Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста

 

www.e-puzzle.ru

МЕГАПРОЕКТ - TERRA INCOGNITA

P. Багдасаров

 

Багдасаров Р.В. – Мистика русского православия

 

Москва

«Вече»

ББК 86.4 Б 14

Издание Зе, дополненное и исправленное

Багдасаров Р.В.

Б 14 Мистика огненного креста. Изд. 3-е, доп. и испр. / Р.В. Багдасаров. — М.: Вече, 2005. — 400 с.: ил. (Лабиринты тай- новедения).

ISBN 5-9533-0825-6

 

Лучшее в России исследование, посвященное символизму свастики. Оно совершенно уникально по обширности и новизне археологического, исторического, этнографического, искусствоведческого материалов. Охвачен период от палеолита до наших дней. Особое внимание уделено использованию свастики в археологических культурах территории Российской Империи — СССР — России и русской традиционной культуре.

Предназначено специалистам и всем интересующимся вопросами символики.

 

ББК 86.4

ISBN 5-9533-0825-6 © р.в. Багдасаров, текст,

состав иллюстраций, 2005 © ООО «Издательский дом «Вече», 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

I

«ФАШИСТСКИЙ» ЗНАК?

«Темная материя». Love, Life, Luck, Light. Запретное слово, отверженный символ. [Отступление 1. Что является нацистской / фашистской символикой.] Свастикофобия. Границы свастикофобии.

II

СВАСТИКА СНАРУЖИ

Симметрия свастики. Вокруг свастики. Ритуалы в Шанти-На- гар. Свастика в джайнизме. Свастика в фалунь Дафа. Свастика в природе.

III

ПУТЯМИ СВАСТИКИ

Вынашивание свастики (мезинская культура). [Отступление 2. Происхождение символов.] Рождение свастики (полярная гипотеза). Вскармливание свастики (неолит). Аркаим: город-свастика. [Отступление 3. Священный огонь.] Мандала и лабиринт. Взросление свастики (бронзовый век). Звездное вращение. Сакральный хлеб. Свастика на алтарях. [Отступление 4. Меандр.] Античная свастика. Воинская

символика свастики. Конноголовая свастика. Тамги-нишан. Символизм животных и свастика. Свастика в индуизме. Свастика в буддизме. Свастика в религии бон. 10 ООО последовательностей (Китай, Япония). Ковроткачество. Средняя Азия. Африка. Свастика у индейцев.

 

IV

ГАММ А ДИОН

Свастика в раннем христианстве. Свастика в исламе.

СИМВОЛ СВЯТОГО ДУХА

В круге ветра. [Отступление 5. Сакрализация ветра.] Семеричность даров. Потиры. Украшения источников. Евангелия. Купола храмов. [Отступление 6. Эпитеты Огня и характеристики Святого Духа.] Колокола. Элементы церковного декора. Реликварии. Надгробия. Священнодействие. Священные облачения. Икона, миниатюра. Пелены, завесы, плащаницы. Кресты, распятия. Украшения. Граффити.

VI

НАРОДЫ СВАСТИКИ: РОССИЯ И ВОКРУГ

Дагестан. Славяне. Болгары. Печенеги, торки, половцы. Белорусы. Латыши, литовцы. Корела. Эсты. Саамы. Вепсы. Чуваши. Мордва. Коми. Мари. Удмурты. Ханты и манси. Народы Сибири. Казахи.

VII

ПОВОРОТ СОЛНЦА. СВАСТИКА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКИХ

[Отступление 7. Религиозное сознание и естественное восприятие.] «Колея житейская». Солнечный ветер. Русские имена свастики. Свастика-конь. Предметы быта. Птица-свастика.

«Великий Кур». [Отступление 8. Живой огонь.] Прялки. Ткань. Три цвета свастики {белый, красный, золотой).[От- ступление 9. Символизм русской одежды.] [Отступление 10. Узоры: вышивка и чтение.] Головные уборы. [Отступление 11. Этимология женских головных уборов.] Дева или Мать? Части рубахи. Пояс. Понева, передник. Полотенца. Варежки, чулки. Ритуальная пища. Круговорот воскрешения.

VIII

СВАСТИКА ИЗНУТРИ

Присутствие Духа. Признак лидерства. Свастика в России Романовых. Оккультная свастика. Между притяжением и отталкиванием: 1909 — 1919. Победа звезды. Знак полюса. Свастика в небесах.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ КОММЕНТАРИИ


 

Памяти В.В. Вергуна

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Первая редакция данной работы была написана в соавторстве с Геннадием Петровичем Дурасовым и опубликована под названием «Отверженный символ. Свастика: ее происхождение и место в христианской традиции» в IV—V номерах журнала «Волшебная Гора» за 1996 г. Однако завершена она была еще раньше, в 1993-м, для не- состоявшегося монархического сборника. Составителям сборника важно было создать метаисторическую раму для объяснения использования свастики семьей императора Николая II, поэтому работа мыслилась как материал для дискуссии, связанной с его канонизацией.

Думаю, что поставленные цели, в меру наших скромных способностей, были достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы, появившиеся после публикации в «Волшебной Горе»1. Необходимость и своевременность книги неоднократно отмечалась нашими коллегами, которые, правда, сетовали на несогласованность между методом научного анализа и богословской системой аргументации. Поэтому, во 2-й редакции, получившей название «Свастика: священный символ» (М.: Белые альвы, 2001 — 2002), мы частично учли высказанную критику, но так и не смогли полностью отказаться от теологических рассуждений.

Дело в том, что проблемы, обсуждаемые в книге (к счастью или к сожалению), не столь абстрактны, но отражают подспудные течения в этнорелигиозном сознании. Боязнь свастики имеет социальные и психологические корни, изучение которых не следует сводить к пустой риторике. В то же время традиционно и религиозно-ориен- тированной частью общества свастика по-прежнему воспринимается как священный символ. Следовательно, причиной отторжения свастики является не ее мнимая дискредитация, а утрата культурной преемственности прошлого, которая наметилась задолго до Второй мировой войны. Устранить ее (хотя бы теоретически) — главная задача монографии, отсюда научно-популярный, а не просто научный или богословский, стиль изложения.

То, что символ свастики до сих пор обладает мощной организующей силой, доказывает сам процесс работы над этой книгой, объединивший людей самого разного происхождения и религиозных убеждений, которые вряд ли стали бы сотрудничать друг с другом при иных обстоятельствах.

Новое издание дополняют материалы, связанные с символизмом свастики в традиционной культуре народов России и бывшего СССР (глава «Народы свастики»), а также многочисленные исправления и вставки. Благодарю Л.Е. Болотина, А.В. Вовченко, Д.В. Воронцова, И.М. Денисову, Алеся Микуса (Беларусь), Ш.А. Нурпеисову (Казахстан), А. Рачева (Болгария), Л.А. Тульцеву, которые оказали существенную помощь в улучшении качества книги. Если вы располагаете информацией о традиционном использовании символа свастики, можете направить ее по адресу: khramina@mail.ru. Заранее признателен.

В ночь с 24 на 25 июля 1918 года войска Белой армии заняли Екатеринбург. А уже утром все офицеры, свободные от службы и боевых нарядов, потянулись к дому Ипатьева, где содержалась в заключении и 8 дней назад была расстреляна Царская семья. «Каждому хотелось повидать это последнее пристанище Августейшей Семьи... Каждый почувствовал, что здесь что-то произошло, что- то большое, мрачное и трагичное... Но что? Убили?.. Да, кровь здесь была. Не может быть, думал почти каждый. И зверству есть предел. И перебирая бесчисленное количество вещей домашнего обихода... никто не допускал, что зверство может и не иметь предела»3.

Раскрыли двери угловой комнаты верхнего этажа, служившей спальней государю императору, государыне императрице и наследнику цесаревичу. Четыре окна этой комнаты выходили на Вознесенскую площадь и Вознесенский переулок. Оглядывая разоренное помещение, офицеры заметили странный знак на левом косяке правого окна. Там рукою Александры Феодоровны был начерчен правильный четырехконечный крест с загнутыми в левую сторону концами и поставлена дата «17/30 Апреля 1918г.» — день приезда их величеств в Ипатьевский дом. Такой же знак, только без числа, был нарисован на обоях стены на высоте кровати, принадлежавшей, видимо, наследнику. Спустя еще три месяца в эту спальню попадет бывший воспитатель царевича Алексея Пьер Жильяр, который сделает ряд уникальных снимков, воспроизводящих таинственную веху крестного пути царственных мучеников...3

 

«ФАШИСТСКИЙ» ЗНАК?

Теперь-то каждый, подчас и не имеющий никакого образования, человек знает название этого знака — «свастика». Лондонская Times, рецензируя американский фильм «Николай и Александра», назвала Александру Феодоров! iy «фашиствующей Брун- гилъдой»4, а публикатор дневников царицы Тимоти Д. Сиргэй намеренно перевернул изображенную ею свастику так, чтобы она выглядела нацистской5.

На подобные проделки как-то даже неловко всерьез реагировать, но молчание — знак согласия. Табу на использование одного из древнейших символов человечества отменять никто не спешит. Население Европы и США связывает свастику прежде всего с Третьим рейхом и идеологией нацизма. Вот что писала по этому поводу в 1944 г. Большая советская энциклопедия: «Гитлер и немецкие фашисты сделали свастику своей эмблемой. С тех пор она стала символом варварства и человеконенавистничества, неразрывно связанных с фашизмом»6. Сходное резюме содержит и последнее издание БСЭ (т. 23. С. 31). Хотя такая категоричность свойственна лишь советским справочникам (в зарубежных энциклопедиях обычно уточняется, что свастика является религиозным символом для последователей индуизма, буддизма и ряда других религий), употребление свастики в США и Европе наталкивается на утвердившееся мнение о нежелательности присутствия этого знака.

С другой стороны, пятиконечная звезда, обагренная кровью десятков миллионов жертв коммунизма по всему миру, почти ни у кого не вызывает реакции отторжения. Даже в самые кровавые дни большевистской диктатуры пятиконечная звезда не сходила с флагов и рекламных проспектов. Странно, не правда ли?..

«Темная материя». По свидетельству Конрада Хайдена, биографа Адольфа Гитлера, символ свастики появился рядом с ним на первом публичном выступлении в 1921 году: «Новое красное знамя... с черной свастикой в белом диске было развернуто в первый раз. Эффект был столь ошеломляющим, что даже сам Гитлер был приятно удивлен. Свастика стала одним из самых действенных мистических орудий Гитлера... Неведомая сила исходила от загадочного знака»7. В 1923 г. на съезде нацистов будущий фюрер так объяснил значение партийного флага: белый круг на красном фоне — символ национальной чистоты и силы, черная свастика — призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями.

Это, конечно, весьма предвзятое толкование. Достаточно сказать, что в Средневековье свастика никогда не противопоставлялась шестиконечной звезде как якобы специфическому символу иудеев. На миниатюре к «Песнопениям Святой Марии» Альфонсо Сабейского свастика и две шестиконечных звезды изображены рядом с еврейским ростовщиком8. До Второй мировой войны свастичная мозаика украшала синагогу в Хартфорде (Коннектикут)9. Однако в ходе войны и еврейского геноцида нацисты добились своего; свастика стала восприниматься иудаизмом как символ скверный. Сразу после войны ее стали вырезать на пуримских трещотках. Этими приспособлениями ритуально заглушается голос кантора в синагоге, всякий раз, когда тот произносит имя злодея Амана при чтении Свитка Эстер10.

 

Циркулируют различные версии о мотивах использования свастики национал-социалистами11. В последнее время стало модным рассуждать об оккультной природе национал-социализма, о мрачном секрете или, того пуще, «веществе» (Dark Matter), скрывающемся за свастикой12. К началу XX в. свастика действительно играла важную роль в символике тайных обществ Германии, членом одного из которых в 1918г. стал Гитлер13. Вопрос, что двигает историю — воля Творца эволюция, прогресс, экономика или Dark Matter, — относится к сфере религиозных убеждений. В любом случае исследователь не имеет права игнорировать факты. А они свидетельствуют не в пользу «оккультной» версии. Интерес тайных обществ к свастике был не причиной ее популярности, а следствием.

В конце XIX в. археология пришла к выводу, что среди знаков благополучия и успеха свастика является древнейшим14. Национал- социалистической партии была необходима эмблема, с одной стороны, всем известная, с другой — «не засиженная» конкурентами, с третьей — вызывающая однозначно положительную реакцию и способная мобилизовать народ15. Гитлер и его сторонники исходили из объективной ситуации в области пропаганды. Свастика идеально соответствовала вышеназванным требованиям. Она была вполне тра- диционна для христианской Европы, но имела (как утверждали ученые) арийское (индоевропейское) происхождение. Это, разумеется, стало дополнительным плюсом в деле возбуждения у немцев расового инстинкта.

Love, Life, Luck, Light. Трудно вообразить, но когда свастика (Гитлер, кстати, избегал собственно арийско-санскритского Swastika, всегда называя ее Hakenkreuz) возникла на флаге национал-социалистов, это событие прошло незаметно в ряду других применений данного символа. Попробуем вернуться к началу 1920-х годов, когда вообще мало кто знал о существовании Адольфа. Вот он, «мир свастики», до Второй мировой войны...

Свастика издавна служила организующим мотивом на гербах европейских аристократов фон Тале из Брауншвейга (ecartele еп equerre de gueules et d’argent), Чемберлена (ок. 1394 г.) и других. Во французском языке геральдическая свастика именуется croix cramponnee, croix patte или croix crochet. Она чертится внутри квадрата со стороной в пять клеток на основе греческого или «георгиевского» креста, от которого отходят загнутые концы. Таким образом.

1Ш11ШППа11вППШИвИПШ1ШППШ1ШШШ11ШПНШ1ШП1Ш11Ш

из 25 клеток квадрата фигура Croix cramponnce занимает 1716. Франклин приводит два случая довоенного употребления символа: на кресте Angas of Fulmer Chase и на гербах Fatia (в последнем случае свастика имеет солярное значение, на что указывает выражение In splendour) 17. Крест «крампонэ» присутствует на гербе католического аббатства Lambach (1869) 18. Украшение щита в виде спиралевидной свастики норвежские геральдисты называют gyronny-arondee19. В «Энциклопедии знаков и символов» Джона Фоли среди геральдических видов креста приведены его свастикоподобные формы: «фрете», переплетенный, петлевой, «рагуле», волнистый20.

После получения Финляндией независимости, свастика (Нака Risti) вошла в государственную геральдику этой страны, как символ солнечных лучей. Желтая свастика внутри голубого равноконечного креста образует «крест свободы» в левом верхнем углу президентского флага (1920). Свастикой украшены почетные цепочки на государственных наградах21. В 1918—1945 гг. свастику использовали вооруженные силы Суоми (в том числе на танках и аэропланах). Когда шведский барон фон Розен подарил финской армии первый самолет, на обоих его крыльях были помещены свастики как знаки счастья22. ВВС Финляндии несли на крыльях Haka Risti вплоть до 1945 г., хотя страна не была союзником Германии23. В 1930-е свасти-

авввввввввваввт

ка украшала флаги Эстонии и Латвии, а до того была избрана Вильнюсской комиссией Лиги наций как символ мира24.

В феврале 1925 г. индейцы Куна изгнали со своей территории панамских жандармов, объявив о создании независимой республики Тула, на знамени которой трепетала свастика25. «Тула» переводится как «люди», самоназвание племени, а свастика являлась их древним символом.

В 1942 г. флаг был слегка изменен, чтобы не вызывать ассоциаций с Германией: на свастику одели носовое кольцо, «потому что каждый знает, что немцы не носят носовых колец». Впоследствии свастика Куна- Тулы вернулась к первоначальному варианту и до сих пор является символом независимости республики (см. «Flags of Aspirant Peoples» и др. справочники). Сейчас в Тулу входят три местных района, включая Comarca de San Bias, a.k.a. Kuna Yala26.

В 1897 г. свастика стала эмблемой Международной выставки изящных искусств, проходившией в Копенгагене. Благодаря Паулю Клее, свастика вошла в эмблему государственной школы дизайна «Бауха- ус». Вплоть до 1933-го (года прихода к власти нацистов) свастику в качестве личного герба использовал писатель Редьярд Киплинг. Для него она воплощала Силу, Красоту, Оригинальность и Озарение.

Поселок золотодобытчиков в пяти милях от Кирклэнд Лейк (Онтарио) носит название «Свастика». Соответствующий знак использовался там как символ удачи по крайней мере с 1904 г.27. В 1940 г. жители Свастики на городском собрании постановили не уступать название Гитлеру. Благодаря крепким демократическим

 

традициям Свастика осталась Свастикой28. Свастику часто печатал Э. Филлипс и другие производители почтовых открыток в Соединенных Штатах и Великобритании 1900—1910-х гг., называя его «крестом счастья», состоящим из «четырех L»: Light (света), Love (любви), Life (жизни) и Luck (удачи) 29. До конфронтации с гитлеровской Германией свастику нередко вышивали домохозяйки США и Канады30. Она входила в каталоги наиболее употребительных орнаментов (например, Hansen Type Foundry catalog) 31. Символом украшались ювелирные изделия (викторианская брошь 1911 г.), покерные фишки и карты U.S. Playing Card Company (Цинциннати, Огайо) и латунные пуговицы32.

Счастливый знак эксплуатировали производители табачных изделий и резиновых прокладок для баночного консервирования33. Его ставили на продуктовых упаковках и фруктовой таре, в частности,

калифорнийской (American Bisciut Comp, из Сан-Франциско)3'. На вкладышах от жевательной резинки свастика обозначала выигрыш (например, хот-дога). В 1925 г. знаменитая компания «Кока-кола» выпустила «счастливый» кармашек для часов в форме свастики с надписью: «Пейте Кока-кол^' в бутылках за 5 центов»35. 30.04.2003 г. ребе Яков Кермайер заявил агентству Associated Press, что игрушечные фигурки робота Robowaru, которые гонконгский филиал «Кока- колы» использовал в целях рекламы, несет символ, «представляющий массовое уничтожение шести миллионов евреев». Правда, Кер- майер заметил, что нацистская свастика (она ставится под углом в 45°, см. ниже) могла здесь появиться в результате ошибки, ибо прямостоящая свастика широко распространена в странах Азии36.

До середины 1930-х гг. свастика наносилась на донца пивных бутылок Carlsberg37 свастика до сих пор красуется на Elephant Gate в Копенгагене38. В кафе на East 7 Street Нью-Йорк Сити сохранились столы с мозаикой в виде свастик39.

Свастика с лилией в центре изображалась на «значках благодарности» у бойскаутов вплоть до 1940 г.40. Основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл объяснял, что она изображает схематическую карту Атлантиды с 4-мя реками, вытекающими из единого центра.

скаутов по всему свету»4

Для скаутов свастика являлась опознавательным знаком. «Каково бы ни было ее происхождение, — писал Баден-Пауэлл, — сейчас свастика представляет значок Содружества среди

Со времен Первой мировой войны и вплоть до 1939 г. оранжевая свастика была нашита на наплечные шевроны 45-й пехотной дивизии США. Ее четыре ноги соответствовали штатам, откуда набирались солдаты (Аризона, Колорадо, Нью Мехико и Юта)42. Свастика служила эмблемой как минимум трех спортивных обществ (например, с 1916 г. — женской хоккейной команды Эдмонтона)43. Ее использовали в костюмах цирковых артистов (аттракцион с лилипутами из цирка Барнума)44. Клуб девушек (Girl s Club) с 1914 по 1918 г. выпускал ежемесячник «Свастика»45. Когда девушки успешно справлялись со своими обязанностями по клубу, то они награждались подвеской в виде алмазной свастики. Девиз гласил: «Каждая девушка хочет иметь собственную свастику»46. Сохранилась фотография Жаклин Бувье, будущей жены американского президента Кен

неди, где она стоит в платье индианки со свастикой'

 

В 1995 г. произошел инцидент в Глендейле (Калифорния), когда небольшая группа фанатиков-антифашистов попыталась принудить городские власти заменить 930 (!) фонарных столбов, установленных между 1924 и 1926 гг.

Причина: чугунные постаменты опоясывает орнамент из 17 свастик. Местному Историческому обществу пришлось с документами на руках доказывать, что столбы, закупленные в свое время у Union Metal Company of Canton (Огайо), не имеют никакого отношения к нацистам, а следовательно, никак не могут оскорблять чьи-либо чувства. Свастич- ный дизайн был основан как на классическом искусстве, так и на местных традициях индейцев навахо, для которых свастика издавна служила благоприятным знаком. Кроме Глендейла подобные столбы в 1920-е годы были установлены в других местах округа (см. рапорт городского прокурора)48.

Свастиками орнаментировали металлические лестничные пролеты (в Лос-Анджеле- се)49, они до сих пор украшают ряд обще-

ственных и частных зданий Лас-Вегаса, Виннипега, других городов США и Канады50. Свастичные меандры вкраплены в мозаичный пол на Хастингс-стрит в Ванкувере3’. В 1905 г. Департаментом мелиорации США был построен мост Laguna Bridge (Юма), украшенный рельефами из прямоугольных свастик52. В 1929-м возведен отель «Свастика» с соответствующим знаком на крыше в Ратоне (штат Нью- Мехико). Хотя символика была продиктована местными американскими обычаями, в период войны отель был переименован в Yucca Hotel53.

В 1910-е Rocky Mountain & Pacific Railway Сотр. сделала свастику центром маршрутного логотипа54. Использование свастики на электрооборудовании было достаточно распространено. Шведская фирма по производству электромашин ASEA (известная сейчас как ABB, ASEA

Миланское отделение AS ЕЛ (шведской фирмы по выпуску электрооборудования)

ааввнтваиввавш

Brown Boveri) до Второй мировой имела на своем логотипе свастику55. По сведениям Сирье Палло (Эстонский Национальный музей), свастика до сих пор употребляется на некоторых картах для обозначения электростанций36.

Запретное слово, отверженный символ. Вернемся теперь в доперестроечный Советский Союз....Автор, уделивший свастике больше одного предтожения, постоянно оправдываясь, вынужден напоминать, что она использовалась задолго до Германского Рейха практически всеми народами мира. В то время как зарубежная литература, посвященная происхождению, бытованию и символическому значению свастики, насчитывает десятки монографий и сотни специальных статей57, советские авторы застенчиво уклоняются от обсуждения данной темы.

В научных публикациях (археологических, этнографических, искусствоведческих) свастика не называется своим именем, а завуалировано обозначается как «крест с загнутыми концами», «гаммар- ный знак». В систематизированных таблицах орнамента при публикации в изданиях Академии наук СССР изображение свастики вымарывается.

В художественных альбомах от нее вообще стараются избавиться. Так, в 1980-х гг. издательство «Художник РСФСР» готовило альбом «Русское народное искусство в собрании Государственного Русского Музея»38. На одной из «выкидок» (иллюстрации большого размера, сложенной гармошкой) был помещен олонецкий подвес, на котором среди орнаментальных мотивов встречались свастики. При изготовлении пробных отпечатков на типографии в ГДР немецкие исполнители обвели свастики на отпечатке и поставили знак вопроса. Напуганному издательству не оставалось иного выхода, как только заменить «вызывающую» иллюстрацию. Изданный альбом «крестов с загнутыми концами» на публикуемых произведениях народного творчества уже не имел.

Впервые за многие десятилетия в достаточном разнообразии русские народные вышивки, содержащие свастические знаки, были представлены Г.П. Дурасовым и другими авторами в альбоме «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке» (1990)59. Следует упомянуть также брошюру С.В. Жарниковой «Обрядовые функции северорусского женского народного костюма» (1991)60. Только с середины 1990-х изучение свастики получило относительную свободу. Впрочем, синхронно с этим ужесточились преследования за попытки использовать ее в общественно-политической сфере.

26.05.1999 г. Московская городская дума приняла закон «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории г. Москвы». 14 июля того же года аналогичный закон был утвержден в Московской областной думе, а 29.03.2000 г. — в Законодательном собрании С.-Петербурга. Нетрудно догадаться, что данные постановления направлены в первую очередь против свастики (в московском законодательстве это прописано черным по белому). Основанием для них выдвигается ст. 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг.»: «В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах». Расплывчатость формулировки Федерального закона («в любой форме») позволяет теперь московским властям привлекать к административной ответственности по самым нелепым основаниям. Если буквально руководствоваться этой статьей, то необходимо запретить все фильмы о Второй мировой войне, так как там присутствует свастика (на немецкой форме, знаменах, боевой технике и т.д.). Придется также привлечь к ответственности всех кинорежиссеров за «использование в любой форме нацистской символики». Чем дальше трагедия Второй мировой войны, тем ожесточенней и непримиримей отношение определенных кругов к свастике. Все это очень иррационально и потому тревожно.

Упомянутые законы еще можно было хоть как-то понять, если бы к ним прилагался перечень конкретных эмблем, употреблявшихся нацистами. Но российских законотворцев не интересуют подобные «досадные мелочи». Они измышляют все новые проекты, запрещающие использовать свастику в любой форме. Получается, что формально отторгаемый нацизм диктует всем остальным гражданам, какие символы использовать, а какие нет. Почему бы не запретить тогда полумесяц, ведь его уже давно используют террористы-мусульмане? Или красно-черную расцветку (анархисты, коммунисты-ради- калы)?...Как представляется, положительным примером здесь мог бы служить Евросоюз, в феврале 2005 г. отказавшийся ввести запрет на использование свастики, но последовательно ужесточающий уголовную ответственность за пропаганду расовой ненависти.

Отступление 1. Что является нацистской / фашистской символикой. Под определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика, стоящая на ребре в 45°, с концами, направленны-

ШШВИП§ШШШПШ1вЕ1аШШ1Й111П

ми в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 г., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Желательно также называть его не «свастика», a Hakenkreuz, как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90°61. Скорее всего, для антифашистов это новость, но далеко не всем людям, употребляющим свастику сегодня приятно, что ею называют нацистскую эмблему.

Главным символом фашизма по определению выступают фасции (от латинского fascis, пучок), которые Бенито Муссолини заимствовал из Древнего Рима. Фасции представляли собой прутья, связанные кожаным ремнем, со вложенным внутри дикторским топориком. Такие пучки ликторы (служители при высших магистратах и некоторых жрецах) несли перед сопровождаемым ими государственным лицом. Розги символизировали право наказания топор — казни. Внутри Рима топор удалялся, так как здесь высшей инстанцией для смертных приговоров был народ62. Когда Муссолини основал свое Итальянское националистическое движение в марте 1919 г., его знаменем стал триколор с дикторским топориком, символизировавшим единство военных ветеранов. Организация получила название «Фаши ди Комбаттименто» и послужила основой для создания в 1922 г. фашистской партии63. Следует помнить, что фасции являются распространенным декоративным элементом стиля классицизм, в котором построены многие здания XVIII — начала XIX в. (в том числе в Петербурге и Москве), поэтому их употребление в контексте этого стиля «фашистским» не является. Кроме того, фасции с топориками и фригийским колпаком стали символом Великой французской революции 1789 года.

В число нацистских символов можно включать специфические эмблемы СС, гестапо и других организаций, действовавших под эги-

дой Третьего рейха. Но элементы, состав ляющие эти эмблемы (руны, дубовые листья, венки и т.п.), не должнь быть запрещаемы сами по себе. Хорошим подспорьем здесь послужил бы перечень конкретных эмблем нацизма в прошлом и его наспедников сегодня.

Однако даже составление такого перечня не снимает проблемы. Радикальным ее решением стала бы полная легализация свастики, особенно в местах компактного проживания «белого» населения, где действуют расистские организации. Запретный плод сладок, и неонацизм лишился бы львиной доли своего сомнительного очарования, если бы свастика снова появилась на узорах, продуктовых этикетках, про мышленных товарах, транспорте, учреждениях, церквях и т.п.... без всякого намека на экстремизм, а лишь как декоративный элемент, торговая марка, государственный или религиозный символ. Настало время задуматься, с чем же борется общество: с экстремизмом или со свастикой?!

Свастикофобия. Последствия варварского отношения к свастике оказываются весьма плачевными для современной культуры российских народов. Известен факт, когда во время Второй мировой войны работниками Каргопольского краеведческого музея был уничтожен ряд уникальных вышивок, содержащих орнаментальный мотив свастики из-за боязни быть обвиненными в гитлеровской агитации. До наших дней в большинстве музеев (особенно периферийных) памятники искусства, имеющие свастику, не включаются в основную экспозицию. Тем самым по вине общественных и государственных институтов, поддерживающих «свастикофобию», пресекается многотысячелетняя культурная традиция.

Предвзятое отношение к свастике отрицательно влияет на употребление ее в традиционных сферах. Вышивальщицы Севера (не только русского) еще в 1990-е гг. использовали узоры со свастикой, но говорили о ней уже как о «немецком знаке» (А.И. Черемная из Пинежского района Архангельской области). Старообрядка-спасов-

|1тишиппави1впа11аш11я11а1аш111в11

ка А.Н. Путина (ок.1918+1990) из Саратова использовала в своих письмах свастику для обозначения «воинства Антихристова», наряду с пятиконечной звездой, аббревиатурой US и четырехконечным крестом. В сочинениях Путиной свастика обозначала, в частности, «Австрийскую» (Белокриницкую) церковь. Данный казус, конечно, стоит особняком; большинство староверов продолжают рассматривать свастику как положительный символ. «Символотворчество» Путиной берет начало в государственной пропаганде 1940—1970-х годов, приклеившей свастику на «образ врага»64.

До недавнего времени свастика была включена в шрифт Bookshelf Symbol 7 компании Microsoft, куда перекочевала из японского набора шрифтов. Однако в феврале 2004 г. ее изъяли из пакета Microsoft Office. Более того, компания предложила пользователям специальные утилиты для удаления символов.

Негласный запрет наложен на использование этого знака при выпуске товаров массового потребления (тканей, керамики, металлических, деревянных изделий и т.д.). И это при том, что, по мнению дизайнеров, свастика является одним из наиболее распространенных вариантов креста, интенсивно использующимся элементом декора. Однонаправленное движение лопастей, которому соответствует свастика в механике, свойственно громадному числу вращающихся агрегатов. Промышленный дизайнер Генри Дрейфус предостерегает: «Тот факт, что позорные фанатики поместили свастику на свой боевой стяг — скверное оправдание тому, чтобы игнорировать историческое значение этого символа»65. Не иначе как из опасения перед грядущими запретами, архитектор XIII в. Виллар д’Оннекур настойчиво упот-

ребляет схему свастики, демонстрируя закономерности симметрии в системе пропорций, привязанной к движениям человека66.

В 1997 г. Национальная ассоциация мануфактур и экспортеров испанской мебели ANIEME предложила конкурсный проект на моделирование оригинальной ножки для стола. Лишь один из его титулованных участников, Алессандро Мендини, большой «радикал», отважился использовать в своем произведении свастику и то лишь как предмет эпатажа: «...я решил сделать ножку микроархитектур- ным элементом с помощью переноса символа столь же элегантного, сколь драматичного, который я заключил в объем и трактую с иронией», — признался он. «Этот символ — коловорот ужаса и смерти, знак, погруженный в пустоту забвения под давлением миллионноголосого “вето” утрат и боли, — указывает дизайнерский журнал Salon interior. — Исполненный в жизнеутверждающих красно-желто-зеленых тонах, он выглядит даже дружелюбно, и только силуэт, узнаваемый в срезе, останавливает взгляд: “Свастика?! не может быть! ” Но говорят, все проходит — может быть и это пройдет?»67.

Видимо, не скоро — в каталоге типичных композиций для росписи по батику, выпущенном для англоязычного читателя, свастика встречается только один раз68, хотя на самом деле этот мотив гораздо популярнее.

Самая комфортабельная поза для сна у человека напоминает свастику, почему и получила соответствующее наименование. В ней человек лежит на животе, одна рука вытянута над головой, а одна из ног согнута в колене. Так достигается необходимая для восстановления сил организма релаксация. Хотя большинство реклам матрасов изображают людей, спящих именно в этой позе, «свастика» довольно редка в реальной практике69. Вероятно, антифашистский призыв «люди, будьте бдительны!» распространился и на постельные позы. Факт, что «свастика «столь редка...», — это еще одно важное свидетельство того, что позы, выбираемые нами для сна, диктуются не столько физическим комфор-

том, сколько отражают наш личный образ жизни», — пишет д-р Самюэль Данкелл, президент Американского общества феноменологической психиатрии.

Слава Всевышнему, общественные пристрастия еще не настолько сильны, чтобы кардинально изменить строение человека. Если взглянуть на естественное «завихрение волос» головы (vortices pilorum) вокруг «спокойной точки», то будет видна спиралевидная свастика, закрученная по часовой стрелке. Подобные феномены встречаются повсюду в животном и растительном мирах (ср. распределение волокон в поперечном разрезе плода ананаса70).

У многих людей знак свастики находится на ладони между большим и указательным пальцами. Хирологи утверждают, что он отражает святость, служение высоким идеалам, счастье. Если свастика встречается в нижней части ладони в «зоне Меркурия», под мизин-

цем, она несет богатство (при этом руки должны быть рельефными, пальцы — прямыми, кожа — тонкой и нежной). Чем выше знак взбирается по руке, тем в большей степени его владелец освобождается от материальных привязанностей, а образование свастики на пальцах отражает усиление аскетизма в характере71.

Ничего не зная о свастике (и не подозревая в ней криминала), ее часто рисуют дети: «она сама появляется из-под руки маленького рисовальщика, никогда и не видавшего ее раньше, когда, желая выразить быстроту и стремительность.., ребенок преобразует в свастику простой квадрат»72. К сожалению, детская «дружба» со свастикой столь же скоротечна. Всегда найдется бдительный доброхот, который устыдит ребенка, поведав ему о жутком «человеконенавистничестве» этого символа. Только вот что считать человеконенавистничеством: здоровый интерес к законам вселенной, истории, религии или маниакальные страхи военного поколения? Социальные психологи Т.Н. Самсонова и Н.В. Карпова отмечают тревожный феномен: с 9-летнего возраста у российских детей появляется охлаждение интереса к символам, которое усиливается вплоть до 12-летнего возраста73. Ученые никак не объясняют этого обстоите тьства Скорее всего, оно связано с разочарованием в адекватном объяснении симвотаки, которого дети ожидают от взрослых. Ребята инстинктивно чувствуют, что символы значат гораздо больше, чем могут рассказать им родите чи или учителя. А когда они наталкиваются на противоестественные запреты, доверие к миру взрослых резко падает. Не желая вступать в конфликт, дети подсознательно обходят эту сферу, пока в них не начинает проявляться подростковая оппозиционность к нездоровому обществу, которая часто остается на всю жизнь.

Печальным случаем «свастикофобии» является регулярная (с 1995 г.) вырубка лиственниц в государственном секторе леса под Зерниковым (в 60 милях к северу от Берлина). Посаженные в 1938 г. местным предпринимателем, лиственницы каждую осень образовывали желтую свастику из хвои посреди вечнозеленых сосен. Свастику из 57 лиственниц площадью в 360 м2 можно было заметить только с воздуха. Посте воссоединения Германии вопрос о вырубке встал в 1992 г., а первые деревья уничтожили в 1995-м. По данным Ассоши- эйтед Пресс и Рейтер, к 2000 году было вырублено 25 лиственниц из 57, но власти и общественность проявляют беспокойство, что символ можно еще по-прежнему видеть. Дело и впрямь нешуточное: из оставшихся корней ползут молодые побеги74... Жалость тут вызывают, прежде всего, люди, чье «покаяние» плавно перешло в психоз.

Конечно, подобная установка присуща в основном немцам, которым, благодаря действующему законодательству, опасно наклеивать свастику даже на авиамодели времен Второй мировой войны75. Статья 86 уголовного кодекса ФРГ (STGB) запрещает все формы флагов, знаков, частей униформы, лозунгов и форм приветствия, употреблявшихся в национал-социалистических организациях76.

Уровень, на котором о свастике рассуждают журналисты, характеризует небольшая книга Стивена Хиллера «Свастика: символ вне искупления?» (2000). В главе об истории свастики Хиллер главным образом опирается на работу соотечественника 1894 г., игнорируя более чем вековой пласт позднейших исследований. Что не мешает рецензентам, часть которых входит в профессуру известных вузов США, давать его книге самые лестные отзывы. Приводя изображения археологических памятников кобанской культуры, кипрской вазописи, пиренейских алтарей, Хиллер повсюду ставит «дата неизвестна», хотя в современной научной литературе эти памятники получили вполне определенную временную привязку. В то же время все нацистские и антинацистские плакаты автор скрупулезно датирует. У читателя поневоле создается впечатление легендарности донацистского прошлого свастики. Из российского материала по свастике арт-директор «Нью-Йорк тайме» выбрал лишь эмблему РНЕ и антисемитские листовки 1991 г. Впрочем, это вообще устойчивая тенденция для зарубежной свастикологии. Этнографические и археологические изображения свастики на территории СССР —России иностранным ученым мало знакомы.

Границы свастикофобии. Вне Германии, где название/ начертание свастики не связано с нацистской символикой, она по-прежнему (хотя и не столь широко, как до войны) продолжает использоваться как логотип и торговая марка: Swastika series в составе National Cooperative Soil Survey U.S.A., Swastika Enterprises в Индии и др.77. Этим именем нередко называют туристические туры в страны Юго-Восточной Азии. Свастика в числе астамангала (см. III гл.) появилась 9 декабря 2000 г. на реверсе юбилейной монеты достоинством в 1000 рупий, посвященной 50-летию Шри-Ланкийского Центрального банка78. Более 60-ти лет в Сингапуре действует The Red Swastika Charity Foundation со множеством дочерних учреждений, в том числе школ79.

В религиеведении эмблема свастики закреплена преимущественно за буддизмом80, так же как ■ fi’ (крест) — за христианством, С* (полумесяц) — за исламом, Ф (шестиконечная звезда) — за иудаизмом, (знак АУМ) — за индуизмом и т.д. Однако ее значение сейчас гораздо шире.

Свастика не менее популярна в индуизме и боне, а на официальном флаге джайнской религии она с 1975 г. сменила эмблему

Loka-Akasa81 (см. подробнее III гл.) В марте 1998 г, под давлением местной джайнской общественности (в лице Пракаша Моди, подавшего жалобу в Совет по делам печати штата Онтарио) канадская газета «Toronto Star» вынуждена была признать, что оскорбила религиозные чувства верующих, некорректно использовав свастику на антинацистской карикатуре. Газета обязалась впредь сопровождать изображение нацистской свастики соответствующей подписью82.

ввиапшвниввЕВВят

Одна центральная свастика в окружении четырех периферийных и четырех тай-чи (символа инь-ян) является ныне эмблемой «колеса закона» в китайском религиозном движении Фалунь Дафа (см. II гл.)83.

Несмотря на идеологическое давление, начавшееся в 1940-е годы84 свастика продолжает традиционно использоваться в религиозных обрядах индейцев Северной и Центральной Америки.

СВАСТИКА СНАРУЖИ

имметрия свастики. Обычно свастикой считают крест, лучи которого согнуты под прямым углом в одном направлении85. Однако рассмотрение свастики только как разновидности креста исключает целый ряд фигур, которые по сути являются свастическими. Археологи, этнологи, искусствоведы на практике вынуждены постоянно отступать от приведенного выше определения, если желают понять смысл символа в контексте изобразительной традиции. Под определение свастики как креста явно не подпадают 3-, 5-, 6- и им подобные

n-конечные свастики, которые вместе с «классической» 4-конечной свастикой часто являются вариациями одной и той же идеи вращения.

В чем же суть свастики как геометрической фигуры? Удобнее подойти к ней со стороны симметрии. В теории симметрии свастика

авввтввваавтш

принадлежит к фигурам с полярной плоскостью, точнее — к односторонним розеткам. Фшуры этого класса обладают так называемой особенной точкой, т.е. точкой, не имеющей в фигуре себе эквивалентных. Поскольку симметричная фигура получается за счет движения, которое в геометрии называют преобразованием, особенная точка остается единственной и инвариантной относительно всех преобразований фигуры. В отличие от других классов симметричных фигур — бордюра и сетки и даже розеток, обладающих зеркальной плоскостью, — свастика обладает лишь одним признаком симметрии — поворотной осью (ею выступает особенная точка). Вокруг последней происходит вращение фи1уры. Свастика образуется за счет поворота ее равного элемента (угла, крюка и т.п.) вокруг оси, которая расположена перпендикулярно плоскости вращения. При обороте на 360° равный элемент может совмещаться с собой на плоскости от одного до бесконечного числа раз. Число совмещений при полном обороте называется порядком оси86. Например, в свастике с двумя концами (волюте) порядок оси 2, с четырьмя — 4 и т.д.

Исходя из центральной точки, лучи свастики могут не только загибаться под любым углом, но п плавно виться, даже ветвиться в зави-

симости от смысла, заложенного в символе, и предназначения той вещи, на которой он запечатлен. Иногда трудно провести грань между собственно свастикой и так называемыми солярными символами.

Однако и это можно сделать, если сопоставить свастику с ведущим солярным символом — звездой, относящейся к розеткам с симметричной (а не только полярной) плоскостью. Равный элемент звезды симметричен относительно себя самого (в нем можно обнаружить собственную ось), в то время как элементы свастики симметричны лишь относительно друг друга в составе целой розетки. Даже если в звезде «исчезнет» поворотная ось и как целая фигура она разрушится, симметрия все равно сохранится в ее отдельных равных элементах. Но если «распадется» свастика, то ее части потеряют всякое подобие симметрии (в рамках розетки, конечно).

Если с одной стороны определение свастики ограничивает звезда, то с другой — спираль. Спираль вообще не является симметричной фигурой. Она образована движением кривой из центра, но ее центр не есть поворотная ось симметрии. Спираль не имеет равных элементов (иначе она превращается в свастику, сохраняя лишь видимость спирали[1]), совмещающихся с собой относительно особенной точки, поскольку в ней никогда не происходит полного оборота на 360°.

Основное внимание в книге уделено свастике как розетке. Хотя по мере необходимости будут привлекаться и бордюры из свастик (например, свастичный меандр), и сетки (например, мезинский сва- стико-меандровый орнамент, см. III гл.).

Вокруг свастики. Споры о происхождении и смысле свастики не затихают с середины прошлого столетия. На это в первую очередь повлияло бурное развитие археологии, когда свастика была обнаружена на всех обитаемых материках, причем разнообразие ее видоизменений не мешало существованию сходных вариаций, далеко отстоящих друг от друга в географическом пространстве и на шкале времени. Средний и Ближний Восток, Центральная, Северная и Южная Европа, Средняя Азия и Дальний Восток, обе Америки, Полинезия, Африка... — поистине свастика является планетарным символом. В отличие от других примитивных знаков, которые могли возникать независимо друг от друга в разных частях света и в разные эпохи, свастику стали считать первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу87.

Самые ранние находки ее классического (четырехконечного) типа относятся к IV тысячелетию до н.э., а новейшие продолжают существовать в повседневном быту многих народов Востока. Название «свастика» ввел не позже 1852 г. Эжен Бурнуф88. До того она называлась Fylfot, tetraskelion («четвероногим»), triskelion («трехногим»), гамматическим крестом или гаммадионом (так как представляла соединение четырех греческих букв Г, «гамма»). Сведения о свастике как о христианском символе и варианте креста были напечатаны ученым-иезуитом аббатом М. Мартиньи в знаменитом «Словаре христианских древностей»

(1865) 89. Аббат Мартиньи обобщил появившиеся ранее труды Джан- баттиста де Росси и других специалистов в области христианских древностей (в основном — катакомб Рима и Неаполя).

Другой католический историк, Fr. Augustini Antonii Georgii, полагал, что встречающаяся в Тибете свастика символизировала Бога, распятого за род человеческий90. Более взвешенные суждения о свастике содержатся в монографии «Знак креста до Христианства»

(1866) Габриэля де Мортилье91, а развернутое объяснение ее религиозного смысла было представлено Эмилем Бурнуфом (1872)92. Одним из первых посвятил свастике специальное исследование директор Нумизматического музея в Копенгагене Людвиг Мюллер (1877), увидевший в ней эмблему вечного кругового движения93. Ср. также более раннюю работу Л. Мюллера «Кольцеобразные, крестообразные и крылатые символы в религиях народов мира»94.

Последовавшие работы Э. Томаса (1880)95, Л. де Милю (1882)96, X. Гайдоз (1884)97, Г. Дюмутье (1885)98, Роберта Филипса Грэга (1885)99 и графа Гобле д’Альвьелы (1889)100 закрепили древнеиндийские письменные и материальные памятники, дожившую до нас индуистскую обрядовость в качестве основного источника по истолкованию символа свастики. Отталкиваясь от них, большинство ученых рассматривали бытование свастики в культурах древней Европы, Нового Света и прежде всего — народов Азии101. См. также работы этого периода Е. Pincott, Percy-Gardener, М. Man, J. Morgan. К моменту выхода обобщающего труда Томаса Уилсона «Свастика: самый ранний известный символ и его перемещения»102 число публикаций на тему достигло 114.

Фундаментальная монография Т. Уилсона была представлена в 1894 г. как доклад Национальному музею Соединенных Штатов. В этот период изучали почти исключительно религиозный смысл свастики.

ВШНВВВШПаОЯИШЕИШШДВНЯЙПВ

Будучи куратором отдела доисторической антропологии Музея, Уилсон постарался выявить наиболее доказательные теории, сложив из них непротиворечивую мозаику103. Однако пестрота оказалась неизбежной. Являясь одним из 385 вариаций креста, известных по орнаментике и геральдике, свастику идентифицировали как знак Зевса, Ваала, Агни, Индры, Брамы, Вишну, Шивы и Юпитера-Громовержца, Афины, Артемиды и других богов. Большинство исследователей конца XIX века сошлись во мнении, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским) символом, обозначавшим солнце, небо, свет, свечение зигзагообразной молнии, воду; она также была эмблемой Великого Бога, Создателя и Правителя Вселенной; позже она получила значения, связанные с культами Будды и Христа.

Санскритское восклицание «свасти!» переводится, в частности, как «благо!» и по сей день звучит в ритуалах индуизма, обрамляя произнесение священного слога АУМ («АУМ Свасти!»). Анализируя слово «свастика», Густав Дюмутье раскладывал его на три слога: su-auti-ka. Su — корень, обозначающий «добро», «благо», превосходную степень или suridas, «преуспеяние». Auti — форма третьего лица единственного числа в изъявительном наклонении настоящего времени от глагола as «быть» (= латинскому sum). Ка — субстантивный суффикс104. Санскритское название suastika, писал Фридрих Макс Мюллер Генриху Шлиману, приближается к греческому eveotike /

EVECTTI («ВОЗМОЖНО», «МОЖНО», «ПОЗВОЛвНО»; ОТ EVEipi).

Существует англо саксонское название знака свастики Fylfot, которое Р.Ф. Грэг производил от fower fot, four-footed, т.е. «четверо» или «многоногий»105. Само слово Fylfot скандинавского происхождения и состоит из старонорвежского fiel, эквивалента англо-саксонского fela, немецкого viel («много») и fotr, foot («нога»), т.е. «многоножная» фигура. Однако в научной литературе и Fylfot, и упоминавшиеся выше «тетраскелис», и гамматический крест, и ошибочно отождествлявшийся со свастикой «молот Тора» (Мьелльнир) были постепенно вытеснены санскритским названием106.

По М. Мюллеру, правосторонний гамматический крест (suastika) является знаком света, жизни, святости и благополучия, который соответствует в природе весеннему, прибывающему солнцу. Левосторонний знак, suavastika, напротив, выражает тьму, гибель, зло и разрушение; он соответствует убывающему, осеннему светилу107. Подобную цепь рассуждений находим у индолога Чарльза Бирдвуда. Suastika — солнце дневное, активное состояние, день, лето, свет, жизнь и слава; эта

вшвдввншнншдшвпашви

совокупность понятий выражается санскритским pradakshina, проявляется через мужское начало, покровительствуемое богом Ганешей. Suavastika — также солнце, но подземное или ночное, пассивное состояние, зима, тьма, смерть и безвестность; ему соответствует санскритское prasavya, женское начало и богиня Кали108. В годовом солнечном цикле левосторонняя свастика является символом летнего солнцеворота, с которого начинается убывание дневного света, а правосторонняя — зимнего, от которого день набирает силу109.

Существует большая неопределенность между обозначением и смыслом право- и левосторонней свастики даже в одной Индии, не говоря о других регионах планеты. Тем более не следует переносить противоположность между двумя видами знака в сферу этики. Именно этим грешат сочинения оккультных авторов, без устали вещающих о «пагубном» и «благотворном» направлениях свастики. Зло приносит якобы та, которую М. Мюллер называл suavastika, а добро — suastika. Характерно, что приняв гипотезу о кардинальном различии двух типов свастики (в котором усомнились уже Дэниел Г. Бринтон и Т. Уилсон)110, подобные авторы путают правое и левое направления. Мюллеровскую suavastika называют «свастикой», а suastika — «суавастикой» или «совастикайей».

Большинство исследователей (первым из которых был Р.Ф. Грэг), правда, сомневаются, что право- и левосторонние виды свастики следует именовать по-разному. «Санскритское слово свастика есть единственное, применяемое во всех случаях для обозначения этого символа, — подытожил эти сомнения Рене Генон, термин же са- увастика, которым иногда стремятся обозначить одну из таких форм с тем, чтобы отличить ее от другой (и последняя в этом случае одна выступала бы как подлинная свастика)? в действительности есть лишь прилагательное, производное от свастики и обозначающее то, что относится к этому символу или его значениям»111. Основные традиции человечества (индуизм, буддизм, христианство, ислам и др.) содержат как право-, так и левостороннюю свастику, которые оцениваются не по шкале «добро —зло», а как две стороны единого процесса. Так, «разрушение» не есть для восточной метафизики «зло» в дуалистическом толковании, а только обратная сторона созидания, и т.д.

пвяшашвРпнившиандЕМйиия

Другой крайностью (проявляющейся уже не в псевдомистичес- кой, а в академической среде) является полное игнорирование различия между направлениями движения свастики, из-за чего теряется смысл целого ряда традиционных композиций.

В данной работе выделено два основных вида символа — с концами, загнутыми против солнца, справа налево, и слева направо, по солнцу. Первая свастика в дальнейшем называется свертывающейся (центростремительной или собирающей), вторая — развертывающейся (центробежной или сеющей).

Солярное истолкование свастики возобладало. Граф Гобле д’Альвь- ела и другие доказали родственность брахманических ритуалов Индии, сопровождающихся круговыми, вращательными движениями участников, с аналогичными обрядами кельтов. Индуистский культ стал рассматриваться большинством специалистов как основа для интерпретации символа. Спектр гипотез, впрочем, и по сей день остается широким. Полагают, что свастика это: текущая вода (J.B. Waring), воздух или божество воздуха (R.P. Greg), пламя или возгорание (Emile Burnouf), молния (W. Schwartz), женский пол (George Birdwood), соединение двух полов (J. Hoffman), монограмма среднеиндийского языка пали (Gal Cunningham), объединение 4-х каст Индии (Fred. Pincott), «аргонавт» или осьминог (ср. греч. поАгшош, многоногий: см. у Frederic Houssage), летящие журавли (Karl von der Steinen), первоначальное божество индоевропейцев (М. de Zmigrodzki) и, наконец, согласное с большинством, — солнце в круговом движении (Max Muller, Ludwig Muller, Percy Gardner, Edw.B. Thomas, Henri Gaidoz, Goblet d’Alviella)112. В стремлении дать знаку исчерпывающее объяснение возникали целые школы. Писали о том, что свастика отображает собой луну, годовое вращение созвездия Большой Медведицы, страны света, вечность, богов — Зевса, Ваала, семь божеств Индии (среди них — Агни, Инд- ру, Вишну и Ганешу).

IBBBBMlBlBBBBBIiaitoaiiail

Большинство толкований можно разделить на две половины: одни специалисты обращают внимание на концы свастики и связанную с ними цикличность (здесь видят знак смены сезонов и земледелия), другие — концентрируются на центре, усматривая в нем первоприн- цип (д-р Колли Марч один из первых предположил, что свастика обозначает вращение вокруг небесной оси)113. Эти точки зрения взаимно дополняют друг друга.

Еще Эмиль Бурнуф заметил, что свастика напоминает инструмент arani[2], о котором говорится в Ведах. Арани употребляется для разжигания священного огня Агни перед жертвенником и состоит из двух брусьев, положенных крест-накрест. Загнутые концы крепили четырьмя гвоздями, а в том месте, где брусья пересекались, делали в земле углубление и ставили туда вертикально третий брус в форме копья (pramantha). Вертя последний, производили трение, вследствие чего вспыхивал огонь114. Ф.М- Иевлев упоминает об устройстве, состоящем из веревочки, скрученной из конопли, и коровьей шерсти, обвитой вокруг верхнего конца деревянного стержня. С помощью веревки палочку быстро вращают. Основание, где находится дырка, также крестообразное, причем наружные концы планок, изогнутые под прямым углом, крепятся четырьмя бронзовыми гвоздями так, чтобы они не могли уклониться ни в ту, ни в другую сторону115. Бурнуф считал, что свастика из палочек символизировала женский принцип, а вертикальная прамата — мужской. Их трение иллюстрировало миф о рождении огня. Эта теория вызвала оживленную дискуссию116, в итоге которой выяснилось, что устройства, с помощью которых добывают священный огонь, не связаны со свастикой функционально, следовательно, их форма символизировала не сам огонь, но некий принцип, из которого тот возникает (см. ниже Ш гл.).

Тем не менее связь свастики со стихией, необходимой для брах- манического священнодействия, существенно продвинула изучение символа в XIX веке. Многие ведические эпитеты священного огня близки к «свастике» по звучанию и смыслу: svane — ловкий, проворный; svanika — прекрасноликий; svarvid — доставляющий свет; svavas — доставляющий благую помощь; sva^va — имеющий прекрасных коней и т.д.117. Подтверждением этой теории считали и то, что гамматический крест был главным знаком на урнах, заключавших останки тел после кремации. Свастика изображена на погребальных вазах этрусков из Кьюзи (Poggio Renzo), Цере и др." к. На могильной вазе из Монтескудайо, где хранился пепел умершего, гамматический меандр (см. Отступление 4) обозначает связь телесного состава с четырьми стихиями, их происхождение и смыкание в центральной точке творения. Ставилась свастика и на могильных урнах славянского племени фракийцев’19.

Многие рассматривают свастику как символ плодоношення. Иоган, князь Левенштейн (Loewenstein), писал, например, в 1941 г.: «Свастика, которая с древнейших времен так часто ассоциируется с женщиной.., должна означать символ плодородия». Доказательством тому, по его мнению, служит присутствие знака на женских лицевых урнах из Трои (ок. 3000г. до н.э.) и на предметах женского обихода — веретенцах, пряслицах, других ткацких принадлежностях120.

Существуют и попытки астрономической интерпретации. Одна из первых принадлежала антропологу Зелие Магдалене Наттол (1857— 1933), признанному авторитету в археологии Мезоамерики121.

В 1890-е гг. З.М. Наттол посетила Россию и была принята Императорским Московским археологическим обществом122. Она выдвинула теорию, основанную преимущественно на идеях, которые естественным путем возникали в мозгу древнейшего человека. Личность, созерцающая годовое обращение Большой Медведицы вокруг неподвижной Полярной Звезды и сосредотачивающаяся на ее виде в четырех равноудаленных позициях, будет, по Наттол, воспроизводить в сознании форму свастики.

Этот процесс иллюстрировал ее собственный эксперимент: «В какой-то миг умственного созерцания я восприняла четверичный образ целого созвездия, выделявшегося мерцающим сиянием из густой темноты холодного неба... Оно походило на симметричную свастику гигантских размеров... Я отошла от своего окна в ту памятную ночь с растущим сознанием глубокого и сильного воздействия, которое могло оказывать на первобытного человека естественное длительное наблюдение Поляриса и околополярных созвездий»123.

В археоастрономии есть несколько версий на сей счет. Рассматривается как сезонное положение созвездия Малая Медведица (Ursa Minor) относительно Небесного полюса в IV тысячелетии до н.э.’24, так и суточное вращение М. Медведицы вокруг Полярной звезды (часть которого не доступна дневному наблюдателю)125.

ПаНШПИШПШПаЯШШПВППДЯШПзППаИДПВ!!!

При всей привлекательности подобные толкования остаются неубедительными из-за отсутствия четкой связи между формой свастики и ее предполагаемым символическим значением. Исследователям, как правило, малоинтересны подробности каждого отдельного изображения. Они склонны закрывать глаза, в угоду далеко идущим обобщениям, на малые и большие различия не только между близк

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Матеріали для самоконтролю. | Стержень ракетки подающего, в момент удара по волану, должен иметь наклон вниз;




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.