Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и задачи учебной дисциплины. Методология истории искусства






Методология истории искусства

Квалификация выпускника бакалавр

Заочное отделение

Аудиторные занятия: 5 сем. – 8 часов
6 сем. – 2 часа, консультация, экзамен

Форма экзамена: специальное задание + собеседование по курсу

Специальное задание: развернутый ответ по одной из тем по выбору, желательно с самостоятельно подобранными примерами использования того или иного метода.

Темы:

  1. Формально-стилистический метод в искусствоведении
  2. Исторический подход в искусствоведении
  3. Социологический метод исследования искусства
  4. Иконографическое исследование в искусствоведении
  5. Семиотическое исследование искусства

 

Примерный план ответа: Суть выбранного метода. История формирования данного подхода в науке. Авторитетные авторы, которые прибегали к этому методу на разных этапах истории искусствоведения. Круг исследовательских задач, связанных с выбранным методом. Самостоятельно найденные примеры использования метода (желательно в современных искусствоведческих монографиях или статьях).

 

Рабочая программа дисциплины

Цели и задачи учебной дисциплины

Курс «Методология истории искусства» имеет своей основной целью специальное представление различных методов современного искусствоведческого исследования явлений и событий художественной жизни, а также отдельных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры. В лекциях курса рассматривается многообразие методов искусствоведения, их специфика, а также возникновение и развитие в XIX – XX веках. Особое внимание уделено при этом важнейшему виду изучения искусства – так называемому формальному анализу, который представляет собой единственный специфический для искусствоведения метод исследования отдельных произведений, художественных направлений и стилей. Другие методы изучения этих объектов искусствоведческая наука делит с близкими к ней гуманитарными дисциплинами (исторической наукой, социологией, психологией, семиологией), хотя и трактует их иначе. Отсюда необходимость прояснения в данном курсе отношений искусствоведения с другими отраслями научного знания и характеристика социологических, психологических, семиологических и иных методов, так или иначе используемых специалистами по истории искусства. Еще одна проблема, которая нуждается в обсуждении, – это возможность рождения новых методов на стыке искусствоведения и какой-либо идеологии, не только изменяющей взгляд исследователя на задачи и принципы его работы, но и формирующей особое понимание ценности произведений искусства (марксистская, национал-социалистическая, феминистская и другие системы ценностей).

Цели:

- специальное представление различных методов современного искусствоведческого исследования явлений и событий художественной жизни, а также отдельных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры;

- изучение истории становления современной искусствоведческой методологии;

- ознакомление с принципами анализа теоретических и методологических аспектов современной искусствоведческой литературы.

 

Задачами освоения учебной дисциплины являются:

- общее представление об основных методах современного искусствоведения, их специфике, происхождении, сферах применения, достоинствах и возможностях;

- умение самостоятельно применить изученные методы, адекватно используя специфические для них схемы работы с объектом исследования и терминологию;

- умение выбрать адекватные научные методы для решения конкретных исследовательских задач разного типа;

- умение правильного согласования разных искусствоведческих и иных научных методов в исследовании конкретного материала;

- общее представление о научном рецензировании искусствоведческого текста;

- умение дать определение искусствоведческого текста с точки зрения примененных в нем методов исследования, логики, терминологии.

 

Содержание учебной дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
1. Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса Определение цели и задач курса. Краткий обзор содержания лекционных и семинарских занятий, основных терминов, а также основной и дополнительной литературы по курсу.
2. Тема 2. Основные понятия курса «Методология истории искусства» Основные понятия курса: «метод научного исследования», «методология». Свободное понимание термина «метод» в современных гуманитарных науках (любой способ исследования объекта, отличающийся последовательностью). Разнообразие методов; условность их разграничения; возможность различной трактовки одного и того же принципа исследования. Возможность исторической или антиисторической трактовки любого метода изучения явлений культуры, в том числе и изобразительного искусства. Современное понимание термина «методология»: взгляд на общие принципы научного исследования, обычно включающий в себя целый ряд (систему) каких-то частных методов, специальную терминологию, склонность к индуктивным или дедуктивным умозаключениям и прочее. Искусствоведение как наука, требующая использования различных исследовательских методов. Самые необходимые из них связаны с решением следующих задач: проблема художественной формы; проблема исследования явления в историческом контексте (в самом широком понимании этого термина); изучение психологии художественного творчества и восприятия искусства.
3. Тема 3. Искусствоведение XIX – XX веков и его методы в контексте развития общих представлений о научном знании Изменения взглядов на научный способ познания мира в течение XIX – XX веков. Оптимистическая позиция ряда ученых второй половины XIX столетия в отношении объективности научного знания и обнаружения идеальных методов научного исследования. Попытка И. Тэна придать строгую форму исследованиям в области истории культуры и искусства (1860-е годы). Г. Вёльфлин как создатель основных принципов изучения явлений искусства в конце XIX – XX веках. Его отношение к методам: использование исторических и психологических комментариев в исследовании искусства; разработка принципов формального (стилистического) анализа. Попытка создания идеальной, вневременной искусствоведческой методологии у Г. Зедльмайра (сборник «Искусство и истина», 1958). Предположение Г. Вёльфлина, Г. Зедльмайра, Э. Панофского и других ведущих искусствоведов последней трети XIX – первой половины XX века о возможности создания единых теории и истории искусства, – объективных и приемлемых для всех исследователей. Кризисы и методологические революции в естественных и гуманитарных науках XX века. Дискуссия К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса и П. Фейерабенда о критериях истинности научных гипотез и прогрессе науки (вторая половина XX века). Искусствоведение этого нового периода. Отказ от взгляда на науку как на совместную работу ученых над созданием общих теории и истории искусства. Появление в искусствоведении новых исследовательских методов, связанных с развитием других гуманитарных дисциплин (семиология; социология (статистические исследования). Отечественное искусствоведение: отсутствие необходимости придавать исследованию вид, соответствующий марксистскому пониманию действительности. Появление новых концепций и методов исследования искусства, связанных с возникновением других идеологий (феминизм).
4. Тема 4. Искусствоведение как дисциплина, опирающаяся на историческую науку Отношение искусствоведения к исторической дисциплине на различных этапах его эволюции (XVIII – XX века). Значение успехов исторической науки XIX века (Г. Ф. В. Гегель в его ипостаси историка культуры, Л. Ранке, В. Дильтей, Я. Буркхардт и др.) для развития немецкоязычного искусствоведения эпохи Г. Вёльфлина. Значение исторической трактовки различных исследовательских методов в искусствоведении и возможность отказа от нее (некоторые исследования формалистов конца XIX – начала XX века (А. Ригль), ряд семиологических исследований). Принципы изучения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры в связи с обстоятельствами эпохи. Понимание «исторической ситуации», «исторического контекста» у специалистов по искусству, начиная с Я. Буркхардта и Г. Вёльфлина. Историческая ситуация как комплекс элементов, среди которых, кроме культурной и художественной жизни, можно выделить: политические и общественные обстоятельства; формы материального производства; особенности религиозной жизни и религиозного сознания; наличие и характер мифологии, философии, науки, этических учений; межнациональные и межгосударственные контакты и другие явления того же порядка.
5. Тема 5. Формальный анализ произведения и его значение для исследования эволюции художественной формы Формальный (стилистический) анализ произведений искусства и архитектуры как важнейший вид их исследования. Первые требования выявить специфику изобразительного искусства относительно поэзии у авторов XVIII века (Ж. Б. Дюбо и Г. Э. Лессинг о «границах» живописи и поэзии, об особых задачах, достоинствах и «языке» изобразительного творчества). Первые опыты формального анализа античной и египетской пластики у И. И. Винкельмана и других знатоков искусства его времени. Попытка теоретиков-формалистов конца XIX века скорректировать развитие искусствоведения при помощи требования обратиться к изучению формы, «смены стилей» в истории искусства, а также визуального восприятия. Художественная форма как «естественное содержание» изобразительного искусства, не нуждающееся в содержании символическом или идеологическом, и другие тезисы книги А. Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве» (1893). Определение вероятных задач формального анализа произведения у историков искусства конца XIX – начала XX веков: атрибуция (авторство, датировка); уточнение места произведения в истории развития художественных стилей. Г. Вёльфлин о цели и инструментарии формального анализа памятников живописи, скульптуры и архитектуры в книге «Основные понятия истории искусств» (1915). Роль формального исследования произведений искусства и архитектуры в отечественной искусствоведческой практике и педагогике XX века.
6. Тема 6. Формальный анализ и его значение для интерпретации отдельного произведения Понятие «интерпретации» произведения с точки зрения представителей разных направлений в искусствоведении XX века («интерпретация» и ее задачи у Э. Панофского, Г. Зедльмайра, в психоаналитической и других традициях). Необходимость формального анализа для исследователей «смысла и значения» произведений изобразительного искусства и архитектуры. Важность внимания к художественной форме в иконографических и иконологических исследованиях. «Иконология» Э. Панофского и «иконология» Э. Гомбриха как методы изучения изобразительного искусства эпохи Ренессанса. Использование формального анализа при интерпретации символики произведений Нового времени (Ю. С. Хельд о картинах Рембрандта; Я. Бялостоцкий и другие авторы о произведениях художников XVIII – XIX веков). Формальный анализ как важный элемент интерпретации в трактовке Г. Зедльмайра (статья «Проблемы интерпретации» в сборнике «Искусство и истина» 1958 г.). Г. Зедльмайр об «Аллегории живописи» Я. Вермеера и венской Карлскирхе И. Фишера фон Эрлаха. Понимание формального анализа произведений в психоаналитической традиции (Э. Нойманн о картинах Леонардо да Винчи).
7. Тема 7. Социологические исследования в искусствоведении Рождение и развитие социологии в XX веке. Определение социологии относительно исторической науки. Новые концепции, методы и понятия, позволившие социологии стать самостоятельной научной дисциплиной (роль М. Вебера, К. Манхейма и других историков начала XX века в этом процессе). Различные толкования понятия «социологическое исследование» в применении к искусствоведению. Комментирование отдельных произведений искусства и явлений художественной жизни с привлечением информации о современных им социальных, политических и экономических процессах. Использование социологической терминологии в искусствоведческой практике. Попытки написания «социальных историй искусства» в зарубежном искусствоведении XX века. Специфическое подчеркивание связей между событиями художественной и социальной жизни в советском искусствоведении, связанное с необходимостью отразить в исследовании искусства социалистическое, марксистское понимание действительности. Статистическое исследование как важнейшая отрасль социологии второй половины XX века. Применение статистического исследования в искусствоведении: общественные опросы, касающиеся ряда проблем, связанных с художественным творчеством, восприятием и изучением искусства, посещением музеев и так далее, и анализ полученных сведений. Исследования советских искусствоведов 1970-х – 1980-х годов в этой новой области.
8. Тема 8. Психологические исследования искусства. Искусствоведение и психоанализ Психология как наука, помогающая исследовать феномен творчества и восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры. Последняя треть XIX века: первые опыты сотрудничества представителей искусствоведения, психологии, а также физиологии зрения. Г. Вёльфлин как специалист по «психологии архитектуры» (на примере книги «Ренессанс и барокко», 1888). Попытка построения теории изобразительного искусства при помощи обращения к исследованию зрительного восприятия человека и его «художественного инстинкта» у А. Гильдебранда. XX век: успехи в области исследования психологии и физиологии зрительного восприятия; внимание к ним у теоретиков и историков искусства и уточнение принципов формального анализа художественной формы. Обилие попыток психологического комментирования событий художественной жизни, появления новых направлений и стилей в искусстве и архитектуре, художественных склонностей и возможностей отдельных мастеров и так далее. Использование в искусствоведении психоаналитического метода (в разных его трактовках). Классики психоанализа о феномене художественного творчества, личности художника и природе гениальности. Ч. Ломброзо как предшественник З. Фрейда и его высказывания о художниках. З. Фрейд о Микеланджело и Леонардо да Винчи. Развитие психоанализа в XX веке и внимание исследователей этого периода к проблемам изобразительного искусства, творчества и зрительного восприятия (К. Г. Юнг, Э. Нойманн и другие). Обращения искусствоведов к иным сферам исследования человеческого поведения — концепциям, происходящим из различных психофизиологических школ (работы П. В. Симонова), психиатрии.
9. Тема 9. Семиологический метод в искусствоведении второй половины XX в. Семиология (семиотика) как наука о знаковых системах. Основные этапы ее развития за рубежом и в России (Советском Союзе). Возможные объекты семиологического исследования, его основные принципы и терминология. Возможности применения концепций и инструментария семиологии в искусствоведении. Взгляд семиологии на виды творчества, оперирующие визуально воспринимаемыми формами. Понимание объектов искусствоведческого исследования как смысловых сообщений. Точка зрения семиологии на создание и восприятие произведений искусства. Европейские, американские и отечественные исследователи о «языках» живописи, архитектуры, плакатной и рекламной графики и обстоятельствах передачи смысла от адресанта к адресату в этих случаях. Семиологические исследования Р. Барта, У. Эко, Я. Мукаржовского, Ю.М. Лотмана и других зарубежных и отечественных авторов. Использование принципов семиологического исследования в работах санкт-петербургских (ленинградских) теоретиков и историков искусства последних десятилетий XX века.

 

Литература

1. Алленов М. Тексты о текстах. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 400 с.: ил.

2. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. - М.: Стройиздат, 1984. - 193 с.: ил.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура- С, 2007. - 392 с.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994. - 352 с.

5. Арсланов В. Г. Западное искусствознание XX века / В.Г. Арсланов. – М.: Академ. проект: Традиция, 2005. - 862 с.: ил.

6. Арсланов В. Г. История западного искусствознания XX века. - М.: Gaudeamus, 2003. - 768 с.

7. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. - М.: Прогресс, 1994. - 528 с.

8. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс Универс, 1994. - 616 с.

9. Барт Р. Империя знаков. - М.: Праксис, 2004. - 144 с.

10. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М.: Изд-во имени Сабашниковых, 2003. - 512 с.

11. Бернштейн Б. Пигмалион наизнанку. К истории становления мира искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 256 с.

12. Блинов Н. Н. Глаз и изображение. - М.: Медицина, 2004. - 320 с.

13. Буркхардт Я. Рубенс. - СПб.: Академический проект, 2000. - 240 с.

14. Ванеян С.С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.

15. Вёльфлин Г. Классическое искусство. - СПб.: Алетейя, 1999. - 326 с.

16. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2009. - 330 с.: ил.

17. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. - СПб.: Азбука- Классика, 2004. - 288 с: ил.

18. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. - СПб.: Алетейя, Государственный Эрмитаж, 2000. - 800 с.: ил.

19. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. - М: Изд-во В. Шевчук, 2010. - 368 с.

20. Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-Классика, 2005. - 384 с.

21. Воррингер В. Абстракция и одухотворение // Современная книга по эстетике. Антология. - М.: Иностранная литература, 1957. - С. 459 – 475

22. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Лабиринт, 2010. - 352 с.

23. Гаузенштейн В. Искусство и общество. - М.: Новая Москва, 1923. - 336 с.

24. Гаузенштейн В. Опыт социологии изобразительного искусства. - М.: Новая Москва, 1924. - 80 с.

25. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. - СПб.: Алетейя, 2000. - 656 с.

26. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М.,: Логос, 2011. - 144 с.

27. Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы. Морфология и история. - М.: Новое издательство, 2004. - 348 с.: ил.

28. Гращенков В. Н. История и историки искусства. - М.: КДУ, 2005. - 656 с.

29. Даниэль С.М. Искусство видеть. - СПб.: Амфора, 2006. - 206 с.

30. Дворжак М. История искусства как история духа. - СПб.: Академический проект, 2001. - 336 с.

31. Демидов В. Я. Как мы видим то, что видим. - М., 2011. - 241 с.

32. Дюбо Ж. Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. - М.: Искусство, 1976. - 768 с.

33. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. - 125 с.: ил.

34. Зедльмайр Г. Искусство и истина. - СПб.: Axioma, 2000. - 276 с.

35. История европейского искусствознания. - М., 1963 – 1969

36. Кларк К. Пейзаж в искусстве. - СПб.: Азбука-Классика, 2004. - 304 с.

37. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Аст Москва, 2009. - 320 с.

38. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М.: Аст, Аст Ермак, 2003. - 384 с.

39. Либман М. Я. Художник и его взаимодействие с городскими властями в эпоху Возрождения // Культура Возрождения и власть. Сб. ст. М.: Наука, 1999. - С. 145 - 151

40. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М.: Астрель, 2012. - 352 с.

41. Лотман Ю. М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998. - 704 с.: ил.

42. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. - М.: Искусство, 1994. - 606 с.

43. Муратов П.П. Образы Италии. - М.: Сварог и К, 2005. - 464 с.

44. Омельяненко М. В. К вопросу о психофизиологических реконструкциях явления «стиль» // Стиль мастера. Сб. ст.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. - М.: Памятники исторической мысли, 2009. - С. 12 — 18

45. Омельяненко М. В. Концепция искусства в докладах Л. А. Орбели о второй сигнальной системе // Вестник СПбГУКИ. № 2 (7). 2011, июнь. - С. 146 – 154

46. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. - СПб.: Академический проект, 1999. - 400 с.

47. Паперный В. Культура два. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 408 с.

48. Поппер К. Логика научного исследования. - М.: Аст Астрель, 2010. - 576 с.

49. Пэйтер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.- Пресс, 2006. - 400 с.

50. Раппапорт А. 99 писем о живописи. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 344 с.

51. Симонов П. В. Избранные труды в 2 томах. Том 1. Мозг: эмоции, потребности, поведение. - М.: Наука, 2004. - 440 с.

52. Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996. - 352 с.

53. Успенский Б. А. Семиотика искусства. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 416 с.

54. Фейерабенд П. Против метода. - М.: Аст Москва, 2007. - 416 с.

55. Ферворн М. К психологии первобытного искусства. - Красанд, 2011. - 120 с.

56. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. - М.: Аст, 2009. - 320 с.

57. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология. - СПб.: Алетейя, 2001. - 558 с.

58. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России. - СПб.: Алетейя, 2005. - 320 с.

59. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве. - СПб.: Азбука-Классика. 2006. - 224 с.

60. Фрейд З. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995. - 400 с.

61. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. - СПб.: Классика искусствознания, 2001. - 206 с.

62. Фриче В. М. Социология искусства. - М.: Либроком, 2011. - 208 с.

63. Фромантен Э. Старые мастера. - М.: Изобразительное искусство. 1996. – 280 с.

64. Хеллер Дж. Вообрази себе картину... - М.: Аст, Астрель, 2010. - 320 с.

65. Херберт З. Варвар в саду. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. - 328 с.

66. Херберт З. Натюрморт с удилами: Очерки. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013. - 304 с.

67. Шестаков В. П. История истории искусства. От Плиния до наших дней. - М.: ЛКИ, 2008. - 304 с.

68. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - СПб.: Петрополис, 1998. - 432 с.

69. Юнг К. Г. Критика психоанализа. - СПб.: Гуманитарное агентство Академический проект, 2000. - 304 с.

70. Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. - 304 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.