Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 23. Предпосылки образования Казахского ханства. Образование Казахского ханства. Ханы Керей и Жанибек.






Керей и Жанибек в 1465 году создали первое ханство, и государственность казахов ведет историю с тех времен. Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире.

«Но это можно сказать и про все другие государства той эпохи. Важно, что тогда была заложена основа, и мы – продолжатели великих дел наших предков. Сегодня наша страна сохраняет традиции многовековой дружбы и мирного соседства со всеми ближними государствами. Эти отношения нам следует всегда беречь», – сказал Глава государства на встрече с активом Астаны.

К середине пятнадцатого века пришли в упадок государства Абулхаира и Могулистана. Население ханства Абулхаира, проявляя недовольство политикой своего правителя, оказывает активную поддержку его оппонентам. Борьба Абулхаира с Джучидами не прекращалась на протяжении всего времени его правления, и он так и не смог подчинить себе все земли Ак-Орды.

В то же время падает роль Нижнего Поволжья, как экономического центра Евразии, и происходит миграция кочевого населения на территорию Казахстана из западных земель Улуг Улуса. Одновременно вырастает значение присырдарьинских городов. Власть потомков ханов Уруса и Барака сохранялась в южных районах Ак-Орды и после 20-х годов. Вожди казахских родов и племен стремились к созданию независимого государства и искали покровителя из рода Джучидов. В условиях смуты и постоянного поиска выделяются два казахских султана Жанибек и Керей.

Еще в 40-х годах пятнадцатого века большая часть племен, населяющих предгорья Каратау и низовья Сырдарьи объединяется вокруг первых казахских ханов. Первые сведения о Жанибеке и Керее появляются в «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдар-мирзы Дулата. Вокруг них сплотились значительные круги родоплеменной кочевой знати и особенно та часть верхушки, которая поддерживала Барак-хана, и была связана с городами на Сырдарье. Эти слои знати были заинтересованы в твердой ханской власти, обеспечивавшей их притязания на эксплуатацию оседло-земледельческого населения оазисов Присырдарьи и получение прибыли от торговли ремесленного производства местных городов. К Жанибеку и Керею стекались недовольные Абулхаиром вожди родов и племен, а также в их руках находились города Сузак, Сыгнак и Сауран. Абулхаир в 1446 году отобрал у них эти земли. Подтверждение пребывания потомков Уруса и Барака на территориях Сырдарьи и Каратау еще до откочевки есть у Махмуда ибн Вали. Он пишет: «Когда Абулхаир-хан одержал верх над сыновьями своих врагов в областях Дешт-и Кыпчака, …Киран-хан и Жанибек-хан … вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину». Но нельзя думать, что положение во владениях казахских султанов на юге было безоблачным по сравнению с тем, что в целом происходило в государстве кочевых узбеков. Тимуриды постоянно атаковали крепости в северном Туркестане. С востока нападали могулы, были нарушены сезонные меридиальные кочевки на весну-лето в центральный Казахстан. Очень сильно ухудшилась обстановка кочевых родов и племен казахов, подчиненных Жанибеку и Керею, после поражения Абулхаира от ойратов в 1457 году, которые являлись представителями левого крыла Монгольской империи еще при Чингиз-хане. После поражения Абулхаир начал наво-дить порядок в государстве весьма жесткими мерами. Ханство окончательно пришло в упадок, и это ускорило разделение казахских и узбекских племен.

Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов. Некоторые исследователи считают, что последние происходят из дома Орда-Эджена, однако большинство ученых-историков полагает, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Основу для этой версии многие черпают из трудов Абу-л-Гази и Махмуда ибн Вали. В частности, первый в своей родословной говорит следующее: «Джучи-хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус-хан, его сын Барак-хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек-хан».

Историк Меруерт Абусеитова считает, что сведения Абу-л-Гази являются наиболее достоверными из всех существующих, так как он был потомком Чингиз-хана, сыном Араб Мухаммад-хана из рода Шейбан, из поколения узбеков и наверняка знал точно свою родословную.

Родословная Керея выглядит так: Урус-хан – Тохта-Кыйа – Пулад – Кирай-хан. Не имеет принципиального значения, принадлежат ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходящей от Тука-Тимура, или к линии, происходившей от Орда-Эджена, так как и те, и другие считались соправителями в Ак-Орде. Керей и Жанибек унаследовали власть Барака на территории южного Казахстана и находились в союзе и под опекой Ахмад-хана и Махмуд-хана. Они были их ровесниками и соратниками. Точных данных о датах рождения Жанибека и Керея нет, но многие косвенные факты позволяют определить их возраст. По «Таварих-и-гузида-йи нусрат наме» основатели Казахского ханства Жанибек и Керей были троюродными братьями. В источниках, повествующих об их действиях во второй половине пятнадцатого века, нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке.

Жанибек-хан был прямым наследником трона Барак-хана, но Керей-хан был старше по возрасту, нежели Жанибек, и был внуком Тохта-Кыйа. Умер Жанибек-хан раньше Керея в 1480 году, в возрасте 68-70 лет. Из этого следует, что Жанибек родился примерно в 1410 году (хотя по другим данным годом его рождения принято считать 1420 год). Все это говорит о том, что казахские ханы были сознательными противниками Абулхаир-хана уже с первых лет его правления, то есть с 1428 года.

История ханской власти в Казахстане насчитывает почти 400 лет, и в этот период страной правили примерно 40 ханов. Среди них выделяются основатели Казахского государства Керей и Жанибек, а также Касым, Хак-Назар, Тауекел, Есим, Салкам, Жангир, Тауке, Абулхаир, Абылай, Жангир Букеев и последний казахский хан Кенесары Касымов.

Традиционной формой сопротивления народа в кочевом мире является уход из традиционных мест обитания, то есть и уход из под власти правителя, хана. В условиях средневековой вольницы этим воспользовались Жанибек и Керей. Откочевка Жанибека и Керея стала важным звеном в цепи политических событий, способствовавших образованию Казахского ханства. Первое упоминание об этом появилось в «Тарих-и-Рашиди». Мухаммед Хайдар говорит: «В то время в Дешт-и Кыпчаке владычествовал Абулхаир-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Жанибек и Керей бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, которые составляют западную окраину Могулистана».

Откочевка приобрела массовый характер. Началом откочевки кыпчакских племен и родов из Восточного Дешт-и Кыпчака и районов Сырдарьи в западный Жетысу принято считать 1458–1459 годы. Махмуд ибн Вали говорит, что откочевка носила не единичный характер, а явилась долговременным перемещением недовольного Абулхаиром населения и протянулась на десяток лет. Особенно откочевка усилилась после смерти Абулхаира, когда к власти пришел его сын Шейх-Хайдар, чье правление было недолгим из-за того, что все противники Абулхаир-хана объединились и выступили против Шейх-Хайдара. Откочевка стала весьма заметным событием того времени из-за ее размера, ведь количество откочевавших составило 200.000 человек. Труды на эту тему писали Хондемир, Мухаммед Хайдар, Махмуд ибн Вали, Мирхонд и многие другие. Откочевка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на по-литическую карту региона, изменила места проживания различных племен и родов, стала началом консолидации казахского народа. Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно, на то есть четыре причины:

1) этническая близость населения;

2) давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды;

3) слабость феодально-раздробленного Могулистана;

4) природный фактор (плодородность земель в долинах рек).

Действительно, в Жетысу жило родственное тюркское население. Могулистан продолжал испытывать серьезные кризисы, которые вели к распаду государства. Казахи Жанибека и Керея сражались с калмаками и киргизами на окраине Могулистана и помогали Есен-Буге отражать набеги ойратов.

Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан.

На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса. Становление казахской государственности было делом времени. Первым ханом стал Керей, который правил с 1469 по 1474 годы, хотя в принципе

он с Жанибеком являлись соправителями. Мнение считать началом образования Казахского ханства откочевку в конце 50-х годов не нашло подтверждение в источниках.

Годом основания Казахского ханства принято считать 870 год хиджры или 1465/1466 гг. нашей эры.

Видный исследователь средневековой истории Т. Султанов больше склоняется к дате 1470 год, когда Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть, тем самым существенно расширив территории кочевий казахов.

Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана очень велик. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин «казах» имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников, занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочевки Жанибека и Керея в Могулистан, значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Впервые термин «казах» в письменном источнике упоминается в арабо-кипчакском словаре, составленном в Египте в 1245 году. Поэтому в наступившем году, наряду с 550-летием образования Казахского ханства мы должны отмечать 770-летие первого упоминания в историческом документе слово «казах», имевшего тогда еще не этническое, а социальное значение: в смысле «свободный, вольный человек», «храбрец», «удалец» и т. п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.