Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третьим переворотом в инфосфере считается появление ЭВМ и информационных технологий.






Информационное общество характеризуется следующими признаками:

1. Большинство работающих (до 80 %) занято в информационной сфере, т. е. сфере производства информации и информационных услуг.

2. Любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время обеспечена техническая, технологическая и правовая возможность доступа к нужной информации (за исключением военных, государственных, коммерческих секретов).

3. Информация становится стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании, культуре.

Глобальный процесс информатизации общества является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел общепланетарный характер и охватывает практически все развитые страны мира. Информатизация общества влечет за собой многие радикальные научно-технические, экономические и социальные перемены, существенным образом изменяет привычные условия жизни людей, их производственной деятельности, быта и отдыха. Тенденции и темпы развития этих изменений убедительно свидетельствуют о том, что наступающий XXI век будет веком информации.

 

Вопрос 2. Информатика. Предмет и задачи.

Фундаментом процесса информатизации общества является научная дисциплина информатика.

Слово «информатика» происходит от французского informatique (informatione + automatique). На Западе применяют другой термин — computer science — компьютерная наука. Эти два понятия отличаются друг от друга.

Еще в 40-х гг. ХХ в. Норберт Винер, занимавшийся углубленным изучением вопроса о необходимости информации, циркулирующей по всевозможным каналам связи в живых организмах, обществе, машинах, положил начало новой науке — кибернетике. Датой рождения науки является 1948 год — год публикации книги Н. Винера «Кибернетика или управление и связь в животных и машинах».

 

Слово «кибернетика» в переводе с греческого означает рулевой, кормчий. В Древней Греции это была наука о кораблевождении. Аристотель первым употребил слово «кибернетика», характеризуя науку об управлении. Андре Мари Ампер в работе «Очерки по философии наук» (1834 г.) в перечне за номером 33 поместил новую науку — «кибернетику», понимая под ней науку об управлении государством, не предполагая, какое значение она приобретет в будущем.

 

Информатика — широчайшая сфера науки, возникшая на стыке нескольких фундаментальных и прикладных наук. Это достаточно новая научная дисциплина, переживающая в настоящее время период своего бурного развития. Зародившись в недрах науки о процессах управления — кибернетики, — информатика сегодня быстро расширяет свою предметную область. Из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи вычислительной техники она превращается в фундаментальную науку об информации и информационных процессах не только в технических системах, но также в природе и обществе.

В отличие от кибернетики, внимание которой сосредоточено в основном на исследовании систем и процессов управления, главными объектами изучения информатики являются информационные системы, методы и средства генерации, хранения, передачи и использования информации в различных условиях, которые в последние годы получили обобщенное название информационных сред.

Информатика как самостоятельная наука имеет сегодня не только достаточно четко очерченную проблемную область, но и собственные методы исследования. К их числу относят­ся метод информационного подхода, а также метод информационного моделирования изучаемых явлений. Использование этих методов позволяет выявлять, анализировать и понимать многие фунда­ментальные свойства и закономерности природных и социальных явлений.

Информатика содействует развитию ряда научных направлений, выполняя тем самым интегративную функцию в системе наук. Вокруг нее формируется целый комплекс новых на­правлений научных исследований, находящихся на стыках информатики с другими науками (отраслевая информатика). К этим направлениям относятся социальная информатика (наука о процессах информатизации общества), биологическая информатика (наука об информационных процессах в био­логических системах), социальная когнитология (наука о развитии интеллектуального потенциала общества) и некоторые другие.

Таким образом, в современном понимании информатика — комплексное научное направление, имеющее междисциплинарный характер, изучающее информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Теоретическую основу информатики составляют фундаментальные науки, которые в равной степени относятся и к математике, и к кибернетике: математическая логика, теория информации, комбинаторный анализ, формальная грамматика и т. д. Кроме этого, информатика имеет и свои собственные разделы: операционные системы, архитектура электронных вычислительных машин (ЭВМ), теоретическое программирование, теория баз данных. Тесно связана информатика с химией, электроникой и радиотехникой.

Предметом информатики является информационный ресурс как симбиоз знания и информации. Поэтому возможно рассматривать информатику как отрасль народного хозяйства, фундаментальную науку, прикладную науку.

Как отрасль народного хозяйства информатика представляет собой совокупность предприятий разных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов, разработкой современных информационных технологий. Значение информатики как отрасли производства заключается в том, что от нее зависит рост производительности труда в других отраслях народного хозяйства (в настоящее время около 50 % всех рабочих мест в мире поддерживается средствами обработки информации).

Как фундаментальная наука информатика занимается методологией создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Цель исследований в данной области — получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования.

Задача информатики как прикладной дисциплины состоит в изучении закономерностей накопления, переработки, распространения информации, создании информационных моделей и систем в различных областях человеческой деятельности, разработке информационных систем и технологий в конкретных областях. Центральное место в прикладной информатике занимает компьютер (computer — от английского «вычислительная машина») — техническое устройство для обработки информации.

Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации.

Задачи информатики:

§ исследование информационных процессов любой природы;

§ разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов;

§ решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.

 

Вопрос 3. Информация: понятие, виды и свойства.

До настоящего момента не существует точного определения информации. Есть множество теорий, порой противоречащих друг другу. «…Между двумя мнениями лежит истина. Нет, между ними лежит проблема». Эти слова И. Гете в полной мере относятся и к вопросу об информации.

 

Слово " информация" появилось около двух с половиной тысяч лет назад в латинском языке (informatio — изложение, разъяснение). Этим словом пользовался Марк Цицерон, произнося в Риме свои знаменитые речи против Катилины. В обыденной жизни под этим словом понимают сообщения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом. Многие научные дисциплины используют этот термин, вкладывая в него свое содержание.

 

Первое объяснение информации как новости, сообщения, своеобразного газетного жанра, с помощью которого человек получает различного рода сведения, дали журналисты и филологи в 20—30-е гг. XX ст.[2]. Более стро­гая трактовка термина связана с возникновением двух новых дисциплин: математической (статистической) теории информации и киберне­тики.

Американский инженер Р. Хартли в 1928 г. процесс получения информации рассматривал как выбор одного сообщения из конечного наперед заданного множества из N равновероятных сообщений, а количество информации I, содержащееся в выбранном сообщении, определял формулой:

В математической теории информации американского инженера и матема­тика Клода Шеннона (1948), первоначально разрабатывавшейся применительно к случайным процессам и явлениям, для которых характерна неопределенность исхода (да, нет), под информацией понимались не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существовавшую до их получения неопределенность. Согласно теории К. Шеннона, информацияэто снятая неопределенность.

Неопределенность существует тогда, когда может произойти одно из не­скольких событий. Количество информации, получаемой в результате снятия неоп­ределенности, вычисляется по формуле, называемой формулой Шеннона:

,

где I — количество информации;

Pi — вероятность события, 1≤ i≤ m;

m — число всех возможных событий.

Формула определения количества информации учитывает возможную неодинаковую вероятность сообщений.

Шеннон впервые ввел единицу измерения количества информации — бит (binary digital — бинарная единица). Она соответствует минимальному объему информации, полученной в виде ответа «да» или «нет» (в двоичной системе 1 или 0). В данном случае происходят два равновероятностных события: I=-1/2log21/2-1/2log21/2=1.

Ранее родоначальник телеграфа русский ученый и изобретатель П. Л. Шиллинг, установивший полтора века назад первый телеграф в Зимнем Дворце, предложил специальный кодовый сигнал. Он писал: «Я нашел средство двумя знаками выразить всевозможные речи и применить к сим двум знакам всякий телеграфный словарь или сигнальную книжку». Это и была та самая двоичная система.

 

Равные по объему сообщения могут содержать разное количество инфор­мации. Чем больше разнообразие знаков, из которых состоит сообщение, тем больше в нем информации. В этом заключается одно из объяснений любви к поэзии А. С. Пушкина. Поэт успешно пользовался этим законом, тогда еще не сформулированным. Александр Сергеевич выбирал нужное слово из огромного запаса слов, которым он владел. Его словарь содержал более 30 тысяч слов, поэтому его стихи, рисующие тончайшие образы, выражающие удивительно тонкие оттенки мыслей и чувств, очень информативны. И противоположный пример людей с бедным словарным запасом — Эллочка Людоедка.

 

Математическая теория информации определяет количество информации в сообщении, но полностью игнорирует содержание передаваемой информации, оставляя в стороне ее смысл. Математик Ю. Шрейдер показал возможность оценивания информации по увеличению объема знаний у человека под воздействием информационного сообщения. Академик А. А. Харкевич предложил измерять содержательность информации по увеличению вероятности достижения цели после получения информации человеком или техническим устройством. В работах английского ученого У. Р. Эшби информация прямо рассматривается как проявление разнообразия: где имеется различие вещей, явлений, там возникают потоки информации как отражение существующего разнообразия.

Разработано множество подходов к классификации информации. В их основу положены различные признаки и особенности информации. Информацию, материализованную в виде зрительных образов, звуков, запахов, ощущений, в устной и письменной форме, соответственно восприятию органами чувств называют визуальной, аудиальной, аудиовизуальной, тактильной, вкусовой.

Для социальной информации доминирующим признаком является ее общественное назначение, согласно которому выделяют информацию массовую, предназначенную для всех членов общества, и специальную — для специалистов в области науки, техники и производства.

В специальной информации выделяют научную, техническую, производственную, научно-техническую. В свою очередь, научную информацию классифицируют соответственно различным областям общественных, естественных и философских наук. Выделяют различные виды технической информации, отражающие особенности каждой отрасли промышленности — машиностроения, электротехники и энергетики, транспорта и т. д. В зависимости от характера производственных процессов выделяют информацию технологическую, конструкторскую, экономическую, эксплуатационную и др.

Информация разнообразна по содержанию и виду обслуживаемой ею человеческой деятельности. Каждый вид информации имеет свои особенные технологии обработки, смысловую ценность, формы представления, требования точности и оперативности отражения явлений и процессов. Однако для любого вида информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник (потребитель) информации и объект, который данная информация отражает.

С точки зрения потребителя выделяют следующие свойства информации:

§ релевантность — способность информации соответствовать запросу потребителя;

§ точность — степень близости информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления;

§ своевременность — способность информации соответствовать запросам потребителя в нужный момент времени;

§ достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок;

§ доступность — свойство, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;

§ защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного доступа к информации;

§ эргономичность — удобство формы или объема информации для данного потребителя.

Если вести речь о научной информации, то здесь наиболее важным свойством является адекватность — однозначное соответствие отображаемому объекту. Данное определение характеризует не взаимоотношение «информация — потребитель», а «информация — отображаемый объект».

Среди внутренних свойств информации важнейшими являются количество информации, ее внутренняя организация и структура. По способу внутренней организации информация делится на две группы: данные, или простой, логически неупорядоченный набор сведений, и логически упорядоченный, организованный набор данных.

К свойствам информации, связанным с ее хранением, относятся:

§ живучесть — свойство сохранять качество с течением времени;

§ актуальность — степень соответствия информации текущему моменту времени.

 

? ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Чем обусловлен интерес к процессу информатизации?

2. Дайте определение процессу информатизации.

3. Когда начался переход к информационному обществу? В работах каких ученых это нашло отражение?

4. Назовите основные признаки информационного общества.

5. Перечислите перевороты в информационной сфере. С чем они связаны?

6. Дайте определение понятию «информатика».

7. Что является объектом и предметом изучения информатики?

8. Каковы функции информатики как отрасли народного хозяйства?

9. В чем заключаются задачи информатики как прикладной дисциплины?

10. Какие основные функции выполняет информация в современном обществе?

11. Что представляет собой количественная теория информации? Кем она разработана?

12. Какие качественные теории информации Вам известны?

13. Назовите основные источники и виды информации.

14. Как следует понимать термины «информация» и «данные»?

15. Какими основными свойствами обладает информация?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.