Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать.» (М. С.






Салтыков-Щедрин)

В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил убийство, вычеркнув себя при этом из людей в том понимании, как это понимаем мы. Человек не может убить человека. Неужели человеческое никогда больше не вернется к Раскольникову? Нет, человеческое в нем восторжествовало. Восторжествовало благодаря Сонечке Мармеладовой.

Соня задела чем-то Раскольникова. Еще когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертве ради спасения маленьких детей от голода.

В самые трудные, тяжелые дни для Раскольникова он шел к Соне. Именно в ее униженной обстоятельствами и прекрасной в существе своем душе ищет успокоения Родион. Раскольникова влечет к Соне и некая общность судеб («убийца и блудница»). И уже осознанное ощущение того, что человек не может быть один. Это противоестественное состояние должно быть преодолено, поскольку без общения человек перестает быть человеком. Кто-то всегда должен быть рядом - понять, помочь, пожалеть. В этом смысле Раскольников видит спасение в участии к нему Сони.



Отредактировал и опубликовал на сайте: PRESSI (HERSON)


«Сочинения на свободные темы»



Осуществлением своей теории на практике Раскольников отделил себя от других людей, он сам не мог переносить общения с кем бы то ни было. Более всего - с самыми близкими и дорогими - матерью, сестрой. Но когда отчуждение достигает своего пика, рождается страстная тяга к теплу, пониманию, состраданию. В отношениях Раскольникова и Сони, а позже Раскольникова и каторжан происходит очень важный поворот в душе от страдания к состраданию, от эгоистического самоуглубления к способности любить несчастных.

Соня с присущей ей добротой чувствует, что она нужна Раскольникову, потому что он «ужасно, бесконечно несчастен». И она постепенно возвращает его к жизни.

Поначалу по отношению к Соне в Раскольникове присутствует не лишенное эгоизма побуждение. Именно ей он изливает свою боль: «За одним и звал, за одним приходил: не оставь меня. Не оставишь меня, Соня?» «...За что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: страдай и ты, мне легче будет!» Родион знает, что Соня пойдет за ним на каторгу, поможет ему. В этом есть доля эгоизма. Но все-таки сдвиг в переживаниях Раскольникова налицо. Смутно намечается потребность искупить свою вину. Раскольников начинает искать истоки своих ошибочных взглядов, поступков. Он размышляет, почему не смог убить себя, а явился с повинной. Но ответить на этот вопрос Раскольников не может. За него отвечает Достоевский: «Раскольников не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь».

Наказание собственной совестью для Раскольникова страшнее каторги. Однако эти муки не приносят Раскольникову успокоения: Раскольников замыкался в ней. Но перед ним есть выбор, возможность преодолеть свой внутренний душевный раскол, обрести основу иного бытия, от самонаказания перейти к принятию мира, вырваться из узких границ собственного «я».

Постепенно, уже будучи на каторге, Раскольников понимает, что Соня с ее религиозностью, добротой, милосердием, открытым для людей сердцем становится частью его существования. Как логическое завершение этого открытия звучит просьба принести Евангелие. Раскольников хочет принять Сонину веру не по убеждению, не потому, что у него возникла такая потребность, а потому, что глубокое доверие к Соне, возникшая в нем благодарность заставляют его смотреть на мир ее глазами.

Раскольников немного по-другому, чем Соня, понимает Бога. Он приходит к выводу, что Бог - воплощение гуманности, способности служить несчастным, падшим. Поэтому теперь уже Раскольников старается делать то, что сделала для него Соня, - он помогает каторжанам, осужденным, отверженным, которые, так же как и он от Сони, ждут от него помощи. И это дает первый проблеск счастья и душевного очищения Раскольникову.

Достоевский приводит Раскольникова в конце романа к идее о необходимости жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение людям. В конце романа Раскольников постепенно как бы выздоравливает от болезни «бонапартизмом», он очнулся от бреда, начал жить настоящей жизнью.

Но путь к новой жизни не легок, так как новая жизнь не даром достанется Раскольникову, «ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом...» Сложен и мучителен путь Раскольникова к познанию смысла жизни. От преступления, которое искупается страшными страданиями, к вниманию, состраданию и любви к тем самым людям, которых хотел презирать, считать ниже себя Родион Раскольников.


«Сочинения на свободные темы»



33. Общественное значение писателя в том именно заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы...» (М. С. Салтыков-Щедрин)

Небольшие, но очень емкие и жизненные рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, который строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое его изречение: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности.

В самом деле, что плохого, кажется, в том, что человек хочет заработать больше денег, как доктор Старцев? Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги постепенно незаметно могут вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и беззаботно жить может сделать его морально и физически неполноценным.

Дмитрий Ионович Старцев - герой рассказа «Ионыч» - был назначен врачом в земскую больницу, в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желаниями чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой в городе». Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая, миловидная девушка, которую в семье звали Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч впервые посетил Туркиных, он был очарован. Он влюбился в Котика. Это чувство было в жизни Ионыча «единственной радостью и последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик ему отказала, он страдал всего три дня, а потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!»

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. «Прошло четыре года. В городе у Старцева была уже большая практика. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде Ионыч отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города С. Они раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище „поляк надутый". В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор:

- Это вы про что? А? Кого?

Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила одной надеждой на любовь Старцева. Но Ионыч был уже не тот молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже не доставало в ней или что-то было лишнее, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде... не нравилось что-то в прошлом, когда он едва не женился на ней. Он вспомнил о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, - и ему стало неловко». Он слишком обленился и опустился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он

Отредактировал и опубликовал на сайте: PRESSI (HERSON)


«Сочинения на свободные темы»



только думает: «Хорошо, что я тогда не женился».

Главным развлечением доктора, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, было «по вечерам вынимать из карманов бумажки», а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если даже театры и концерты он не посещал.

Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора его теперь зовут просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

Почему же Дмитрий Ионыч Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Но автор подводит нас к мысли, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование.

34. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы...» (А. И. Солженицын)

Характер каждого человека закладывается в детстве. Очень большое влияние оказывают воспитание, условия жизни, среда, в которой вырос ребенок. Это накладывает некоторый отпечаток и потом дает знать о себе в течение всей жизни. Все мы «родом из детства», у каждого из нас свое воспитание.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» нам показаны две системы воспитания: Обломовка, в которой провел свое счастливое, безмятежное детство Илья Ильич Обломов и воспитание Андрея Ивановича Штольца, хорошего друга Илюши. Мне хотелось бы подробнее остановиться на детстве Штольца.

Воспитанием Штольца в основном занимался отец. Он старался воспитать в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься. Он воспитывал в сыне хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Он в детстве приучал сына самостоятельно зарабатывать на жизнь. Вспомним, что отец забирал у него обычно деньги и выдавал лишь на необходимые вещи. Частенько отец поступал с сыном жестоко. Так, он выдворил его из дома за невыученные уроки. Вместе с отцом Штольц вел хозяйство, учился разбиратьсяв разных вещах. Отец с самого детства приучал Штольца к труду: «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей», - скажет потом Штольц.

Штольц получил хорошее образование. Отец очень серьезно относился к получению Андреем глубоких знаний. Андрей сидел с отцом за географической картой, разбирал библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова.

В 14-15 лет он самостоятельно ездил с поручениями от отца в город и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недосмотрел, дал промах. Можно сказать, что Штольц получил правильное, рациональное воспитание.

Читая о воспитании Штольца, возникает вопрос: любит ли отец Андрея? Думаю, что любит и воспитывает его по-своему, по-немецки. Так, наверное, воспитывал отца Штольца его отец.

Самая напряженная сцена в романе - это прощание Штольца с отцом. Нас поражает эта сцена. Отец и сын - два родных человека - прощаются навсегда, они знают, что это навсегда. Но ни слезинки не пролил отец, ничто в нем не колыхнулось. Только почти надрывное «прощай». Неужели ему не стало жалко сына, который едет в неизвестность. Мне кажется, ему


«Сочинения на свободные темы»



хотелось обнять сына, поцеловать его и даже, может быть, заплакать. Но отец не мог этого сделать. Тогда бы рухнула вся система его воспитания.

Жесткое воспитание отца закалило характер Штольца. Благодаря такому воспитанию из него действительно что-то получилось, он многого добился благодаря серьезной жизненной закалке.

Многие критики обвиняли И. А. Гончарова в том, что Штольц духовно беден.

Н. А. Добролюбов видел в нем лишь буржуазного дельца - предпринимателя. А. П. Чехов назвал Штольца «продувной бестией».

Мне кажется, что критики все-таки правы. Такое воспитание, какое получил Штольц, сделало из него подобие какой-то машины: он почти никогда не волнуется, не переживает. Живет он строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Его жизнь как точный график времени отправления поездов, а сам он - поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный. Его идеал - это достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности.

Слишком идеален получился Штольц, а ведь в жизни не существует идеала.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.