Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика деятельности.






Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изу­чает психическую сторону деятельности.

Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, раз­мышляет и т.д. Жить – это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, со­зидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, спо­собности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.

Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни. Герой рома­на И. Гончарова Обломов с горечью говорит о себе: «Когда не знаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь пришла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра».

Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Потребности – источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Что такое потреб­ность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потреб­ность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворе­ния, к совершению деятельности. Сама деятельность со­стоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.

Потребности оказывают влияние на чувства, мышле­ние и волю человека. Удовлетворение потребностей вызы­вает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство. Так, великий художник И.Е. Репин писал: «Я все так же, как с самой ранней юно­сти... люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искус­ство! И искусство я люблю... больше, чем всякое счастье и радости нашей жизни. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, неизлечимо... Где бы я ни был, чем бы ни раз­влекался, кем бы я не восхищался, чем бы ни наслаждал­ся... Оно, всегда и везде, в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, ко­торые я посвящаю ему, - лучшие часы моей жизни. И ра­дости, и горести, радости до счастья, горести до смерти все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все эпизоды моей жизни».

Для удовлетворения потребностей человек ищет опре­деленные пути и средства – это активизирует его мышле­ние. Усилием воли человек в состоянии преодолевать труд­ности на пути достижения цели, удовлетворения своих потребностей.

Потребности человека разнообразны. Выделяют потреб­ности естественные (природные) и социальные.

Естественные потребности являются врожденными, но к моменту рождения они еще окончательно не сформи­рованы и развиваются в течение всей жизни. Эти потреб­ности важны, потому что предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида. Если человек не сможет удовлетворять свои потребности в пище и ды­хании, он погибнет. Сексуальная потребность и потреб­ность в потомстве обеспечивают сохранение вида. Потреб­ность в деятельности, в активности побуждает человека двигаться и действовать, ориентироваться в окружающей жизни, вступать с ней во взаимодействие. На потребнос­ти в деятельности основывается так называемый сенсор­ный голод - глаза «хотят» видеть и уши «хотят» слышать.

Социальные, или духовные, потребности развиваются в результате воздействия общества. К числу социальных от­носятся: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, культурные потребности, потреб­ность в труде. Так, потребность в общении заставляет нас взаимодействовать с другими людьми, эстетические по­требности - слушать музыку, ходить в театр, посещать музеи и пр.

Не всегда человек дает себе отчет в том, почему он действует именно так. В этом случае мы говорим о неосоз­нанных потребностях.

Нравственные потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным нормам, принятым в обще­стве. Важной нравственной потребностью является потреб­ность в труде, на этом основывается вся человеческая жизнь.

Потребности человека обусловлены особенностями его воспитания в широком смысле слова, т.е. приобщения к миру человеческой культуры, как предметной, материаль­ной (материальные потребности), так и духовной (духов­ные потребности). Если у ребенка или у взрослого челове­ка возникли определенные потребности, то он всегда стре­мится к их удовлетворению. Ученые подчеркивают такую характеристику потребности, как ее ненасыщаемость: «Сама удовлетворенная первая потребность, действие удов­летворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям...» (К. Маркс, Ф. Энгельс). По­этому формирование потребностей человека с раннего возраста должно быть в центре внимания как его родите­лей, так и общества в целом.

Потребности можно удовлетворять импульсивно (без­вольно) или с помощью воли. При импульсивном удовлет­ворении потребностей человек не думает о последствиях, не раздумывает перед действием. Таким образом часто удов­летворяют свои потребности дети. При волевом удовлетво­рении потребностей человек действует сознательно, соглас­но здравому смыслу и правилам общественной жизни.

Таким образом, потребность, или переживаемая челове­ком нужда в чем-либо побуждает человека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предмет потребно­сти есть действительный мотив деятельности человека.

Мотив – это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность. Иными словами, предмет потребности есть мотив деятельности. На основе од­ной и той же потребности могут образовываться мотивы различных деятельностей. Точно так же одна и та же дея­тельность может вызываться различными мотивами, отве­чать различным потребностям. Мотивы деятельности че­ловека проистекают из различных его потребностей и интересов, которые формируются у него в процессе жиз­ни и поэтому чрезвычайно многообразны.

В рассказе А.П. Чехова «Детвора» прекрасно показано, как одна и та же деятельность может быть вызвана различ­ными мотивами: «Папы, мамы и тети Нади нет дома... В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным сто­лом и играют в лото... Играют дети на деньги. Ставка - ко­пейка... Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши... Играет он исключительно из-за денег. Не будь копеек на блюдечке, он бы давно бы уже спал... Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые сообра­жения наполняют его стриженую голову, не дают ему си­деть спокойно, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл... Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра - Соня... играет в лото ради про­цесса игры... Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша... у него ни корысти, ни самолю­бия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том спасибо. Сел он не столько для лото, сколько ради недора­зумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему прият­но, если кто ударит или обругает кого... Пятый партнер Андрей... к выигрышу и к чужим успехам относится безуча­стно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутываются!..»

Человек в деятельности выступает как личность, дви­жимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что существенно важным для воспитания является то, какие именно моти­вы станут для человека ведущими. Именно они определя­ют направленность личности человека. Формирование по­требностей и мотивов происходит под влиянием условий жизни в процессе воспитания.

В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притяза­ний личности иуровень достижений.

Понятие «успех» имеет двойное толкование: 1) удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятель­ности или создании ее продукта, 2) общественное при­знание достигнутой удачи. Когда же человек испытывает ощущение успеха? Когда он не только сам понимает, что добился удачи, но когда видит (понимает), что окружаю­щие значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «с общественной при­родой мотивации человеческой деятельности связано вли­яние, которое оказывает на нее оценка - обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со сторо­ны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит».

Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия ее протекания. Успех вообще окрыляет человека, какого бы возраста и какой бы деятельностью ни занимался этот человек.

«Вот я никак не думал, чтобы вы были так умны! – сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив.

Похвала так могущественно действует не только на чув­ство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову».

Наиболее благоприятным для развития личности чело­века и осуществления им деятельности будет такой успех, который дался с известным трудом и который поэтому воспринимается как заслуженный результат работы. Слиш­ком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к выполнению этого дела, так что же они меня хвалят? Чувства удовлетворения та­кой успех не приносит и может иметь негативные послед­ствия в отношении человека к данной деятельности. Неус­пех в деятельности, особенно длительный неуспех, вооб­ще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологи­чески еще более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности и человек начинает ощущать себя бессильным перед ними. Именно поэтому так легко развить у школь­ника чувство неуверенности в своих силах и тем самым отбить у него всякое желание учиться.

Самооценка и оценка со стороны окружающих оказы­вает большое влияние на мотивы деятельности. Поскольку человек почти всегда ожидает и предвидит оценку, оцен­ка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в определенную сторону, повышая или понижая ее уро­вень, она в значительной степени формирует и самооцен­ку. Каковы же психологические условия позитивного оце­нивания деятельности своей и другого человека?

1. Оценка должна быть результатом, а не целью дея­тельности. Как говорил С.Л. Рубинштейн, нет более вер­ного средства провалить свой успех, как думать только о нем, забыв о самом деле, которое одно лишь может дать его. Это очень не просто. Каждый человек, делая свое дело, знает, что его ждет общественная оценка, и не может быть к ней равнодушен. Правильное соотношение установок на дело и на успех в этом деле приходит только с приобрете­нием профессионального мастерства. Установка (мотив) на оценку смещает цель, в деятельности наступают те или иные отклонения.

Сравним двух преподавателей. Один очень озабочен, как он выглядит со стороны, эффектны ли его позы, хорошо ли звучат риторические вопросы, оценивают ли его эру­дицию студенты, слушая многочисленные цитаты, ссыл­ки на источники, упоминание, иногда и вскользь, много­численных авторов. Он боится показаться недостаточно современным и знающим, ему хочется удивить студентов, заставить их восхищаться им и пр. Внимание другого пре­подавателя направлено на студентов: понятно ли им, ин­тересно ли, какие задают вопросы. Он доволен, если они уловили в его лекции какую-либо неточность или спор­ный вопрос, он радуется, если студенты в ответах допол­няют те сведения, которые сообщал им он сам.

Психологическая ориентация на дело или на успех в нем обусловлена прежде всего чувством уверенности или неуверенности в своих силах, а это чувство, в свою оче­редь, зависит главным образом от того, насколько про­фессионально владеет своим делом.

2. Известно, что значительно легче делать свое дело в доброжелательной обстановке. Одни и те же задачи и про­блемы являются субъективно задачами и проблемами различной трудности, когда их приходится решать в различ­ных социальных ситуациях, в различной эмоциональной атмосфере. При общем благоприятном отношении к чело­веку отрицательная оценка его действий или деятельнос­ти будет восприниматься без обиды, спокойно. При об­щем неблагоприятном отношении отрицательная оценка воспринимается как результат пристрастного отношения и вызывает обиду и другие негативные реакции.

3. Следует понимать, что оценка, направленная налич­ность в целом, действует иначе, чем оценка, направлен­ная на те или иные действия человека или на результат этих действий. Это особенно важно учитывать в работе с детьми, самооценка которых в значительной степени за­висит от тех оценок, которые дают ему взрослые - родите­ли, учителя. Смысл позитивного отношения взрослых к неправильному действию ребенка таков: «Ты хороший. Но этот твой поступок (действие) нехорош».

Как следует поддерживать самооценку детей?

Существует много приемов и способов, назовем неко­торые:

1. Отказаться от правила часто, с нажимом подчерки­вать способности одних, неуспехи других.

2. Отказаться от прямого противопоставления детей друг другу.

3. Не «пилить» и не ругать при остальных.

4. Замечать даже маленькие успехи «слабых», но не под­черкивать это резко как нечто неожиданное.

5. Называть всех детей по именам и добиваться этого в общении детей друг с другом.

6. Постоянно подчеркивать, что отношения в классе должны определяться не только успеваемостью, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других. Способность к учению - это лишь одно из многочислен­ных ценных свойств личности, которое развивается у всех по-разному.

7. Чаще разговаривать с замкнутыми, «неинтересными» ребятами. Поведение детей еще во многом подражатель­но, и когда они видят, как учитель беседует с их одно­классником, то считают, что, следовательно, ему инте­ресно, и тоже начинают проявлять интерес к этому «не­интересному».

8. Бережно относиться к женской гордости и к мужско­му достоинству.

9. Все, что происходит с детьми, принимать всерьез.

10. Уметь видеть за внешними поступками и действия­ми мотивы поведения, отношения, деятельности.

11. Помнить, что все дети испытывают потребность в одобрении их дел и поступков, и в разумных пределах удов­летворять ее.

12. Исключить ситуации в школьной жизни, способ­ные вызвать у детей страх наказания.

13. Научиться воспитывать через радость, доверие, ува­жение.

14. Относиться к ребенку любого возраста как к субъекту совместной деятельности.

15. Принимать право ребенка на ошибку, на настрое­ние, на безнаказанное положение причин невыполнения какого-либо задания и пр.

16. Осуществлять индивидуальный подход на основе понимания особенностей ребенка – его уровня развития, привязанностей, представлений и т.п.

17. Создавать атмосферу успеха, эмоционального бла­гополучия, ценности культуры, знания и здоровья.

18. Критически отнестись к самому себе при поиске при­чин неудач ребенка в учении, поведении, отношениях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.