Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности современного урока русского языка, проблема оценки знаний, умений и навыков по предмету.






Современный урок – не статическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников. Главное направление развития в том, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного образования.

ФГОС делает значительный шаг к обновлению и к разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с другой – впервые нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения в современной школе.

Стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы.

Таким образом, ориентация стандартов на модернизацию школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения с учетом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования.

Все эти установки так или иначе направлены на обновление теории и практики урока русского языка в современной школе.

новый взгляд на всю систему профессионально-методической работы учителя, предполагающий:

– новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, усиление их воспитательной и развивающей функции с учетом запросов современного общества и особенностей сложившихся реалий;

– использование (и дальнейшая разработка и совершенствование) новых технологий и инноваций, в основу которых положены передовой опыт учителей и исследования ученых-методистов и педагогов, представителей смежных наук;

– новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как основной форме учебного процесса в школе;

– повышение уровня профессионально-методической подготовки и переподготовки учителя, осуществляемой на уровне научных знаний, накопившихся к началу нового века.

Обучение уже рассматривается не только и не столько как простое накопление разнообразных знаний, а как целенаправленное формирование у учащихся стройной и четкой системы понятий, закономерностей, обобщенных структур, свойственных изучаемой науке.

Блоковая подача материала на основе теоретических обобщений позволяет вести обучение на базе основополагающих принципов и ключевых понятий, делать предварительный обзор любой обобщенной темы, как говорят «с высоты птичьего полета».

 

При грамотном построении таких уроков достигается более полное и осознанное овладение системными знаниями и обобщенными способами решения задач, что является основной предпосылкой и условием повышения качества знаний и умственного развития учащихся.

 

В широкой практике обучения русскому языку процессы обобщения знаний и способов деятельности, как известно, связываются главным образом с работой на завершающих этапах, т. е. на этапе закрепления и повторения уже изученного материала, хотя в психологии и дидактике уже четко определилось и другое, достаточно перспективное направление, ориентирующее на такой ход обучения, когда общее усваивается не на завершающем этапе, а в качестве исходной основы. Применительно к курсу русского языка в качестве такого «общего» могут выступать как обобщенные понятия и закономерности, так и целые группы сходных языковых явлений (определений, правил) и способов их применения. К сожалению, учителя-словесники не располагают пока еще такими материалами, которые могли бы помочь в реализации целей развивающего обучения русскому языку на основе современных педагогических технологий.

В процессе обучения необходимо формировать у учащихся только такие языковые обобщения, которые в дальнейшем уже не будут подвергаться коренной перестройке. Они могут только дополняться и расширяться. Основные средства и методы обучения: структурирование учебного материала по разным признакам и основаниям на основе опознавательных и дифференцирующих признаков правил, словообразовательных типологий и моделей и др.; использование опор (теоретических и наглядных) на всех этапах обучения; усиление эвристической направленности и развивающей функции обучения за счет включения в него различного рода проблемных задач и ситуаций и обучения способам их решения; использование алгоритмических предписаний и адекватных им образцов применения знаний; применение упражнений, ориентирующих на рассуждение в процессе письма и графическую фиксацию умственных действий, на обобщение и раннюю дифференциацию языковых явлений; на получение обратной связи и осуществление самоконтроля; на решение познавательных задач и др.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Изменяются технологии обучения.

Современный урок РЯ опирается на новый стандарт. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям

информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в

системе образования на основе разработки содержания и технологий

образования;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности

обучающегося на основе УУД);

- признание решающей роли содержания образования, способов

организации образовательной деятельности и взаимодействия участников

образовательного процесса;

- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей

учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для

определения целей образования и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего,

основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных

особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с

ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост

творческого потенциала, познавательных мотивов;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования, что

создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися

знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

 

Система дидактических принципов

Реализация технологии деятельностного метода в практическом

преподавании обеспечивается следующей системой дидактических

принципов:

1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая

знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и

формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,

активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному

успешному формированию его общекультурных и деятельностных

способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми

ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик

с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом

себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой

науки в системе наук).

4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна

предложить ученику возможность освоения содержания образования на

максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития

возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально

безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на

уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей

педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися

способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному

принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на

творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся

собственного опыта творческой деятельности.

 

 

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном

обучении – создание условий для проявления познавательной активности

учеников.

Главная методическая цель достигается следующими путями:

 Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает

план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический

материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и

форму учебного содержания.

 Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают,

сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют

закономерности.

 Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся,

связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается

эффектом неожиданности.

 Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы,

пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные

домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого

ученика в работе класса.

 Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих

каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,

избирательность в способах работы.

 Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и

методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть

субъективный опыт обучающихся.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно

распределить на четыре группы:

1) Уроки «открытия» нового знания;

2) Уроки отработки умений и рефлексии;

3) Уроки общеметодологической направленности;

4) Уроки развивающего контроля.

 

 

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

· мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

· целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

· осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

· коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

· взаимопроверка, взаимоконтроль;

· рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

 

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

 

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

 

Современный урок русского языка - это проблемно – диалогический урок. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа. Увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т. п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов.

5 – й шаг. Планирование результата. Учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы.

6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

 

 

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: · по поиску и обработке информации; · обобщению способов действия; · постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная
Нестандартное ведение уроков Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
Нет портфолио обучающегося Создание портфолио
Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

 

Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. Преподавателю необходимо выбирать методы обучения в зависимости от цели и условий работы, главное здесь разнообразить процесс обучения всевозможными методами. Мозговой штурм - это поиск за короткое время новых идей. Например, при изучении темы «Употребление прилагательных в речи» детям предлагается представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым) Для формирования орфографической зоркости, на уроках русского языка можно использовать такие интерактивные методы обучения, как метод «Карусель» (детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму), «Броуновское движение» (необходимо найти вещи, изображение предметов, отгадки на загадки, ребусы в классной комнате). Действенными являются так же интерактивные диктанты, например диктант с постукиванием. Полезно завести индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых были допущены ошибки. При работе со словарными словами можно использовать метод аналогий и ассоциаций. Метод «Лови ошибку» (представьте, что вы работаете редактором газеты). Метод «Водоворот» используется при закреплении материала. Каждая группа получает карточки с разными заданиями, выполнив которые, передают на проверку другой группе. Группа, получив карточку с заданием и его решением, ничего не исправляя, проверяет и выставляет оценку. Таким образом, каждая группа знакомится со всеми выполненными заданиями. Учитель озвучивает правильное решение для каждой карточки. Выставляются оценки каждой группе. На этапе подведения итогов деятельности учащихся можно использовать метод «микрофон» или интервью. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? А какое задание показалось самым трудным?

Кроме методов, есть множество интерактивных приёмов обучения.

Приём «Данетка», «Согласенне согласен» (в форме диктанта, с помощью хлопков, движений), приём «Диктант значений», приём «Буквенный диктант», приём «Шаг за шагом» (ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала), приём «Жокей и лошадь» (на карточках разных цветов могут быть вопрос–ответ, существительное – прилагательное и др.), приём «Цветные поля» (цвета имеют смысловую нагрузку, например: красный – «Проверьте, пожалуйста, думаю, что все выполнил без ошибок», зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я не понял тему» и так далее), приём «Райтинг» (записывается дробь: оценка ученика и учителя, можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера), приём «Корзина идей», приём «Толстый и тонкий вопрос» (тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ, толстый – ответ развёрнутый), приём «Телеграмма» (кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте, герою произведения, себе и отправить), приём «Маша-растеряша» (можно «потерять» проверочное слово, которым дети привыкли пользоваться, что побудит их искать другие проверочные слова, «потеря» некоторых слов из целостного текста заставит учеников искать синонимы и т. п.), приём «Создай паспорт» (частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов), приём «Конкурс шпаргалок», приём «Шесть шляп» (обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета).

Формами интерактивного обучения являются:

· работа в статичных парах или парах сменного состава;

· работа в малых группах;

· игровое сотрудничество.

Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определённых учебных заданий. В первом случае, учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу. При работе в малых группах учащиеся могут сообща обсуждать проблему, вырабатывать варианты решения обозначенной проблемы, проверять работу. Малые группы могут работать: изолированно друг от друга или во взаимодействии друг с другом. Основаниями для деления учащихся на группы(пары) могут быть:

· свобода выбора ребенка;

· уровень обученности и развитие детей;

· психологическая и эмоциональная совместимость учащихся.

 

Учитель выполняет разнообразные функции:

1. Контролирует ход работы в группе.

2. Отвечает на вопросы.

3. Регулирует споры, порядок работы.

4. В крайнем случае оказывает помощь отдельным учащимся или всей группе.

 

При организации игрового сотрудничества применяются групповые игровые методы и приёмы, такие, как «Карусель», «Вращалочки», «Конвейер» и др.

 

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.