Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З історії та сьогодення музею






Кіровоградський музей музичної культури імені видатного земляка, композитора Кароля Шимановського, було офіційно відкрито у 1991 році з наданням йому статусу державного.

Базою для створення музею стала існуюча, починаючи з 1985 року на громадських засадах кімната-музей К. Шимановського при Кіровоградському музичному училищі. За нетривалий період творці колекції — педагоги училища І. Горгоц, М. Таранець, а також заслужений діяч польської культури музикознавець О. Левтонова (м. Москва, Росія) спромоглися зібрати цікаві експонати.

У теперішній час (2-а половина 2000-х років) фонди музею складають близько 4 000 експонатів.

 
К.Шимановский (1882-1937)    

Кароль Шимановский родился 3 октября 1882 года в имении Тимошовка на Украине в высококультурной семье польских помещиков Корвин-Шимановских, ведущих свою родословную от славных времен польской истории. Лето Шимановские проводили в Тимошовке, зиму - в Елисаветграде (ныне город Кировоград). В Елисаветграде жили и родственники Шимановских - семьи Нейгаузов, Блюменфельдов, нередко приезжали погостить Ивашкевичи.

Все дети Шимановских прошли через известную Елисаветградскую музыкальную школу Густава Нейгауза.

С 1901 года Кароль занимается в Варшаве у крупного польского композитора того времени Зигмунта Носковского (композиция и контрапункт) и теоретика Марка Завирского (гармония). В это время он близко сходится с молодыми музыкантами - Г.Фительбергом, М.Карловичем, Л.Ружицким, А.Шелюто. Так возникает содружество " Молодая Польша в музыке", целью которого становится пропаганда новой польской музыки - в совместных концертах и путем издания сочинений. Первый концерт, в котором исполнялись произведения молодых композиторов, состоялся в Варшавской филармонии 2 февраля 1906 года и был повторен 9 февраля. Из сочинений Шимановского прозвучали Концертная увертюра ор.12 (под управлением Г. Фительберга), Вариации на народную тему ор.10 для фортепиано (солист Г. Нейгауз); в концерте 9 февраля Нейгауз сыграл вместо Вариаций посвященную ему Фантазию ор.14. Критика встретила дебют молодых композиторов доброжелательно и даже с энтузиазмом. В этом же году, 30 марта, состоялся концерт в Берлине.

В ноябре 1906 года Шимановский побывал во Львове, где сумел установить контакты с музыкальной общественностью; с тех пор во Львове нередко звучали произведения Шимановского.

В 1909 году А. Рубинштейн выступал в Кракове с программой из фортепианных сочинений Шимановского, в 1914 году Увертюра Шимановского исполнялась в сезонах С. Кусевицкого (в концерте, посвященном современной польской музыке).

Весной 1914 года Шимановский едет в Италию, на остров Сицилия. Из Италии через Париж он приезжает в Лондон и знакомится со Стравинским. Здесь его застает начало первой мировой войны, и композитор возвращается в родную Тимошовку.

Годы первой мировой войны Шимановский проводит в Украине, летом он живет в Тимошовке, зимой в Киеве; часто выезжает в Петроград и Москву. Произведения Шимановского были включены в репертуарный план концертных сезонов Кусевицкого и Зилотти, их изданием заинтересовалась музыкальная фирма Юргенсона.

Период революции и гражданской войны (1917-1919) Шимановский провел с семьей в Елисаветграде. Здесь он написал " Песни неистового муэдзина", " Любовные песни Хафиза", транскрипции трех каприсов Паганини, литературное произведение - роман " Эфеб", начал работать над оперой " Король Рогер".

Деятельность Шимановского с конца 1919 года протекает в Польше.

В августе 1922 года Шимановский едет в Закопане, где заново открывает для себя народное искусство польских гуралей. Вскоре рождается замысел национального балета " Харнаси".

1924 - 1926 годы принесли польскому художнику ряд крупных успехов; особенно примечательны были концерты в Париже (1924 - 1925), на которых исполнялись Первый скрипичный концерт, " Любовные песни Хафиза", Третья симфония, Мазурки и " Метопы" для фортепиано; в 1926 году в Варшаве состоялась постановка оперы " Король Рогер".

В 1930-1932 годах Шимановский - ректор Варшавской Музыкальной академии. Усилия Шимановского-педагога были направлены на повышение профессионального уровня молодых музыкантов, на расширение их кругозора в мире современной музыки.

Правительство наградило Шимановского крестом Почетного легиона, Ягеллонский университет в Кракове присудил ему титул доктора honoris causa, Международное общество современной музыки, куда входили Р.Штраус, деФалья, Равель, Стравинский и Барток, избрало композитора своим почетным членом.

В декабре 1936 года безнадежно больной Шимановский едет в Грасс, где еще пытается делать наброски балета " Возвращение Одиссея". Там, в марте 1937 года в крайне тяжелом состояния его застала Леония Градштейн, секретарь композитора, приехавшая по его вызову. Она перевозит больного в санаторий сначала в Канны, затем в Лозанну, где 29 марта в полночь Шимановский скончался.

Похоронен Шимановский в Кракове.

 

     
Деревня Тимошовка   К.Шимановский, П.Коханьский, Г.Фительберг Вена, 1912   К.Шимановский и Г.Фительберг1912   К.Шимановский и С.Списс1912

 

             
     
К.Шимановский в возрасте 15 лет   К.Шимановский   К.Шимановский с сестройДавос, 1930   К.Шимановский и П.КоханьскийЗакопане, 1932

 

     
 
К.Шимановский1933   К.Шимановский на вилле " Атма" 1936

 

Документы

 

 

 

 

    Свидетельство о крещении Кароля Шимановского.     Свидетельство о признании дворянства К.Шимановского.

 

    Свидетельство К.Шимановского об окончании Елисаветградского земского реального училища.     Свидетельство К.Шимановского об освобождении от воинской повинности.

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.