Мать-Земля, мы получаем от тебя нашу жизнь и пищу. Ты следишь за нашим ростом, как наши собственные матери. Каждый шаг, который мы делаем по тебе, должен быть как молитва.

Помните об этом, мои родичи. Помните, что сила этой чистой души будет всегда с вами, ибо она тоже - плод Матери-Земли. Это как зерно, брошенное в землю. В свое время оно прорастает в ваших сердцах и поможет следующим поколениям идти по священной тропе.

Высокий Полый Рог поднял руку и обратился к Вакан-Танка[20].

- О, Отец и Дед, Вакан-Танка, Ты - начало и конец всего. Ты один охраняешь и поддерживаешь всю жизнь!

- О, моя Бабушка, ты - земной источник всего сущего. Мать-Земля, плоды, которые ты приносишь - это источник жизни всех земных народов. Ты охраняешь свои плоды как мать. Позволь нашим шагам по тебе быть уверенными.

- Помоги нам, о Вакан-Танка, твердо идти по красной тропе.Позволь нам, Твоему народу, жить священной жизнью, благодаря тебе. Дай нам силу, которая приходит от понимания твоих сил!

- Так как Ты сделал Твою волю известной нам, мы пойдем тропою жизни и святости, неся любовь и знание о Тебе в наших сердцах! За это и за все мы благодарим Тебя!

Затем тело ребенка завернули в одеяло и мужчины положили его на помост, устроенный на дереве вне лагеря[21].

Когда они вернулись, высокий Полый Рог пошел в типи с отцом ребенка, чтобы научить его, как он должен будет выполнять великую обязанность по сохранению души, в ходе которой он сам станет священным человеком.

- Ты теперь хранишь душу своего собственного сына, - сказал Высокий Полый Рог, - который, хотя и умер, но находится с тобой. Отныне ты должен вести священный образ жизни, ибо твой сын будет в этом типи, пока его душа не будет отпущена. Тебе следует помнить, что привычки, которые ты устанавливаешь в этот период, должны остаться с тобой навсегда. Нужно тщательно заботиться, чтобы ни один плохой человек не входил в жилище, где ты хранишь эту душу, чтобы там не было споров и ссор. В твоем жилище всегда должен быть мир и гармония, ибо все эти вещи имеют влияние на душу, которая здесь очищается.

- Твои руки - Вакан, обращайся с ними как с таковыми! И твои глаза - Вакан. Когда ты видишь всех твоих родичей и все прочие вещи, гляди на них священным взором[22]. Твой рот - Вакан, и каждое слово, которое ты говоришь, должно выражать святость, в которой ты сейчас живешь.

- Тебе следует часто подымать голову и смотреть вверх на небеса. Когда бы ты ни ел плод Матери-Земли, ешь подобно сыну!

- Если ты будешь выполнять это и все остальное, чему я научил тебя, Вакан-Танка будет благодарен тебе. Каждый день и ночь твой сын будет с тобой. Постоянно заботься о его душе и, благодаря этому, ты будешь всегда помнить о Вакан-Танка.

- С этого дня и далее ты будешь Вакан и, как я научил тебя, так теперь и ты можешь учить других. Священная трубка пойдет по длинному пути к концу. И так же пойдет душа твоего сына! Это действительно так. Хечету вело!

Прежде чем я расскажу тебе как отпускается душа, я думаю, мне следует объяснить несколько других обязанностей, которые хранителю души следует знать и выполнять.

Тот, кто хранит душу человека, никогда не должен сражаться или даже просто использовать нож неважно с какой целью. Он должен проводить время в молитвах. Он должен быть примером для своего народа во всем. Люди будут любить и чтить этого святого человека, часто принося ему дары и еду. А хранитель души должен в ответ на это часто поднимать свою трубку вверх, обращаясь к Вакан-Танка за благосклонностью для своего народа.

Когда воины идут на охоту, священный хранитель души должен идти с ними. Но в то время пока они охотятся, ему следует сидеть одному на холме и со своей трубкой посылать свой голос к высшим силам, прося удачи на охоте и блага для всего народа.

Если убьют самку бизона, хранителю души следует сесть около нее и набить свою трубку, сначала предложив по щепотке табака Кинни Кинник[23] летающим властителям запада, севера, востока и юга, Матери-Земле, и, наконец, щепотку вверх для Вакан-Танка, в ком сосредоточены все силы.

Повернув трубку чубуком к носу бизона, хранитель молится так:

- О Вакан-Танка, Ты научил нас через это четвероногое. Теперь твой народ может идти священным путем. На этой священной тропе жизни наши дети и дети наших детей будут счастливы. Я подношу эту трубку Тебе прежде всех остальных, ибо Ты всегда являешься первым. Затем я предлагаю ее Татанка, этому бизону.

- Ты, о Татанка, имеешь четыре века. Когда ты в последний раз оглянулся на нас, мы поняли, что ты - плод нашей Матери-Земли, от которого мы живем. Поэтому ты будешь первым, кого расположат в центре священного круга нашего народа. Мы чтим тебя, ибо ты укрепляешь наши тела и дух. Ты сделал известной нам волю Вакан-Танка, так что теперь в центре нашего круга находится священная душа. Ты будешь вместе с этой душой в центре, и там дашь счастье твоему народу. Теперь иди вперед, в центр священного круга нашего народа!!!

Затем мужчины разделывают Вакан бизонью корову, произнося соответствующие молитвы для каждой части. Мясо, взятое с плеча, представляет двуногие народы и особенно священную женщину, которая принесла нам эту трубку, и с ним, с этим мясом, всегда обращаются очень уважительно.

Хранитель души не может участвовать в разделке туши, так как он не может касаться ни ножа, ни крови, о чем я уже говорил. Но он может взять это Вакан мясо вместе с бизоньей шкурой и отвезти его в лагерь на своей лошади. Шкура бизона тоже Вакан, и она используется для особой цели. (Нужно заранее загадать, что будешь делать из этой шкуры.)

О прибытии охотников в лагерь все предупреждаются гонцом. Мясо бизона забирается в типи хранителем души. В этот момент одному из помощников внутри жилища следует разговаривать с душой так:

- Внук, выбранная пища останется в центре этого жилища, твоего дома. Это будет благом для людей! Хечету вело!!!

В типи, где хранится душа, должна постоянно находится женщина, выбранная, чтобы заботиться о священной связке души. Первой такой женщиной была Женщина Красного Дня.

- Эта женщина сушит Вакан мясо на солнце. Потом она растолчет сушеное мясо, папа, вместе с ягодами дикой вишни и смешает их с бизоньим жиром, взятым с костей. Получится пеммикан. Эта пища хранится в специальных раскрашенных коробках из бизоньей кожи, и бережется она до дня, когда выпускается душа.

В хорошие дни " связку для души" следует вынести наружу и повесить на треногу лицом к югу[24].

Люди часто приходят помолиться перед ней и приносят различные дары этой душе. Они тоже хранятся, а позднее раздаются бедным и нуждающимся.

После того как бизонья шкура будет выдублена, она разрисовывается и очищается над дымом душистой травы. Хранителю души следует указать ею на четыре стороны вселенной и сказать:

- О Ты, Душа, мой внук, стой твердо на этой земле и смотри вокруг. Смотри на небеса, смотри на четыре четверти вселенной и смотри на свою Мать-Землю!!! И ты, о бизон, присутствующий здесь в виде этой шкуры. Ты пришел к нашим людям, чтобы сослужить им великую службу. Теперь ты соединишься с этой душой. Вы оба будете в центре священного круга нации и будете представлять единство этого народа. Размещая эту шкуру над тобой, о душа, я размещаю ее над всеми нашими людьми, как над одним.

Когда священный пакет с душой висит на треноге вне типи, эта бизонья шкура кладется под ним волосом наружу, а на верхушке треноги вешается военный головной убор, сделанный из перьев Пятнистого Орла.

Помощники носят различное снаряжение, но только хранитель души может касаться священной связки. Он несет ее напротив сердца, в сгибе локтя левой руки. Когда связку забирают назад в типи, ее следует сначала предложить небу, потом земле и четырем сторонам вселенной.

Прежде чем будет проводиться обряд выпускания души, нужно собрать много различных вещей и для бедных, этот процесс может затянуться на несколько лет, но обычной мерой времени для сохранения души является один год. Если хранитель души умирает до ее освобождения, то эту душу хранит его жена. Она же хранит и душу умершего мужа. Если же и жена умирает, тогда помощники хранят все три души, и это, конечно, является очень большой и священной обязанностью.

Перед освобождением души все люди собираются вместе, ибо каждый участвует в этом великом обряде, лучшее название для которого " Создание Святости" [25]

Не задолго до этого времени мужчины отправляются на охоту за бизонами. Из их костей вываривают жир и делают из него " васна". Женщины сушат лучшее мясо, которое называется " папа". Все это используется в обрядах.

После совета с другими шаманами клана, хранитель души назначает день проведения обряда освобождения души. Его помощники делают большое церемониальное жилище из нескольких маленьких типи и устилают землю внутри него шалфеем.

Помощник хранителя души берет трубку и подняв ее вверх, к небу, говорит:

- Смотри, о Вакан-Танка! Мы готовы выполнить твою волю. Со всем святым, что есть в мире, мы подносим Тебе эту трубку!

Взяв щепотку табака и протянув ее и чубук трубки к западу, он восклицает:

- Вместе с этим Вакан табаком мы кладем Тебя в трубку, о Крылатая Сила Запада! Мы собираемся послать наши голоса к Вакан-Танка, и мы хотим, чтобы Ты помог нам! Этот день - Вакан и душа должна быть выпущена. Все в мире будет радоваться и ликовать.

- О Ты, священная сила того места, где садится солнце, мы вкладываем Тебя в эту трубку. Дай нам твои священные красный и синий дни для наших обрядов[26].

Сила запада заключена теперь в табаке и положена в трубку.

Взяв вторую щепотку и протянув ее и трубку к северу, помощник молится:

- О Вы, Громовые существа места, где живет великан Вазнах. Вы, кто приходит с чистыми ветрами и кто охраняет благополучие народа. О Белоголовый Орел севера, твои крылья никогда не устанут. В этой трубке, которую предложат Вакан-Танка, есть место для тебя. Помоги нам и дай нам твои священные дни!

Затем, держа новую щепотку табака и трубку в направлении к востоку, помощник продолжает:

- О Ты, священное место, где встает солнце, откуда приходит знание. Ты - начало тропы восходящего солнца, которое приносит свет в этот мир. Твое имя - Хунтка, потому что у Тебя мудрость и ты - длиннокрылый. В этой трубке есть место и для тебя. Помоги нам послать наши голоса к Вакан-Танка! Дай нам твои священные дни!

Сила востока так же помещается в трубке.

Помощник обращается к югу:

- О Ты, кто озаряет тропу, ведущую к месту, куда мы всегда обращены лицом, и по которой идут все наши поколения. Мы кладем Тебя в эту священную трубку! Ты следишь за нашей жизнью и за жизнью всех народов вселенной. Все, что существует, пошлет свой голос к Вакан-Танка. У нас есть место в трубке и для Тебя. Помоги нам послать наш голос и дай нам хотя бы один из твоих хороших дней. Этого мы просим у Тебя, о Белый Лебедь, живущий там, куда всегда обращены наши лица.

Чубук трубки и щепотка табака обращаются затем к земле:

- О Ты, священная Земля, от которой мы пришли. Ты питаешь все. Мы знаем, что ты - Вакан, и что мы все вместе являемся твоими родичами. Бабушка и Мать-Земля, рождающая плоды, для Тебя есть место в этой трубке. О Мать, позволь твоему народу идти по тропе жизни, повернувшись лицом к сильным ветрам! Позволь нам идти твердо и смело! Мы все, кто движется по тебе, посылаем наши голоса к Вакан-Танка. Помоги нам! Все вместе, как один, мы восклицаем - помоги нам!

Когда трубка таким образом наполнена и содержит в себе все Силы, и все, что существует во вселенной[27], она дается хранителю души, который берет ее и с восклицаниями идет в типи хранителя Самой Священной Трубки. Во время проведения самого первого обряда им был Высокий Полый Рог. Войдя в типи и держа трубку перед собой с чубуком, обращенным на юг, он кладет ее в руки хранителя Священной Трубки.

- Хи хо! Хи хо! Благодарю! - говорит священный человек, беря эту трубку.

- Эта трубка, которую ты принес мне, действительно является священной. Она также священна как та, которую нам дала Женщина Белого Бизона.

Действительно, для каждого, кто понимает, они (трубки, участвующие в церемониях) являются тем же, что и первая Священная Трубка, и они так же священны.

- Но, - продолжает хранитель, - Трубка, которую ты принес, сейчас особенно священна!!! Ибо я понимаю, что в ней сейчас заложена вся вселенная. Зачем ты пришел и чего хочешь...

Хранитель души ответил:

- Мы хотим, чтобы ты выкурил эту трубку и затем провел обряды для освобождения души моего сына. Мы хотим, чтобы ты принес с собой Настоящую Священную Трубку, которую ты хранишь.

- Хау! Хечету вело! Я приду. - Хранитель Священной Трубки предлагает принесенную ему трубку небесам, земле и четырем четвертям вселенной, а затем выкуривает ее. Закончив, он бережно собирает пепел, так как он тоже очень важен и священен.

Эти двое идут в жилище, где все приготовлено для великого обряда. Войдя, они проходят по кругу, по ходу солнца, и садятся на западной стороне напротив двери. Жена хранителя души идет к своему типи, причитая на ходу. Она берет священный узел с душой и возвращается. Кладет узел в две вытянутые руки Хранителя Священной Трубки.

- Благодарю! Благодарю! - говорит он и затем обращается к душе, находящейся в священном узле:

- О душа, ты была с твоим народом, но скоро ты уйдешь. Сегодня твой день и он священен. Сегодня твой отец, Вакан-Танка, смотрит, чтобы увидеть тебя. Собрался весь наш народ, чтобы быть вместе с тобой. Все твои родственники любят тебя и хорошо позаботились о тебе. Ты и священная Женщина четырех веков, которая принесла нам Священную Трубку, сейчас вместе здесь, в этом жилище. Это одеяние, в которое ты сейчас завернута, представляет Священную Женщину, и в него будет завернут весь твой народ. Священная Трубка, которую она нам принесла, сделала наш народ счастливым. Посмотри! Сегодня священный день. Хечету вело!

На земле обчищают круглую площадку, чтобы изобразить " бизонью лужу" (грязевая ванна, где животные валяются), и на это место кладут священный узел с душой. Затем делают круглую площадку из земли, взятой из этой ямы. На ней рисуют крест с запада на восток и с севера на юг. Трубку кладут на этом кресте чубуком на запад и головкой на восток. священный узел с душой располагается рядом с трубкой, у основания красной дороги (основание креста), к которому душа вскоре вернется.

Один из помощников идет к огню в центре типи, берет ивовыми щипцами уголек и кладет его перед хранителем трубки[28].

Хранитель, взяв трубку в левую руку, правой берет щепотку священной травы. Он поднимает ее вверх к небесам и медленно опускает на уголек, останавливаясь четыре раза и молясь:

- О Дед, Вакан-Танка, в этот священный день я посылаю к Тебе этот дым, который поднимется выше небес. Внутри травы находится земля, наш великий остров. В ней, в этой траве, находится моя Мать, моя Бабушка и все крылатые и двуногие народы, которые все стремятся к Вакан-Танка. Дым этой травы накроет всю вселенную. О Вакан-Танка, будь милосерден к нам всем!

Головку трубки располагают над этим дымом таким образом, чтобы он проходил сквозь головку и выходил через чубук, который поднимают вверх к небесам. При этом Вакан-Танка является первым, кто курит ее, и именно этим действием трубка очищается. Во время этих действий хранитель трубки продолжает молиться:

- О Вакан-Танка, заметь эту трубку! Дым от священной травы накроет все на земле и достигнет небес. Позволь тропе Твоего народа быть подобной этому дыму. Мы предлагаем Тебе эту трубку и теперь я кладу в ее головку священный Кинни кинник. Ты научил нас, что круглая головка этой трубки является самым центром вселенной и души человека!

- О Вакан-Танка, нагнись, чтобы увидеть нас сегодня, взгляни на Твою трубку, с которой мы посылаем к Тебе наш голос вместе с крылатыми и четвероногими, со всеми созданными нашей МатерьюЗемлей. Все, что Ты создал, присоединяется к нашему голосу!

Затем хранитель набивает трубку, проводя ритуал и предлагая табак шести направлениям, со следующими молитвами:

- О Ты, Крылатая Сила места, где садится солнце. Ты - Вакан! С тобой и через тебя мы посылаем голос к Вакан-Танка перед освобождением души. В этой трубке есть место для Тебя. Помоги нам! Дай нашему народу твои красный и голубой дни, чтобы мы могли идти по священной тропе жизни.

- О Ты, Крылатая Сила места, где живет великан Вазиах (север) - очиститель земли, людей и всего, что очищаемо. С душой двуногого, мы готовы послать через Тебя свой голос к Вакан-Танка. Дай нам Твои два священных дня, которые ты имеешь. В этой трубке есть место для Тебя. Помоги нам!

- О Ты, Крылатая Сила места, откуда приходит солнце. Ты, имеющий длинные крылья и несущий знание и Свет во вселенную. Мы готовы послать свой голос с этой душой к Вакан-Танка. Дай нам Твои два красный и синий дня. Помоги нам!

- О Ты, Белый Лебедь места, к которому мы всегда обращены лицом, Ты стерегущий красную тропу, ведущую к жилищу великана Вазиах. Ты направляешь все четвероногие и двуногие народы, идущие по этой священной тропе. Мы собираемся освободить эту душу, которая тоже пройдет по Твоей тропе. С ней мы посылаем свой голос к ВаканТанка! Дай нам Твои два священных дня! Помоги нам послать наш голос.

- О Ты, Пятнистый Орел, летящий в небесах, близко к Вакан-Танка! Твои крылья сильные. Ты - тот, кто заботится о священном круге нашего народа и обо всем, что находится внутри него. Позволь своему народу быть счастливым и жить в изобилии! Мы собираемся освободить эту душу, которая отправится в долгий путь, чтобы жизнь поколений была - Вакан. В этой трубке есть место для Тебя! Помоги нам послать наш голос к Вакан-Танка, и дай нам твои священные красный и голубой дни!

- О Вакан-Танка, мы хотим предложить Тебе эту трубку. Взгляни на нас вниз: на нас и на нашу Бабушку и Мать-Землю, которая - источник всего живого. Все - Вакан, что находится на ней. Шаги нашего народа проходят по Ней. Позволь им быть твердыми и сильными!

- От Тебя, Бабушка, Мать-Земля, душа должна быть освобождена. В этой трубке есть место для Тебя и для всех твоих священных предметов и народов! Все вместе, как один, мы посылаем наш голос к Вакан-Танка. Помоги нам идти в святости, приятной Тебе. Дай нам священные красный и голубой дни, принадлежащие Тебе!

Таким образом вся вселенная была помещена в священную трубку, и затем повернувшись к людям, хранитель трубки сказал:

- Мы сделаем все, как нужно, и поэтому у души будет хорошее путешествие, и она поможет нашему народу идти по тропе жизни в святости, приятной для Вакан-Танка.

Обратившись к душе, хранитель трубки сказал:

- О Ты, Душа, мой внук. Ты - корень этого великого обряда. От тебя вырастет много такого, что - Вакан. Благодаря этому обряду наш народ научится быть великодушным и щедрым, будет помогать тем, кто нуждается, и будет следовать в своем пути учению Вакан-Танка! О Душа, это твой день! Время пришло!!!

- Будут четыре девушки, которые навсегда пронесут с собой силу этих обрядов. Ты, о Душа, накроешь их своей священной шкурой бизона. Это - твой день! Это день радости, ибо много Света пришло к нашему народу.

- О Душа, все, что было с тобой в прошлом, сегодня находится здесь, с тобой. Твои родственники пришли сюда с угощением. Мы очистим эту еду и предложим ее тебе. Затем отдадим ее четырем девушкам и разделим между бедными и нуждающимися.

- Однако, сейчас подошло время, чтобы предложить эту трубку Вакан-Танка, а затем выкурить ее[29]. Мы предлагаем ему все, что есть во вселенной. Мы посылаем к Нему наши голоса через эту трубку. Хечету вело!

- Хии-ай-хай-ии-ии! (4 раза) Тункашила, Вакан-Танка, Дед, Великий Дух, посмотри на нас!!! Это священный день для души. Пусть она поможет будущим поколениям жить священной жизнью. Мы предлагаем эту трубку Тебе, о Вакан-Танка, просим Тебя помочь этой душе, ее родственникам и всем людям! Посмотри на эту трубку и нагнись, чтобы увидеть, как мы исполняем Твою волю! С этой земли мы посылаем к Тебе наш голос. Будь милостив к нам и к этой душе, которую мы отпустим из центра священного круга ее народа. О Дед, Вакан-Танка, будь милостив к нам, чтобы наш народ мог жить!!!

Тут все присутствующие восклицают:

- Хи йе! Благодарим! Да будет так! - и хранитель раскуривает трубку. Он делает несколько затяжек и передает трубку " хранителю души", который предлагает ее небесам, земле и четырем направлениям. Покурив, он передает трубку по кругу по ходу солнца, чтобы все люди могли ее покурить. Каждый из курящих произносит свою молитву, а когда трубка возвращается к хранителю трубки, он вычищает ее, и пепел бережно собирает в специальный мешочек из оленьей

кожи.

После того, как трубка была предложена Вакан-Танка и выкурена, хранитель начинает плакать, и вскоре все окружающие тоже начинают плакать и выражать свою скорбь.

Здесь, видимо, нужно пояснить, что плакать в этот момент хорошо, так как это показывает, что мы думаем об этой душе и о смерти, которая рано или поздно придет ко всем существам и предметам. Это так же является знаком того, что мы принижаем себя перед Великим Духом, ибо мы знаем, что мы - пыль перед Ним, который есть - Все.

Вся пища, приготовленная для души, складывается возле жилища. В типи, на южной стороне, следует поставить ивовый столб высотой с человека и на уровне головы привязать кусок кожи, на котором нарисовано лицо. Поверх лица находится головной убор, а на столб надета рубаха. Эта фигура символизирует душу. К ней прислоняют луки, стрелы, складывают рядом ножи и другие вещи умершего.

Женщины берут приготовленную еду и, войдя в жилище, проходят по кругу до столба. Каждая из них обнимает столб души, а затем, оставив возле него принесенную пищу, они выходят из жилища.

По маленькому кусочку от принесенной еды, кладут в деревянную чашку и ставят перед двумя священными людьми: хранителем трубки и хранителем души, которые сидят на западной стороне.

Четыре непорочные девушки входят и занимают место на северной стороне жилища, ибо известна очистительная сила этого направления.

Хранитель трубки встает и говорит:

- Ты, о Душа, есть «хокшиханкия»[30] (духовное влияние или семя). Ты как корень священного дерева, которое находится в центре священного круга нашего народа. Позволь этому дереву цвести! Позволь нам, твоему народу, крылатому и четвероногому народам, всем нам пышно расти!

- О Душа, твои родственники принесли тебе эту еду. Когда ты отведаешь ее, благополучие распространится на весь народ.

- О Душа, Вакан-Танка дал тебе четырех родственниц, сидящих здесь на северной стороне. Они представляют наших истинных родственников: Деда и Отца Вакан-Танка, Бабушку и Мать - Землю. Помни об этих четырех родственницах, составляющих в действительности одно целое. И помня о них, оглядывайся на твой народ, когда пойдешь по Великой Тропе!

Небольшое углубление выкапывается у основания столба души и хранитель трубки, протягивая к этому углублению деревянную чашку с очищенной едой, говорит душе:

- Ты готова съесть эту вакан пищу... Когда она будет вложена в твой рот, ее влияние будет благотворно, и это послужит причиной роста и процветания детей нашей Матери-Земли. Твоя Бабушка - Вакан. На ней мы стоим, когда кладем пищу в твой рот. Не забывай нас, когда ты пойдешь к Вакан-Танка. Оглядывайся на нас!

Пища кладется в углубление и поливается сверху соком дикой вишни, потому что этот сок является водой жизни. Углубление затем засыпают землей, чтобы душа завершила свою последнюю трапезу.

Затем четыре девушки готовятся есть священное мясо бизона и пить сок вишни. Но сначала эта пища очищается над дымом душистой травы, и хранитель говорит девушкам:

- Внучки, вы должны сейчас получить «хокшиханкия» этой души. От этого вы и ваши дети навсегда станете Вакан.

- Внучки, не забывайте делиться всем, что вы имеете, ибо в этом мире всегда есть нуждающиеся, сироты и старики. Но главное, мои внучки, никогда не забывайте наших четырех великих родственников, представленных нашими родными здесь на земле! Вы будете сейчас есть и пить священные продукты Матери-Земли, тем самым вы и ваши дети станете Вакан. Всегда помните это, мои дети!

Хранитель трубки затем поднимает чашку с едой, и каждый раз, когда он кладет кусок в рот девушке, он говорит:

- Я кладу эту пищу в твой рот. Она сладкая и ароматная, и она Вакан! Люди увидят, как ваши поколения придут!

Девушки наклоняются и пьют сок дикой вишни, который налит в деревянную чашку, стоящую на земле. Когда они закончат есть и пить, хранитель говорит им:

- Внучки, все, что мы сделали здесь сегодня - есть лела вакан. Все сделано по указаниям, данными нам священной Женщиной Белого Бизона, которая принесла нам нашу самую священную трубку. Она сказала, что у нее четыре века. Вы, внучки, тоже имеете эти четыре века. Поймите все это глубоко, все это важно. То, что мы делаем здесь сегодня - это великая вещь. И это действительно так! Хечету вело!

Затем хранитель трубки идет по кругу на южную сторону и, подняв " связку души", говорит ей:

- Внук, ты готов уйти в великое путешествие... Твои отец и мать, и все твои родственники полюбили тебя. Вскоре они все будут счастливы.

Отец ребенка обнимает священную связку, поднося ее к каждому плечу. Хранитель трубки говорит ему:

- Ты любил своего сына, и ты сохранил его в центре круга нашего народа. Будь также добр ко всем остальным людям, как ты был добр к этому твоему любимцу! И будет священным влияние души твоего сына на наш народ. Это как дерево, которое вечно будет цвести!

Затем он идет по кругу на северную сторону, и, касаясь каждой из девушек священной связкой, говорит:

- Дерево, которое было выбрано пребывать в центре нашего священного круга, скрепляющего народ, сейчас - здесь. Пусть оно всегда растет и цветет в святости!

Подняв " Связку души" к небесам, он восклицает:

- Всегда оборачивайся на твой народ, чтобы он мог уверенно и твердо идти по священной тропе жизни!

Так хранитель трубки восклицает четырежды, продвигаясь к двери жилища, и когда он останавливается в четвертый раз, сразу же за дверью, он восклицает громким, пронзительным голосом:

- Заметь свой народ! Обернись на них! - и выходит из жилища.

В тот момент, когда " связка души" выносится из жилища, душа считается освобожденной, и она отправляется по " тропе духов", ведущей к Вакан-Танка[31].

Как только душа освобождена и покинула связку, содержащую прядь волос, связка больше не является Вакан. Она может быть сохранена семьей как память, если они захотят.

Каждой из четырех священных девушек дарят плащ из бизоньей шкуры, после чего они выходят из жилища вслед за хранителем трубки.

На этом обряд заканчивается, и все люди в лагере празднуют событие и веселятся. Каждый старается прикоснуться к одной из девушек, которые теперь лела вакан и будут всегда хранить в себе это великое значение, приносящее великую силу всему народу.

Бедным и неудачливым родные умершего раздают подарки, и всюду идут пиры и веселье. Это действительно хороший день. Хечету вело!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.