Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основной глагол ставится в первой форме деепричастия, и все изменения в подобных случаях берет на себя вспомогательный глагол.






Вспомогательный глагол язу (писать) в соединении с формой настоящего времени основного глагола обозначает приближение к действию, которое фактически так и не произошло:

Егыла яздым. Я чуть не упал.
Ә йтә язды. Он чуть не сказал.
Чыга яздыгыз. Вы чуть не вышли.

Вспомогательный глагол карау (смотреть) в соединении с первой формой деепричастия основного глагола означает попытку совершения действия:

Эшлә п карады Он попытался сделать.
Ә йтеп карадым. Я попытался сказать.

Вспомогательный глагол кү рү (видеть) в форме повелительного наклонения в соединении с основным глаголом, поставленным в форме настоящего времени обозначает убедительную просьбу (или приказ) совершить действие:

Килә кү р! Смотри, приди! (Обязательно приди).
Китә кү рмә сен! Пусть он не уходит!

УПРАЖНЕНИЕ

Переведите:

хө рмә т (уважение) итә ргә; игътибар (внимание) итә ргә; барасы килә; килә се килә; ашамакчы була; китмә кче була; йоклап туйган; язып туймаган; керә язган; оча яздым; барып карадым; язып карадым.

Характер протекания действия. Для передачи характера протекания действия в татарском языке используется большое количество вспомогательных глаголов. Но важно отметить, что эти глаголы при этом не полностью теряют свое основное значение. Вы можете догадаться о смысле аналитического глагола, зная основное значение вспомогательного глагола.

Вот основные значения, которые передаются при помощи вспомогательных глаголов:

1) Для передачи незавершенности и продолжительности действия, выраженного основным глаголом, чаще всего употребляются глаголы килү, бару, тору, яту (основные значения: приходить, идти, находиться, лежать):

Эш бетеп килә Работа заканчивается (подходит к концу).
Хә ллә р яхшыра бара. Состояние улучшается (постепенно).
¥ ни кө теп тора. Мама дожидается.
Ул Казанда укып ята. Он учится в Казани (постоянно).

2) Для передачи завершенности, полноты и результативности действия, выраженного основным глаголом, чаще употребляются вспомогательные глаголы бетү, бетерү, чыгу, чыгару, җ итү (основные значения: кончаться, кончать, выходить, выпускать, достичь):

Син чыланып беттең Ты промок (весь).
Мин укып бетердем Я прочитал до конца.
Марат йө реп чыкты Марат все обошел.
Ул барып җ итте Он дошел.

3) Интенсивное, напряженное проявление действия чаще всего передается глаголами җ ибә рү, башлау, китү (отпускать, начинать, уходить):

Искә ндә р кычкырып җ ибә рде Искандер вскрикнул.
Костер яна башлады Костер разгорелся.
Кү к ачылып китте Небо прояснилось.

4) Для передачи направленности действия употребляется большое количество пространственных глаголов: керү, чыгу, менү, тө шү, килү, китү (основные значения: входить, выходить, подниматься, спускаться, приходить, уходить) и другие:

Ул йө гереп чыкты Он выбежал.
Син очып чыктың Ты вылетел.
Мин сикереп мендем Я запрыгнул.
Марат сикереп тө ште Марат спрыгнул.
Самолет очып килде Самолет прилетел.
Елан шуышып китте Змея уползла.

5) Начало действия, выраженного основным глаголом, передается вспомогательными глаголами башлау, тотыну (основные значения: начинать, хвататься):

Ул сө йли башлады Он заговорил (начал говорить).
Ул сө йлә ргә тотынды Он заговорил (принялся говорить).

6) Проявление действия в сравнительно короткий промежуток времени выражается вспомогательным глаголом алу (основное значение: брать):

Марат эшлә п алды Марат поработал (немного).
Хә бир йоклап алды Хабир поспал (немного вздремнул).

7) Для выражения однократной и быстрой завершенности действия чаще всего употребляются вспомогательные глаголы китү, кую (основные значения: уходить, ставить):

¥ лфия егылып китте Альфия упала (неожиданно).
Самолет очып китте Самолет улетел.
Илһ ам кө леп куйды Ильхам усмехнулся.
Рә мзия тибеп куйды Рамзия топнула.

8) Для выражения неполноты, недостаточности действия употребляется вспомогательный глагол җ иткерү (основное значение: довести) в отрицательной форме:

Яратып җ иткерми Недолюбливает.

Вспомогательные глаголы представляют большую трудность для русскоязычного читателя. Но помните, что только тогда Вы можете сказать, что усвоили их, когда начнете самостоятельно применять их в письменной, а потом и в устной речи. Они постоянно встречаются в письменной речи, и если Вы поняли их, попытайтесь почитать оригинальные легкие тексты, обращая особое внимание именно на аналитические глаголы.

Залоги

В татарском языке пять залогов: основной (тө п юнә леш); возвратный (кайтым юнә леше); страдательный (тө шем юнә леше); совместный (уртаклык юнә леше); понудительный (йө клә тү юнә леше). Каждый залог имеет свои характерные аффиксы.

Возвратный залог обозначает действие, при котором субъект и объект совпадают. Действие субъекта направлено на себя. Он образуется путем прибавления к основе основного залога -ын/-ен/-н:

бизә ү (украшать) бизә нү (украшаться)
юу (мыть) юыну (мыться).

Страдательный залог – особая синтаксическая конструкция, когда логический объект становится грамматическим субъектом. Он образуется посредством аффиксов -ыл/-ел/-л или -ын/-ен/-н. Аффикс -ын/-ен/-н присоединяется только к тем основам, которые оканчиваются на -л, -ла, -лә. В остальных случаях используется аффикс -ыл/-ел/-л:

Йорт тө зү челә р тарафыннан тө зелә Дом строится строителями.
Йорт тө зү челә р тарафыннан салына Дом закладывается строителями.

Совместный залог означает совместное действие двух или нескольких субъектов, помощь или содействие кому-либо в исполнении работы. Он образуется путем присоединения аффикса -ыш/-еш/-ш:

Ул сө йли Он говорит.
Алар сө йлә шә Они говорят (друг с другом).
Ул җ ыя Он собирает.
Марат аң а җ ыеша Марат помогает ему собирать.

Понудительный залог обозначает побуждение к действию повелением, принуждением, содействием. Способов образования этого залога много. Эти формы обычно даются в словарях отдельными статьями:

Ул тиз йө ри Он ходит быстро.
Ул машинаны ә йбә т йө ртә Он хорошо водит машину.
Мин аң а сө йлим Я ему рассказываю.
Мин аны сө йлә тә м Я заставляю его говорить.

УПРАЖНЕНИЕ

Переведите:

очып чыга; йоклап туйганбыз; басып куйды; ашап алырсың; сө йли башламаган; язып куярмын; йө гереп чыгачакбыз; йө гереп тө штем; очып килә без; китә яздык; ашыйсы килә; бармакчы булабыз; ә йтеп карады; эзлә п карадым; эшли кү рмә.

басу – наступать; эзлә ү – искать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.