Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важнейшие черты праздничного богослужения.






 

Богослужение праздника Воздвижения Креста обыкновенно совершается в темно-фиолетовых облачениях.

 

Чинопоследование праздничной службы содержится в месячной Минее — в сентябрьском томе.

 

Праздничное богослужение “правится”, как обычно, в виде торжественного всенощного бдения. В самый день праздника утром совершается Божественная Литургия.

 

Главной особенностью праздника является богослужебный обряд выноса и воздвижения креста.

 

Перед началом всенощного бдения крест полагается в алтаре — на престоле (он торжественно переносится сюда с также расположенного в алтаре жертвенника). Здесь он лежит почти на протяжении всей службы. Обряд выноса креста и его воздвижения совершается в конце всенощного бдения. Архиерей или священник, облаченный в одежды, обыкновенно предназначенные для совершения важнейшего православного таинства — Евхаристии, выносит крест из алтаря через его боковые (северные) двери. Крест покоится на главе несущего его священнослужителя — на украшенном блюде. Он переносится на середину храма и полагается здесь на приготовленном для него основании — аналое. Сразу затем совершается и торжественный обряд воздвижения креста, напоминающий молящимся о подобном ему древнем событии Воздвижения Креста Христова патриархом Макарием и царицей Еленой.

 

Этот обычай, как правило, совершается в больших соборах (точнее — в соборных храмах). Вот как описывает этот обычай известный русский литургист М. Скабалланович: “архиерей или священник, сделав три земных поклона пред св. крестом и взяв его с аналоя, осеняет им трижды народ, затем, держа его на голове, наклоняется до земли и поднимается и снова осеняет крестом. Это осенение крестом и воздвижение его совершается... при стократном пении “Господи помилуй” и повторяется пять раз во все стороны: на восток, запад, юг, север и опять восток. Такой порядок стран выбран, чтобы составлялся из него крест. На восток делается воздвижение дважды в виду особого достоинства этой страны и чтобы всех воздвижений было пять... Пред каждым из этих воздвижений креста произносится особое прошение ектении и во время каждого воздвижения поется “Господи помилуй” сто раз, всего следовательно, пятьсот раз. Обряд, очевидно, имеет целью возбудить в нас такое же чувство сокрушения о грехах наших, вознесших Спасителя на Крест, какое почувствовали очевидцы первого Воздвижения Креста, при виде его в умилении восклицавшие “Господи помилуй”.

 

После воздвижения креста совершается обычай поклонения ему и его целования. Вслед за определенным здесь уставом пением праздничного кондака, священнослужитель кладет крест обратно на аналой и трижды поет перед ним краткий тропарь “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”. При этом и священник и молящиеся совершают три земных поклона. Затем священнослужители — а вслед за ними и все находящиеся в храме верующие — по очереди целуют крест. В это время хор поет особые стихиры Кресту.

 

Тропарь праздника Воздвижения Креста: “Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и твое сохраняя Крестом Твоим жительство”. Перевод тропаря: “Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние (имение, удел) Твое; даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ”. В России — до революции — в тропаре праздника (также как и в его кондаке) присутствовало моление о царствующем императоре.

 

Кондак праздника: “Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй Христе Боже, возвесели силою Твоею православных христиан, победы дая им на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу”. Перевод кондака: “Добровольно взнесшийся на Крест, Христос Бог! Подай милости Твои новому обществу, носящему Твое Имя (то есть христианам), обрадуй Своей силой православных христиан, подавая им победы над врагами, и да имеют они в помощь от Тебя оружие подающее мир и знамение победы (то есть святой Крест)”.

 

В стихирах и каноне праздника много говорится о ветхозаветных прообразах Креста, о той победе Христа над смертью, что произошла благодаря святому Древу, а также о том особом благоговейном и радостном поклонении, которого достойно это орудие спасения мира. “Приидите вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда”. “Крест, хранитель всея вселенныя; Крест, красота Церкве; Крест, царей держава; Крест, верных утверждение; Крест, ангелов слава, и демонов язва”. Повествуется здесь и о самом историческом событии обретения и Воздвижения Креста.

 

Паремии праздника содержат ветхозаветные пророчества о той спасающей всех верующих Божественной благодатной силе, что может стать доступна и видима всему миру — через Древо Креста.

 

В первой из них (книга Исход 15: 22-27; 16: 1) рассказывается о том, как освободившиеся из египетского рабства евреи, странствуя по пустыне, не могли найти питьевой воды; и тогда в месте называемом Мерра, где бил источник с горькой, и потому непригодной для питья, водой, случилось чудо. Вождь евреев Моисей положил в этот источник указанное ему Самим Богом дерево: вода тотчас же сделалась сладкой и чистой. Это дерево, превратившее горькую воду в сладкую, прообразовало собой благодатную силу Христова Креста, обратившего горечь человеческих страданий и смерти в вечную сладость богопричастной жизни искупленного людского рода.

 

Вторая паремия (книга Притчей Соломоновых 3: 1-18) прославляет мудрость, которая приобретается терпеливым перенесением несчастий и страданий, посылаемых промыслом Божиим людям — ради их вразумления, ради того, чтобы они пошли по истинному пути жизни. Приобретение подобной премудрости — лучше золота, серебра и драгоценных камней, ибо обретая ее, человек подлинно находит Бога: ведь и Сам Бог, Сын Божий также зачастую именуется Божественной Премудростью. Через много столетий после того как эти (цитируемые в паремии) строки о таинственном значении понятия Премудрости были написаны царем Соломоном, Сама Премудрость явила Себя миру, открыв на Кресте Свой замысел о путях спасения человечества, и даровав, тем самым, людям возможность терпеливо со-страдать и со-распинаться вместе с Собой, а значит и духовно со-воскресать во Христе.

 

Третья паремия (книга пророка Исаии 60: 11-16) содержит пророчество Исаии о грядущих величии и славе Иерусалима. По убеждению христиан, это прореченное некогда Исаией величие действительно пришло; однако, осуществилось оно не во внешнем торжестве Истины над злом, а, напротив, в кажущемся поражении этой Истины — в крестной смерти Христа, которая, на самом деле, и стала Его подлинной победой над адом и смертью.

 

Евангельское чтение на утрени (Евангелие от Иоанна 12: 28-36) содержит пророчество Спасителя о будущем распятии и спасительных плодах Крестной жертвы. Христос говорит: “Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего (то есть сатана) изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе”. Затем евангелист Иоанн добавляет: “Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет”. По мысли церковных толкователей, Христос подразумевает здесь именно Собственное “вознесение” от земли на Кресте — “вознесение”, в котором Он приобщит всех людей к плодам Своего спасительного подвига.

 

Апостольское чтение на Литургии (1 Послание апостола Павла к Коринфянам 1: 18-24) утверждает, что сама сущность, сердцевина подлинной христианской проповеди и смысл истинной веры — той веры, что чужда и законникам-иудеям и язычникам-эллинам, — это распятие Господа, сила Креста Христова.

 

Евангельское чтение на Литургии (Евангелие от Иоанна 19: 6-11, 13-20, 25-28, 30-35) повествует о событиях страстей, распятия и смерти Христа.

 

 

© Все права защищены https://www.portal-slovo.ru






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.