Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сия - Норвегия: упрочение добрососедства






«Россия - Норвегия: упрочение добрососедства, стимулирование кооперации, отладка партнерства»

Доклад Константина Воронова[1] на заседании Общества Дружбы «Россия-Норвегия» 12 мая 2012 г. в Доме приемов Россотрудничества

(г. Москва, ул. Воздвиженка, 18/9)

Уважаемые дамы и господа!

Дорогие коллеги, товарищи, друзья!

Наше торжественное весенне-праздничное заседание традиционно посвящено славной дате, приближающемуся национальному празднику 17 мая – Дню конституции Норвегии - Grunnlovsdag! С этим судьбоносным событием, знаменательной исторической вехой все поздравляем присутствующих рядом с нами норвежцев, весь народ этой великолепной, компактной, но превосходной во многих – причем решающих - отношениях страны! Тесные добрососедские связи между нашими народами восходят своими глубинными корнями, как издавно хорошо известно, ешё к так называемому призванию варягов — легендарному приглашению вождями племенами ильменских словен, кривичей, мери, чуди варяжских воевод - Рюрика с братьями Синеусом и Трувором - на княжение в Новгород в 862 г.[2] (что традиционно, по-прежнему признается отправной точкой русской государственности[3]). Позже наши взаимосвязи окрепли в совместной, тяжелейшей кровопролитной борьбе против германского фашизма в годы Второй мировой войны. И вот теперь на очередном ответственном этапе в постконфронтационный период двусторонние отношения получают свежие импульсы к более интенсивному, по-настоящему продуктивному кооперационному развитие.

Показательно и – поразительно –, но за всю многовековую историю российско-норвежская граница никогда не была непроницаемым барьером, а являлась подлинной зоной мира, местом для торговли, контактов представителей во многом разных культур, религий, ценностных традиций. Здесь норвежцы и русские друг с другом никогда не воевали! Хотя первые упоминания об установлении официальных двусторонних отношений датируются ещё XIII в. (Расцвет средневековья. «Античная древность» у нас, отметим, ещё недостаточно историоскопически прозрачна.) В результате договоров 1251 г и 1326 г. между Новгородской республикой и Норвегией официально закрепляется достаточно фиксированная межгосударственная граница. Еще раньше в IX в. скандинавские купцы наладили торговые связи с Киевской Русью, а воины-викинги служили, как известно ещё из школьной истории, в дружинах русских князей в Новгороде, Киеве, Смоленске, Чернигове.

Юбилеи дают повод и предполагают, как водится, аналитически рационально оценить прошедший период, заглянуть по-возможности в будущее.

После окончания холодной войны и прекращения противостояния Восток – Запад наши формационно юные страны-соседки – новая Россия и Норвегия – теперь оказались в едином цивилизационно-ценностном пространстве. Превращение буквально у самого норвежского порога грозной, потенциально опасной сверхдержавы – Советского Союза в преобразованную Россию, с рыночной экономикой, демократическими внутренними порядками, гуманистическим международно-политическими приоритетами, - с энтузиазмом было встречено в Стране фьордов. Снятие реальной внешней угрозы оказалось подлинно историческим событием для норвежцев, всех сторон их жизни и деятельности, политвекторных задач государства. Тектонические международные сдвиги постконфронтационной/постбиполярной эпохи сказались на всем комплексе норвежско-российских связей: внешней торговле, дипломатических контактах, Евросеверном политическом взаимодействии, формировании системы безопасности, хозяйственной кооперации, геотактическом приграничном сотрудничестве (особенно в Арктике) и т.д.

Отметим: немногие отношения межгосударственного соседства в Старом Свете за последние 20 лет претерпели столь кардинальные, глубокие изменения, как российско-норвежские. Еще совсем, по историческим меркам, недавно в середине 1980-х годов Север воспринимался на Востоке и Западе как потенциальная фронт-линия столкновения в случае возможного глобального конфликта. Сегодня же именно в этой относительно периферической зоне планируется реализовать самый перспективный стратегический энергопроект (прежде всего, Штокманское газоконденсатное месторождение - ГКМ) в Европе, требующий тесного взаимодействия, тщательно продуманного взаимодействия, партнерства между бывшими хроническими конфронтантами печальной эпохи холодной войны.

Несмотря на сохраняющиеся между нашими странами определенные барьеры, препятствия, осложнения (геополитические противоречия, национально-культурные предпочтения, идейно-ценностные различия и проч.) перед нами (уже сейчас) во весь рост встают общие вызовы, разноплановые угрозы, всевозможные - в основном усугубляющиеся - риски. Среди них, выделяется усиливающееся противостояние по линии Север – Юг. Именно с беспокойно-темпераментного Юга, где нарастает дестабилизация, усугубленная тем, что последние 20 лет происходило перераспределение мирового ВВП в пользу нефтедобывающих стран, усиливается давление демодинамичной зоны южного подбрюшья на «золотой миллиард», иррационально непредсказуемый напор пассионарного исламизма, растущий прессинг влиятельных нефтедобывающих субъект-акторов БСВ, в первую очередь государств Персидского залива. Многие волнующие и Москву, и Осло события и процессы обусловлены, на мой взгляд, происходящими сегодня событиями в южных регионах, связаны с динамикой и влиянием именно этих государств, сил, факторов.

Весьма характерно, что интерес в России к Норвегии, к североевропейским проблемам в последнее время стал, на мой взгляд, также более ощутимым. О своем видении совместных политических и экономических возможностей (особенно применительно к Арктике) недавно еще раз говорилось на самом высоком государственно-политическом уровне. Россию – крупную по всем меркам державу (многие вполне обоснованно считают её великой) и Норвегию – относительно небольшую страну (ее население порядка 5 млн. человек при достаточно большой площади - 323 тыс. км. кв.)[4] плотно объединяют не только многовековая история, беспристрастная география, тесные связи в Арктической зоне, но и схожие торгово-экономические, политические проблемы, вопросы обеспечения безопасности, защиты окружающей среды и экологии, научно-технической кооперации, гуманитарные контакты, культурные связи[5]. Если посмотреть на главные, базисные текущие направления двусторонних отношений между нашими государствами, то получится достаточно сложная, но вместе с тем впечатляющая, динамичная панорама:

1. Двусторонние торгово-экономические отношения интенсивно развиваются. Несмотря на глобальный кризис, травматически ударивший по Европе (где он перешел, видимо, в хроническую форму), закат «тучных времен» Норвегии удается благополучно сохранять свой статус техно-промышленной, высокоразвитой страны и при этом неизменно оставаться в мировой тройке экспортеров нефти и газа (после России и Саудовской Аравии). В условиях кризиса взаимный товарооборот рос на 30-40% ежегодно, достигнув суммарно свыше 3, 5 млрд. долл. США. Характерно, что у нас постоянный торговый дефицит порядка 1 млрд. долл. США из-за асимметрии товарной структуры и потребностей[6]. Страна Фьордов по-прежнему является для нас важным поставщиком ряда других стратегических товаров, сырья, машин, оборудования.

На благообещающем активационном фоне, когда РФ завершила переговоры о вступлении в ВТО и войдет в её состав (после ратификации в Госдуме подписанных документов), следует ожидать дальнейшего расширения наших торговых обменов. Хотя доля внешней торговли с Норвегией занимает только около 0, 5% в товарообороте нашей страны[7], вполне обоснован прогноз, что следует ожидать увеличение импорта в РФ традиционных норвежских товаров – рыбы и рыбопродуктов, цветных металлов, электрохимии, бумаги и проч. Да и рост российского рынка (хотя и скромные, по оценкам, до 3, 8 - 4% увеличение ВВП в текущем 2012 г.) продолжится, в отличие от стагнации традиционных рынков Норвегии – ЕС и Северной Америки, что также стимулирует взаимную торговлю. К тому же, необходимо учитывать перспективу по заключению соглашения о свободной торговле России с Евросоюзом, упрощению визового режима и реадмиссии, что также позитивно отразится на деловом климате для норвежских партнеров (Норвегия – член Европейского экономического пространства – ЕЭП с 1994 г.).

Характерно, что у экономик наших двух стран достаточно большое количество общих черт, проблем, сложностей: избыточная зависимость от нефтегазового экспорта, высокий уровень госпатернализма, обширный (перегруженный) государственно-общественный сектор и т.п. Современная Россия сталкивается порой с теми же хозяйственными задачами, которые совсем недавно стояли перед Норвегией и которые та успешно решила. (В народе шутят: экономика России зависит от того, насколько холодно в Европе.) С экономической точки зрения, Страна Фьордов для нас - прагматически поучительный пример в ряде ключевых хозяйственных областей, яркий образец взвешенно-рационального участия в процессах глобализации[8], европейской интеграции.

2. Наибольший прогресс двусторонней кооперации наблюдается в нефтегазовой сфере, в энергетической политике. Совсем недавно (05.05.2012) было подписано соглашение о сотрудничестве «Роснефти» и Statoil (вслед за аналогичными соглашениями с американской ExxonMobil и итальянской Eni) об освоении углеводородов на шельфах Баренцева и Охотского морей. Общие инвестиции российско-норвежских партнеров в этом экстрапроекте могут составить порядка 35-40 млрд. долл. США.[9]

Деятельность норвежского государства в энергетической сфере служит для российской стороны примером успешного управления ресурсами – при помощи своих долей в нефтегазовых компаниях, а также через роялти, налоги, сборы и проч. платежи оно изымает в бюджет, на соцнужды до 80%[10] (в РФ этот показатель в 2 раза ниже!) доходов от добычи нефти и газа[11]. Фонд национального благосостояния России, сформированный 1 февраля 2008 г. после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (на 01.02.2012, по данным Минфина, который сейчас аккумулирует почти 2, 7 трлн. руб.), во многом спроектирован по лекалам, исходя из опыта норвежского «Государственного пенсионного фонда» (Statens pensjonsfond utland), который сейчас составляет порядка 3, 55 трлн. нор. крон (около 440 млрд. дол. США).[12]

Сегодня очевидно: России и Норвегии как крупнейшим производителям нефти и газа в мире, не являющимся членами ОПЕК, необходимо лучше координировать свою ресурсную политику, теснее, сбалансированнее сотрудничать на мировых рынках нефти и газа. После 2020 г. вероятен, полагают эксперты, быстрый спад добычи норвежского газа[13], при одновременном увеличении добычи в РФ. В этих условиях Россия сможет увеличить свою долю в энергопоставках в Европу[14]. Вступление нашей страны в ВТО побуждает российское руководство к восприятию специфических правил игры на континентальном энергорынке, особенно в условиях сохраняющегося пока избытка предложения газа в Европе.

3. Разрешение территориального спора. [15]

Заключение в 2010 г. Договора о разграничении экономической зоны и шельфа Баренцева моря (175 тыс. км. кв.)[16], с его полной ратификацией в 2011 г., стало подлинно прорывной контрактацией в двусторонних отношениях. Действительно, перспективная, историческая значимость этого Договора для наших стран связана с его комплексным, сбалансированным характером, с экономической, политической, правовой и, особенно, международно-политической точек зрения. Окончательное решение проблемы делимитации[17] открыло широкие перспективы (об этом мы уже говорили на нашем предыдущем заседании ОДРН 13 мая 2011 г. в Московском доме национальностей – см. подробнее: https://www.norge.ru/2728/) для российско-норвежского сотрудничества в Арктике – как в области разработки полезных ископаемых, так в сферах развития инфраструктуры, общих экологических программ и проч.

Разумеется, как в России, так и в Норвегии среди представителей различных политических сил, экспертного сообщества существуют различные мнения относительно этого Договора. Однако объективная оценка позволяет однозначно заключить: это соглашение фундированное, взвешенное, сбалансированное, достигнуто сторонами на компромиссной, взаимовыгодной основе. Договор не просто материально-физически, географически поделил спорный район, но заложил основы совместного сотрудничества на перспективу[18]. Разграничение морских пространств между Россией и Норвегией имеет также большое ресурсогенное значение в контексте продолжающейся геостратегической гонки арктических государств (США, Канады, Дании и т.д.), в рамках которой они собирают доказательства для предъявления своих территориальных претензий на шельф в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Нельзя не упомянуть о перспективном расширении масштабов хозяйственной деятельности в акваториях Северной Атлантики, в частности, освоения нефтяных и газовых ресурсов континентального арктического шельфа. (Как полагают эксперты, там сосредоточены более 1/4 всех мировых запасов нефти и газа, а ускоряющееся таяние льдов на фоне глобального потепления может превратить Северный Ледовитый океан в кратчайший транспортный маршрут между Европой, Америкой и Азией.)

В этих условиях пунктирно наметился, на мой взгляд, наиболее вероятный благоприятный сценарий дальнейшего прагмостратегического сближения между Осло и Москвой[19]. К 2020 г. будут «запущены» месторождения, которые сейчас находятся на стадии освоения, - Штокманское, Приразломное и др. Специалисты предполагают, что могут быть открыты в Баренцевом море, Северном Ледовитом океане уникальные, особо крупные месторождения углеводородов. После успешной реализации масштабных энергетических проектов (панъевропейский газопровод «Северный поток», Штокманское ГКМ и др.) возрастут адаптационные возможности стран субрегиона в плане адекватно-трезвого восприятию России в качестве интегрального партнера, перехода от фрагментарного, секторального сотрудничества к тесному взаимодействию, практической солидарности в рамках доброго, старого гранд-Евросевера.

4. В гуманитарной сфере, в области культуры и процессе облегчения визового режима также происходят заметные позитивные подвижки. Усилились культурные и туристические обмены, продолжают расширяться непосредственные контакты между людьми. Особый интеграционный курс Норвегии, специфика её в рамках Шенгенских соглашений в частности, непосредственно повлияли на заключение Соглашения между Россией и ЕС об упрощении выдачи виз, подписное на саммите Россия – ЕС в мае 2006 г.[20] Позже в ходе визита главы МИД РФ С. Лаврова в Копенгаген (май 2008 г.) после двусторонних переговоров были подписаны межправительственные соглашения об упрощении порядка выдачи виз и реадмиссии[21], которое вступило в силу с 1 октября 2009 г.[22] К тому же, проблема безвизового режима между ЕС и Россией была также обозначена и в тексте Политической декларации и рамочного документа программы «Северного измерения» в ноябре 2006 г. Норвегия и другие северные страны, как непосредственные соседи, можно утверждать, неплохо знают Россию и хорошо представляют задачи, связанные как с обязательным визовым, так и с безвизовым режимом[23]. В ноябре 2010 г. министры иностранных дел С. Лавров и Йонас Гар Стёре перед встречей глав внешнеполитических ведомств программы «Северное измерение» в Осло подписали договор о безвизовом режиме для жителей приграничных регионов. Это соглашение действует в 30-километровой зоне по обе стороны границы. Им смогут воспользоваться около 45 тыс. россиян и 9 тыс. норвежцев. Только в приграничной зоне с Мурманской областью около 200 тыс. человек пересекают ежегодно российско-норвежскую границу.

5. В системе внешнеполитических приоритетов Москвы Норвегия занимает, подчеркну, по-прежнему важное, существенное место. C геополитической и военно-стратегической точек зрения, Страна фьордов (как часто поэтически величают нашу славную соседку) замыкает, контролирует свободный выход России в Атлантику, а также непосредственно граничит с ней в Арктике, примыкая к району дислокации Северного флота ВМС РФ, в составе которого важное место занимают стратегические ядерные силы. К тому же, Норвегия традиционно занимает особое место в трансатлантических взаимоотношениях, имеет приоритетные партнерские отношения с Соединенными Штатами, а также играет важную роль в трансформирующейся НАТО. Во время холодной войны Осло, как известно, проводило особый, прагморациональный курс по неразмещению иностранных войск и ядерного оружия на своей территории в мирное время (известный как «базовая» и «атомная» политика - atom- og basepolitikk), что в свою очередь существенно ограничивало стратегию НАТО на Севере Европы. Эти особенности атлантической политики Страны Фьордов отчасти сохранились и в постбиполярный период, что позволяет надеяться Москве на позитивную трансреформацию Североатлантического блока в будущем. В этом свете важна также роль Норвегии при формировании новой политархитектуры в Европе в русле недавней инициативы президента РФ в плане соглашения о евробезопасности.

Уникальна также позиция Осло в отношении ЕС, экономической и политической интеграции европейского «центра силы» в целом. После четырёх заявок Норвегии на вступление в ЕЭС (в 1962, 1967, 1970 и 1992 гг.) и неудачных для властей двух референдумов (в 1972 и 1994 г.: дважды норвежцы с удивительным постоянством отвергли планы истеблишмента) страна находится формально вне этой интеграционной группировки. Несмотря на свой формальный статус нечлена (позволим себе неологизм) Евросоюза, экономика Норвегии фактически глубоко интегрирована в хозяйственный комплекс европейской интеграционной зоны, она имеет прочные и обширные неформальные связи (в том числе участник «европейского политического сотрудничества» - ОВПБ/ЕПБО) с Большим Брюсселем[24].

Приятно сознавать, что в эти майские дни военно-морские силы наших государств успешно проводят в четвертый раз совместные крупномасштабные учения «Помор-2012». Примечательно, что маневры (отработка антитеррористических и антипиратских операций, перехват быстроходных судов, незаконно пересекающих госграницу, поисково-спасательных операции) проходят в период между двумя важнейшими для стран-организаторов праздниками — Днем Победы в России и Днем Конституции Норвегии. Такое военно-политическое взаимодействие залог добрососедства, фундамент решения общих задач по поддержанию мира, стабильности в нашем регионе. Хотя отношения РФ с НАТО остаются подчас непростыми, общие перспективные и приоритетные задачи требуют от всех партнеров преодолевать барьеры, повышать градус взаимного доверия, увеличивать практическое взаимодействие по известной политической повестке. Особый курс Норвегии в НАТО и специфическая интеграционная линия в отношении Европейского союза делает её, на мой взгляд, особо ценным партнером для России при решении стоящих перед нами как двусторонних, так и многосторонних, общеевропейских задач. Отметим: 21 февраля 2012 г. президент РФ направил поздравительное послание Королю Харальду V по случаю его юбилея.

6. Динамика общественной жизни Норвегии (несмотря на трагический теракт-инцидент, организованный А. Брейвиком) также привлекала наше внимание в прошедший период [25]. Трудно пока ещё говорить о долговременных политических последствиях отвратительной нацистско-расистской террористической акции, но она убедительно показала общность наших общецивилизационных проблем, приоритетов (особенно в свете отмеченного выше биофизически, демодинамически активного агрессивного катастрогенного «Юг-цунами»), пагубность раздувания и коммерц-политического использования ксенофобских, антиисламских настроений. Премьер-министр Й. Столтенберг в день ужасного теракта гуманистически убежденно подчеркнул: нашим ответом на насилие будет еще большая открытость норвежского общества, еще большая его демократичность[26] (власти страны отменили пограничный контроль, введенный сразу после терактов, не пошли на ужесточение или расширение антитеррористического законодательства). Выражая глубокое сочувствие, соболезнования гражданам Норвегии, руководство нашего Общества Дружбы в специальной телеграмме подчеркнуло: в такие времена «мы скорбим, сопереживаем и искренне солидарны с дружественным норвежским народом»[27].

Несмотря на различные коллизии, Россию в общественно-политическом плане в Норвегии по-прежнему привлекает эффективная социально-экономическая - так называемая «скандинавская модель»[28], именуемая также как «государство всеобщего благосостояния». Здесь один из самых высоких в мире уровней (что важно, и качество) жизни, максимальный годовой доход (33 тыс. евро в 2008 г.) [29] на душу населения, высочайшие показатели продолжительности жизни (78, 6 лет для мужчин и 83, 1 года для женщин в 2009 г.), низкая смертность[30]. Нынешнее норвежское социально-правовое государство вполне достойно быть если не образцом для прямолинейного подражания, то, во всяком случае, предметом самого пристального изучения, с максимальным, разноплановым использованием позитивного опыта. На фоне политэнтропии, общественной дестабилизации переживаемой Южной Европой (Грецией, Италией, Испанией, Португалией и др.), социальная устойчивость, современная эффективная хозяйственная стратегия Страны Фьордов также, безусловно, заслуживают особого внимания в рамках формирования и реализации основной концепции развития российской экономики. Наращивание оборотов нефтегазового комплекса должно быть связано в большей степени, очевидно, с социальными задачами подъема жизненного уровня населения, потенциала и качества жизни человека.

Внимательный разбор современных российско-норвежских взаимосвязей побуждает, отметим в заключение, ещё раз задуматься, поразмышлять. Во-первых, как мы – близкие, по-спартански аскетичные северные народы – можем, - должны сохранить и использовать наше общее наследие, многовековую базу сотрудничества со времен викингов и новгородских князей вплоть до наших дней. И, во-вторых, как придать практической кооперации качественно новый, продуктивный характер, сделать её примером для содержательного выстраивания, стимулирования отношений также с другими государствами Старого и Нового Света. Проблемы, трения, контрадикции, имеющиеся в традиционно-прагматичном российско-норвежском диалоге в постбиполярный период не способны, будем надеяться, нарушить сформировавшуюся положительную динамику его развития и активизации в будущем.

Пограничное соседство на Севере (подлинная телесно-физическая, геопространственная континентальность, думается, значительнее, фундаментальнее, чем преходящая политконъюнктура) естественным образом играет базисную роль в отношениях наших стран. В этом регионе близкие соседи имеют общие интересы и проблемы, и именно в данном направлении развитие сотрудничества характеризуется наибольшими результатами. Такая кооперация способствует укреплению субрегиональной стабильности. Российские северо-западные области и северонорвежские фюльке (губернии) последовательно формируют, отстраивают ареал партнерства с выходом к Баренцеву морю для всего северного макрорегиона, которому свойственны общие, близкие особенности и задачи.

Современная геополитическая ситуация в мире, а также необходимость дальнейшего социально-экономического развития объективно побуждают Россию и Норвегию к дальнейшему естественному сближению, проведению активной скоординированной политической и экономической линии в Арктике. Ныне все более усиливается накат общих для нас глобальных вызовов и угроз, ресурсный потенциал в мире заметно (а главное необратимо) сокращается, усиливается конкуренция за доступ к недрорессурсам, в частности в одной из предельных зон - в Арктике. Фундаментальным приоритет-интересом как России, так и Норвегии является сохранение Севера в качестве стабильного района международного сотрудничества при отсутствии здесь пограничных споров, военной конфронтации, изматывающей глобальный консоциум гонки вооружений. В новых исторических условиях, когда экономическая целесообразность доказывает несостоятельность идеомифа о России как неизбывном историческом враге, стратегическом сопернике в субрегионе, северные политики более свободны в своем поиске новых внешнеполитических подходов, военно-оборонительных схем. Несмотря на сохранение некоторых двусторонних дипломатических проблем, контрадикций (в частности, по вопросу о Шпицбергене) Россия и Норвегия, как свидетельствуют факты, намерены расширять практическое сотрудничество во всех сферах. Хотя Осло стремится оставаться, порой, на большей политдистанции от Москвы, однако практические социальные, инфраструктурные и экономические связи с российскими приграничными регионами, видимо, существенно вырастут. Этому будут способствовать расширяющаяся хозяйственная практика, настойчивые двусторонние и многосторонние межгосударственные усилия, особенно в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР).

Резюмируем: хотя между Москвой и Осло уже заключено немало договоров, соглашений, протоколов (свыше 80 документов), дающих старт новым проектам и открывающим широкие возможности для совместной деятельности, но при этом обобщающая, долгосрочная, комплексная юридически оформленная стратегия взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами пока не сформулирована. А главное – всё ещё отсутствует документ о совместно сочлененной, приспособленной к взаимным российско-норвежским интересам стратегии подъема Западной Арктики. (Это замечание можно рассматривать в качестве инициативного предложения нашим дипломатам поработать и восполнить застарелый политико-правовой пробел.) Надеюсь, арктическая стратегия вновь избранного президента России получит дополнительный импульс, а планомерная, интенсивная работа будет успешно продолжена обоими партнерами.

В заключение ещё раз от души, сердечно поздравляю вас с праздниками, приближающимся 17 мая – Днем конституции славной Норвегии!


[1] Константин Валентинович Воронов – член Правления ОДРН, кандидат исторических наук, и.о. зав. сектором ИМЭМО РАН.

[2] https://ru.wikipedia.org/wiki/Призвание_варягов

[3] Этот факт нашел выражение в Норманнской теории (норманизм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII в.), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией. https://ru.wikipedia.org/wiki/Норманская_теория

[4] Nordic Statistical Yearbook 2010, Edited by Ulla Agerskov, 2010, Copenhagen, p. 15, 23.

[5] В целом, эти проблемы освещены на прежнем историческом материале. См.: Воронов К.В. Норвегия вчера и сегодня. М. «Знание», 1987.

[6] См. интервью вице-президента ТПП РФ А. Рыбакова: https://www.norge.ru/rusnor_nrhk2012

[7] Там же: https://www.norge.ru/rusnor_nrhk2012

[8] Норвежский морской флот по-прежнему крупнейший мировой извозчик, а по тоннажу - пятый в мире. Только благодаря международному туризму свыше 1 млн. граждан ежегодно выезжают за рубеж и 3-4 млн. иностранцев посещают Норвегию. Знание второго иностранного языка в Норвегии практикуется почти повсеместно.

[9]https://www.vedomosti.ru/companies/news/1717320/rosneft_i_norvezhskaya_statoil_podpisali_soglashenie_o? utm_source=mail-ru& utm_media=news& utm_campaign=free& utm_content=link

[10] На этапе инвестиций компании не платят государству специальных налогов, за исключением лицензионных выплат. Инвестиции в проект осуществляются его участниками, в том числе и государством. На этапе промышленной эксплуатации компании выплачивают обычный подоходный и специальный налоги. Ставка подоходного налога составляет 28%, а ставка специального — 50%. Кроме того, выплачивается территориальный взнос и относительно недавно введенный налог на выбросы углекислого газа.

[11] Эта прибыль через «нефтяной фонд» вкладывается в (преимущественно иностранные) ценные бумаги и призвана служить как финансированию пенсий, так и обеспечению благосостояния будущих поколений. «Стабилизационный фонд» РФ, спрограммированный с учетом позитивного международного опыта, используется в целом, вроде бы таким же образом.

[12] https://www.abcnyheter.no/abc-penger/oekonomi/2011/10/28/oljefondet-tapte-284-milliarder-kron

[13] https://www.regjeringen.no/nb/dep/oed/tema/olje_og_gass/gassinfrastruktur.html? id=444290

[14] https://www.regjeringen.no/nb/dep/oed/tema/olje_og_gass/norges-olje-og-gassressurser-.html? id=443528

[15] В результате распада СССР возникла, как известно, большая неопределённость границ между бывшими союзными республиками. Процесс разграничения растянулся до 2000-х гг. Делимитация российско-казахстанской границы была проведена только в 2005 г. К моменту вступления в Евросоюз эстонско-латвийская граница была фактически разрушена Отсутствие делимитированной границы между Россией и Украиной в Керченском проливе привело к конфликту из-за о. Тузла. Разногласия по поводу границ привели к территориальным претензиям Эстонии и Латвии к России. Однако, в 2007 г. вступил в силу Пограничный договор между Россией и Латвией, разрешивший эти болезненные вопросы.

[16] https://www.kommersant.ru/doc/1361661

[17] Делимитация границы (лат. delimitatio — установление границ) — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.

[18] В договоре также определяются принципы этого сотрудничества в освоении месторождений углеводородов. В частности, месторождение, пересекаемое линией разграничения, может эксплуатироваться только на основании соглашения как единое целое, подчеркивается в документе.

[19] См. подробнее: Воронов К. Арктические горизонты стратегии России: современная динамика // «МЭ и МО», 2010, № 9, с. 59.

[20] Это соглашение и непосредственно связанное с ним соглашение о реадмиссии не распространялось на Норвегию, а также Данию и Исландию, которые не являются членами ЕС. https://www.delrus.ec.europa.eu/ru/p_614.htm

[21] https://www.arctictoday.ru/arctica/soglasheneja_po_vezam_e_readmesee_budut_podpesany_v_danee.html

[22]https://www.mid.ru/bdomp/ns-reuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/432569d80022027ec325763a006513b1

[23] Так, Финляндия занимала в 90-ые – 2000-ые годы совершенно уникальную позицию для россиян, почти 50% которых оформляли свои загранвизы в Шенгенскую зону через финляндские консульства в Москве и Санкт-Петербурге. В 2009 г. малая Финляндия выдала россиянам 700 тыс. виз, а в 2010 г. 960 тыс. - в три раза больше, чем, например, крупная европейская держава Италия. Ежегодно российско-финляндскую сухопутную границу пересекают более 7 млн. человек, большинство которых - граждане РФ. При этом многие россияне используют обычно финляндские визы для поездок в другие страны Шенгенской зоны. www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/03/09/227483

[24] Эта обширная и важная проблема для страны и её народа подробно рассмотрена в фундаментальной монографии см.: Воронов К.В. Евроинтеграция Норвегии: особый курс малой страны. – М.: Прогресс – Традиция, 2008, 400 с.

[25] В стране, считающейся по всем показателям благополучной и тихой – Норвегии, произошла подлинно общеевропейская трагедия 22 июля 2011 г. – убийство правым экстремистом А. Брейвиком в ходе двойного теракта - взрыва в Осло и расстрела молодежи на о. Утёйя - 77 человек.

[26] https://www.regjeringen.no/nb/dep/ud/aktuelt/nyheter/2011/transcript-from-prime-minister-stoltenbe.html? id=651770

[27] Телеграмма:

emb.moscow@mfa.no

В Посольство Королевства Норвегия в Москве

Правление Общества друзей Норвегии, члены Общества, как и все россияне, глубоко потрясены терактами, происшедшими 22 июля в Осло и на острове Утейя. Примите наши глубокие соболезнования в связи с постигшей Страну Фьордов трагедией, унесшей много невинных жизней. Выражаем искренние соболезнования родным и близким погибших, сочувствие и пожелания выздоровления всем пострадавшим. В это трудное время мы скорбим, сопереживаем и искренне солидарны с дружественным норвежским народом.

24.07.2011

Орлова В. Я. – член Союза кинематографистов России,

председатель Правления Общества друзей Норвегии.

Воронов К. В. – к.и.н., член Правления Общества друзей Норвегии.

[28] Под этой моделью подразумевается такая форма государственного обеспечения, которая сложилась в послевоенные десятилетия в Дании, Норвегии и. особенно, Швеции. Ее возникновение связывают с приходом к власти социал–демократических правительств (СДПШ), провозгласивших целью заботу государства о гражданине «от колыбели до могилы». «Скандинавская модель» так же известна как «шведская модель», поскольку преобразования капитализма были реализованы в наиболее полной форме именно в Швеции (См.: Горохова К.Г. «Государство благосостояния»: шведская модель. М., 1989; Гришин И.В. Шведская модель общественного развития: дихотомия рынок – политика // Мировая экономика и международные отношения - МЭ и МО, М., 2005. № 10. с. 76-87 и № 11. с. 86-95.).

[29] Nordic Statistical Yearbook 2010, Ibid., p. 54.

[30] Nordic Statistical Yearbook 2010, Ibid., p. 35.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.