Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скоро, безмятежно






Заключительная партия имеет народно-плясовой харак­тер и звучит у духовых инструментов:

Ее аккордовая тема непосредственно переходит в разра­ботку. Здесь ведущее значение получает первая тема глав­ной партии, которая благодаря активному развитию приоб­ретает героический облик. Ее кульминация подчеркивает­ся фанфарным звучанием труб и валторн.

Реприза сокращена. Главная партия (первая тема) те­перь взволнованно и ярко звучит у струнных; а после по­бочной и заключительной партий (соль мажор) начинает­ся развернутая драматичная кода, в которой продолжают развиваться темы главной партии. Но к концу коды напря­женность музыки ослабевает, и первая часть заканчивается возвращением первой темы главной партии в ее первона­чальном изложении.

Вторая часть — «Угрюмый край, туманный край» (ми-бемоль мажор) — написана под впечатлением поездки Чай­ковского на остров Валаам по Ладожскому озеру и воздей­ствием строгой красоты северной русской природы. Adagio cantabile обрамлено сдержанным поэтичным вступлением и заключением.

Главная тема исполняется солирующим гобоем и впе­чатляет плавной широтой и непрерывностью развития пленительной мелодии, длящейся 20 (!) тактов. Интонаци­онно она, как и темы первой части, связана с народной ли­рической песенностью:

 

Вторая часть симфонии имеет рондообразное строение, и эта мелодия выполняет роль рефрена. Музыка обоих эпизо­дов рождается из развития одного из мотивов рефрена и является его непосредственным продолжением. Второе про­ведение рефрена звучит у виолончелей в ля-бемоль мажо­ре. Кульминацией всей части становится третье проведе­ние главной темы, где она звучит у валторн по-новому ярко и драматично.

Третья часть, Скерцо (до минор), написана в сложной трехчастной форме. В крайних разделах хрупкая, прозрач­ная, стремительная тема возвращает к зимним «метелис­тым» образам первой части симфонии:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.