Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская религиозная философия 19-200 вв.

Русская философия

Формирование русской философии в 11-17 вв.

Философское воззрение М.В. Ломоносова и Радищева

Русская философия 19 века. Славянофилы и западники

Русская религиозная философия 19-200 вв.

Русская философия формируется, начиная с 11 века (некоторые считают, что с 9в). она представляла собой общий взгляд на природу, человека и общество, в этот период формируется древнерусское государство. Высокого уровня достигает культура и образование. Общественные отношения Киевской Руси с самого начала были схожи с феодальными государствами. Древнерусское государство имело культурные и торговые связи почти со всеми крупными государствами того времени, но особенно тесные отношения с Византией. От туда заимствовано христианство, немало других общественно – культурных ценностей. В этот период просвещение было проникнуто религиозным духом. Вместе с христианством на Русь стало активно поступать византийская богословская литература, формировавшаяся философская мысль сразу оказалась втянута в русло религиозных идей.

Богословие, по существу, подчинило себе все формы общественного сознания, всякое общественное движение носило на себе религиозный отпечаток. В этих условиях философия развивалась в русле религиозных, богословских идей. В дошедших до нас литературных памятниках 11-13 вв. представлена в основном общественно – политическая мысль. Она обращалась к важнейшим вопросам современности. К таким источникам относится «Русская Правда», «Повесть временных лет, «Слово о полку Игореве» В этих произведениях поставлены важнейшие для того времени вопросы о единстве, национальной независимости и величии русского государства.

По источникам 13 века воспеваются такие добродетели мудрость, ученость, справедливость, разумность. Они противопоставляются богатству боярства, лицемерию духовенства.

Начиная с 14 века центр общественно – политической жизни переносится на Северо – Восток, где видную роль начинают играть Москва, Тверь, Новгород, Псков. В этот период усиливается оппозиция феодализму, официальной религии. Это выразилось в еретических движениях. В летописях довольно отчетливо обнаруживается свободолюбие, появляются элементы критики религии. Еретики скептически относились к церковной обрядности, они высказывали сомнение в божественном происхождении священных книг, а наиболее крайние не верили в бессмертие души.

Крупным мыслителем 15-16 вв был Максим Грек (1480-1556). Он был приглашен из Греции для перевода церковных книг. Он большое внимание уделял философским проблемам. При этом он считал, что философия является служанкой богословия. Он выступал в защиту просвещения, в защиту рационального знания. Он опирался на Платона и Аристотеля. Стремился к обоснованию религиозных догматов в духе средневековой схоластики. Все это в конечном счете способствовало распространению философских знаний.

В 17 веке начинается тенденция к освобождению культуры из под абсолютной власти церкви. Однако и в это время философия пока еще распространяется в форме схоластики. Такими центрами изучения схоластики были духовные академии – Киевская и Московская славяно греко-латинская духовная академия.

Философия состояла из трех частей. Схоластическая философия опиралась на авторитет Аристотеля.

- умственная (логика)

- естественная (физика)

- божественная (метафизика)

Это была религиозно – идеалистическая философия. Ее роль заключалась в том, чтобы служить введению к усвоению богословия.

Видными мыслителями были – Прокопович и Постняков.

Следующий этап формирования русской философии связан с Ю. Крижаничем (1618-1683) – харват. В своем труде он рассматривает проблемы общественно – политические. Выступает с критикой схоластики. Он осуждает роскошь, тиранию, выступает за справедливые правления в обществе. Он постоянно говорит о том, что надо приумножать в людях мудрость, причем мудрость бывает двоякой. Духовная – богословие и мирская – философия, механика, математика. Он выступал за объединение всех славян под властью Московского самодержавия. Эти идеи также способствовали распространению философских знаний в России.

Период распространения схоластики в России, по сравнению с Западной Европой не был продолжительным. Уже в начале 18 века она преодолевается, поскольку уже не отвечала общественным потребностям. Схоластика в целом способствовала развитию философской мысли в России, особенно велика роль в развитии логики, в исследовании философских категорий, в становлении философского языка, знакомила, приобщала в античному наследию. И все это составило тот мыслительный материал, на который опиралась русская философия в своем дальнейшем развитии.

2. С начала 18 века в России происходят глубокие, коренные преобразования, связанные с Петровскими реформами. Эти реформы затронули все стороны жизни русского общества. Реформы в экономике потребовали необходимость развития науки – естествознания. В этот период начинает формироваться материалистическая линия русской философии.

Зарождение материалистической традиции в русской философии связано с именем М.В. Ломоносова (1711-1765).

Он разрабатывал прежде всего натурфилософские проблемы, проблемы философии природы. Он был деистом. Материалистические идеи, которые он проповедовал, носили механический характер. Главная идея мировоззрения Ломоносова была концепция атомно – молекулярного строения материи, на ее основе Ломоносов создает теории теплоты, газов, электричества. Все эти теории он объединил сформулированным им законом сохранения материи и движения - выдающееся открытие (1748 г.)

Этот закон базировался на достижении науки и философии того времени и в последующем он стал коренным принципом естествознания. Ломоносов отстаивал идею материального единства мира. Он различал два вида материи:

· Материя как атомы

· Материя, заполняющая промежутки между атомами – эфир.

В процессе движения атомов возникали их различные сцепления новые комбинации материи.

Движение рассматривается Ломоносовым в качестве источника всех

Изменений в природе, именно с движением ломоносов связывает многообразие материального мира. Однако под движением он понимает только механическое передвижение в пространстве.

Большой вклад Ломоносов внес в разработку теории познания (гносеологическая). Он верит во всемогущество науки, он подчеркивает решающую роль опыта как исходного момента в исследовании. Он считает, что опыт является источником необходимых данных, которыми должен оперировать ученый. Вместе с тем, говорил ломоносов, ученый должен быть не только практиком, но и теоретиком.

Ломоносову принадлежит концепция двух истин:

· Научная истина

· Религиозная, истина веры.

Они являются родными сестрами. Заслуга Ломоносова – предложил классификацию наук, разделил все науки на отдельные группы. Критерии разделения: степень их теоретичности, обобщения, связи со ступенями познания. Ломоносов обращал большое внимание на общественную роль наук. Он говорил, что достижения науки необходимо использовать для экономического и культурного развития России.

Выдающимся мыслителем второй половины 18 века был А.Н. Радищев (1749-1802). Он положил начало антикрепостнической идеологии в России. В своем знаменитом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев поставил вопрос об уничтожении крепостного права. Но основным философским произведением является философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Он сложен по содержанию – в первых двух книгах Радищев выступает как материалист, а 3-4 книги – с религиозно – идеалистической позицией – бессмертие души и тд.

Подобно Ломоносову, Радищев был деист. В 1-2 книгах своего трактата он дает материалистическое решение основного вопроса философии. Он убежден в объективном существовании объективного мира. Говорит, что материя состоит из атомов, называет основные свойства материи, среди которых он называет непроницаемость, протяженность, образ, рождаемость, твердость, движение. Важнейшим из этих признаков Радищев считал движение. Он говорил, что движение от материи не отделимо. Однако под движением, как и Ломоносов, понимал простое перемещение. Что касается сознания, то Радищев прямо говорил о том, что сознание является функцией мозга. Вместе с тем, размышляя об активности сознания, он начинает отходить от материализма, начинает искать ответы в идеалистических системах – до признания бессмертия души.

Однако большинство исследователей считают, что 3-4 книги не представляют самостоятельного значения. Они являются простым пересказом идеалистических концепций. А свою точку зрения Радищев высказывает лишь в виде предположения.

Идеи:

Радищев утверждал, что главный мотив человеческих стремлений – это его личный интерес. Он выдвинул закон цикличного развития общества. Он говорит о том, что в обществе идет постоянная борьба между началами равенства и неравенства, и попеременно побеждает то одно, то другое. Радищев выступил против идеи Гоббса о том, что естественным состоянием общества является война всех против всех. С точки зрения Радищева, начальная ступень человеческого общества характеризуется природным равенством людей. Вступая в общество, люди заключают как бы между собой безмолвный договор. В результате этого договора вначале власть выполняла волю народа, однако затем, она обособилась от него и превратилась в его господина, стала подавлять людей. Наиболее противной человеческому существу формой власти, по мнению Радищева, является самодержавие. Что же касается будущего политического строя, то он представлял его в форме демократической республики, в которой власть принадлежит народу. В целом, несмотря на противоречивость, философские идеи Радищева представляют важный этап в развитии русской философии.

3. В 19 веке Россия вступает в новый период развития, характерной чертой которого, является разложение крепостничества, возникновение освободительного движения. Под его влиянием развивается передовая литература, общественно – политическая мысль. Одним из первых крупных мыслителей 19 века был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).

В своих философских письмах, Чаадаев впервые поставил и попытался ответить на вопрос о судьбах России. В письмах пытался найти корни современных ему событий в прошедшей истории. Он пришел к довольно пессимистическим, парадоксальным выводам. Он заявил, что самой печальной чертой русской цивилизации является изолированность от общечеловеческого развития. Россия не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Она как бы стоит вне пространства и времени. В самодержавии и крепостном праве Чаадаев видел главные пороки русской жизни. Он говорил о том, что русский народ как бы преподает урок всем остальным, но вместе с тем, он выражал надежду, что Россия учтет опыт Запада.

В центре внимания Чаадаева находился вопрос социальной философии. Чаадаев занимает религиозно – идеалистическую позицию. Конечную силу исторического развития он видел в божественных провидениях, роке. Сущность исторического процесса состоит в развитии духа. Бог дает религиозную идею, которая воплощается во всеобщий разум людей, а он в свою очередь порождает индивидуальный дух. Подлинной историей является история мысли, духа.

Божественная идея, лежащая в основе человеческого общества, наиболее полно выражается в христианской религии. Христианство превращается у Чаадаева в непосредственный стимул. Он приходит к выводу, что различия западноевропейской и российской цивилизации выводится различием католицизма и православия. При этом симпатии Чаадаева на стороне католицизма. Он пытается доказать, что именно в католичестве заложено объединяющее начало, которое сформировало западный мир. Чаадаев приходит к выводу, что России поможет католицизм.

На Чаадаева большое влияние оказал Шеллинг, отрицательно относился к Гегелю. Под влиянием Шеллинга Чаадаев пытался обосновать союз науки и религии. Он считал, что только религиозное откровение является средством постижения божественных законов природы. Чаадаев выступает здесь как объективный идеалист, но вместе с тем он пытается раскрыть объективную диалектику различных взаимосвязей в природе. Влияние Чаадаева является противоречивым, и не случайно именно с Чаадаева берут начала 2 направления – славянофилы и западники.

Эти два течения формируются примерно к середине 19 века. К славянофилам относились Хомяков, Аксаков, Самарин и др. характерно для славянофил: они выступали с критикой отдельных сторон феодального общества, выступали за свободу слова, за гласный суд, за освобождение крестьян сверху. Вместе с тем, они выступали за самодержавие. Они утверждали, что русскому народу присущи религиозность, мистицизм, аскетизм. Они идеализировали порядки допетровской Руси, патриарщину.

В философии они стояли на религиозно – идеалистических позициях. Выступали за примирение разума и веры, философии и религии. Считали, что высшей формой познания является откровение. Большой заслугой славянофил является изучение русской культуры (фольклор).

Линия западничества представлена Грановским, Бакуниным, Герценом и тд. Они ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. Славянофилы – Шеллинг, западники – Гегель. Они выступали с критикой православия, по существу они были идеологами русского просвещения.

Крупный мыслитель А.Н. Герцен (1812-1870). С самого начала своей теоретической деятельности Герцен внимательно следил за успехами естествознания, не случайно через все теоретическое наследие Герцена проходит идея тесного союза философии и естествознания.

Герцен опирался на Западноевропейскую философию. (Гегель, Фейербах). Для него характерна материалистическая тенденция. Он выступил с критикой идеализма и религии, говорит, что философия и наука должны опираться на природу, они должны находить путь к практическому применению. Эти идеи Герцен излагает в своих «Письмах об изучении природы». Выступая с критикой, Герцен заявляет, что природа предшествует человеку. Логическое не может существовать раньше природного. Сознание не существует вечно, оно является продуктом материи. Герцен выступал за единство материи и движения, неразрывную взаимосвязь материи, пространства и времени.

В теории познания Герцен отстаивал единство чувственного и логического познания. Он пришел к выводу, что деятельность человека представляет собой единство теории и практики. В отличии от других материалистов, у Герцена материализм развивался в единстве с диалектикой. Он говорил, что принцип развития присущ самой природе. В природе осуществляется постоянный переход из одного вида материи к другой, из одной формы движения материи в другой.

Герцен высоко оценил роль диалектического метода. Он говорит, что развитие осуществляется через борьбу противоположностей, отрицание старого и возникновение нового.

Традиции заложенные Герценом продолжил Н.Чернышевский (1829-1889). Он придерживался материалистических взглядов, он непосредственно опирался на антропологический принцип Фейербаха. Однако в отличии от Фейербаха, материализм Чернышевского носил более научный характер и у него имели место элементы диалектики.

Суть философских взглядов Чернышевского: он подчеркивает связь философии с наукой. Он пытался обосновать философию, связанную с интересами простых людей. В своих работах он критикует идеализм Канта, Гегеля, позитивизм. Он говорит, что единство мира заключается в существовании материи в ее различных формах, наличиях общих закономерностей развития материального мира. В теории познания он также проводит материалистическую линию. Основное внимание он уделяет объективному содержанию процесса познания. Говорит о единстве чувственного и логического познания. Основной источник знания – ощущения

Социальные воззрения Чернышевского непосредственно связаны с его революционной деятельностью. Он утверждал, что в обществе действуют объективные законы, прогресс сочетается с моментами регресса.

В этике Чернышевский проповедует принцип разумного эгоизма. Человеку присуще естественное стремление к счастью и это стремление осуществляется, если человек будет бороться за избранный идеал. Награда за добродетельный поступок – это приятное состояние души.

Прекрасное – есть жизнь.

 

 

Во второй половине 19 века в русской философии происходит поворот от традиционного рационализма (западноевропейского) к проблемам духовности, к вопросам аксиологии и культуры. Специфика русской философии заключается в том, что она всегда выражала те или иные тенденции общественных движений. Русская философия всегда была тесно связана с художественной культурой – литературой. Особенностью русской философии этого периода является то, что она носила по преимуществу религиозно – идеалистический характер. Особенности русской философии отразились в творчестве Ф.М. Достоевского (1821-1881). Он не был профессиональным философом, но в своих произведениях он поставил и попытался решить целый ряд важнейших философских проблем и прежде всего его интересовали вопросы личной и общественной жизни человека.

Он был религиозным философом. Религию он считал исконным прирожденным миросозерцанием народа. Он прямо говорил о том, что все социальные пороки порождены утратой веры в Бога проповедь религиозного смирения, противопоставление веры разуму. Он говорит о том, что России принадлежит великая историческая роль. Русский народ – это народ богоносец. Идя путем нравственного самосовершенствования Россия спасет себя и Запад «от ужасов социализма». Он большое внимание уделял критике социалистических идей, критике материализма.

Идейным предшественником Достоевского в философии был Кант. Под влиянием его идей Достоевский, исследуя психику человека, пришел к выводу, что она не познаваема. Он считал, что психика человека свободна от всяких объективных законов. Правда при этом он считал, что такая свобода личности является источником не только добра, но и зла.

Рассматривая проблему соотношения личности и общества Достоевский становится на позиции индивидуализма. Он считает, что личное и общественное находится в антагонизме. Зло изначально присуще человеку и обычными средствами переделать человеческую натуру невозможно. Единственный путь совершенствования человека – это религия, смирение, любовь и терпение. Это пути совершенствования всех человеческих отношений.

Сила Достоевского, значительность его наследия заключается в гуманизме, в сострадании, в сочувствии человеку, в показе антигуманных условий существования человека. Заслуга Достоевского заключается в высокохудожественном показе духовно – нравственных исканий личности. В рассмотрении таких проблем, как свобода и ответственность, смысл жизни, добро и зло.

Творчество Достоевского оказало огромное влияние на развитие русской философии, мировой культуры, в том числе и на современную философию.

Одно из распространенных на западе философских направлений – экзистенционализм – называет Достоевского своим предшественником.

Другой крупный мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Он является крупнейшим представителем религиозной философии в России. Многие историки философии на Западе вообще считают Соловьева самым крупным философом в России. Он создает развернутую систему объективного социализма. Центральное место в его системе занимает его учение «О божественном всеединстве», которое воплощается в реальном мире. Как бы посредником между ними выступает мировая душа – София. Это всеединство постигается так называемым цельным знанием, включающим в себя мистическое, рациональное, то есть философское и эмпирическое, т.е. научное знание. Но Соловьев главным образом уделяет внимание обоснованию иррационального знания, то есть он на передний план выдвигает веру и интуицию. Высшей задачей умственного развития человечества Соловьев объявил синтез науки, философии и религии. Но приоритет отдает религии – теологии, так как предметом истинного знания является Бог.

 

 

О Соловьеве, Циолковском, Федорове, Бердяеве – найти информацию самостоятельно!!!!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Последняя версия | Тургенев Иван Сергеевич




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.