Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Черты «новой драмы». Философская драма Г.Ибсена ( «Пер Гюнт»). Новаторство Г.Ибсена в жанре социально-психологической драмы («Кукольный дом»).






В драматургии мировоззренческий кризис рубежа веков нашел свое отражение прежде всего в художественном явлении, противопоставившем свои принципы ренессансной театральной системе и получившем наименование " новая драма". Его представителями в истории мирового искусства стали Ибсен, Гауптман, Стриндберг, Чехов и др.

· Герои носят в себе и как бы распространяют вокруг себя чувство некоей обреченности. Печатью обреченности отмечен весь уклад культуры.

· персонажи типичны для своего общества и для своей эпохи

· В центре произведений не катастрофическое событие, а внешне бессобытийное, будничное течение жизни, с характерным процессом необратимых изменений.

· Внешний конфликт в " новой драме" изначально неразрешим.

· Трагический пафос

· Стремление к реалистичности, объективности

Трагизм повседневного существования = движущая сила драмы, фон разворачивающегося действия. Стрежень драматургического действия - внутренний конфликт. Он также может быть неразрешим в рамках пьесы из-за внешних, фатально подчиняющих себе человека обстоятельств. Герой, не находя опоры в настоящем, ищет нравственные ориентиры в неизменно прекрасном прошлом или в неопределенном светлом будущем. Только тогда он чувствует какое-то духовное наполнение, приобретает душевное равновесие.

Общим для " новой драмы" можно считать понятие символа, с помощью которого художник стремился дополнить изображенное, раскрыть невидимый смысл явлений и словно продолжить реальность намеками на ее глубинное значение. Символ выступал как образ, связывающий два мира: частный, бытовой, единичный и всеобщий, космический, вечностный.

Явление " новой драмы" помогает понять, из чего возникли три тенденции восприятия драматургии в ХХ столетии. Ведь сама " новая драма" начинается со " встречи" натурализма и символизма.

В " новой драме" меняется представление о присутствии автора в тексте пьесы. Ремарки не играют чисто служебную роль, а призваны выразить настроение, чувство, обозначить лирический лейтмотив драмы, ее эмоциональный фон, объединить характер и обстоятельства биографии персонажей, а иногда - и самого автора. Обращены они не столько к режиссеру, сколько к зрителю и читателю. В них может содержаться авторская оценка происходящего.

Происходит изменение в " новой драме" и в структуре драматического диалога. Реплики героев не просто слово-действие, а разрастаюся в лирические монологи, декларирующие взгляды героев, повествующие об их прошлом, раскрывающие надежды на будущее. При этом условным становится понятие индивидуальной речи героев. Сценическая роль определяет не столько личностные качества персонажей, их социально-психологические или эмоциональные отличия, сколько всеобщность, равенство их положения, душевного состояния. Свои мысли и переживания герои " новой драмы" стремятся излить во множестве монологов.

Ибсен разработал " новый метод изображения характера, который можно назвать " биографическим". Теперь персонаж обретает историю жизни, причем, если драматург не может изложить ее в одном каком-нибудь монологе, он сообщает сведения о прошлой жизни персонажа по кусочкам тут и там, с тем чтобы читатель или зритель смог впоследствии сложить их воедино. Эта " биографичность" героев + емких реалистических деталей.

 

Общая характеристика творчества Ибсена.

1. Пьесы его интересны для чтения: динамичный сюжет, интеллектуальная насыщенность, острейшая постановка реальных серьёзных проблем.

2. У Ибсена неклассическое мировоззрение, он бунтарь по духу, его любимые герои – одиночки, бунтари, всегда идущие против большинства, стремящиеся к самостоятельности, свободе от мнения других людей. Часто они стремятся в горы, в высоту, не к людям, а от людей (что, кстати, не характерно для русской литературы).

3. проблема противоречия между нравственностью и человеколюбием. На самом деле это одно из самых важнейших противоречий христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас.

 

Пер Гюнт необычен по форме = драматизованная поэма. По своему объему она резко превышает обычный размер пьес. Основная проблема в «Пер Гюнте» — Судьба человеческой личности в современном обществе. Герой пьесы, крестьянский парень Пер Гюнт, — воплощение душевной слабости человека, — правда, воплощение, доведенное до гигантских размеров.

Ибсеновское неприятие романтической идеализации достигает здесь своего апогея. Крестьяне - грубые, злые и жадные люди, беспощадные к чужой беде. А фантастические образы норвежского фольклора оказываются в пьесе уродливыми, грязными, злобными существами.

Правда, в «Пере Гюнте» есть не только норвежская, но и общемировая действительность. Весь четвертый акт, огромных размеров, посвящен скитаниям Пера вдали от Норвегии. Но в наибольшей мере общеевропейское звучание придает «Перу Гюнту» его центральная проблема — проблема безличия современного человека, исключительно актуальная для буржуазного общества XIX века. Пер Гюнт умеет приспособиться к любым условиям, в которые он попадает, у него нет никакого внутреннего Стержня.

Безличность Пера особенно примечательна тем, что он сам считает себя особым, неповторимым человеком, призванным для необычайных свершений, и всячески подчеркивает свое, гюнтовское «я». Но эта его особость проявляется лишь в его речах и мечтах, а в своих действиях он всегда капитулирует перед обстоятельствами.

Подлинный, высочайший лиризм присутствует в ней только в тех сценах, в которых решающим оказывается чисто человеческое начало -это прежде всего сцены, связанные с образом Сольвейг, и сцена смерти Осе, принадлежащие к самым трогательным эпизодам в мировой драматургии.

ГЕРОЙ. Пер Гюнт представлен в развитии, которое более характерно для реалистического героя. Сначала это «долговязый сельский парень лет 20ти», говорун, бездельник, фантазер и разбойник. Жизнь в родном селе, наполненная прозаичными заботами, его не удовлетворяет. Добропорядочные крестьяне, которые тупо подражают обычаям, по его мнению, сами заслуживают пренебрежения. Но, вместе с тем, Ибсен приводит своего героя к троллям — фантастическим, безобразным существам, враждебным людям, — и видит его внутренне готовым принять на всю жизнь их формулу — «будь удовлетворен самим собой», что противоположно жизненному девизу Бранда — «будь самим собой». Девиз людей — стимул для усовершенствования личности. Формула троллей — оправдание застоя, мещанского самодовольства, тупого покорения обстоятельствам, смерть личности.

Символического значения, как и все пребывание у троллей, приобретает встреча с Великой хромой, которая советует Перу не бороться, а обходить все препятствия стороной.

Вся жизнь Пера Гюнта превращается отныне в поиски обходных путей.

Если три первых действия раскрывают сущность моральных позиций главного героя и показывают, как они формируются, то четвертое действие отображает действия Пера согласно его убеждениям и доводит к логической границе его существования согласно тезису «будь удовлетворен самим собой». Пятое действие воссоздает постепенное прозрение героя, поиски им своего утраченного «я», стремление восстановить целостную личность из обломков. Центральной символической фигурой здесь становится Пуговичник, который ходит по миру с оловянной ложкой и собирает в нее людей на переплавку: целостные личности перевелись, и лишь с многих, сплавленных вместе, можно сделать одного настоящего человека. Пуговичник ставит герою условие: он избежит переплавки, если найдется хоть один человек, способный подтвердить, что он был целостной личностью.

Образ пуговицы. Пуговичник грозит переплавкой Перу. В детстве у него была плавильная ложка. Он попросил олово. Выплавил серебрян. пуговицу. Он приходит к Хельге – сестре Сольвейг - и передает ей эту пуговицу. Это в реальном мире. В сказочном, фантастическом мире пуговичник – символ суда. Пер Гюнт почти убил в себе свое я. А пуговицы как раз такие, как он - серые, бездушные и бесцветные. Пуговичник хочет его в плавильный котел посадить – это образ Даосистского плавильн котла – китайская тема.

Символические образы, которые возникают вокруг Пера, раскрывают его духовное убожество. Он действительно похож на луковицу, с которой в приступе отчаяния сравнивает себя: у него также лишь оболочки, но нет сердцевины, стрежня. Только бывшая любимая Сольвейг утверждает, что он был самим собой — в ее надежде, вере и любви.

Он прослеживает путь обычного человека от юности до старости, заставляя его мечтать о прекрасном — и делать бесчестные поступки. Любить — и торговать своей душой. Жертвовать чужими жизнями ради обогащения — и страстно, искренне искать смысл жизни, свою утраченную неповторимую личность.

Пер Гюнт хотел стать и троллем, и приспособился к макакам, короче он следовал теории Дарвина – выживает тот, кто приспособился. Но его останавливает его человечность – и он не принимает обряд - вот символ это все равно что обряд посвещения – снять одежду, выколоть левый глаз, чтобы все было видно в преломляющ. свете, не реально, выпить вина – посвящение в царство троллей. Но перестать быть человеком – нет, он отказался. Не захотел хвост прицеплять. Это был бы важный шаг – отказ от собственн. призвания. Призвание – есть Божий замысел. Герой трагичен, потому что не выполняет свое призвание. Он хотел стать поэтом – клубки, листва, неспетые песни. Капли росы – слезы, не выплаканные им. Сломанные соломинки – невыполнение дела.

 

Религиоз основа: призвание – есть Божй замысел. Будь самим собой, Увидь в себе я свое.

– Пер Гюнт нарушает это. Он становится наоборот, не собой.

Пуговичник говорит – Самим собой кто был наоборот – для того открыты в ад ворота.

Он отошел от своего истинного предназначения – поэзия или любовь – и уехал. Все эти годы он жил, приспосабливаясь и вот, оказавшись в Египте, он видит Сфинкса и уже думает, как тут все устроить, и вдруг сфинкс ему напоминает Доврского деда или кривую – это ему напоминание, что он не так живет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.