Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парфянское царство

Парфиядревнее государство, расположенное на землях к югу и юго-востоку от Каспийского моря (территория современного Туркменистана). С VI века до н.э. и до завоевания земель Александром Македонским числилась одной из провинций Персидского царства. После смерти Александра, Парфия вошла в состав государства Селевкидов, где и оставалась до 250 г. до н.э.

В тот год сакское кочевое племя дахов (парнов) во главе с Аршаком – родоначальником династии Аршакидов вторглось в пределы Селевкидского царства, захватили Парфию, а затем и соседнюю Гирканию.

Тогда же парфяне, объявив себя прямыми потомками персидских царей, подняли восстание под предводительством Аршака, которое и привело к свержению власти селевкидов и образованию независимого государства.

Территориально, страна была разделена на несколько небольших вассальных провинций, правители которых признавали, парфянского монарха «Царем царей»- шахиншахом и платили подати, являвшиеся основой экономики в царскую казну. Однако власть монарха была ограничена советом родовой знати и жрецами.
Единой религии в государстве не существовало, так в восточных областях страны господствовал зороастризм, в Маргиане распространился буддизм, а западные сатрапии исповедовали как греческие и вавилонские старые культы, так и синкретические учения, предшествовавшие манихейству. К концу парфянской эпохи по территории страны распространилось христианство.

 

Эфталитское царство (V — VI вв.). На рубеже IV и V вв. кочевые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разрушили ос­татки рабовладельческого Кушанского государства. Эфталиты созда­ли в Средней Азии сильную кочевую державу. Накануне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще господствовал первобытнооб­щинный строй. Процесс становления классового общества у эфтали­тов значительно ускорился после завоевания ими Средней Азии. Од­нако разложение первобытнообщинного строя привело эфталитов не к рабовладельческому, а к феодальному пути развития. Тюркский каганат (VI — VII вв.). Во второй половине VI в. эфталиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную часть Средней Азии. Государственные образования на территории Сред­ней Азии, находясь под верховной властью Западнотюркского кага­ната, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных владений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть Тюркского ка­ганата пала в связи с нашествием арабских завоевателей. Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII — IX вв.). В пер­вой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоеватели захватили большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жи­телей, разрушили многие культурные ценности. Наместники Хали­фата стремились всеми способами укрепить власть арабов в Средней Азии. С помощью силы насаждалась новая религия — ислам. Вместе с исламом распространялось мусульманское право — шариат. Были введены многочисленные налоги и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины урожая, подушная подать (джизья) и др. При­теснения арабских правителей вызывали протест народных масс, ко­торый жестоко подавлялся арабскими войсками. В период владычества Халифата в Средней Азии шел процесс даль­нейшего развития феодальных отношений. Арабские завоеватели ши­роко практиковали захват земли у местного населения. Земельный фонд принадлежал государству, а также знатным арабским семьям. Среднеазиатские землевладельцы — дехкане, подчинившиеся власти халифа, сохраняли свои привилегии. Свободные же земледельцы по­падали во все большую феодальную зависимость. Особое значение придавали арабские феодалы исламизации на­селения. Лица, принявшие ислам, в отдельные периоды освобожда­лись от налогов. Исламизация трудящегося населения Средней Азии происходила в длительной, упорной борьбе.

 

Государство Саманидов (IX-Х вв. ).После падения власти арабских завоевателей в IX в. местная династия Саманидов, использовав борьбу народных масс против арабских властей, объединила значительную часть среднеазиатских земель, образовав государство Саманидов.

Крестьяне, не имея своей земли, становились издольщиками — арендаторами феодальных земельных владений. Крупная феодальная знать дробила свои земли на мелкие участки и сдавала их на кабальных условиях земледельцам.

Кабальные условия издольной аренды, большие налоги, различные повинности (постройка, починка дорог и мостов, проведение и очистка ирригационных с

ооружений и др.) приводили к обнищанию крестьянства. Хотя мусульманское право отрицало крепостничество, тем не менее крепостнические отношения в различных завуалированных формах существовали в Средней Азии, что вызывало ожесточенную борьбу против эксплуататоров.

Государственный строй. Верховная власть в государстве Саманидов принадлежала эмиру. Он осуществлял ее через центральные и местные органы управления. При Саманидах государственный аппарат делился на царский двор (даргох) и центральные органы управления (диваны).

Самым важным органом центрального управления, контролировавшим все административные, политические и хозяйственные учреждения государства, являлся диван везира, т.е. главы правительства, ответственного за управление перед эмиром.

Вторым по значению органом управления был финансовый диван, ведавший всеми финансовыми делами государства. Специальные диваны ведали дипломатическими сношениями с другими государствами.

Специальный диван — мухтасиб — наблюдал за рынком, весами, продажей товаров крестьянами и ремесленниками. Постепенно чиновники этого дивана стали осуществлять надзор за нравственностью населения, посещением мечетей, соблюдением религиозных обрядов.

Существовали диваны государственных земель, судейский и вакуфный (ведающий церковными землями). Судейский диван возглавлялся главным судьей — казием.

В государстве Саманидов важная роль принадлежала мусульманскому духовенству, в особенности его главе, впоследствии князю ислама, который был видным деятелем при эмире.

В конце X в. ослабленное внутренними распрями Саманид-ское государство рухнуло под ударами Караханидов и прекратило свое существование.

В середине X в. в Жетысу и восточном Туркестане было создано Караханидское государство. Основателем Караханидского государства был Сатук Богра-хан. Столицей государства становится город Баласагун. Верховная власть в Караханидском государстве находилась в руках кагана, власть которого переходила по наследству. Земельный надел, который был пожалован каганом, икта, владельца икты называли иктадар. Иктадары, о бязаны были проходить у кагана воинскую службу и собирать налоги с населения. У Караханидов земельные наделы, выделенные священнослужителям и религиозным учреждениям, назывались -вакф. Вакфные земельные наделы налогами не облагались. В 960 г. Муса каган с целью укрепления своей власти объявляет государственной религией ислам. Таким образом, на территории Казахстана ислам впервые объявляется государственной религией в Караханидском государстве. В 999 году государство Караханидов в результате успешных походов захватили столицу Саманидов-город Бухару и полностью подчинили себе территорию Маверанахра. Таким образом, в XI-XII вв. государство Караханидов включало в себя территорию Маверанахра и Жетысу и состояло из двух владений. В территорию Восточного ханства входили Жетысу и Восточный Туркестан со столицей город Орда, близ Баласагуна. Западное ханство включала в себя территорию Маверанахра.

В 30-х гг. XII века с востока в Семиречье(Жетысу) вторглись войска каракитаев. В сражении близ города Самарканда они разгромили союзнические войска сельджуков и Караханидов. Так в первой половине XII в. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям. В начале XIII в. на западе усиливается государство Хорезм и в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно покоряет западную часть государства Караханидов. В начале XIII века, бежавшие от монгол племена найманов во главе с ханом Кучлуком покоряют восточную часть территории государства Караханидов. В период расцвета Караханидского государства за счет оседания обедневших скотоводов увеличилось количество городов и численность их населения. Распространение ислама как государственной религии у Караханидов, внесли изменения в развитие городской архитектуры. В Караханидском обществе занимались земледелием и скотоводством, но как отмечает Юсуф Баласагуни, ведущее место в хозяйстве занимало коневодство. Караханидское государство существовало в период 942 - 1212 гг.

Вывод

Общая характеристика права. В государстве эфталитов и Тюркском каганате действовало главным образом обычное прав9, возникшее у оседлого населения и кочевников. Со времени завоевания Средней Азии арабами здесь усиленно насаждалась система мусульманского феодального права. Мусульманское право, выражавшее интересы землевладельцев, купцов, духовенства, все более вытесняло местное обычное право, в особенности у оседлого земледельческого населения.

В отдельные периоды в Средней Азии наряду с мусульманским правом для некоторой части населения действовала иная правовая система. Так, Караханиды имели свое обычное правр. Мусульманское право, возникшее впервые в Аравии, действовало в течение всего периода феодализма. В отличие от России и других стран, где имелось много разнообразных памятников феодального права, государства Средней Азии не знают сколько-нибудь цельных и ярких правовых памятников, изданных государственной властью.

В государствах Средней Азии право развивалось не путем создания законодательства, а путем толкования догм Корана и других религиозных норм.

Одной из особенностей права среднеазиатских государств являлась тесная связь с религией. Коран и иные мусульманские источники права не допускали издания каких-либо кодексов, уравнивавших в правах частных лиц независимо от их веры.

Мусульманское право устанавливало деление народов на «правоверных» (мусульман) и «неверных» (немусульман).

Средняя Азия дала мусульманскому миру обширную богословскую и юридическую литературу.

Деятельность среднеазиатских

§ 2. Государственность и право в Средней Азии

богословов-правоведов имела не только местное, но и общемусульманское значение. Наряду с руководствами по мусульманскому праву, написанными различными авторами, в среднеазиатских государствах силу правовых норм имели различные акты, изданные их правителями.

Переход к феодализму в Закавказье и Средней Азии совпал с большими внешнеполитическими событиями. Старые рабовладельческие государства, превращаясь в феодальные, подвергались дроблению, в них возрастали центробежные силы. Это способствовало захвату Закавказья и Средней Азии Византией, Сасанид-ской Персией, а позднее Арабским халифатом. В свою очередь развитие феодализма в Халифате обусловило и его децентрализацию. Этим воспользовались народы, находившиеся под игом арабов. В период распада Халифата на его границах создаются новые государства коренных народов Закавказья и Средней Азии, дожившие затем до монгольского нашествия.

Развитие государственности в Закавказье и Средней Азии не приводит еще к возникновению национальных государств, но создает исторические предпосылки для этого. Грузинские, армянские и азербайджанские царства и княжества то объединяются для борьбы с внешними врагами, то воюют между собой. В этой борьбе происходит перемешивание народов, меняются исторические границы их расселения. Перемешиванию закавказских и среднеазиатских народов способствуют завоеватели, в определенных случаях умышленно переселявшие значительные массы населения на территорию Закавказья или, наоборот, выселявшие местное население за ее пределы.

Переход к феодализму приводит к образованию новых правовых систем. Существенным представляется подразделение права Закавказья и Средней Азии на две основные системы, зависящие от новых религий, новых церковных систем. В западной части региона побеждает христианство, в восточной — мусульманство. Соответственно этому создаются христианская и мусульманская правовые системы, имеющие свои особенности в конкретных государствах Закавказья и Средней Азии.

Тюркский каганат (VI-VII вв.). Во второй половине VI в. эф-талиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную

часть Средней Азии. Государственные образования на территории Средней Азии, находясь под верховной властью Западнотюркско-го каганата, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных владений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть Тюркского каганата пала в связи с нашествием арабских завоевателей.

Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII — IX вв.)

 

Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII — IX вв.). В первой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоеватели захватили большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жителей, разрушили многие культурные ценности. Наместники Халифата стремились всеми способами укрепить власть арабов в Средней Азии. С помощью силы насаждалась новая религия — ислам. Вместе с исламом распространялось мусульманское право — шариат. Были введены многочисленные налоги и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины урожая, подушная подать (джизья) и др. Притеснения арабских правителей вызывали протест народных масс, который жестоко подавлялся арабскими войсками.В период владычества Халифата в Средней Азии шел процесс дальнейшего развития феодальных отношений. Арабские завоеватели широко практиковали захват земли у местного населения. Земельный фонд принадлежал государству, а также знатным арабским семьям. Среднеазиатские землевладельцы — дехкане, подчинившиеся власти халифа, сохраняли свои привилегии. Свободные же земледельцы попадали во все большую феодальную зависимость.Особое значение придавали арабские феодалы исламизации населения. Лица, принявшие ислам, в отдельные периоды освобождались от налогов. Исламизация трудящегося населения Средней Азии происходила в длительной, упорной борьбе.

Государство Саманидов (IX — Х вв.)

Государство Саманидов (IX — Х вв.). После падения власти арабских завоевателей в IX в. местная династия Саманидов, использовав борьбу народных масс против арабских властей, объединила значительную часть среднеазиатских земель, образовав государство Саманидов.

Это государство было сильной и независимой феодальной державой.

Общественный строй. Дальнейшее развитие феодальной собственности на землю приводило к усилению феодальной эксплуатации, ухудшению положения феодально-зависимого населения.

Крестьяне, не имея своей земли, становились издольщиками — арендаторами феодальных земельных владений. Крупная феодальная знать дробила свои земли на мелкие участки и сдавала их на кабальных условиях земледельцам. Издольщики работали, получая половинную, третью, десятую и даже двенадцатую долю урожая. К тому же из этой доли надо было платить налог с имущества.

Кабальные условия издольной аренды, большие налоги, различные повинности (постройка, починка дорог и мостов, проведение и очистка ирригационных сооружений и др.) приводили к обнищанию крестьянства. Хотя мусульманское право отрицало крепостничество, тем не менее крепостнические отношения в различных завуалированных формах существовали в Средней Азии, что вызывало ожесточенную борьбу против эксплуататоров.

Государственный строй. Верховная власть в государстве Саманидов принадлежала эмиру. Он осуществлял ее через центральные и местные органы управления. При Саманидах государственный аппарат делился на царский двор (даргох) и центральные органы управления (диваны).

Самым важным органом центрального управления, контролировавшим все административные, политические и хозяйственные учреждения государства, являлся диван везира, т. е. главы правительства, ответственного за управление перед эмиром. На должность везира эмир назначал одного из представителей трех самых богатых и родовитых семейств. Везир возглавлял все военные силы государства.

Вторым по значению органом управления был финансовый диван, ведавший всеми финансовыми делами государства. Специальные диваны ведали дипломатическими сношениями с другими государствами, гвардией Саманидов, снабжением войск, почтой и другими областями государственной жизни. В обязанность служащих дивана почты, например, входило и наблюдение за поведением местных правителей с донесением об этом эмиру. Этот диван подчинялся только эмиру.

Специальный диван — мухтасиб наблюдал за рынком, весами, продажей товаров крестьянами и ремесленниками. Постепенно чиновники этого дивана стали осуществлять надзор за нравственностью населения, посещением мечетей, соблюдением религиозньк обрядов.

Существовали диваны государственных земель, судейский и вакуфный. Судейский диван возглавлялся главным судьей — казием.

Все диваны, кроме дивана почты, имели свои местные учреждения, которые подчинялись и центру, и местным правителям. Местные правители назначались из числа феодальной знати.

Городами управляли назначаемые эмиром градоправители из местной знати — раисы.

В государстве Саманидов важная роль принадлежала мусульманскому духовенству, в особенности его главе, впоследствии князю ислама, который был видным деятелем при эмире.

В конце Х в.ослабленное внутренними распрями Саманидское государство рухнуло под ударами Караханидов и прекратило свое существование.

Государство Караханидов (XI — XII вв.)

Государство Караханидов (XI — XII вв.). Караханидами назывался целый ряд кочевых тюркских племен во главе с ханами из племени ягма. Самым крупным из таких племен были карлуки. Чтобы упрочить свое положение, караханидские ханы формально признали верховную власть Багдадского халифа.

Часть территории Средней Азии к югу от Аму-Дарьи после падения государства Саманидов перешла в состав государства Газневидов (по имени Махмуда Газневи), а Мавераннахр* остался у Караханидов. Государство Караханидов в отличие от государства Саманидов было раздробленным. Во главе государства стояли ханы (каганы). Все Караханидское государство считалось собственным владением членов ханской семьи. Страна делилась между всеми представителями этой семьи на отдельные уделы, которые самостоятельно управлялись членами ханского дома — удельными ханами (эльхана-ми). Столицей государства Караханидов вначале был Узген (в Киргизии), затем — Самарканд. При Караханидах земельные владения жаловались представителям правящих групп на правах бенефиция и назывались иктой. Таким образом, в XII в. вместо дехкан (прежних потомственных крупных землевладельцев) появилась новая общественная группа землевладельцев — иктадоры.

Государство хорезмшахов (ХП — XIII вв.)

Государство хорезмшахов (ХП — XIII вв.). Государство хорезмшахов было основано во второй половине XII в. В его состав в начале XIII в. входила кроме Хорезма и Мавераннахра также часть территории нынешнего Афганистана и Ирана.

Государство хорезмшахов не было в достаточной степени централизованным. Местные правители, формально признавая себя вассалами хорезмшахов, на деле оставались самостоятельными. Власть хорезмшахов не пользовалась поддержкой не только трудящихся и покоренных народов, но и военно-феодальной знати и мусульманского духовенства, которые стремились ограничить деятельность правителей.

В такой обстановке государство хорезмшахов не смогло организовать отпор монгольским ордам, вторгшимся в Среднюю Азию в начале XIII в.

8 слайд ТИМУРИДЫ - династия, правившая в Средней Азии в 1370—1507. Основатель — Тимур. Наиболее известны: Шахрух (1377—1447), Улугбек (1394—1449); Бабур (1483—1530), основал в Индии в 1526 династию Великих Моголов. После смерти Тимура (1405) в стране началась борьба за власть между его потомками — тимуридами. Былая империя постепенно распалась. В Средней Азии усилилась феодальная раздробленность.

Общественный строй империи характеризуется наличием двух антагонистических классов — феодалов (ханы, инаки, аталыки, беки, сеиды, ходжи, ахуны) и феодально зависимых крестьян. Продолжали существовать и рабы. Для Средней Азии была характерна тесная связь феодального землевладения с владением водой. Наряду с земледелием работы по сооружению и очистке ирригационной сети ложились тяжелой повинностью на плечи трудового дехканства.

 

При Тимуре сложился довольно разветвленный аппарат государственного управления. Сам эмир был типичным феодальным правителем-деспотом. При эмире существовал совет, состоявший из представителей высших слоев общества (родственников Тимура, представителей высшего духовенства, высших должностных лиц — вазиров, диван-бегов и др.). При Тимуре была создана сильная военная организация, построенная, как у монголов, по десятичной системе: десятки, сотни, тысячи, тумены (10 тыс.). Органами отраслевого управления были вазираты: по делам гражданского населения, по делам военнослужащих (сипаев); по внешним сношениям, по финансовым делам и т.д. Областями, округами, городами, уездами и кишлаками управляли местные правители — беки, хакимы, арбобы.

 

В конце XV в. на территории оседлых земледельческих районов Средней Азии с севера устремились кочевые племена, основная масса которых называлась узбеками. В XVI в., используя междоусобицы тимуридов, кочевники-узбеки захватили среднеазиатские земли и образовали здесь государство с центром в г. Бухаре. Оно вошло в историю как Бухарское ханство.

 

 

9 слайд К середине XIX века в Средней Азии2 существовали три самостоятельных государства — Кокандское с 1709 по 1876, Хивинское ханства(1512—1920 годы). и Бухарский эмират с 1747 г. по 1922. Эти земли населяли узбеки, таджики, туркмены, кыргызы, каракалпаки. По характеру общественных отношений государства были феодальными с достаточно сильными патриархально-родовыми и рабовладельческими чертами. Одну из особенностей их экономического развития составляло отсутствие частной собственности на землю, в значительной степени связанное с природно-климатическими условиями региона. Засушливый климат требовал искусственного орошения; ирригационную систему легче было со хранить коллективными усилиями, что затрудняло ведение индивидуального хозяйства.

 

Верховным собственником земли был хан, который предоставлял ее дехканам (крестьянам) в пользование на жестких условиях: подати нередко доходили до половины урожая.

Путешественники, ученые, дипломаты и военные, посещавшие Среднюю Азию, отмечали контрастность ее природы и хозяйства. В оазисах —Зеравшанской, Ферганской, Ташкентской долинах

 

были достаточно высокий уровень земледельческой культуры и большая плотность населения. В степных районах и пустынях, как правило, население вело кочевой образ жизни, главным занятием его было скотоводство. Общинное владение пастбищем составляло одно из условий существования кочевых племен.

 

В городах существовала промышленность, по преимуществу в форме ремесел; там производились шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные ткани и металлические изделия, часть которых направлялась на внешний рынок — в соседние страны Востока и в Россию. При однотипности экономического склада ханства имели и свои специфические особенности. Кокандское ханство сложилось как военно-феодальное государство с сильной военной знатью, служив шей главной опорой хану; Бухарское — как духовный центр Сред ней Азии3.

 

Развитию экономики края мешали непрекращавшиеся войны между Бухарой и Кокандом, Хивой и Бухарой, земледельческими и кочевыми племенами, столкновения среднеазиатских ханств с сосед ними государствами — Ираном и Афганистаном. Конфликты приводили к разрушению ирригационных систем, гибели и пленению людей, уничтожению селений. В результате, как подчеркивает советский востоковед-международник Г.А.Хидоятов, с XVII—XVIII веков Средняя Азия сравнительно со средневековьем, когда она была од ним из центров цивилизации Востока, переживает упадок экономики и культуры4

 

В политическом отношении ханства были феодальными деспотиями: их правители имели единоличную власть, подбирая для административного управления преданных себе чиновников; законов, охранявших жизнь и имущество населения, не существовало. При взимании налогов, распределении воды, формировании армии господствовал произвол. Здесь и в XIX веке продолжало существовать рабство.

В политической и общественной жизни ханств важную роль играло мусульманское духовенство. Клановость, существовавшая в Средней Азии, а также оторванность от мирового рынка замедляли экономический и социальный прогресс региона.

 

Среднеазиатские владения Российской империи — под этим названием обыкновенно понимают территорию современного Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, входившую в состав Российской империи в качестве областей, а именно Уральскую, Тургайскую, Акмолинскую, Семипалатинскую, Семиреченскую, Ферганскую, Сырдарьинскую, Самаркандскую и Закаспийскую области, а также сохранившие ту или иную степень автономии Бухарский эмират и Хивинское ханство.

 

В СССР Средняя Азия выделялась ка. самостоятельный экономический район в составе четырех республик: Узбекистан Киргизия, Туркмения и Таджикистан. Сейчас в мировой географической литературе чаще всего употребляется термин Центральная Азия, в которую входит еще и Казахстан,

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конституция Азербайджанской Республики. Статья 1. Источник власти | Посвящение достопочтенному д-ру Драйездасту Ф. А. С. В касл-гейт, йорк




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.