Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный прогресс как философская проблема. Критерии общественного прогресса. Человек перед лицом глобальных проблем.






Теория прогресса появляется в эпоху нового времени и характерна для теорий единого человечества.

Предпосылки теории прогресса (по С. Булгакову)

1. Человечество движется в некоторых заданных координатах к конечной цели

2. Наличие разумного плана истории, одновременно внур. для человечества и внешн. над человеческого

3. Предсказуемость истории (знание законов, объяснение програссивн развития человечества)

4. Проблема отдельного человека (его участие в прогрессе человечества)

Критерии прогресса:

-моральное развитие – история человечества это становление морально развитого, совершенствующегося человека

-права и свободы человека (Т. Гоббс)

-просвещение и образование (XVIII в Вольтер, Дидро)

-развитие свободы (Гегель, Маркс)

-Научно – техническое развитие (Тоффлер, Белл)

Глобальные – это те проблемы, которые затрагивают все человечество и должны быть решены всем человечеством. Проблемы: экология, терроризм, ядерная угроза, демографическая, проблема энергетического кризаса, проьлема сырьевого кризиса. Пути решения: -наличие единой политической воли; -финансово – налоговая политика;

-новые формы экономического хозяйства; -новая идеология; -отказ от антропоцентризма; -отказ от технократического подхода в природе как к источнику ресурсов; -отказ от экономики с искусственным культивированием потребностей; -отказ от современной западной системы ценностей


57. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений.

До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качествеединственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение квопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государстваосновывается на понимании истории как естественноисторического процесса сменыобщественно-экономических формаций, каждой из кото­рых в условиях существованияклассов соответствует определен­ный тип государства. Тип государства означаетконкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности исоциального назначения.

Общественно-экономическая формация, (или строй) — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства.

Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые как бы закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.

По Марксу, человечество прошло четыре общественно-экономических формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую, а пятая — коммунистическая — должна наступить в будущем и является окончательной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.