Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Глава 22 желчный влюбленный






     

    Уйду искать тот отдаленный край на земле"

    " Мизантроп"

     

    После измены Расина Мольер вновь заболел, и его все чаще стал навещать

    постоянный его врач Мовиллэн, который, по-видимому, не так уж плохо понимал

    свое дело. Но и Мовиллэну было трудно с точностью определить болезнь

    директора Пале-Рояля. Вернее всего было бы сказать, что тот был весь болен.

    И несомненно, что, помимо физических страданий, его терзала душевная

    болезнь, выражающаяся в стойких приступах мрачного настроения духа. Весь

    Париж, в глазах директора, затянуло неприятной серой сеткой. Больной стал

    морщиться и дергаться и часто сидел у себя в кабинете, нахохлившись, как

    больная птица. В иные минуты им овладевало раздражение и даже ярость. В

    такие минуты он не мог собою управлять, становился несносен в обращении с

    близкими и однажды, впав из-за какого-то пустяка в бешенство, ударил своего

    слугу.

    Лечить Мольера было очень трудно. Он просил лекарств, и Мовиллэн обильно

    выписывал ему всевозможные снадобья и назначал врачебные процедуры, но

    предписания врача больной выполнял неаккуратно. Больной был очень мнителен,

    старался понять, что происходит у него внутри, сам у себя щупал пульс и сам

    себе внушал мрачные мысли.

    В январе 1666 года Расин нанес Мольеру последний удар. Вдова Дюпарк

    объявила, что переходит в Бургонский Отель. Выслушав эту новость, Мольер

    злобно заявил, что в этом нет ничего удивительного, он понимает, что

    Терезу-Маркизу сманил ее любовник Расин.

    Помогли ли лекарства Мовиллэна, или справился с приступом болезни сам

    организм, но в конце февраля Мольер вернулся к регулярной работе в театре. В

    течение весенних месяцев он написал новую пьесу, назвав ее " Мизантроп, или

    Желчный влюбленный". Это была пьеса о честном и протестующем против людской

    лжи и вследствие этого, конечно, одиноком человеке. Мольеровскому доктору,

    конечно, следовало хорошенько изучить это произведение: в нем, несомненно,

    отразилось душевное настроение его пациента. Вероятно, впрочем, доктор

    Мовиллэн знал пьесу.

    Несмотря на то, что " Мизантроп" знающими людьми был признан одним из

    самых сильных произведений Мольера, у публики он большого успеха не имел.

    Премьера прошла вяло. Один из зрителей, знакомый Расина, желая сделать ему

    приятное, рассказал, что он был на премьере и что " Мизантроп" провалился.

    Очень следует отметить то, что ответил злорадному человеку ненавидимый

    Мольером Расин. Он сказал:

    - Да, вы были? А я не был. Тем не менее я вам не верю. Не может быть,

    чтобы Мольер написал плохую пьесу. Вы пойдите и еще раз посмотрите!

    Начало " Мизантропа" ознаменовалось одной историей, которая причинила

    беспокойство Мольеру. Впрочем, мы знаем, что без этого трудно представить

    себе мольеровскую пьесу. Парижане, по своему обыкновению, стали искать

    портретов в этой пьесе и разнесли слух, что герой пьесы есть не кто иной,

    как воспитатель дофина герцог де Монтозье. Слух этот мгновенно дошел до

    герцога. Он не имел никакого представления о пьесе Мольера, но сразу же

    решил, что ежели Мольер вывел его, то, уж конечно, в смешном виде. Герцог

    пришел в ярость и заявил, что при первой же встрече он изобьет Мольера до

    смерти палкой. Угрозы герцога были переданы Мольеру услужливыми друзьями и

    вызвали в человеке, у которого и так было нарушено душевное равновесие,

    неимоверный ужас.

    Мольер стал всячески стараться, чтобы не встретиться с Монтозье, но эта

    неизбежная встреча состоялась. Когда король смотрел " Мизантропа", Монтозье

    тоже явился на спектакль. Мольер решил отсидеться за кулисами, но когда

    спектакль кончился, к нему явились и сказали, что герцог Монтозье просит

    его, чтобы с ним поговорить. Ужас Мольера дошел тогда до болезненной

    степени, и удивленным гонцам пришлось уверять, что Монтозье не собирается

    причинить ему какое-нибудь зло. Тогда Мольер, бледный и с дрожащими руками,

    предстал перед герцогом. Тут ужас его сменился изумлением, потому что

    Монтозье обнял его и в самых лучших выражениях стал благодарить его,

    заявляя, что ему лестно было послужить оригиналом для портрета такого

    благородного человека, как Альцест. При этом герцог наговорил драматургу

    множество комплиментов и с той поры стал относиться к нему с необыкновенной

    симпатией. Интереснее всего то, что Мольер, создавая своего Альцеста, даже и

    в мыслях ие имел герцога Монтозье.

    Однако, несмотря на успех при дворе и на хорошие качества пьесы, сборов в

    Пале-Рояле хороших она все-таки не делала, и актеры похаживали вокруг своего

    директора и умильно просили у него какую-нибудь новинку, ссылаясь на то, что

    даже " Аттила", пьеса старика Пьера Корнеля, которую тот дал в Пале-Рояль,

    малонадежна в смысле будущего.

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.