Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа по содержанию III действия.






Почему же Катерина полюбила Бориса? В этой страсти заключается для неё вся жизнь; вся сила её натуры все её живые стремления здесь смешиваются. К Борису влечёт её не одно то, что ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих её людей; к нему влечёт её «…и потребность любви, не нашедшая отзыва в муже, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззаветной свободы», - писал Н. А. Добролюбов.

Обратите внимание на то, что в третьем действии много песен. В этом его особенность.

Сцена свидания. Каков фон, на котором оно происходит? Фон поэтичен. «Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое», - говорит Кулигин. А вот авторская ремарка: «Ночь. Овраг, покрытый кустами; наверху забор сада Кабановых». Наше воображение дорисовывает луну, отражённую в ровной глади Волги, протекающей за оврагом, вольный свежий воздух. Здесь русская атмосфера, образ русского сознания, воли. Любовное свидание происходит при луне, на вольном летнем воздухе. И страха-то нет! Глаша всё устроила!

2-я сцена III действия начинается песней Кудряша. Песня говорит о тяжёлой доле женщины, создаёт ощущение обречённости Катерины, усиливает поэтичность её образа, подчёркивает и типичность её судьбы.

Во время первой встречи Катерины с любимым опять-таки звучит мотив народной песни – мотив неминуемой гибели («Ты убей, загуби меня со полуночи…»): «Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?»; «Зачем ты моей гибели хочешь?»; «Ты меня загубил!» Это слово многократно повторяет Катерина, как в бреду: «Загубил, загубил, загубил!» Получается, что свидание – это почти обрядовая сцена. Невеста как бы отталкивает своего избранника. Бросится на шею - не годится. Здесь атмосфера русского обряда, но она не отталкивает Бориса. Целая гамма чувств охватывает Катерину при свидании. Сначала она как будто против воли, потупив глаза в землю, сходит по тропинке к Борису и останавливается, застыв, как статуя. А когда Борис берёт её руку, она, отмахнувшись от него, в испуге восклицает: Не трогай, не трогай меня!» Катерина стыдится своего чувства к Борису, ведь ради этого чувства она пренебрегла супружеской верностью. Никогда не замолить ей этого греха. «Зачем же ты моей погибели хочешь? - с горечью и отчаянием спрашивает она Бориса. А затем её фраза: «Загубил, загубил, загубил!» - повторяет Катерина, качая головой, и осознание обречённости слышится в её словах. Но тут же она, возможно, вспоминает суровое лицо Кабанихи, безвольного мужа, унизительную сцену проводов. И так жить до гробовой доски? Подавлять свои чувства? Не дать отрады своему сердцу? И каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя него идёт на верную гибель! И Катерина в страстном порыве кидается на шею Борису: «Э, что меня жалеть, никто не виноват - сама на это пошла. Не жалей, губи меня!! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» Так любить может не всякий, и мы снова убеждаемся в необыкновенной душевной силе героини. Сейчас для неё не существует весь мир. Она не боится людского суда, она свободна и пошла бы за ним куда угодно. Она даёт свободу своим чувствам. Даже страх перед смертью не останавливает её: любовь сильнее этого страха. Любовь победила и те религиозные представления, которыми сована была душа Катерины. «Ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем». Но ради любви Катерина «греха не побоялась». Любовь оказалась сильнее религиозных предрассудков.

Но сцена трагична. Сколько внешних препятствий стоят на пути Катерины к счастью? Но помимо внешних, есть непреодолимые преграды и в самом характере Катерины: страх греха, ужас перед геенной огненной ещё вернутся к ней - старое не уходит мгновенно. Но не только это: честная, цельная Катерина никогда не сможет жить достойной жизнью. Поэтому счастье её не может быть прочным.

А Борис? Каков он в сцене свидания? Он неплохой. Но… «вы ведь велели». Он не понимает, кого он полюбил. Духовная жизнь бедна у Бориса. Он способен жалеть Катерину, но быть ей истинным партнёром не может. Душа его без полёта. Без стремлений ввысь.

Итак, внутренняя борьба Катерины разрешилась. Она дала волю своим чувствам.

Но перед нами еще одно свидание, и мы понимаем, каковы отношения Варвары и Кудряша. Отношениям Варвары и Кудряша сопутствуют удалые плясовые песни, в которых поётся о лёгкой любви. О весёлом разгуле. Обратите внимание на авторские ремарки, сопровождающие диалог Варвары и Кудряша в сцене прощания: «Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, «не обращая внимания, тихо играет»; «Варвара зевает, потом целует холодно, как давно знакомого».

А сцена встречи. Кудряш, завидев Варвару, упрекает её: «Ты что ж так долго? Ждать вас ещё! Знаешь, что не люблю!» Это слова человека, который «на девок лих» Характерно в его устах: не ждать тебя, а «ждать вас».

Для чего даны две сцены свидания? Островский строит сцену по контрасту. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения несут явный отпечаток ограниченности окружающей среды. Катерина любит искренне, неистово, она готова искупить эту первую свою страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет». Слова Варвары сопровождаются ремарками: «Зевая»; «Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого»; «Зевает и потягивается». Те же ремарки говорят, что Катерина «тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю, обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «Поднимает глаза и смотрит на Бориса»; «Кидается к нему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины – от расстроенности к утверждению права на любовь.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.