Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стилеобразующий принцип эклектики – равнозначность.






Исчезает деление архитектурных форм на главные и второстепенные: конструкции, украшения, нейтральный фон. Эклектика - пример стилевой системы, где частное преобладает над общим. Силу воздействия многочисленных средств архитектурной выразительности эклектика пытается заменить и компенсировать деталями. Декором стали равномерно покрывать поверхность фасадов. Когда в качестве акцента архитектор пытается акцентировать какие-либо фрагменты на фоне равномерно декорированной плоскости еще большим декором, то различия между богатым декором и очень богатым декором гораздо слабее, чем между гладкой плоскостью и плоскостью минимально декорированной. Отсутствие пауз, чрезмерное обилие акцентов приводит к безакцентности.

Предъявляемое к каждому зданию независимо от его функции и местоположения требования индивидуальности и богатства приводит к утрате чувства меры, к непониманию значимости целого и деталей.

 

Некоторые исследователи (Кириченко) выделяют в эклектике 2 метода: эклектизм и стилизаторство. Эклектизм допускает известные вольности в сочетании форм. Они могут быть заимствованы из разных стилей. Стилизаторство предполагает использование форм одного стиля в пределах одного элемента (фасада, интерьера). Но в то же время если один фасад выдержан в одном, например, «русском» стиле, то другой может быть в «готическом», «венецианском», «китайском» - любом. Стилизаторство – такое же проявление равнозначности эклектики, как и эклектизм.

Стилизаторство получило распространение в строительстве уникальных зданий – дворцов, музеев, театров, банков. Область, где господствует эклектизм – постройки массового назначения: доходные дома, больницы, школы, магазины.

Первым к проектированию «в стиле» обратилось царское правительство. По прямому заказу Николая I был создан «русско-византийский», «готический» стили.

С наибольшей полнотой характеристики архитектуры XIX в проявились в доходных домах - самом массовом для этого времени типе зданий. В структуре доходных домов, состоящих из однородных, повторяющихся по вертикали и горизонтали ячеек-квартир, была заложена однородность, повторность, позволившая проявиться стилеобразующему принципу эклектики в композиции фасадов.

Здания эпохи классицизма, независимо от того, использовался в них ордер или нет, строились на строго канонической системе ордерных пропорций. Размеры всех членений соизмерялись с реальным или воображаемым ордером.

С 30-х годов XIX в элементом, определяющим пропорциональный строй, становится декор, обрамляющий окна и простенки между ними. Ордерные формы, если они по традиции еще употребляются, используются на тех же основаниях, что и элементы других стилей. Композиция утрачивает всякую видимость тектоничности, приобретая откровенно декоративный характер.

Увеличивается роль горизонтальных членений, и этом проявляется тенденция к переходу от замкнутых центричных композиций к протяженным. Перестают употребляться портики, гигантский ордер исчезает, наличники украшают все окна фасада, исчезает парадность. Измельчание форм сопровождается боковым расположением подъездов.

В 1840-50 – е гг. однородная схема фасадов доходных домов распространяется на другие типы зданий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.