Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа, изучение продуктов деятельности детей






В психологических исследованиях дошкольников широко используется беседа как прием экспериментальной методики или как самостоятельный метод. Такая форма работы с детьми часто используется в практике дошкольного воспитания, поэтому дети привыкли к беседе с взрослыми. Среди бесед с детьми можно выделить те, которые носят запланированный характер, и такие, которые возникают спонтанно.

Беседа как метод психологического исследования принадлежит к запланированной беседе, но имеет при этом еще и специфические признаки: имеет четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, коротко и точно.

Существует ряд требований к формулировке вопросов.

· Они не должны подсказывать ребенку какой-либо ответ, например: «любишь ли ты маму?»

· Содержание беседы должно касаться известной детям темы, состоять из простых понятных слов.

· Некоторых тем следуют избегать, чтобы не травмировать психику ребенка, не пробуждать у него неприятных воспоминаний и тому подобное.

· Длительность беседы 10—15 минут.

Для эффективного использования времени беседы необходимо, чтобы ответы детей были информативными. Для этого исследователю также нужно правильно формулировать свои вопросы. Уместными являются обращения такого типа: «расскажи, как...», «в какую игру вы играете?», «объясни, почему твоя любимая сказка...». Способность ребенка свободно чувствовать себя во время беседы растет, если беседа проводится в игровой форме с использованием игровых моментов, которые стимулируют интерес ребенка к теме разговора. Кроме игрушки, беседа может проводиться с использованием рисунков, картинок, книжек, строительного материала и тому подобное. Особенно важно использовать наглядный материал в беседе с младшими дошкольниками.

Беседа с дошкольником не всегда дает желаемые результаты вследствие недостаточного развития самосознания ребенка, его речи.

 

Активное овладение дошкольником разными видами деятельности позволяет исследовать его психику, опираясь на метод анализа продуктов детской деятельности: сказок, стихотворений, рассказов, рисунков, конструкций, аппликаций и тому подобное. Целый ряд работ дошкольника имеет выразительно творческий характер, в них раскрывается его внутренний мир, мысли, переживания, представления. Продукты деятельности отображают умения и навыки малыша, свойства его личности, которые обеспечивают выполнение деятельности: произвольность, настойчивость, работоспособность, опрятность, организованность, самостоятельность, и тому подобное. При этом становятся заметными недостаточно развитые качества ребенка, узловые проблемы его развития.

Группу методов, в которых исследователь обращается к результатам этой деятельности, называют графическими („Человек из геометрической фигуры”, „Дерево”, „Графический диктант”) и рисуночными („Нарисуй человека”, „Рисунок семьи”, „Дом, дерево, человек”).

Схема анализа продуктов детской деятельности включает

· выделение основных критериев анализа,

· систему тех психических качеств ребенка, которые обеспечили получение соответствующих продуктов деятельности.

Этот метод может применяться относительно работы одного ребенка, выполненной в течение длительного времени, или работы разных детей, то есть анализ продуктов деятельности включает элемент сравнения.

ВЫВОДЫ об особенностях методов детской психологии:

¾ исследование психических фактов ребенка носит опосредствованный характер на основе фиксации их внешних проявлений, в первую очередь в речи и поведении;

¾ к основным методам дошкольной психологии принадлежат наблюдение, эксперимент, к вспомогательным - беседа, анализ продуктов детской деятельности;

¾ наблюдение предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов; возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения;

¾ эксперимент предусматривает специально созданные условия для изучения психики ребенка; наибольшей эффективностью отмечается естественный эксперимент;

¾ при проведении эксперимента следуют учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;

¾ проведение исследований с дошкольниками должно осуществляться в игровой непринужденной форме;

¾ методы исследований следует использовать в сочетании для обеспечения принципа комплексности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.