Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чти всегда следы прошлого».






Цель занятия:

1)закрепить представления детей о былинном эпосе, его происхождении и содержании;

2)вызвать интерес детей к русскому народному творчеству;

3)обогатить словарь детей словами: караульщик, чуженин, застава, нахвальщик;

4)закрепить знания о старинном русском оружии: палица, копьё, сабля, меч;

5)учить видеть нравственные качества русских богатырей: благородство, справедливость, великодушие;

6)воспитывать уважение и любовь к России и её героям, гордость за её народ;

7)воспитывать интерес к истории Родины.

Материалы:: портреты богатырей, предметы домашней утвари прошлых времён, заготовки для дидактической игры, макеты древнего оружия.

Звуковой ряд:: магнитофонная запись звучания гуслей, «Героическая песня».

Отрывок из оперы Римского-Корсакова

(Звучит запись гуслей. Дети входят в «Горницу», здороваются с гостями.)

Восп: Дай Бог тому,

Кто в нашем дому –

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

Восп: Снова мы встретились в нашей «Горнице». Много раз мы совершали с вами

путешествие в старину стародавнюю, в былинные времена.

Всякое житьё начинается с дома. В каких домах жили русские люди в прошлые времена?

Дети: Русские люди жили в домах из брёвен. (в деревянных домах, в избах)

Восп: Почему русичи строили деревянные дома?

Дети: Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.

Восп: Давайте вспомним, как была изба обустроена внутри? Какие предметы

находились там?

Дети: Внутри была печка. В ней готовили еду, на ней спали, Она давала тепло.

Восп: Да, в народе говорили: «Без печи изба – не изба», «Печь – матушка, а стол- батюшка».

А вот и стол с кухонной утварью. И про каждый предмет русский народ при думал загадки. Я загадаю загадку, а вы возьмите отгадку.

-Маленький черпачок

Три раза в день берётся

И опять на место кладётся. (Ложка)

Деревянное ведро,

Но не для воды оно.

В нём лежит белый песок, но не сахарный. (Солонка)

На топтале был, на кружале был.

На пожаре был,

Домой пришёл, семью накормил. (Глиняный горшок)

Восп: А вот берестяной туесок. Что в нём можно хранить?

Дети: В нём можно хранить сухие продукты (муку, крупу) ягоды. В нём все хранится долго и не портится.

Восп: А там корзины, разноски, рубихи и рогатки, рушники, прихватки. (Показывает на предметы домашнего обихода:).

Восп: Вот в таких избах жили русские люди: мастеровые и служивые, землепашцы защитники. Жили и былинные богатыри.

Идём дальше по нашей «Горнице».

Восп: Посмотрите, что это стоит?

Дети: Это ведро с водой, а в нём ковш деревянный.

Восп: Да ковш не простой, а резной, красивый. «Сам с вершок, голова с горшок».

А это что такое?

Дети: Это старинное оружие (меч, палица).

Восп: Всё это неспроста. Эти предметы где-то нам уже встречались?

Дети: Эти предметы встречаются в былинах.

Восп: Из какой былины эти предметы?

Дети: Из былины «Как Илья из Мурома богатырём стал».

Восп: Давайте вспомним, как же это произошло?

(Рассказы детей о том, как странники помогли Илье выздороветь).

Восп: Куда Илья решил направить свою сверхъестественную силу? богатырскую силу?

Дети: Решил Илья Муромец защищать Русь от врагов.

Восп:.Да, ребята. Не направил Илья свою богатырскую силу на обогащение, а реши стать княжеским дружинником.

Стал служить русскому народу, Руси – матушке!

Какие подвиги совершил Илья Муромец?

Дети: Он победил Соловья-разбойника, победил царя Калина, избавил людей от Идолища поганого.

Восп: Какой человек мог совершить столько подвигов и не погибнуть?

Дети: Смелый, мужественный, храбрый, ловкий, умный, находчивый, сильный.

Восп: Верно. Как в народе говорят о тех, кто храбр в бою?

Дети: Храбрый побеждает – трус погибает.

Кто храбр, тот и жив, кто смел, тот и цел.

Кто за правое дело стоит, тот и победит.

Где смелость – там и победа.

Тот герой – кто за Родину горой.

Восп: Молодцы! Настоящие богатыри. Посмотрите, каков богатырь. Да видно он на отдыхе. Пришла пора в поход собираться, давайте поможем ему снарядиться.

(Дидактическая игра «Снаряди богатыря»)

(музыкальный фон)

Восп: Замечательно. Наш богатырь готов в дорогу, на богатырскую заставу.

Давайте присядем.

(Чтение былины «На заставе богатырской»)

Восп: Ребята! В былине встречаются слова: чуженин, нахвальщик, караульщик.

Давайте уточним их значение (пояснение смысла слов).

Вопросы по содержанию:

Кто служил на заставе?

Почему проехал мимо заставы чужой богатырь?

Кого хотели послать вдогонку за чужаком?

Почему старый Илья Муромец сам стал сражаться с чуженином?

Почему так долго бились богатыри?

Что помогло Илье победить чуженина?

Почему Илья Муромец отпустил чужого богатыря?

Восп: Проявил Илья Муромец милосердие. Поверил, что чуженин не придёт на Русь непрошенным гостем.

(Физминутка «Разминка для молодцев:»)

Восп: Ребята! Наша горница – маленький музей. А в музеях бывают разные выставки.

Давайте и мы устроим выставку портретов Ильи Муромца.

(Дети дорисовывают портреты Ильи Муромца)

Восп: Расскажите, какие у вас получились портреты?

Дети: У меня Илья получился старый и мудрый. И т.д.

Восп: А у нас есть ещё одна выставка портретов былинных богатырей. Давайте к ней подойдём и рассмотрим. Вы их узнаёте?

Дети: Называют (Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович, Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич).

Восп: Мы говорили, что они были смелыми, мужественными, справедливыми,

великодушными. Ребята! А этими качествами обладает простой русский

народ?

Дети: Да.

Восп: Догадались вы, кто скрывается под обликом былинных богатырей?

Дети: Это весь русский народ. Это все русские люди.

Восп: Народ – богатырь! Вот кто подлинный герой русской земли!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.