Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картина вторая.






Квартира Сарафановых. Среди вещей и мебели старый диван и видав­шее виды трюмо. Входная дверь в другую комнату. Закрытое занаве­ской окно во двор. На столе — собранный рюкзак. Васенька за столом пишет письмо.

В а с е н ь к а (читает вслух написанное). «...Я люблю те­бя так, как тебя не будет любить никто и никогда. Когда-нибудь ты это поймешь. А теперь будь спокойна. Ты своего добилась: я тебя ненавижу. Прощай. С. В.»

 

Из другой комнаты появляется Нина. Она в халате и домашних туфлях.

Васенька прячет письмо в карман.

 

Н и н а. Накатал?

В а с е н ь к а. Твое какое дело?

Н и н а. А теперь иди вручи ей свое послание, возвращайся и ложись спать. Где отец?

В а с е н ь к а. Откуда я знаю!

Н и н а. Куда его понесло ночью?.. (Берет со стола рюкзак.) А это что?

Васенька пытается отнять у Нины рюкзак. Борьба.

В а с е н ь к а (уступает). Возьму, когда ты уснешь.

Н и н а (вытряхнула содержимое рюкзака на стол). Что это значит?.. Куда ты собрался?

В а с е н ь к а. В турпоход.

Н и н а. А это что?.. Зачем тебе паспорт?

В а с е н ь к а. Не твое дело.

Н и н а. Ты что придумал?.. Ты что, не знаешь, что я уезжаю?

В а с е н ь к а. Я тоже уезжаю.

Н и н а. Что?

В а с е н ь к а. Я уезжаю.

Н и н а. Да ты что, совсем спятил?

В а с е н ь к а. Я уезжаю.

Н и н а (присев). Слушай, Васька... Гад ты, и больше ни­кто. Взяла бы тебя и убила.

В а с е н ь к а. Я тебя не трогаю, и ты меня не трожь.

Н и н а. На меня тебе наплевать — ладно. Но об отце-то ты должен подумать.

В а с е н ь к а. Ты о нем не думаешь, почему я о нем должен думать?

Н и н а. Боже мой! (Поднимается.) Если бы вы знали, как вы мне надоели! (Собирает высыпанные на стол вещи в рюкзак, уносит его в свою комнату; на пороге останавливается.) Скажи отцу, пусть утром меня не будит. Дайте выспаться. (Уходит.)

Васенька достает из кармана письмо, вкладывает его в конверт, надписывает. Стук в дверь.

В а с е н ь к а (машинально). Да, войдите.

Входят Бусыгин и Сильва.

Б у с ы г и н. Добрый вечер.

В а с е н ь к а. Здравствуйте.

Б у с ы г и н. Можем мы видеть Андрея Григорьевича Сарафанова?

В а с е н ь к а (поднимается). Его нет дома.

Б у с ы г и н. Когда он вернется?

В а с е н ь к а. Он только что вышел. Когда вернется, не знаю.

С и л ь в а. А куда он ушел, если не секрет?

В а с е н ь к а. Я не знаю. (С беспокойством.) Ачто такое?

Б у с ы г и н. Ну а... как его здоровье?

В а с е н ь к а. Отца?.. Ничего... Гипертония.

Б у с ы г и н. Гипертония? Надо же!.. И давно у него гипертония?

В а с е н ь к а. Давно.

Б у с ы г и н. Ну а вообще он как?.. Как успехи?.. Наст­роение?

С и л ь в а. Да, как он тут?.. Ничего?

В а с е н ь к а. А в чем, собственно, дело?

Б у с ы г и н. Познакомимся. Владимир.

В а с е н ь к а. Василий... (Сильве.) Василий.

С и л ь в а. Семен... В простонародье — Сильва.

В а с е н ь к а (с подозрением). Сильва?

С и л ь в а. Сильва. Ребята еще в этом... в интернате про­звали, за пристрастие к этому...

Б у с ы г и н. К музыке.

С и л ь в а. Точно.

В а с е н ь к а. Ясно. Ну а отец вам зачем?

С и л ь в а. Зачем? В общем, мы пришли это... повидать­ся.

В а с е н ь к а. Вы давно с ним не виделись?

Б у с ы г и н. Как тебе сказать? Самое печальное, что мы никогда с ним не виделись.

В а с е н ь к а (настороженно). Непонятно...

С и л ь в а. Ты только не удивляйся...

В а с е н ь к а. Я не удивляюсь... Откуда же вы его знаете?

Б у с ы г и н. А это уже тайна.

В а с е н ь к а. Тайна?

С и л ь в а. Страшная тайна. Но ты не удивляйся.

Б у с ы г и н (другим тоном). Ладно. (Васеньке.) Мы за­шли погреться. Не возражаешь, мы здесь погреемся?

Васенька молчит, оп порядком встревожен.

Мы опоздали на электричку. Фамилию твоего отца мы про­чли на почтовом ящике. (Не сразу.) Не веришь?

В а с е н ь к а (с тревогой). Почему? Я верю, но...

Б у с ы г и н. Что? (Делает к Васеньке шаг-два. Васень­ка пятится. Сильве.) Боится.

В а с е н ь к а. Зачем вы пришли?

Б у с ы г и н. Он нам не верит.

В а с е н ь к а. В случае чего — я кричать буду.

Б у с ы г и н (Сильве). Что я говорил? (Он тянет время, греется.) Ночью всегда так: если один, - значит, вор, если двое, - значит, бандиты. (Васеньке.) Нехорошо. Люди должны доверять друг другу, известно тебе это? Нет?.. Напрасно. Плохо тебя воспитывают.

С и л ь в а. Да - а...

Б у с ы г и н. Ну отцу твоему, допустим, некогда...

В а с е н ь к а (перебивает). Зачем вам отец? Что вам от нeгo надо?

Б у с ы г и н. Что нам надо? Доверия. Всего-навсего.Человек человеку брат, надеюсь, ты об этом слышал. Или это тоже для тебя новость? (Сильве.) Ты только посмотри на него. Брат страждущий, голодный, холодный стоит у порога, он даже не предложит ему присесть.

С и л ь в а (до сих пор слушал Бусыгина с недоумением, вдруг воодушевляется - его осенило). Действительно!

В а с е н ь к а. Зачем вы пришли?

Б у с ы г и н. Ты так ничего и не понял?

В а с е н ь к а. Конечно, нет.

С и л ь в а (изумляясь). Неужели не понял?

Б у с ы г и н (Васеньке). Видишь ли...

С и л ь в а (перебивает). Да что там! Я ему скажу! Скажу откровенно! Он мужчина, он поймет. (Васеньке, торжественно.) Полное спокойствие, я открываю тайну. Все дело в том, что он (указывает на Бусыгина) твой родной брат!

Б у с ы г и н. Что?

В а с е н ь к а. Что - о?

С и л ь в а (нагло). Что?

Небольшая пауза.

Да, Василий! Андрей Григорьевич Сарафанов — его отец. Неужели ты до сих пор этого не понял?

Бусыгин и Васенька в равном удивлении.

Б у с ы г и н (Сильве). Послушай...

С и л ь в а (перебивает, Васеньке). Не ожидал? Да, вот так. Твой папа — его родной отец, как это ни странно...

Б у с ы г и н. Что с тобой? Что ты мелешь?

С и л ь в а. Братья встретились! Какой случай, а? Какой момент?

В а с е н ь к а (в растерянности). Да, в самом деле...

С и л ь в а. Случай - то какой, вы подумайте! Надо выпитьребята, выпить!

Б у с ы г и н (Сильве). Идиот. (Васеньке.) Не слушай его.

С и л ь в а. Нет уж! Я считаю, лучше сказать сразу! Чест­но и откровенно! (Васеньке.) Верно, Василий? Чего тут тем­нить, когда все уже ясно? Нечего темнить, просто надо выпить за встречу. Есть у тебя выпить?

В а с е н ь к а (в той же растерянности). Выпить?.. Конечно…

Сейчас... (Оглядываясь на Бусыгина, выходит на кухню.)

С и л ь в а (он в восторге). Сила!

Б у с ы г и н. Ты что, рехнулся?

С и л ь в а. Ловко ты к нему подъехал!

Б у с ы г и н. Болван, как эта чушь взбрела тебе в голову?

С и л ь в а. Мне?.. Это тебе она взбрела! Ты просто гений!

Б у с ы г и н. Кретин! Ты понимаешь, что ты тут сморозил?

С и л ь в а. «Страждущий брат»! Сила! Я бы никогда не додумался!

Б у с ы г и н. Ну дубина... Подумай, дубина, что будет, если сейчас войдет папаша. Представь себе!

С и л ь в а. Так... Представил. (Бежит к выходу, но останавливается и возвращается.) Нет, выпить не успеем. Папаша вернется через час, не раньше. (Суетится перед выпивкой.) Ну и папаша! (Передразнивает.) «Вы нужны мне сию минуту!» Гусь! Все они гуси. Твой, видать, был такой же, скажи?

Б у с ы г и н. Не твое дело. (Идет к двери.)

С и л ь в а. Постой, почему бы этому слегка не пострадать за того. Тут все справедливо, по-моему.

Б у с ы г и н. Идем.

С и л ь в а (упирается). Ну уж нет! Выпьем, потом пой­дем. Я тебя не понимаю, неужели за свою идею ты не заслужил рюмку водки?.. Тс-с! Вот она, наша выпивка. Идет. Приближается. (Шепотом.) Обними его, погладь по голове. По - родственному.

Б у с ы г и н. Черт возьми! Надо же мне связаться с та­ким идиотом!

 

Входит Васенька с бутылкой водки, стаканами. Ставит все на стол. Он смущен н растерян.

С и л ь в а (наливает). Да ты не расстраивайся! Если разобраться, у всех у нас родни гораздо больше, чем полагается.... За вашу встречу!

Пьют. Васенька с трудом, но выпивает.

Жизнь, Вася, — темный лес, так что ты не удивляйся. (Наливает снова.) Мы сейчас с поезда. Он меня просто замучил и сам извелся: заехать — не заехать? А повидаться надо. Сам понимаешь, в какое время живем.

Б у с ы г и н (Васеньке). Сколько тебе лет?

В а с е н ь к а. Мне? Семнадцатый.

С и л ь в а. Здоровый парнюга!

Б у с ы г и н (Васеньке). Что ж…твое здоровье.

С и л ь в а. Стоп! Не так пьем. Не интеллигентно. Нет ли чего закусить?

В а с е н ь к а. Закусить?.. Конечно, конечно! Пошли на кухню!

С и л ь в а (останавливает Васеньку). Может, ему сегодня отцу не показываться, как ты думаешь? Нельзя же так с ходу, неожиданно. Мы посидим немножко... Придем завтра.

В а с е н ь к а (Бусыгину). Ты не хочешь его видеть?

Б у с ы г и н. Как тебе сказать… Хочу, но рискованно. Бо­юсь за его нервы. Ведь он обо мне ничего не знает.

В а с е н ь к а. Ну что ты! Paз ты нашелся, значит, нашелся.

 

Все трое уходят в кухню Появляется С а р а ф а н о в. Он проходит к двери в соседнюю комнату, открывает ее, затем осторожно закрывает. В это время Васенька выходит из кухни и тоже закрывает за собой дверь. Васенька заметно опьянел, его обуяла горькая ирония.

 

С а р а ф а н о в (замечает Bacенькy). Ты здесь... А я про­гулялся по улице. Там дождь пошел. Я вспомнил молодость.

В а с е н ь к а (развязно). И очень кстати.

С а р а ф а н о в. В молодости я, бывало, делал глупости, но я никогда не доходил до истерики.

В а с е н ь к а. Слушай, что я тебе скажу.

С а р а ф а н о в (перебивает). Васенька, так поступают только слабые люди. Кроме того, не забывай, остался толь­ко месяц до экзаменов. Школу тебе все-таки надо кончить.

В а с е н ь к а. Папа, пока ты гулял по дождичку...

С а р а ф а н о в (перебивает). И, в конце концов, не можете же вы так сразу – и ты и Нина. Нельзя же так… Нет-нет, никуда ты не уедешь. Я тебя не пущу.

В а с е н ь к а. Папа, у нас гости, и необычные гости... Вернее, так: гость и еще один...

С а р а ф а н о в. Васенька, гость и еще один - это два гостя. Кто к нам пришел, говори толком.

В а с е н ь к а. Твой сын. Твой старший сын.

С а р а ф а н о в (не сразу). Ты сказал... Чей сын?

В а с е н ь к а. Твой. Да ты не волнуйся... Я, например, все это понимаю, не осуждаю и даже не удивляюсь. Я ничему не удивляюсь...

С а р а ф а н о в (не сразу). И такие-то шутки у вас в хо­ду? И они вам нравятся?

В а с е н ь к а. Какие шутки? Он на кухне. Ужинает.

С а р а ф а н о в (внимательно смотрит на Васеньку). Кто-нибудь там ужинает. Возможно... Но знаешь, милый, что - то ты мне не нравишься... (Разглядел.) Постой! Да ты пьян, по-моему!

В а с е н ь к а. Да, я выпил! По такому случаю.

С а р а ф а н о в (грозно). Кто разрешил тебе выпивать?!

В а с е н ь к а. Папа, о чем речь? Тут такой случай! Я ни­когда не думал, что у меня есть брат, а тут — пожалуйста. Иди взгляни на него, ты еще не так напьешься.

С а р а ф а н о в. Ты что, шельмец, издеваешься?

В а с е н ь к а. Да нет, я говорю серьезно. Он здесь проез­дом, очень по тебе соскучился, он...

С а р а ф а н о в. Кто — он?

В а с е н ь к а. Твой сын.

С а р а ф а н о в. Тогда кто ты?

В а с е н ь к а. А! Разговаривай с ним сам!

С а р а ф а н о в (направляется к кухне; услышав голоса, останавливается у двери, возвращается к Васеньке). Сколь­ко их там?

В а с е н ь к а. Двое. Я тебе говорил.

С а р а ф а н о в. А второй? Он тоже хочет, чтобы я его усыновил?

В а с е н ь к а. Папа, они взрослые люди. Сам подумай, зачем взрослому человеку родители?

С а р а ф а н о в. По-твоему, не нужны?

В а с е н ь к а. А, прости, пожалуйста. Я хотел сказать, что взрослому человеку не нужны чужие родители.

Молчание.

С а р а ф а н о в (прислушивается.) Невероятно. Свои де­ти бегут — это я еще могу понять. Но чтобы ко мне прихо­дили чужие да еще взрослые! Сколько ему лет?

В а с е н ь к а. Лет двадцать.

С а р а ф а н о в. Черт знает что!.. Ты сказал, двадцать лет?.. Бред какой-то!.. Лет двадцать!.. Лет двадцать... (За­думывается поневоле.) Двадцать лет... двадцать... (Опуска­ется на стул.)

В а с е н ь к а. Не огорчайся, папа. Жизнь — темный лес...

Из кухни вышли было Бусыгин и Сильва, но, увидев Сарафаиова, отступают назад и, приоткрыв дверь, слушают его разговор с Ва­сенькой.

С а р а ф а н о в. Двадцать лет… Закончилась война… Двадцать лет… Мне было тридцать четыре года… (Поднимается.)

Бусыгин, когда это возможно, приоткрывает дверь из кухни и слушает.

В а с е н ь к а. Я тебя понимаю.

С а р а ф а н о в. Что?.. Что-то слишком много ты понимаешь! С твоей матерью мы еще не были знакомы, имей в виду!

В а с е н ь к а. Я так и думал, папа. Да ты не расстраивайся, если разобраться…

С а р а ф а н о в (перебивает). Нет – нет! Глупости… Черт знает что…

Сарафанов находится между кухней и дверью в прихожую. Таким образом, у Сильвы и Бусыгина нет возможности бежать.

В а с е н ь к а. Думаешь, он врет? А зачем?

С а р а ф а н о в. Он что-то напутал! Ты увидишь, что он напутал! Подумай! Подумай-ка! Чтобы быть моим сыном, ему надо на меня походить! Это первое.

В а с е н ь к а. Папа, он на тебя походит.

С а р а ф а н о в. Что?.. Вздор! Вздор! Тебе просто показалось… Вздор! Стоит только мне спросить, сколько ему лет, и ты сразу поймешь, что все это чистейший вздор! Чепуха!.. А если уж на то пошло, сейчас ему должно быть… Должно быть…

Бусыгин высовывается из-за двери.

Двадцать… двадцать один год! Да! Двадцать один! Вот видишь! Не двадцать и не двадцать два!.. (Поворачивается к двери.)

Бусыгин исчезает.

В а с е н ь к а. А если ему двадцать один?

С а р а ф а н о в. Не может этого быть!

В а с е н ь к а. А вдруг?

С а р а ф а н о в. Ты имеешь в виду совпадение? Случайное совпадение, верно?.. Ну что же, такое не исключено… Тогда… Тогда… (Думает.) Не мешай мне, не мешай… Его мать должны звать… ее должны звать…

Бусыгин высовывается.

(Его осенило.) Галина!

Бусыгин исчезает.

Что ты теперь скажешь? Галина! А не Татьяна и не Тамара!

В а с е н ь к а. А фамилия? А отчество?

Бусыгин высовывается.

С а р а ф а н о в. Ее отчество?.. (Неуверенно.) По-моему, Александровна…

Бусыгин исчезает.

В а с е н ь к а. Так. А фамилия?

С а р а ф а н о в. Фамилия, фамилия… Достаточно имени… вполне достаточно.

В а с е н ь к а. Конечно, конечно. Ведь прошло столько лет…

С а р а ф а н о в. Вот именно! Где он был раньше? Вырос и теперь ищет отца? Зачем? Я выведу его на чистую воду, ты увидишь… Как его зовут?

В а с е н ь к а. Володя. Смелей, папа. Он тебя любит.

С а р а ф а н о в. Любит?.. Но… за что?

В а с е н ь к а. Не знаю, папа… Родная кровь.

С а р а ф а н о в. Кровь?.. Нет-нет, ты меня не смеши… (Садится.) Они, говоришь, с поезда?.. Ты нашел, что поесть?

В а с е н ь к а. Да. И выпить. Выпить и закусить.

Бусыгин и Сильва пытаются ускользнуть. Они делают два – три бесшумных шага по направлению к выходу. Но в этот момент Сарафанов повернулся на стуле, и они тут же возвращаются в исходную позицию.

С а р а ф а н о в (поднимается). Может, мне тоже следует выпить?

В а с е н ь к а. Не робей, папа.

Бусыгин и Сильва снова появляются.

С а р а ф а н о в. Подожди, я… застегнусь. (Поворачивается к Бусыгину и Сильве.)

Бусыгин и Сильва мгновенно делают вид, будто они только что вышли из кухни. Молчание.

Б у с ы г и н. Добрый вечер!

С а р а ф а н о в. Добрый вечер...

Молчание.

В а с е н ь к а. Ну, вот вы и встретились... (Бусыгину.) Я все ему рассказал... (Сарафанову.) Не волнуйся, папа...

С а р а ф а н о в. Вы... садитесь... Садитесь!.. (Пристально разглядывает того и другого.)

Бусыгин и Сильва садятся.

(Стоит.) Вы... недавно с поезда?

Б у с ы г и н. Мы... собственно, давно. Часа три назад.

 

Молчание.

С а р а ф а н о в (Сильве). Так... Вы, значит, проездом?..

Б у с ы г и н. Да. Я возвращаюсь с соревнований. Вот... решил повидаться...

С а р а ф а н о в (все внимание на Бусыгина). О! Значит, вы спортсмен! Это хорошо... Спорт в вашем возрасте, знае­те!.. А сейчас? Снова на соревнования? (Садится.)

Б у с ы г и н. Нет. Сейчас я возвращаюсь в институт.

С а р а ф а н о в. О! Так вы студент?

С и л ь в а. Да, мы медики. Будущие врачи.

С а р а ф а н о в. Вот это правильно! Спорт — спортом, а наука — наукой. Очень правильно... Прошу прощения, я пе­ресяду. (Пересаживается ближе к Бусыгину.) В двадцать лет на все хватает времени — и на учебу и на спорт; да-да, прекрасный возраст... (Решился.) Вам двадцать лет, не прав­да ли?

Б у с ы г и н (печально, с мягкой укоризной). Нет, вы забыли. Мне двадцать один.

С а р а ф а н о в. Что?.. Ну конечно! Двадцать один, разу­меется! А я что сказал? Двадцать? Ну, конечно же, двадцать один...

С и л ь в а. Да вы не огорчайтесь. Ведь если разобраться, тут радоваться надо, а не огорчаться. По-моему.

В а с е н ь к а. В самом деле, папа.

С а р а ф а н о в. Я — конечно... Я рад... (Искательно.) Мы все здесь рады, не правда ли?

Б у с ы г и н. Конечно... Больше всех — я.

С а р а ф а н о в (приободрившись). Васенька, есть у нас что-нибудь выпить? Дай нам выпить!

Васенька. Это можно. (Уходит на кухню.)

 

Молчание. Потом Бусыгин и Сарафанов, обращаясь друг к другу, начинают говорить одновременно. Затем они одновременно извиняются.

 

Б у с ы г и н. Говорите...

С а р а ф а н о в. Нет-нет, говорите... (Осторожно.) Говори…

 

Входит Васенька, ставит на стол бутылку и стаканы, затем усаживается и, устроивши руки на спинке стула, роняет голову. Он пьян. Сарафанов торопливо наполняет стаканы.

Б у с ы г и н. Я хотел сказать, что вот... Наконец-то наступил тот момент, о котором...

Появляется Н и н а.

Н и н а (сердито). Вы дадите мне спать?.. Что это? Что здесь происходит?

В а с е н ь к а (приподнимает голову). Ты только не удив­ляйся... (Роняет голову.)

Появление Нины производит па Бусыгина и Сильву большое впечат­ление.

Н и н а. Что вы здесь устроили? (Сарафанову.) До сих пор по ночам ты пил один. В чем дело?

С а р а ф а н о в (неуверенно). Нина, у нас большая ра­дость. Наконец-то нашелся твой старший брат.

Н и н а. Что?

С а р а ф а н о в. Твой старший брат. Познакомься с ним.

Н и н а. Что такое?.. Кто нашелся? Какой брат?

С и л ь в а (подталкивает Бусыгина). Это он. Вот такой (показывает) парень.

Н и н а (Бусыгину). Это ты — брат?

Б у с ы г и н. Да... А что?

С и л ь в а. Что тут особенного?

В а с е н ь к а (не поднимая головы, негромко, нетрезвым голосом). Да, что особенного?

С а р а ф а н о в (Нине). Ты о нем не знала. К сожале­нию... (Бусыгину.) Я не говорил тебе. Откровенно говоря, я боялся, что ты меня... позабыл.

В а с е н ь к а. Вот. Он боялся.

Б у с ы г и н. Что вы, как я мог забыть...

С а р а ф а н о в. Прости, я был не прав.

Н и н а. Так. Давайте по порядку. Выходит, ты — его отец, а он — твой сын. Так, что ли?

С а р а ф а н о в. Да.

Н и н а (не сразу). Ну что ж. Вполне возможно.

В а с е н ь к а. Вполне.

Н и н а (Бусыгину). А где, интересно, ты был раньше?

В а с е н ь к а. Да, где он был раньше?

Н и н а (легонько хлопнув Васеньку по голове). Помолчи!

С а р а ф а н о в. Нина! Нашелся твой брат. Неужели ты этого не понимаешь?

Н и н а. Понимаю, но мне интересно, где он был раньше.

В а с е н ь к а (приподняв голову). Не волнуйся, нашу мать папа тогда еще в глаза не видел. Верно, папа?

С а р а ф а н о в. Помолчи-ка!

Н и н а. Да, давненько вы не виделись. А ты уверен, что он твой сын? (Бусыгину.) Сколько тебе лет?

Васенька засыпает.

С и л ь в а. Взгляните на них. Неужели вы не видите?

Н и н а (не сразу). Нет. Не похожи.

С и л ь в а (Бусыгину, обидчиво). По-моему, нас тут в чем-то подозревают.

Н и н а (Сарафанову о Сильве). А это кто такой? Тоже родственник?

Б у с ы г и н. Он мой приятель. Его зовут Семен.

Н и н а. Так сколько тебе лет, я не расслышала?

Б у с ы г и н. Двадцать один.

Н и н а (Сарафанову). Что ты на это скажешь?

С а р а ф а н о в. Нина! Нельзя же так... И потом, я уже спрашивал...

Н и н а. Ладно. (Бусыгину.) Как выглядит твоя мать, как ее зовут, где она с ним встречалась, почему она не получала с него алименты, как ты нас нашел, где ты был раньше - рассказывай подробно.

С и л ь в а (с беспокойством). Как в милиции...

Н и н а. А вы что думали?.. По-моему, вы жулики.

С а р а ф а н о в. Нина!

Б у с ы г и н. А что, разве похожи?

Н и н а (не сразу). Похожи. (Бусыгину.) Рассказывай, а мы послушаем.

С и л ь в а (Бусыгину, трусливо). На твоем месте я бы обиделся и ушел. Прямо сейчас.

Б у с ы г и н. Об отце я узнал совсем недавно...

Н и н а. От кого?

Б у с ы г и н. От своей матери. Мою мать зовут Галина Александровна, с отцом они встречались в тысяча девятьсот сорок пятом году...

С а р а ф а н о в (в волнении). Сынок!

Б у с ы г и н. Папа!

Сарафанов и Бусыгин бросаются друг к другу и обнимаются.

С и л ь в а (Нине). Как?.. Кровь, она себя чувствует.

С а р а ф а н о в. Нина! У меня никакого сомнения! Он твой брат! Обними его! Обними своего брата! (Бусыгину.) Обнимитесь!

Б у с ы г и н. Я рад, сестренка... (Вдруг подходит к Нине и обнимает еес перепугу, но не без удовольствия.) Очень рад…

С и л ь в а (завистливо). Еще бы.

С а р а ф а н о в (окончательно растроган). Боже мой... Ну, ктобы мог подумать?

Н и н а (Бусыгину). Может быть, довольно? (Освобожда­ется. Она весьма смущена.)

С а р а ф а н о в. Кто бы мог подумать... Я рад, рад!

Б у с ы г и н. Я тоже.

Н и н а. Да... Очень трогательно...

С и л ь в а. Ура! Предлагаю выпить.

С а р а ф а н о в (Бусыгину). Есть предложение выпить. Как, сынок?

Б у с ы г и н. Выпить? Это просто необходимо.

Н и н а. Выпить? Вот теперь я вижу: вы похожи.

Все смеются.

 

С и л ь в а (выпивает; Нине и Бусыгину). Встаньте-ка рядом!.. Вот так! (Поставил их рядом.) Теперь возьмитесь за руки... Вот так! (Сарафанову.) Взгляните на них!

Нина освобождает руку. Она снова и чуть заметно теряется.

Что, не похожи?.. Ну!

С а р а ф а н о в. Э-э... да, конечно...

С и л ь в а. Просто плакать хочется! Какой случай, а?.. Выпьемте, товарищи!

С а р а ф а н о в. Я счастлив... Я просто счастлив!

С и л ь в а (Сарафанову). За вас, за вашу дружную се­мью!

Б у с ы г и н. Твое здоровье, папа.

С а р а ф а н о в (в волнении). Спасибо, сынок.

 

Затемнсние. Звучит веселая музыка. Музыка умолкает, зажигается свет. Та же комната. За окном утро. Сарафанов и Бусыгин сидят за столом. Бутылка пуста. Сильва спит на диване.

 

С а р а ф а н о в. У меня было звание капитана, меня оставляли в армии. С грехом пополам я демобилизовался. Я служил в артиллерии, а это, знаешь, плохо влияет на слух. Кроме того, я все перезабыл. Гаубица и кларнет как – никак разные вещи. Вначале я играл на танцах, потом в ресторане, потом возвысился до парков и кинотеатров. Глухота, к счастью, сошла, и, когда в городе появился симфонический оркестр, меня туда приняли... Ты меня слушаешь?

Б у с ы г и н. Я слушаю, папа!

С а р а ф а н о в. Вот и вся жизнь... Не все, конечно, так, как замышлялось в молодости, но все же, все же. Если ты думаешь, что твой отец полностью отказался от идеалов своей юности, то ты ошибаешься. Зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете — нет, нет, никогда. (Привстал, наклоняется к Бусыгину, значительным шепотом.) Я сочи­няю. (Садится.) Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, оста­лось после него. Поэтому я сочиняю.

Б у с ы г и н (в недоумении). Что сочиняешь?

С а р а ф а н о в. Как — что? Что я могу сочинять, кроме музыки?

Б у с ы г и н. А... Ну, ясно.

С а р а ф а н о в. Что ясно?

Б у с ы г и н. Ну... что ты сочиняешь музыку.

С а р а ф а н о в (с подозрением, с готовностью обидеть­ся). А ты... как к этому относишься?

Б у с ы г и н. Я?.. Почему же, это хорошее занятие.

С а р а ф а н о в (быстро, с известной горячностью). На многое я не замахиваюсь, нет, мне надо завершить одну вещь, всего одну вещь! Я выскажу главное, только самое главное! Я должен это сделать, я просто обязан, потому что никто не сделает это, кроме меня, ты понимаешь?

Б у с ы г и н. Да – да… Ты извини, папа, я хотел тебя спросить…

С а р а ф а н о в (очнулся). Что?.. Спрашивай, сынок.

Б у с ы г и н. Мать Нины и Васеньки — где она?

С а р а ф а н о в. Э, мы с ней разошлись четырнадцать лет назад. Ей казалось, что вечерами я слишком долго играю на кларнете, а тут как раз подвернулся один инженер — cepьезный человек, мы с ней расстались... Нет, совсем не так, как с твоей матерью. Твоя мать славная женщина... Боже мой! Суровое время, но разве можно его забыть! Чернигов… Десна... Каштаны... Ты знаешь ту самую мастерскую на углу?.. Ну, швейную!

Б у с ы г и н. Ну еще бы!

С а р а ф а н о в. Вот-вот! Там она работала...

Б у с ы г и н. Сейчас она директор швейной фабрики.

С а р а ф а н о в. Представляю!.. И она все такая же веселая?

Б у с ы г и н. Все говорят, что она не изменилась.

С а р а ф а н о в. В самом деле?.. Молодцом! Да ведь ей сейчас не больше сорока пяти!

Б у с ы г и н. Сорок четыре.

С а р а ф а н о в. Всего – то?.. И что… Она не замужем?

Б у с ы г и н. Нет – нет. Мы с ней вдвоем.

С а р а ф а н о в. Вот как?.. А ведь она заслуживает вся­ческого счастья.

Б у с ы г и н. Моя мать на свою жизнь не жалуется. Она гордая женщина.

С а р а ф а н о в. Да-да... Печально, что и говорить... Нас перевели тогда в Гомель, она осталась в Чернигове, одна, на пыльной улице... Да-да. Совсем одна.

Б у с ы г и н. Она осталась не одна. Как видишь.

С а р а ф а н о в. Да-да... Конечно... Но подожди… Подожди! Подожди, подожди. Я вспоминаю! Прости меня, но у нее не было намерения родить ребенка!

Б у с ы г и н. Я родился случайно.

С а р а ф а н о в. Но почему она до сих пор молчала? Как можно было столько лет молчать?

Б у с ы г и н. Я же говорю: она гордая женщина.

С а р а ф а н о в. Хорошо, что так случилось. Я рад.

Б у с ы г и н. Кто мой отец? С этим вопросом я приставал к ней с тех пор, как выучился говорить.

С а р а ф а н о в. Тебе в самом деле так хотелось меня найти?

Б у с ы г и н. Разыскать тебя я поклялся еще пионером.

С а р а ф а н о в (растроган). Бедный мальчик! Ведь, в сущности, ты должен меня ненавидеть…

Б у с ы г и н. Вас – ненавидеть?.. Ну что ты, папа, разве тебя можно ненавидеть?.. Нет, я тебя понимаю.

С а р а ф а н о в. Я вижу, ты молодец. Не то что твой младший брат. Он у нас слишком чувствителен. Говорят, тонкая душевная организация, а я думаю, у него просто нет характера.

Б у с ы г и н. Тонкая организация всегда выходит боком.

С а р а ф а н о в. Вот – вот! Именно поэтому у него несчастная любовь… Жили в одном дворе, тихо, мирно, и вдруг – на тебе! Сдурел, уезжать собирается.

Б у с ы г и н. А кто она?

С а р а ф а н о в. Работает здесь в суде, секретарем. Старше его, вот в чем беда. Ей около тридцати, а ведь он десятый класс заканчивает. Дело дошло до того, что этой ночью я должен был идти к ней...

Б у с ы г и н. Зачем?

С а р а ф а н о в. Поздно вечером он явился и объявил мне, что уезжает. Она прогнала его — это было написано у него на лице. А чем я мог ему помочь? Я подумал, что ее, может быть, смущает разница в возрасте, может, боится, что ее осудят, или, чего доброго, думает, что я настроен против. В этом духе я с ней и разговаривал, разубеждал ее, попросил ее быть с ним... помягче. Знаешь что? Поговори с ним ты. Ты старший брат, может быть, тебе удастся на него повлиять.

Б у с ы г и н. Я попробую.

С а р а ф а н о в. Я так тебе рад, поверь мне. То, что ты появился, — это настоящее счастье.

Б у с ы г и н. Для меня это тоже... большая радость.

С а р а ф а н о в. Это правда, сынок?

Б у с ы г и н. Конечно.

С а р а ф а н о в. Дай-ка я тебя поцелую. (Поцеловал Бусыгина по-отечески в лоб. Тут же смутился.) Извини меня… Дело в том, что я было совсем уже затосковал.

Б у с ы г и н. А что тебя беспокоит?

С а р а ф а н о в. Да вот, суди сам. Один бежит из дому, потому что у него несчастная любовь. Другая уезжает, потому что у нее счастливая...

Б у с ы г и н (перебивает). Кто уезжает?

С а р а ф а н о в. Нина. Она выходит замуж.

Б у с ы г и н. Она выходит замуж?

С а р а ф а н о в. В том-то и дело. Буквально на днях она уезжает на Сахалин. А вчера мальчишка заявляет мне, что он едет в тайгу на стройку, вон как! Теперь ты понимаешь, что произошло в тот момент, когда ты постучался в эту дверь?

Б у с ы г и н. Понимал, когда стучался...

С а р а ф а н о в (перебивает). Произошло чудо! Haстоящее чудо. И они еще говорят, что я неудачник!

Б у с ы г и н. Значит, она выходит замуж... А за кого?

С а р а ф а н о в. Э, ее будущий муж — летчик, серьезный человек. На днях он заканчивает училище и уже назначен на Сахалин. Сегодня, кстати, она собирается меня с ним знакомить.

Б у с ы г и н. Так... Сколько же Нине лет?

С а р а ф а н о в. Девятнадцать.

Б у с ы г и н. Да?

С а р а ф а и о в. А что такое? Ей и не могло быть больше. Но она серьезная. Она очень серьезная. Я даже думаю, что нельзя быть такой серьезной. Конечно, ей доставалось. Она была тут хозяйка, работала — она портниха — да еще готовилась в институт. Нет, она просто молодец.

Б у с ы г и н. Так... А почему же она не возьмет тебя с собой?

С а р а ф а н о в. Нет-нет, здесь, в этом городе, у меня все, я здесь родился и... Нет, зачем мне им мешать? Вот уже три месяца. как она встречается со своим будущим мужем, на днях они уезжают, а я его, представь, еще в глаза не видел. Каково это? Но что это я — все жалуюсь, хватит. Уже утро, тебе надо поспать. Ложись, сынок. Ничего, если ненадолго ты устроишься здесь, рядом с товарищем?

Б у с ы г и н. Отлично.

С а р а ф а н о в. А потом, когда они поднимутся...

Б у с ы г и н (перебивает). Ты не беспокойся.

С а р а ф а н о в. Ну, приятного тебе сна. (Снова целует Бусыгина в лоб.) Не сердись, сынок, я слишком взволнован. Спи.

 

Сарафанов уходит в другую комнату. Бусыгин бросается к Сильве, расталкивает его.

Сильва мычит и отбивается.

Б у с ы г и н. Вставай, Сильва! Вставай, тебе говорят.

С и л ь в а (просыпаясь). Ну и жизнь...

Б у с ы г и н. Вставай!

С и л ь в а. Я целый месяц не высыпаюсь! Один только день и есть, чтобы поспать, воскресенье — и вот пожалуйста. Слушай, а сестричка твоя ничего себе, а? Я бы не стал со­противляться.

Б у с ы г и н. Вставай, не разговаривай. (Бросает Сильве рубаху.) Пошевеливайся!..

Сильва поднимается.

 

Ты дрыхнул, а мы всю ночь играли друг у друга на нервах.

С и л ь в а. Что?.. Они нас уже поняли?.. Нет? (Быстро одевается.) Все равно. Смех смехом, а дело такое. Подсуд­ное. (Сунул ноги в ботинки.) Помчались!

Бусыгин стоит в задумчивости.

Ну, что ты?

Б у с ы г и н. Этот папаша — святой человек.

С и л ь в а. Да, здорово ты его напаял. Просто красиво.

Б у с ы г и н. Нет уж, не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову. Идем.

 

Бусыгин и Сильва направляются к дверям.

В это время из другой комнаты с подушкой в руках выходит Сарафанов.

С а р а ф а н о в. Сынок!

Бусыгин замирает на месте. Сильва останавливается на пороге.

Куда ты, сынок?

Б у с ы г и н (оборачивается к Сарафанову). Я... Собственно, мы... Нам пора...

С и л ь в а. Да-да, надо ехать. У нас ведь там эта... сессия на носу.

Б у с ы г и н. Да... к сожалению...

С а р а ф а н о в. Как? Ты хочешь уехать?.. Прямо сегодня? Сейчас?

Б у с ы г и н. Да, папа. Мы и так задержались. Пропустили много занятий, и вообще...

Сарафанов выронил из рук подушку.

(Поднимает ее.) Но ты не думай, закончится сессия - и я сразу же приеду...

С а р а ф а н о в (опустившись на стул). Нет-нет, я понимаю... Конечно... С какой стати? Чего я еще должен был ждать? Встретились, поговорили, чего еще?

Б у с ы г и н. Я приеду... В конце июня я приеду... Ты слышишь?

 

Сарафанов молчит.

Ты что, не веришь?

С а р а ф а н о в. Почему? Я тебе верю, но... Неужели ты мог уехать не попрощавшись?

Б у с ы г и н. Я, собственно... Я не хотел тебя будить! И, если откровенно, мне трудно с тобой прощаться. Я хотел без этого...

С а р а ф а н о в. Это правда?

С и л ь в а. Что вы, он так нервничал.

С а р а ф а н о в (приободрившись). В самом деле?.. (Поднимается.) Ну что ж. Раз надо ехать, значит, что ж... Так, выходит, в конце июня?

Б у с ы г и н. Да...

С а р а ф а н о в. Так это пустяки. Всего полтора месяца… А сейчас... Вам сейчас надо уходить? Сию минуту?

С и л ь в а. Да, наш поезд уходит что-то около десяти.

С а р а ф а н о в. Ну что ж... (Подает Сильве руку.) До свидания. Рад был с вами познакомиться. В июне приезжайте вместе.

С и л ь в а. Обязательно.

С а р а ф а н о в. Ну, сынок... Ничего не поделаешь, институт — дело серьезное... Жаль, конечно, но все же... Главное — встретились... (Вдруг.) Подожди. Я должен подарить тебе одну вещицу.

Б у с ы г и н. Какую вещицу? Что ты, папа...

С а р а ф а н о в. Нет-нет! Это непременно! Это так себе, пустячок, но ты обязан его принять. Сейчас! (Быстро идет в другую комнату, на пороге.) Васенька! (Уходит.)

Небольшая пауза.

С и л ь в а. Ну... Чего ты ждешь?

Б у с ы г и н. Иди... Я уйду позже...

С и л ь в а. Слушай! Напаяли мужика — хватит. Идем от­сюда...

Б у с ы г и н. Иди, я тебя не держу.

С и л ь в а. А что ты хочешь?.. Что ты задумал, объясни. Может, я тоже рискну.

Б у с ы г и н. Нет, иди лучше.

С и л ь в а. А что такое?.. Если воровство, то я, конечно, пас. Воровство — это не мой жанр.

Б у с ы г и н. Дубина. Он сейчас войдет, а нас нет. Мо­жешь ты это себе представить?

С и л ь в а. Ну, представил. Ну и что?

Б у с ы г и н. Ты как знаешь, а я пока останусь. Нена­долго.

С и л ь в а. Зачем?

Бусыгин молчит.

Смотри, старичок, задымишь ты на этом деле. Говорю тебе по-дружески, предупреждаю: рвем когти, пока не поздно.

Из соседней комнаты выходит Нина. Она в халате и с полотенцем

на плече.

Н и н а (Сильве). Доброе утро... (Бусыгину.) Ну, здрав­ствуй... братец...

Бусыгин и Сильва здороваются.

Как спалось?

С и л ь в а. Спасибо, хорошо.

Н и н а. А что это вы у дверей стоите?

С и л ь в а. Мы?.. Да так, дышим тут, прохлаждаемся...

Н и н а. А вы откройте окно. Если не боитесь простудить­ся. (Уходит.)

С и л ь в а. А?.. Видал? Глаза, волосы? А нога как сделана? Слушай! У нее же все есть.

Б у с ы г и н. Есть, да не про твою честь.

С и л ь в а. Может, ты из-за нее останешься, а? Решил заняться?.. Учти, ты ей брат. Тебe нельзя. Вот мне — другое дело. Мне можно.

Входит Сарафанов. В руке у него табакерка.

С а р а ф а н о в. Вот, сынок. Это пустячок, серебряная табакерка, но дело в том, что в нашей семье она всегда принадлежала старшему сыну. Ее прадед передал ее моему деду, а ко мне она попала от твоего деда — моего отца. Теперь она твоя.

Небольшая пауза.

Б у с ы г и н (в замешательстве берет табакерку, кладет ее на стол). Спасибо, папа... Ты знаешь, я решил задержаться. На денек. А завтра улечу самолетом.

С а р а ф а н о в. А это возможно?

Б у с ы г и н. А почему нет?

С а р а ф а н о в. Прекрасная мысль! Мы проведем вместе целый день... Сегодня воскресенье?.. Ах, беда! К семи мне придется съездить в филармонию, но это ненадолго. Я там в первом отделении, это час, ну полтора, не больше. Да, великое дело авиация, незаменимая вещь!.. (Сильве.) А вы, Семен? Надеюсь, вы тоже остаетесь?

С и л ь в а. Вы меня спрашиваете?.. Я, знаете ли...

Появляется Нина и проходит в другую комнату. Сильва провожает ее выразительным взглядом, Бусыгин тоже смотрит на нее.

Конечно! Куда он, туда и я. Мы с ним неразлучные.

С а р а ф а н о в. Вот и прекрасно. Я вижу, вы настоящие товарищи.

 

Из другой комнаты выходит Васенька. Оп морщится, волосы у него всклокочены.

(Весело.) Ага... Сарафанов - младший. Состояние плачевное.

Б у с ы г и н. Первое похмелье.

Сарафанов и Бусыгин смеются.

В а с е н ь к а. Вы уверены, что первое? (Садится на диван, сидит, опустив голову.)

С а р а ф а н о в. Выпей воды.

С и л ь в а. Молока.

Б у с ы г и н. Горячего чая.

С а р а ф а н о в. Хорошо еще, что сегодня ему не надо в школу.

В а с е н ь к а. А я туда вообще больше не пойду.

С а р а ф а н о в. Опять ты за свое?

В а с е н ь к а. Что—опять? Я сказал, что уеду, и уеду.

Б у с ы г и н. На твоем месте я бы сначала доучился. В тайгу ты всегда успеешь. В это заведение прием идет круглый год.

С а р а ф а н о в. Насколько я понимаю, там нужны плотники и лесорубы.

В а с е н ь к а. Ну и что? Преодолею трудности, буду ста­раться, старшие товарищи мне помогут.

Входит Н и н а.

Да вообще, не всем же учиться, кому-то и работать надо.

Н и н а. Куда он собирается?

В а с е н ь к а. Не твое дело.

С а р а ф а н о в. Ну-ну! Тебе полезно знать мнение сест­ры. Она тебя в десять раз серьезнее.

В а с е н ь к а. Папа, я — серость, это давно известно. За­то у тебя есть дочь. Она серьезная, умная, красивая...

С и л ь в а. Это — без смеха.

В а с е н ь к а. Кроме того, у тебя появился еще один сын, так что вы могли бы оставить меня в покое. Не мешайте мне быть серым.

С а р а ф а н о в. Вот и поговори с ним, попробуй.

Н и н а (Бусыгину). Поздравляю тебя, ты попал в сума­сшедший дом.

Б у с ы г и н (Васеньке). На твоем месте на этот раз я бы все-таки послушался отца. И сестренку.

В а с е н ь к а. Ты вовремя нашелся. Будешь слушаться их вместо меня.

Б у с ы г и н. Я уезжаю. К сожалению.

Н и н а. Уезжаешь?.. Когда?

Б у с ы г и н. Завтра.

С и л ь в а. Нас ждет институт, как это ни печально.

Н и н а. Да?.. А я-то думала...

В а с е н ь к а. Она думала, он останется с папой. Нашла козла отпущения.

С а р а ф а н о в. Васенька, не устраивай скандала... А что касается Володи — летом он приедет меня навестить.

Н и н а. Выходит, ты здесь так, мимоходом...

Б у с ы г и и. А ты, выходит, перед отъездом?

С и л ь в а. Перед каким отъездом?

В а с е н ь к а. У меня идея.

С а р а ф а н о в. Так. У моего младшего сына шевельнулся рассудок.

В а с е н ь к а. Папе нужно жениться.

С а р а ф а н о в. Что ты сказал?

В а с е н ь к а. Тебе надо жениться.

Нина смеется.

С а р а ф а н о в (Нине). Прекрати. Он просто грубиян. Что в этом смешного?

Н и н а. На ком, Васенька?

В а с е н ь к а. На Володиной матери. На ком же еще.

С а р а ф а н о в. Я вижу, ты совсем распоясался.

Н и н а (насмешливо). А что, папа? Тут стоит подумать. (Бусыгину.) А что ты на это скажешь?

Б у с ы г и н. Я?.. Даже не знаю, что сказать.

С а р а ф а н о в. Не обращай на них внимания. Я распустил их, как видишь.

В а с е н ь к а. Ты напрасно сердишься. Я не предлагаю тебе ничего дурного. Даже наоборот...

С а р а ф а н о в. Помолчи-ка, шут гороховый. (Сильве.) Семен, как вам нравится это семейство?

С и л ь в а. Исключительное семейство. (На Бусыгина.) Ему крупно повезло.

С а р а ф а н о в. Нина, Володя завтра уезжает, а я чуть задержусь на работе. (Бусыгину.) Сегодня у нас серьезная программа—Глинка, Берлиоз. (Нине.) Так что ты, вы то есть, постарайтесь прийти пораньше...

Н и н а. Хорошо.

С а р а ф а н о в. Ну а пока… Который час? Десятый? Пора бы и позавтракать.

Н и н а (подходит к окну, открывает его). Да, но вначале здесь надо хоть немного прибрать. Подите все в ту комнату. (Смотрит в окно) Васенька, иди полюбуйся. Наталья при всем параде.

 

Сильва, Сарафанов и Бусыгин подходят к окну.

С а р а ф а н о в (Бусыгину). Это она.

Б у с ы г и н. Что ж, она интересная.

С и л ь в а. А кто такая?

С а р а ф а н о в. Соседка наша.

Н и н а. Краса родимого села. (Васеньке.) Ну что сидишь? Иди к ней, попрощайся. Сегодня ты еще не прощался.

В а с е н ь к а. Отстань.

Н и н а. Или ты уже отправил ей письмо?

В а се н ь к а. Отстань, говорю. Что тебе от меня надо?

Н и н а. Надо, чтобы ты не сходил с ума. Сначала думать надо, а потом уже с ума сходить!

Б у с ы г и н. Разве? Уж лучше наоборот.

Н и н а. Да?

Б у с ы г и н. Я так считаю.

Н и н а. И очень глупо.

С а р а ф а н о в. А, по-моему, Володя прав. Думать, конечно, не лишнее, но...

Н и н а. Давайте, давайте, оправдывайте его, защищайте, если хотите, чтобы он совсем рехнулся.

В а с е н ь к а (поднимается, Нине). Думай, сколько тебе влезет, а я не хочу. Я с ума хочу сходить, понятно тебе? Сходить с ума и ни о чем не думать! И оставь меня в покое! (Уводит в другую комнату.)

Б у с ы г и н (Нине). Зачем же ты так?

С а р а ф а н о в. Напрасно, Нина, честное слово. Ты под­ливаешь масло в огонь.

Н и н а. Что он, на самом деле! Нашел перед кем уни­жаться.

С а р а ф а н о в. Ты не права. Она девушка неплохая.

Б у с ы г и н. Его можно понять. Она интересная...

Н и н а. Да? Ты так думаешь?

Б у с ы г и н. А что? Внешне, во всяком случае, она весь­ма привлекательна.

Н и н а. В таком случае у тебя дурной вкус. И отойдите от окна, я начинаю уборку. Расселась тут, выставилась… Оклахома!

С и л ь в а. А лучше всего вот что: не думать ни о чем и с ума не сходить. Так оно спокойнее. По-моему.

Н и н а. Я объявила уборку. Слышали?

С а р а ф а н о в. Хорошо, хорошо. Идем, Володя.

Б у с ы г и н. Ты иди, а я останусь. На минутку.

С а р а ф а н о в. Хорошо. (Уходит в другую комнату.)

С и л ь в а (у окна). А знаете, Нина, я с вами согласен. В этой Наталье нет ничего особенного.

Н и н а. Ладно, хватит. Все — в ту комнату. (Уходит на кухню.)

С и л ь в а (изображая восторг, щелкает пальцами). Огонь, а не сестричка. Дай-ка я помогу ей прибраться.

Б у с ы г и н. Нет, мне надо с ней поговорить.

С и л ь в а. Слушай! Ты же ей брат. Какие у вас быть разговоры?

Б у с ы г и н. Семейные. Семейные разговоры (Подталкивает Сильву к двери.)

С и л ь в а (упирается). А если я влюбился?

Б у с ы г и н. Иди-иди. И придержи там отца.

С и л ь в а. Кого?

Б у с ы г и н. Ну папашу. Неужели непонятно?.. Давай. (Вытолкнув Сильву, закрывает за ним дверь.)

Появляется Нина с веником и тряпкой.

Я тебе помогу... Ты не против?

Н и н а. Помоги... Будешь пол мести. Умеешь?

Появляется Сильва.

С и л ь в а. Я вам помогу.

Н и н а. Спасибо, но, по-моему, мы и вдвоем ynpавимся.

С и л ь в а. Нет, но, может быть, что-нибудь переставить. Вынести...

Б у с ы г и н. Ты только будешь нам мешать.

С и л ь в а. Но, дети! Обратите внимание. (Подводит Бусыгина и Нину к зеркалу.) Вы так подходите! Я говорил, плакать хочется.

Б у с ы г и н. Иди-иди. (Подталкивает Сильву.) Можно мне поговорить со своей сестрой? (Закрывает за собой дверь.)

Н и н а. Да нет, совсем мы не похожи. Ну, просто вот ничего общего...

Б у с ы г и н. Возможно...

Н и н а. Даже странно... От папы, конечно, всего можно ожидать, но такого... Кто бы мог подумать, что у меня ecть брат, да еще старший. Да еще такой интересный.

Б у с ы г и н. А я? Разве я думал, что у меня такая симпатичная сестренка?

Н и н а. Симпатичная?

Б у с ы г и н. Конечно!

Н и н а. Ты так считаешь?

Б у с ы г и н. Нет, я считаю, что ты красивая.

Н и н а. Красивая или симпатичная, я что-то не пойму?

Б у с ы г и н. И то и другое, но... мне надо с тобой пoговорить...

Н и н а. Да?

Б у с ы г и н. Значит, ты уезжаешь...

Н и н а. А что?.. Ну да, уезжаю. Отец тебе, наверно, объяснил.

Б у с ы г и н. Так... Значит, уезжаешь... И что, выходит, насовсем?

Н и н а. Ну да. А что тебя волнует?

Б у с ы г и н. Меня?.. Видишь ли, какое дело. Ведь отец человек уже немолодой и не такой уж здоровый, и характер у него... В общем, отец есть отец, и если Васенька уедет, то... ты сама понимаешь...

Н и н а. Не понимаю...

Б у с ы г и н. Но ведь он останется один.

Н и н а. Так... И что?..

Б у с ы г и н. Но ведь ты могла бы...

Н и н а. Взять его с собой?

Б у с ы г и н. Ну, в общем... Или могла бы здесь остаться.

Н и н а. Вот как?.. Надо же, какой ты заботливый.

Б у с ы г и н. А как иначе? Ведь он тебе не кто-нибудь — отец родной.

Н и н а. А тебе?.. И если ты такой заботливый сын, по­чему бы тебе не взять его к себе?

Б у с ы г и н. Мне?

Н и н а. А что ты так удивился? Ты — старший сын, ес­ли на то пошло, это твой долг... Что?

Б у с ы г и н. Нет, но... Но ведь я же... Я только вчера здесь появился. И потом, ты забываешь о моей матери.

Н и н а. А ты забываешь о моем женихе... (Начинает уборку.) Легко тебе бытьзаботливым. Со стороны... Никто его здесь не бросает, приедет к нам на свадьбу, помогать ему будем, письма писать, а впоследствии... Мы оставляем его здесь только на первое время. На год, ну, на полтора.

Б у с ы г и н. У летчиков что, медовый месяц длится пол­тора года?

Н и н а. Тебе не нравится, что он летчик?

Б у с ы г и н. Почему же? Мне нравится... Это замечатель­но... Неотразимо. «Не улетай, родной, не улетай».

Н и н а. Я не понимаю твоего тона... Сегодня я вас по­знакомлю. Он хороший парень.

Б y с ы г и н. Я представляю. Наверно, он большой и добрый.

Н и н а. Да, ты прав.

Б у с ы г и н. Некрасивый, но обаятельный.

Н и н а. Точно.

Б у с ы г и н. Веселый, внимательный, непринужденный в беседе...

Н и н а. Да-да-да. Откуда ты все знаешь?

Б у с ы г и н. Волевой, целеустремленный. В общем, за ним ты — как за каменной стеной.

Н и н а. Все верно. Волевой, целеустремленный. А это плохо? По крайней мере, он точно знает, что ему в жизни надо. Много он на себя не берет, но он хозяин своему слову. Не то, что некоторые. Наврут с три короба, наобещают, а на самом деле только трепаться и умеют.

Б у с ы г и н. Может, он у тебя вообще никогда не врет?

Н и н а. Да, не врет. А зачем ему врать?

Б у с ы г и н. Да? Я хочу его видеть. Покажи мне его. Дай хоть краем глаза на него взглянуть.

Н и н а. Вечером увидишь.

Б у с ы г и н. А днем нельзя? Я хотел бы рассмотреть его как следует. Никогда не врет — просто замечательно.

Н и н а. Послушай! Что ты против него имеешь? Он простой, скромный парень. Допустим, он звезд с неба не хва­тает, ну и что? Я считаю, это даже к лучшему. Мне Цицерона не надо, мне мужа надо.

Б у с ы г и н. А-а. Ну, если так, тогда конечно. Тогда в самый раз.

Н и н а. Постой! Ведь ты его не знаешь!

Б у с ы г и н. Ну и что? Зато я тебя знаю.

Н и н а. Знаешь? Меня? Когда это ты успел?

Б у с ы г и н. Да вот сейчас.

Н и н а. Какой ты способный — надо же! Поговорил пять минут и все понял!

Б у с ы г и н. Не все.

Н и н а. Ну, что ты понял?

Б у с ы г и н. Понял, что тебе надо.

Нин а. Ну что?

Б у с ы г и н. Мужа. Ты сама сказала.

Н и н а (рассердилась). Ну, знаешь ли! Это уже... ты… Кто ты такой, чтобы говорить мне такие вещи?

Б у с ы г и н. Какие вещи?

Н и н а. Ведь ты его в глаза не видел! За что ты на него накинулся? Да если хочешь знать, он ничем не хуже тебя! Нисколько!

Б у с ы г и н. Не спорю.

Н и н а. Даже лучше!

Б у с ы г и н. Не возражаю. Какое же сравнение. Конечно, он лучше.

Н и н а. Он шире тебя в плечах и выше! На полголовы выше!

Б у с ы г и н (развел руками). Тогда тем более.

Н и н а. Что – тем более?.. Ты нахал! Нахал и выскочка!

Б у с ы г и н. Да?

Н и н а. И псих! Папа твой псих, и ты такой же.

Б у с ы г и н. Спасибо.

Н и н а. Пожалуйста!

 

Пауза. Нина метет пол, Бусыгин протирает мебель. У стола случайно наталкиваются друг на друга и прекращают работу.

Ты обиделся?

Б у с ы г и н. Да нет…

Н и н а. Я психанула… А ты тоже хорош…

Б у с ы г и н. Да нет, зря я на него напустился, в самом деле.

Н и н а. Значит, мир? (Протягивает ему руки.) Я тебя обругала… Не сердишься?

Б у с ы г и н (привлекает ее к себе). Да нет же, нет…

 

Стоят лицом к лицу, и дело клонится к поцелую. Небольшая пауза.

Потом враз и неожиданно отпрянули друг от друга.

 

(Откашлявшись, весьма неестественно.) Так как же с отцом, мы не договорили…

Н и н а (имея в виду только что произошедшее). Ты странный какой-то…

Б у с ы г и н. Послушай, сестренка. Надо что-то решать…

Н и н а. Очень странный…

Б у с ы г и н. С отцом, я имею в виду… Почему – странный? Просто я не спал всю ночь, ничего странного…

 

Появляются Сарафанов и Сильва. Сильва наигрывает на гитаре.

 

Папа! Как ты себя чувствуешь?

С а р а ф а н о в. Прекрасно, сынок.

С и л ь в а (поет).

 

«Эх, да в Черемхове на вокзале

Двух подкидышей нашли,

Одному лет восемнадцать,

А другому – двадцать три!»

 

З а н а в е с.


 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

 

КАРТИНА ПЕРВАЯ.

 

Двор. Домик Макарской, тополь, скамья, часть ограды, но улицы не видно. Макарская, сидя на скамейке, смотрит в сторону ворот. Появляется Васенька. Останавливается в нерешительности, потом преувеличенно бодро направляется к воротам.

 

М а к а р с к а я (замечает его). Васенька!

Васенька замирает.

Подойди ко мне. Я тебя отшлепаю. За вчерашнее.

В а с е н ь к а (не оборачиваясь). Для этой цели поищите кого-нибудь другого.

М а к а р с к а я. Да подойди, не бойся.

В а с е н ь к а. У вас хорошее настроение, да? Вам хочется поиграть?.. Роль мышки меня больше не устраивает.

М а к а р с к а я. Иди сюда, дурачок.

В а с е н ь к а (не выдерживает, оборачивается и подходит). Ну, вот… Ты можешь мною позавтракать… Если хочешь.

М а к а р с к а я. Какой ты смешной… Хочешь со мной в кино?

В а с е н ь к а (не сразу). В самом деле?.. Когда?

М а к а р с к а я. А что там идет? Есть что-нибудь приличное?

В а с е н ь к а. Есть! Итальянский фильм! Он идет здесь, рядом.

М а к а р с к а я. О чем?

В а с е н ь к а. Называется «Развод по-итальянски».

М а к а р с к а я. О разводе? Не пойду! Они мне на работе надоели. Три дела – три развода. Что ни день, то развод! Это что же, в Италии, значит, так же?

В а с е н ь к а. Нет-нет! Там как раз все по-другому.

М а к а р с к а я. А я тебе говорю, что я их насмотрелась! Наслушалась! Нахожусь под впечатлением. Замуж не собираюсь.

В а с е н ь к а. Есть еще один… Но тоже о разводе. «День счастья».

М а к а р с к а я. Почему же так называется?

В а с е н ь к а. Там женщина ушла от плохого мужа к хорошему.

М а к а р с к а я. Это ей только так кажется. Еще что-нибудь идет или все?

В а с е н ь к а. Все.

М a к а р с к а я. Тогда лучше по-итальянски.

В а с е н ь к а. Иду за билетами?

М а к а р с к а я. Иди, кирюшечка, иди.

В а с е н ь к а. Какой сеанс?

М а к а р с к а я. Какой хочешь.

Васе н ь к а. Тогда на все подряд. На все сеансы. На сорок лет вперед. (Уходит.)

М а к а р с к а я. Одичал мальчишечка.

Появляется Сильва.

С и л ь в а. Здравствуй, Наташа.

М а к а р с к а я. Здравствуйте.

С и л ь в а. Не помешаю?

М а к а р с к а я. Вроде бы нет.

С и л ь в а (садится рядом). Меня зовут Семеном.

М а к а р с к а я. Неплохо. Откуда вы знаете мое имя?

С и л ь в а. Не удивляйтесь. Я давно за вами наблюдаю.

М а к а р с к а я. Даже?

С и л ь в а. Вернее, любуюсь.

М а к а р с к а я. И где вы меня видели?

С и л ь в а. Никогда не скажу.

М а к а р с к а я. Вот оно что... Так я сама вам скажу.

С и л ь в а. Как? И вы меня видели?

М а к а р с к а я. Вы где разводились?

С и л ь в а. Ну что вы! Никогда этого не было. Я не люблю впутывать государство в свои личные дела. Зачем? У го­сударства и так забот хватает.

М а к а р с к а я. Я работаю в суде. Секретарем. Не там ли мы встречались?

С и л ь в а. Не там. К счастью.

М а к а р с к а я. Мне кажется, что все мужчины побывали в нашем суде. Такое впечатление.

С и л ь в а. Надо же. Такая девушка — и на такой пыльной работе... Ваш домик?

М а к а р с к а я. Мой.

С и л ь в а. Живете одна, мне известно. Нескромный воп­рос— почему?

М а к а р с к а я. Почему живу одна? Нравится — и живу. А вы что же, недовольны?

С и л ь в а. Нет, что вы! Наоборот. Романтично. Пригласите в гости.

М а к а р с к а я. На каком основании?

С и л ь в а. Я вам не нравлюсь?

М а к а р с к а я. Вы? Ничего. Симпатичный нахал.

С и л ь в а. Нахал, не возражаю. Но и нахалам тоже нужна любовь.

М а к а р с к а я. Вот. Свет раскололся пополам: на женихов и нахалов. С женихами — скука, с нахалами — слезы. Вот и поживи!

С и л ь в а. Чем вы занимаетесь вечером?

М а к а р с к а я. Иду в кино. (Поднимается, идет к дому).

С и л ь в а (идет за ней). Кино... Хорошее занятие. А нельзя ли это самое кино перенести? На будущее.

М а к а р с к а я (на пороге). А зачем?

С и л ь в а. Как вы живете? Можно поинтересоваться?

М а к а р с к а я. Входите. Все равно ворветесь.

С и л ь в а. Это действительно. (Входит вслед за Макарской в дом.)

Из подъезда выходят Нина и Бусыгин. Нина в плаще, с сумкой.

Б у с ы г и н. Нет-нет, иди одна. Лучше уж я пойду с отцом. Послушаю музыку. Глинку, Берлиоза...

Н и н а. Я тебе не советую.

Б у с ы г и н. Почему?

Н и н а. Никакого Берлиоза ты не услышишь.

Б у с ы г и н. Как же? Отец сказал...

Н и н а. Мало ли что он сказал. Вот уже полгода, как он не работает в филармонии.

Б у с ы г и н. Серьезно?

Н и н а. Да. И лучше, если ты об этом будешь знать.

Б у с ы г и н. Где же он работает?

Н и н а. Работал в кинотеатре, а недавно перешел в клуб железнодорожников. Играет там на танцах.

Бусыгин. Да?

Н и н а. Но имей в виду, он не должен знать, что ты об этом знаешь.

Б у с ы г и н. Понятно.

Н и н а. Конечно, это уже всем давно известно, и только мы — я, Васенька и он — делаем вид, что он все еще в симфоническом оркестре. Это наша семейная тайна.

Б у с ы г и н. Что ж, если ему так нравится...

Н и н а. Я не помню своей матери, но недавно я нашла ее письма — мать там называет его не иначе как блаженный.Так она к нему и обращалась. «Здравствуй, блаженный». «Пойми, блаженный...». «Блаженный, подумай о себе…». «У тебя семья, блаженный...» «Прощай, блаженный...» И она права... На работе у него вечно какие-нибудь сложности. Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение, и, естественно...

Б у с ы г и н. Погоди. Он говорил, что он сам сочиняет музыку.

Н и н а (насмешливо). Ну, как же.

Б у с ы г и н. А что за музыка?

Н и н а. Музыка-то? Потрясающая музыка. То ли кантата, то ли оратория. Называется «Все люди — братья». Всю жизнь, сколько я себя помню, он сочиняет эту самую ораторию.

Б у с ы г и н. Ну и как? Надеюсь, дело идет к концу?

Н и н а. Еще как идет. Он написал целую страницу.

Б у с ы г и н. Одну?

Н и н а. Единственную. Только один раз, это было в про­шлом году, он переходил на вторую страницу. Но сейчас он опять на первой.

Б у с ы г и н. Да, он работает на совесть.

Н и н а. Он ненормальный.

Б у с ы г и н. А может, так ее и надо сочинять, музыку?

Н и н а. Ты рассуждаешь, как он... И все-таки жалко.

Б у с ы г и н. Чего жалко?

Н и н а. Жалко с вами расставаться... Ничего не понимаю. Я так ждала отъезда, а теперь, когда осталось несколько дней... И с Васькой жалко расставаться. И с тобой. Хотя еще вчера я про тебя и знать не знала... Слушай, братец! Где ты пропадал? Почему ты раньше не появился?

Б у с ы г и н. Но ты знаешь...

Н и н а. Нет бы раньше. Водил бы меня в кино, на танцы, защищал бы, уму-разуму учил. А то — на тебе, явился! В по­следний день, как нарочно. Это даже подло с твоей стороны.

Б у с ы г и н. Что поделаешь?.. Оставайся, если хочешь. (Поправляется с заметной поспешностью.) Задержись, я имею в виду.

Н и н а. Зачем?

Б у с ы г и н. Ну... в кино сходим, на танцы...

Н и н а. Ты же завтра уезжаешь.

Б у с ы г и н. А я... я вернусь.

Н и н а. Нет, все уже решено.

Б у с ы г и н. Где ты с ним встречаешься?

Н и н а. В центре, как обычно.

Б у с ы г и н. Когда вы появитесь?

Н и н а. Мы идем в кино. Здесь будем часов в восемь… Ну хочешь, пойдем вместе?

Б у с ы г и н. Что я гам буду делать?.. Нет. Познакомимся с твоим летчиком вечером.

Н и н а. Надеюсь, он тебе понравится. Он хороший, так ко мне относится... Ты не думай, я и другим нравилась. Я сама его выбрала.

Б у с ы г и н. Почему? Он лучше всех?

Н и н а. Он меня любит... Знаешь, увлечения есть увлечения, но в жизни хочется чего-то раз и навсегда.

Б у с ы г и н. Понятно.

Н и н а. Что тебе опять понятно?

Из домика слышится смех Макарской.

Б у с ы г и н. Веселая женщина.

Н и н а. Даже слишком. Опять кого-то подцепила...

Б у с ы г и н. Ты к ней чересчур строга. Она милая женщина.

Н и н а. Откуда ты знаешь, какая она?

Б у с ы г и н. Я с ней знаком.

Н и н а. Да?

Б у с ы г и н. Вчера, когда мы искали вашу квартиру, я с ней беседовал...

Н и н а. Вот как?

Б у с ы г и н. Она мне понравилась.

Н и н а. Понравилась?

Б у с ы г и н. А что?

Н и н а. Она?

Б у с ы г и н. А почему бы и нет? Она славная...

Н и н а. Старуха.

Б у с ы г и н. Блондинка. Мне нравятся блондинки.

Н и н а. Крашеная.

Снова слышится смех Макарской.

Б у с ы г и н. Жизнерадостная. Я люблю жизнерадостных.

Н и н а. Терпеть ее не могу!

Б у с ы г и н. Одинокая. Одиноких мне всегда жалко.

Н и н а. Ненавижу!

Б у с ы г и н (заигрался). А я, пожалуй, за ней таки приударю.

Н и н а. Нет! Не смей к ней подходить!

Б у с ы г и н. Ого!.. Послушай, это уже похоже на ревность.

Н и н а (удивилась). Что?..

Б у с ы г и н. Может, ты меня ревнуешь?

Н и н а (испугалась). Ревную?.. (Смутившись.) Ну да... Конечно, ревную. А разве сестра не может ревновать?

Б у с ы г и н (забывшись). Да какая сестра!.. (Опомнился.) Ну да, сестра — брата! Конечно, может. Если она его... Если она к нему хорошо относится...

Н и н а (неуверенно). Ну, конечно...

Б у с ы г и н. Это в порядке вещей. Вон на Кавказе, так там даже до резни доходит... Ну, ты иди, а то опоздаешь.

Н и н а (очнувшись). Да! Давно пора... Пойду... (Идет, но возвращается.) Послушай, а на Кавказе не бывает так, чтобы сестра влюбилась в брата?

Б у с ы г и н. Влюбилась?.. Нет, так не бывает.

Н и н а. Что ты говоришь? (Засмеялась.) А я-то думала...

Б у с ы г и н (тоже смеется). По-моему, это невозможно.

Н и н а (смеется). Невозможно?

Б у с ы г и н. По-моему, нет.

Н и н а (смеется). А жалко... (Перестав смеяться.) А с тобой, знаешь, не соскучишься.

Б у с ы г и н. Со мной? Никогда.

Н и н а. Ладно, я ухожу... Часа в два разбуди отца. Еда на плите, разогреете. Да посмотри за младшим братом, как бы он не сбежал.

Б у с ы г и н. Не сбежит. Мы с ним договорились.

Н и н а. Смотри, отец на тебя надеется... Счастливо. (Под­ходит к нему ближ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.