Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем и как выражались родоплеменные и сословные представления восточных славян о воспитании. Расскажите о народной педагогике восточных славян.






Как и у других племен, у славян в древности воспитание осуществлялось спонтанно, в виде рефлексии на необходимость кормить, оберегать, растить детей. Постепенно формировались простейшие педагогические представления. Особое место в воспитании отводилось матери, которая опекала детей до 3-4-летнего возраста. Под присмотром матери дети помогали старшим, выполняли посильную работу. Ее роль признавалась важнейшей в воспитании. «Какова матка, таковы и детки», - гласит древняя поговорка. Участие матери в воспитании расценивалось как крайне важное. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли «матерым», т.е. воспитанным матерью. Подобное отношение к женщине идет от времен матриархата. Позже в патриархальной семье на главные роли воспитателей выходят мужчины. Перемена отразилась, например, в слове «возмужалый», относившемся к юноше, завершившему воспитание и готовому к самостоятельной жизни.

Отголоском архаических общинных времен был обычай отдавать детей до 7-8-летнего возраста в другую семью, который именовался кормильством или кумовством. «Кум да кум наставляют на ум», - говорит об этом обычае древняя поговорка. Такой воспитательный обычай отражал намерения поддержать целостность рода.

До 7 лет все дети находились под опекой матерей. Затем девочки оставались под присмотром женщин, приучаясь к домашнему хозяйству, а мальчики оказывались под опекой мужчин. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах, овладевали ремеслом, у дружинников учились ратному искусству; а с 12-летнего возраста жили в особых домах – гридницах, где осваивали воинское дело.

В дохристианской Руси педагогические воззрения тесно увязывались с языческими анимистическими природными представлениями и культом предков. Восточные славяне поклонялись Богам солнца, грома и молнии, ветра, матери Земле - сырой, отождествляли себя с внуками Бога солнца (Даждь Бог). Природа виделась населенной множеством духов, многих из которых следовало опасаться (лешие, водяные). С малолетства учили почитать умерших предков – рода (или щура) и рожениц. С ослаблением родовых связей их место занял покровитель семьи - дедушка домовой.

В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия. Вот как, например, творила заговор над ребенком мать, желая, чтобы тот вырос счастливым и здоровым. Взяв чашу для воды, свечу и платок, она удалялась с младенцем в лес, где произносила следующие слова:

«Умываю я своего дитятко в чистое личко, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечею обручальною его осанку соболиную…, его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего…»

Воспитание рассматривалось как включение в определенные виды деятельности. Особая роль придавалась издревле сложившимся ритуалам. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них передавались конкретные примеры поступков, воспитывались общественно важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность и пр. Особое место отводилось в воспитании различным обрядам, которые хранили определенные знания и советы для жизни, труда поведения. Например, зоофические пляски отражали представления о навыках охоты, повадках животных.

Здравый опыт трудового и нравственного воспитания сосредоточивался в пословицах, поговорках, где формулировались важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, хлебопашества, бортничества: «Держись за соху: она кормилица», «Не трогай пчелы – будешь плакать»; «Работа да руки – надежные в людях поруки»; «Добро творить – себя веселить» и т.д. Хранилищем представлений о воспитании была также аграрно-календарная поэзия (пастушеские, ритуально-сезонные песни и пр.). До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод «А мы просо сеяли», где по сути кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия. Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогала избежать неурожая, спастись от природных стихий: «Месяц красен- дождю», «Во время дождя – подальше от дуба»; «Кукушка закуковала – пора лен сеять»; «Овес сей, когда береза распускается» и пр. Заметное место в устном народном творчестве занимала тема учения, которому предалось значение залога благополучия и счастливой жизни: «Ученье свет, а неученье-тьма», «Красна птица пером, а человек ученьем», «Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает» и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.