Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение чисел






Мало раскрыть сокровенный смысл каждого числа, необходимо также понять как они соотносятся друг с другом, поскольку символика их соотношений также глубоко сакральна. Расстояние, разделяющее 0 и 1, равно расстоянию от 1 до бесконечности. Об этом хорошо говорил Флоренский.

Он подразделял понятие числовой бесконечности на потенциальную и актуальную и усматривал в этом подразделении два основных подхода к числу: "...идея потенциальной бесконечности есть национальная идея арийцев, по преимуществу индусов, как актуальной - семитов, главным образом евреев". Сходным образом мыслит чилийский эзотерик Мигель Серрано, разделяя числа на арийские, метафизические и на семитские, используемые прикладными способами. Эти два вида чисел тесно связаны друг с другом. Флоренский утверждал, что " всякая потенциальная бесконечность уже предполагает существование актуальной бесконечности, как своего рода сверх-конечного предела". Дионисий Ареопагит писал об актуальной бесконечности следующее:

" И то, по моему мнению, достойно тщательного размышления, что говорит писание об Ангелах, то есть, что их тысячи тысяч и тьма тьмущая, умножая на самих себя числа, у нас самые высшие. Через сие оно ясно показывает, что типы небесных существ для нас неисчислимы.', потому что бесчисленно блаженное воинство премирных умов. Оно превосходит малый и недостаточный счёт употребляемых нами чисел и точно определяется одним премирным их разумением".

Само это определение показывает, что можно рассматривать соотношение чисел через сопоставление потенциальной и актуальной бесконечности. Возможен и другой путь - исследование сущности того, как относятся друг к другу простые числа натурального ряда. Начинать это рассмотрение необходимо через сопоставление единицы и нуля. Блаватская со ссылкой на сокровенную герметическую " книгу Ключей" (Чисел) пишет, что священная энграмма Теруф показывает, что " число 1 (один) родилось от Духа, а число 10 (десять) от Материи; единство образовало десять, десять - единство", и это является пантеистической аксиомой, другими словами - " Бог в Природе и Природа". Другим путем познания числовой природы мира будет нахождение всех чисел внутри семёрки. О скрытой сущности этого числа также говорится в " Тайной Доктрине" Блаватской:

" С какой бы стороны ни рассматривать этот знак, все десять чисел заключаются в нем. Ибо с точкою в середине или в центре он есть семеричный знак или Семеричность; его треугольники указывают на число три или Троичность; два треугольника указывают на присутствие Двоичности; треугольник с центральной точкой, общей им обоим, дают Четверичность; шесть концов есть Шестеричность; центральная же точка является Единицей; Пятеричность получается из комбинации, состоящей из двух треугольников, чётного числа и трех сторон в каждом треугольнике, первого нечётного числа".

В конфликте двух элементов троичная система играет примиряющую роль, направляя энергию в состояние равновесия. Хорошо иллюстрирует данную функцию принципа троичности Плотин, который сравнивал " Единое" со светом, разум с солнцем, а Мировую Душу - с луной. По этому поводу Керлот пишет:

" Единство внутренне расщепляется на три " момента" - активный, пассивный и союз или результат их взаимодействия. Несомненно, жизненное, человеческое значение числа " три" и триады охватывает многовековые истоки биологической эволюции. Существование двух (отца и матери) почти неизбежно приводит к появлению третьего (сына)...

Поэтому триада обладает способностью разрешать конфликт, созданный дуализмом; она также представляет собой гармоническое решение проблемы воздействия единства на двойственность. Она символизирует сотворение духа из материи, активного из пассивного. Существует довольно большое число символов, имеющих отношение к триаде (кроме треугольника), поскольку она в определенном смысле может быть названа " внутренней структурой единства". Поэтому многие инфернальные существа, служащие традиционными двойниками триады, либо оказываются трехголовыми, как Цербер или Гената, либо держат в руке оружие с тремя остриями, например, трезубец".

Число " четыре" обыкновенно рассматривается как модель, символизирующая внешние, чисто количественные величины или горизонтальный порядок вещей. Потому оно, в соответствии с точками, выражающими символику уровней и расположенными на вертикальной линии вверху, в середине и внизу, соотносилось с " Тремя Мирами" (небесным, земным и подземным). Применительно ко внутреннему миру человека тройка соотносилась с такими его компонентами, как высший дух, душа и тело (другие деления касались сферы морали - доброе, безразличное, злое и сферы познания - интуиция, интеллект, инстинкт). Индуизм находит числу три применения, подразделяя мир на три фундаментальные качества: саттва (гармония, свет, управляющая сила), раджас (страсть, воля, неуравновешенный импульс), тамас (инерция, покой, низшее состояние). Генон, анализируя природу троичности, выраженную в индуизме, отождествляет саттву с небом, будущим и сверхсознанием; раджас - с атмосферой, настоящим и сознанием; тамас - с недрами земли, прошлым и бессознательным.

Говоря о соотношении чисел, необходимо сказать о том, как соотносятся данные числа в структуре мандалы. Керлот утверждал: " Сопоставления круга, треугольника и квадрата (в числовом отношении эквивалентов чисел 1 и 10; 3, 4 и 7) играет фундаментальную роль в самых " классических" и аутентичных восточных мандалах". Основным элементом существования мандалы является борьба между числом 3 и числом 4, что символизирует борьбу между центральными и периферическими структурами сознания.

Три относится к четырём как непроявленное к проявленному, содержание к форме, сущность к явлению. " Тайная Доктрина" свидетельствует о том, что " числа 3 и 4 отвечают соответственно мужскому и женскому началу, Духу и Материи, и сочетание их есть вечная эмблема Жизни Вечной в духе на её восходящей дуге и в Материи, как вечно воскресающий Элемент - через порождение и размножение. Духовная мужская линия вертикальна " 1"; дифференцированная линия материи горизонтальна " -".

Вместе они составляют крест " +". 3 невидимо; 4 находится на плане объективного познавания".

Соотношение 3 и 4 меняет геометрию мира, о чем поэтически говорят древние алхимические тексты:

" Когда Три и Четыре целуют друг друга, Квадрат присоединяет свою срединную природу к природе Треугольника (или Троичности, то есть, грань одной из его плоскостей становится средней гранью другой) и образует Куб; тогда только он (развернутый Куб) становится вместилищем и числом Жизни, Отцом-Матерью Семи".

Об этом же говорит и теософская писательница Элизабет Хейч в своем мистическом романе-трактате " Посвящение":

" Пока числа 1 и 3 образуют единство в божественности, они остаются 3 в 1 и 1 в 3. Но когда они выходят из божественного единства, они разделяются, и из " 1 в 3" получается " 1 и 3", а это составляет 4. Равносторонний треугольник содержит скрытые внутри него 4 меньших равносторонних треугольника. Этот закон содержит также тайну ключевого числа трехмерного мира - числа 7."

Квадратура круга, над разрешением тайны которой билось множество кандидатов на Посвящение, также представляет собой соотношение 3 и 4, хотя здесь присутствуют и другие числа, например, число 9 и число 10.

Подробное описание сущности самого феномена квадратуры круга, позволяет глубже понять как соотносятся между собой целый ряд чисел. Керлот пишет об этом:

" Древние жители Месопотамии определяли площадь круга по площади среднего квадрата между списанным и описанным. И идея приравнять круг к квадрату также возникла из понятия вращающегося квадрата. Но нас интересует не математический, но символический аспект проблемы. " Квадратура круга", подобно " камню" или " золоту философов", была одной из забот алхимиков, но если два последних служили символами поисков цели, способствующей развитию духа, то предыдущая проблема касалась совмещения двух великих космических символов: неба (или круга) и земли (или квадрата). К тому же это приходится осуществлять посредством объединения двух оппозиций, т.е. прибегая не к рядоположности, как, например, в соединении двух оконечностей креста, а к корреляции управления и взаимному сокращению компонентов в " высшем синтезе". Квадрат представляется соответствующим четырём Элементам (стихиям). В таком случае целью установления " квадратуры круга" (которую более строго можно было бы назвать " круговизной квадрата") было стремление достичь единства в материальном мире (как и в духовной жизни), поднимаясь выше различий и препятствий (стратегического порядка) числа четыре и четырехугольного квадрата. Мы уже говорили, что вращающийся квадрат считался средоточием этой идеи, а Генрих Кунрат в книге " О первичном хаосе" пишет: " Посредством кругового вращения или циркулярного полного оборота четверичности возвращается изначальная простота и невинность". Другим способом получения эрзаца " квадратуры" было наложение двух квадратов с вписанным в них кругом таким образом, чтобы получить восьмиугольник. Действительно, восьмиугольник может быть рассмотрен (как в геометрическом, так и в символическом смысле) как промежуточная форма между квадратом и кругом. По этой причине он никогда не символизировал само " делание" (т.е. мистическое завершение синтеза оппозиций), а обозначал путь, ведущий через четверичные вещи (такие, как земля, женский элемент, материя или разум) по направлению к кругу (представляющему совершенство, вечность и дух). Вот почему многие средневековые баптистерии, купели и купола восьмиугольны по форме".

О глубинной сущности квадратуры круга, открывающейся в результате внутренней работы человека над собой и его личных усилий по трансформации своего сознания будет идти речь в последующих главах.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.