Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Англия.






 

Периодизация английской готики следует очертаниям оконных проемов и рисунку их переплетов.: ранняя (ланцетовидная) Солсбери, кон.12-2 пол13 в., зрелая (украшенная) – до 2 пол. 14, поздняя (перпендикулярная) до сер.16 в..

Крупнейшей страной после Франции по числу крупнейших сооружений готики является Англия. Здесь была создана своеобразная национальная художественная школа этого стиля. Наряду с единичным использованием воспринятого французского эталонного типа (в соборе Вестминстерского аббатства) Англия создала свой собственный тип, в котором архаичная традиция сочеталась с неожиданной свободой фантазии.

В Англии при ранней централизованности власти не развивались ратуши и феодальные замки, но по-прежнему была велика роль монастырей. Они и определяли строительство соборов. Одним из первых готических опытов в Англии стал собор Кентербери. Он был резиденцией архиепископа Англии и центром процветашего бенедиктинского монастыря, а также местом поклонения Томасу Бекету, прежнему архиепископу Кентерберийскому, который был убит в своем соборе в 1170 году.

Для перетсройки собора был приглашен французский архитектор – Гийом из Санса. Поскольку ему не удалось убедить монахов полностью заменить норманнский хор, пришлось создать над старой криптой и между сохранившимися стенами боковых нефов норманнского хора готическую конструкцию, вдохновленную Ланским собором и собором Парижской богоматери. Тем не менее облик нового трехэтажного хора с реберным шестичастным каменным сводом, связками колонн, скульптурными капителями в виде листьев аканта, стрельчатыми арками и полукруглой галереей был необычайно впечатляющим.

Противопоставление пучков колонн из полированного черного пэрбекского мрамора более светлым стенам из каннского камня стало главным признаком английской готики.

Гийом из Санса в 1178 г. тяжело пострадал при падении с лесов. Его преемником в качестве руководителя строительства стал Вильгельм Англичанин, продолживший строительство в восточной части. Под его руководством возникла капелла Троицы в апсиде и Корона, круглая капелла на востоке, обе задуманные как хранилище реликвий св.Фомы. Результатом его работы в сочетании с работой его предшественника стала типично английская восточная часть собора, т.е. легкое сочетание взаимосвязанных и в то же время не зависимых друг от друга помещений, в отличие от более слитной, цельной планировки помещений французских соборов. Отклонением от французской нормы является и экстремально большая длина собора, которая еще в 1096-1130 гг. была увеличена вдвое.

На юго-западе Англии сложилась еще одна школа. Ее основополагающим сооружением стал собор в Уэльсе. В отличие от вертикальной динамики интерьеров соборов Франции интерьер Уэльского собора кажется более спокойным, кроме того, опорные столбы окружены колоннами, числом до 24, что по всей длине нефа вызывает впечатление сильного волнообразного движения. О возрождении англо-нормандского декоративного богатства свидетельствует пышно изукрашенный северный нартекс, датированный примерно 1210-1215 гг., и знаменитый западный фасад примерно 1220-1240-х гг. с 400 раскрашенными фигурами в нишах. Уэльский собор имеет первый из декоративных фронтальных фасадов, ставших характерной особенностью английских соборов от Солсбери до Эксетера.

живописно выступающийСтроительство было завершено после различных изменнеий

Солсбери, Линкольн, Йорк, Эксетер, Уэллс, Личфилд романскому плану с прямоугольным хором без венца капелл отвечает столь же архаический многобашенный силуэт с главной прямоугольной башней над средокрестьем. Но фасады всегда сложная комбинация объемных и тектонических элементов. Интерьер с более низкими сводами, с тонкими многоствольными опорными столбами, от которых исходят сложные пучки нервюр. Отсутствие монументальной скульптуры.

Поэтому соборы расположены не в центре, а на периферии, с эффективным использованием ландшафтного окружения. В Англии сохранились элементы объемной и плановой структуры романских монастырских соборов – удлиненная конфигурация с сильно вытянутым хором, рассчитанным на многочисленный клир, с трансептом посредине продольного корпуса, с главной башней над средокрестием, при обязательном освещении здания собора с традиционными монастырскими пристройками – с клуатром, залом капитула, дополнительными и выносными капеллами.

 

Англия. Кентерберийский собор заложен французом Гийомом из Санса в 1175 г. Собор приобрел со времен средневековья большую известность не только тем, что он входил в состав резиденции архиепископа, считавшегося главой английской католической церкви, но и как национальная святыня. Он стал местом погребения архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета, убитого рыцарями короля Генриха II в этом же соборе в 1170 году и причисленного католической церковью в качестве мученика к лику святых. После канонизации Томаса Бекета собор привлек множество паломников, что отразилось на структуре храма; его абсида имеет обход по образцу французских соборов. Кентерберийский храм даже среди английских соборов выделяется обилием всякого рода пристроек. Но и без них план собора очень сложен. Его особенность составляет множество помещений, как бы нанизанных на одну ось. Хотя трехнефный продольный корпус состоит из девяти травей, он занимает всего лишь немногим более одной трети здания. Далее посетитель вступает в помещение первого трансепта, за которым следует трехнефный хор. За ним - второй трансепт и пресбитерий - предалтарное помещение; к последнему с обеих сторон примыкают капеллы, так что образуется подобие третьего трансепта. Затем следует алтарь, а за ним - большая полуовальная апсида с обходом, превращенная в капеллу св. Троицы. Только отсюда посетитель вступает в так называемый Венец Бекета - завершающую храм с востока круглую капеллу, где погребен прах святого. Из-за обилия всех этих помещений собор достигает непомерной длины - свыше 160 м. Если учесть также, что к храму примыкает с разных сторон еще несколько капелл, то станет очевидной сложность и зачастую неожиданность пространственных эффектов, возникающих в интерьере собора. Они усилены тем, что основные части храма расположены на разных уровнях и постепенно повышаются по мере продвижения зрителя к восточной части собора.

Снаружи западный фасад лишен прихотливости, характерной для других английских соборов; своей традиционной двухбашенной композицией и сдержанностью декора он, как и фасад собора в Йорке, заставляет вспомнить французские постройки. Но характер общего объема этих храмов, особенно громадные четырехранные башни над средокрестием, свидетельствуют о возобладании английских принципов храмового зодчества.

 

 

Собор в Кентербери.

 

 

Собор в Солсбери нач. в 1220 г.

Важную роль в общем восприятии английского готического храма играет мастерское использование его природного окружения. Многочисленные деревья с раскидистыми кронами, свободно разбросанные на большом пространстве вокруг Солсберийского собора, широкая площадь зеленых газонов — все это вносит в образ данного сооружения ту особую ноту поэтической связи с природой, которая так отличает английские соборы от готических храмов континента, обычно возвышавшихся над лабиринтом узких, полутемных городских улочек.

Западный фасад собора в Солсбери, то он решен хотя и вполне оригинально, но без чрезмерного выделения в общей композиции здания. Фасад этот невелик - по высоте он не превышает высоты продольного корпуса и из-за небольших повышений по сторонам кажется почти квадратным. Башни отсутствуют, в центре слегка возвышается щипец среднего нефа; два невысоких пинакля венчают угловые части фасада. Скромные порталы ведут в три соборных нефа. В центре фасада вместо традиционной круглой оконной розы (не нашедшей в Англии широкого применения) помещено трехарочное окно с проемами ланцетовидных очертаний. Основное ударение сделано не на объемной, а на декоративной выразительности фасада, в четыре яруса покрытого статуями в узких стрельчатых обрамлениях. Изобилие этих статуй и подчеркнуто мерный ритм их ярусного расположения в значительной степени лишают их самостоятельной выразительности, акцентируя декоративные функции фасадной скульптуры. Благодаря тому что формы обрамляющих каждую статую стрельчатых арок пропорционально близки к ланцетовидным проемам и нишам боковых фасадов, главный фасад при всем богатстве своего убранства органически включается в единый архитектурный облик собора.

Если собор в Солсбери выделяется среди английских храмов особым совершенством своего архитектурного решения - мастерски найденным равновесием всех частей сложного сооружения, последовательно проведенным единством целого, тонкой разработкой деталей, большим чувством меры, то строители других соборов прибегали зачастую к более решительному подчеркиванию отдельных средств художественной выразительности.

 

Центральный неф в соборе в Линкольне. Ок. 1220-1240 г.г.

 

собор в Линкольне

 

 

Западный фасад собора в Уэллсе нач. в 1230 г.

Сложная система арок средокрестия в интерьере собора в Уэллсе, возведенная зодчим Уильямом Джой из Соммерсета в 1338-40-х в целях укрепления центральной башни. Перед нами своего рода конструктивное чудо: 2 огромные, во всю ширину среднего нефа стрельчатые арки, прямая и опрокинутая, соединены своими острыми вершинами в виде своеобразной восьмерки с кольцевыми вставками по бокам арочных дуг. Повторенный в каждом из 4 пролетов средокрестия, этот мотив складывается в красивейший стереометрический узор со сложной конфигурацией арочных кривых, меняющейся в зависимости от перемены зрительской позиции. Показательно именно для Англии: чисто конструктивная каркасность этого смелого замысла преображена за счет обретших выразительную профилировку и неслыханную гибкость мощных каменных дуг в концентрированный образ, более того – в своего рода гигантский декоративно-орнаментальный знак-символ, гений места исторической почвы Британии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.