Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список вопросов для подготовки к экзамену






по дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК и КУльтура речи»

1. Основные аспекты культуры речи.

2. Основные признаки и функции литературного языка.

3. История развития русского языка.

4. Понятие языковой нормы.

5. Орфоэпические и акцентологические нормы.

6. Основные черты русского литературного произношения.

7. Природа русского ударения.

8. Функционирование в речи синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов.

9. Использование в речи лексики ограниченной сферы распространения (диалектизмов, арготизмов, жаргонизмов и терминов).

10. Использование в речи лексики пассивного состава языка (архаизмов и историзмов) и новых слов (неологизмов и окказионализмов).

11. Типичные лексико-стилистические ошибки (тавтология, плеоназм и др.) и возможные пути их устранения.

12. Трудные случаи определения рода имен существительных: род несклоняемых существительных иноязычного происхождения, род несклоняемых аббревиатур.

13. Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа существительных.

14. Обозначение лиц по профессии, должности, званию.

15. Ошибки при образовании форм степеней сравнения прилагательных.

16. Типичные ошибки, связанные с нарушением норм согласования и управления.

17. Типичные ошибки в строе простого предложения. Нормы координации подлежащего со сказуемым.

18. Ошибки в использовании однородных членов предложения. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

19. Типичные ошибки в построении сложного предложения.

20. Орфографические и пунктуационные нормы.

21. Понятие функционального стиля, стилевых черт и стилистической нормы.

22. Стилевые черты научной речи.

23. Стилевые черты публицистической речи, их проявление в выборе языковых средств.

24. Официально-деловой стиль и культура письменной деловой речи.

25. Текстовые нормы делового стиля, определяющие семантическую и формальную организацию документа и его частей.

26. Признаки текста.

27. Типы речи (повествование, описание и рассуждение)

28. Факторы успешной деловой коммуникации.

29. Жанровые формы делового общения: деловая беседа, переговоры, совещание, деловой телефонный разговор.

30. Невербальные средства коммуникации и культура личности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

1. Понятия «язык», «литературный язык»

На протяжении многих лет учёные не разграничивали понятия «язык» и «речь», подразумевая, что это одно и то же. Действительно язык и речь – понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные, но не тождественные.

Язык следует понимать как совокупность и систему знаковых единиц общения Основным знаком языка выступает слово (лексема), но есть и другие единицы для каждого уровня языковой системы.

Любой язык как явление представляет собой результат процесса становления нации и одновременно выступает предпосылкой и условием её образования. Высшей формой национального языка является литературный язык. Любой национальный язык, и русский в том числе, считается литературным, если обладает определёнными признаками:

1) единство и общепринятость в социуме;

2) наличие устной и письменной форм;

3) обработанность мастерами слова (писателями, поэтами, учёными, общественными деятелями);

4) нормированность и общеобязательность норм для всех, кто пользуется языком, независимо от социальной, профессиональной, территориальной принадлежности;

5) многофункциональность (наличие в языке стилевой дифференциации, обслуживающей разные сферы речевой деятельности людей);

6) устойчивость (сохранение общекультурного наследия и литературно-книжных традиций).

На основе этих признаков строится и определение литературного языка.

Литературный язык – это исторически сложившаяся высшая, образцовая форма национального языка, обработанная и нормированная.

 

2. Понятие «речь» и «культура речи»

Однако реализоваться язык может только в речи. Речь – это язык в действии. Поэтому мы можем определить речь – как последовательность знаков языка, их комбинации, которые использует говорящий или пишущий с целью выражения своей мысли.

Учение о хорошей речи возникло еще в античные времена – в Древней Греции и Древнем Риме. И сегодня культура речи – понятие многоплановое.

Культура речи определяется как 1) часть духовной культуры общества и компонент общей культуры каждого человека; 2) как культура общения и культура создания текстов (устных и письменных); 3) культура коммуникативных качеств речи – то есть качеств, помогающих эффективному общению; 4) лингвистическая дисциплина: учебная и научная.

Культура речи – это учение о содержании и стиле эффективной и образцовой речи, о её основных коммуникативных качествах.

К основным коммуникативным качества речи относятся: правильность, точность, логичность, чистота, богатство и разнообразие языковых средств, выразительность и образность, краткость и уместность.

1) Правильность – главное коммуникативное качество речи – её соответствие принятым литературно-языковым нормам времени.

2) Точность – качество, которое предполагает умение четко и ясно мыслить и находить для передачи своих мыслей адекватные точные языковые формы.

3) Логичность речи – соответствие высказывания законам логики, то есть умение обеспечивать средствами языка (вводными словами, союзами, частицами и т.д.) переходы между основными мыслями и частями высказывания.

4) Чистота речи – степень соотношения с литературным языком. Определяется отсутствием в речи нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных, бранных, вульгарных, слов-паразитов и т.д.).

5) Выразительность речи – живость, эмоциональность, образность, которые создаются за счёт умения использовать различные выразительные средства языка (тропы – метафоры, эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, фразеологизмы, афоризмы).

6) Богатство речи – смысловая насыщенность, разнообразие языковых средств: обширный словарный запас, знание грамматических, синтаксических и интонационных конструкций.

7) Уместность речи – целесообразность использования языковых средств для каждой конкретной ситуации общения, владения разными функциональными стилями речи.

Современная концепция культуры речи включает четыре аспекта культуры речи и, соответственно, четыре её раздела:

1) нормативный аспект включает учение о нормах литературного языка. Культура речи начинается там, где появляется возможность выбора одной языковой единицы из числа вариантов, имеющих одно и то же значение (грамматическое или смысловое). Поэтому центральным понятием предмета культура речи является понятие языковой нормы.

2) коммуникативный аспект включает учение о функциональных стилях языка. Так как язык выполняет разные коммуникативные задачи и обслуживает разные сферы общения, необходимо грамотно и уместно использовать языковые средства в зависимости от ситуации. Функциональные стили русского языка подразделяются на книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и устный: разговорный.

3) этический аспект предписывается правилами речевого этикета. В области культуры речи этический аспект предполагает следование определённым правилам речевого этикета, использование этикетных формул речи.

4) риторический аспект включает учение о риторике или ораторском искусстве.

Таким образом, культура речи – это лингвистическая дисциплина со своими специфическими задачами, главными из которых являются отбор и организации языковых средств в соответствии с ситуацией общения и соблюдение языковых и этикетных норм. Все это помогает эффективно решать коммуникативные задача – то есть те задачи, которые мы хотим решить через общение.

 

3. Понятие «норма литературного языка»

Литературная норма является одним из основных признаков литературности языка. Норма - общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих.

С ориентацией на норму составляют учебники и учебные пособия. Литературной нормой руководствуются редакторы и корректоры. Неоправданные отступления от нормы воспринимаются образованными носителями языка как речевые ошибки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.