Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гаммадион






Свастика в раннем христианстве. «Для точного понимания настоящего значения символических изображений, необходимо проследить историю их происхождения и их развития, писал граф А.С. Уваров. Только при внимательном изучении постепенного расширения внутреннего смысла каждого символа, можно заметить все те различные понятия, которые с течением времени вошли в значение каждого известного условного знака или символа. Каждый из них, смотря по историческим обстоятельствам, объединяет в себе более или менее различные понятия, связанные между собой известною общею основною идеею. Отсюда усложнение внутреннего значения символа находится в прямом отношении ко времени, в котором он был создан» [345, с. 1].

Подчиняясь правилу о неразглашении тайн вероучения (disciplina arcani), установленному святыми отцами, христианское искусство с самого начала приняло сугубо символический характер. О главных догматах (таинствах) в среде некрещёных или даже оглашенных позволялось выражаться лишь прикровенно [345, с. 6-7].

Этот особый способ выражения назывался символическим языком и складывался из слов, предложений, знаков и образов, «вполне ясных для христианина, посвященного во все таинства христианского учения, но остающихся совершенно непонятными выражениями для посторонних лиц». А.С. Уваров считал, что «хотя оба способа выражения символическими словами и символическими изображениями встречаются вместе, как бы взаимно пополняя друг друга, на древнейших памятниках христиан, но все-таки надо предположить, что они не произошли в одно и то же время. Вероятно, символические слова предшествовали символическим изображениям, которые, в свою очередь, являются.., пополнением или даже улучшением первого способа выражения... Всякое, даже отрывочное, выражение или отдельное слово, заимствованное из Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, или из молитвы, напоминало христианину не только всю мысль, изложенную в этом месте Священного Писания или в известной молитве, но вместе с тем напоминало ему и учение Церкви, связанное с ними» [345, с. 8-9].

Одно из центральных мест в символическом языке ранних христиан занимает свастика: «Гамматический крест встречается на христианских памятниках, прежде всего, рядом с эпитафиями, раньше Константина. Мы видим его возле надписи III столетия из катакомб города Кьюзи в Тоскане; на надгробной плите римского происхождения, сохраняющейся теперь в собрании древностей города Бергамо, вместе с монограммой Константиновской, возле эпитафии 363-го г. и в сопровождении монограммы, венка и пальмы. Во многих других примерах равносторонний крест с загнутыми концами, является пополнением катакомбных надгробий, или отдельно подле имени умершего, или между А и Q. Несколько раз повторён этот же знак на христианском саркофаге IV столетия (теперь в городе Милане)» [363, с. 154; 519].

По мнению А. фон Фрикена, свастика («крест с загнутыми концами») замещала обычный крест, для того, «чтобы напомнить орудие искупления не изображая его открыто», так как прямой образ Распятия не был тогда ещё принят. Той же версии придерживался ранее И. Бердников, писавший: «Что касается до памятников, относящихся к II, III и к началу IV вв., то за немногими разве исключениями, на них употребляются только прикровенные изображения крестного знамения, как то: особенная фигура, представляющая четвероконечныи крест с загнутыми концами» [37, с. 241 со ссылкой на: Rossi «De titulis Carthagin» // Spicilegium, t. IV, p. 522, 532; см. также: 516, p. 271-284].

Употреблявшийся римлянами задолго до Рождества Христова, свастичный крест не вызывал подозрений у сограждан-язычников и в то же время прикровенно содержал в себе изображение четвероконечного креста. Трудно согласиться, однако, что христиане использовали свастику лишь как прикрытие креста, не вкладывая в неё особенного, свойственного только ей оттенка. Тот же равносторонний крест в катакомбах часто соседствует со свастикой. Следовательно, последняя обладала другим самостоятельным значением.

Рис. 50-2. 3-7) свастика на надгробиях первых христиан [517, р. 41, pl. X.29; рl. Х.ЗО; рl. Х.31; рl. XXXII.15; pl. XXXIX.19]: III-IV вв. (3); IV в. (4); III-IV вв. (5); III-IV вв. (6); 1-я пол. IV в. (7); 8) монограмма Спасителя, встроенная в свастику. Евангелие из Тулузы. VIII в. [484, taf. 35.42].

Буква у «гамма» в греческом языке имеет числовое значение «3», поэтому она выражает идею Св. Троицы. Англиканские археологи, которым часто приходилось находить свастику -fylfot или -triskele на раннехристианских каменных крестах и плитах, писали, что она символизировала «краеугольный камень в основании Церкви» [475]. С подобными взглядами полемизировал Р. Генон, доказывая, что приписывание свастике значения «краеугольного камня» позднейшая новация [81, с. 322-325, 300-316]. Однако он впадает в иную крайность, отрицая возможность называния свастики «гаммадионом», что абсурдно, поскольку очевидно, что она состоит из четырёх заглавных греческих Г («гамм»). Общая числовая сумма гаммадия равняется 12-ти, что является числом Нового Иерусалима как небесного архетипа Церкви. Здесь же раскрыта мистерия схождения Небесного Града, которое происходит не посредством зеркального оттиска, а через динамически развивающийся гештальт.

Как полагал Т. Ролле, свастика, заключающая одну из христианских эпитафий III-IV вв. указывает на спасение, избавление, полученное душой скончавшегося [517, р. 41, pl. X.29]. В другой надписи IV в. за свастикой следует монограмма Христа; текст: «Луцилия (почивает) в мире» [517, pi. Х.ЗО].

Ещё примеры. Погребальная надпись III-IV в. обрамлена следующей символикой: птица (символ отпущенной к Богу души) пьёт из сосуда приснотекущей благодати Св. Духа, которой соответствует раскручивающаяся свастика. Надпись на могиле отрока 1-й пол. IV в.: SOZON BENEDICTVS REDIDIT Deo spiritum ANnorum NOBE (vem) BERVS (verus) I (Christus) ISPIRVM (spiritum tuum) IN PACe ET PETe PRO NOBIS. «Созон Бенедикт (Благословенный) предал Богу дух свой в 9 лет. Истинный Христос примет твой дух в мире. И пой (т.е. моли Бога) за нас». Текст предваряет собирающая свастика. Дух человека, отделившийся от тела, представлен здесь как частица Божественного Духа, возвращающаяся к Лону Отчему [517, pi. XXXH.15, XXXIX.19, р. 262]. Монограмму Спасителя ё, встроенную во вращающуюся свастику, можно позднее встретить на Евангелии VIII в. из Тулузы [484, taf. 35.42]. Крючковатый (uncinate) крест, свастика или крест из 4-х греческих «гамм» символизирует вращение, а следовательно жизнь, пишет В. Гросси [437, р. 594].

Если взглянуть на развитие искусства у народов, принявших христианство, можно убедиться, что большинство символов пришло туда из так называемого «язычества», приобретя новое качество. Целый комплекс христианских представлений связан с этническими обычаями, которые освящались авторитетом Церкви. Как указывалось во II-III гл., освящение мест захоронения свастикой было широко распространено задолго до Рождества Христова.

На фреске IV в. из катакомбы Дженероза (Рим), вырытой под священной рощей братства Арвалов*, Христос изображён в виде Доброго Пастыря. Он стоит, скрестив ноги, между двумя овцами, со свирелью в правой руке, поднося её к устам и упираясь левой на посох. На нижней оконечности его короткой туники, в том месте где по древнему обычаю нашивались круги из металла или из дорогих материй (calliculae; от calix, «чаша»), два раза повторена раскручивающаяся свастика (ср. изображения калликул-свастик на одеждах римских воинов с мозаик Виллы Казале III-IV вв. в сицилийском городе Пьяцца Армерина [418, р. 35, 52, 55, 59]). Свастика-«чаша» снова видна на тунике Пастыря в стенописи катакомб Неаполя, где Он стоит, в том же положении, что и на фреске кладбища Дженерозы.

*Fratres Arvales было братством жрецов-земледельцев, учреждённым основателем Рима этрусским князем Ромулом, и состоявшим из 12 членов наиболее знатного происхождения, как правило, занимавших при дворе высшие должности. Покровительницей земледелия и братства стала считаться богиня Dea Dia. Вo времена Империи в число ареалов обязательно включались императоры [363, с. 154].

На одежде могильщика Диогена (катакомба Каллиста возле Аппиевой дороги в Риме) свастика-«чаша» повторяется трижды: на правом плече и обоих краях туники. Могильщики пользовались большим уважением в катакомбной Церкви. Это были люди, посвятившие себя прокапыванию галерей и погребению скончавшихся христиан. «Неутомимые работники подземного Рима и, вместе, самые верные... последователи христианского учения, они вероятно не раз рисковали жизнию, исполняя свою тёмную обязанность; собирая во времена гонений части мучеников перед глазами судей и палачей, на площадях, в амфитеатрах, перенося трупы из домов в катакомбы, и, проникая в них, когда вход в эти ипогеи был запрещён, под страхом смертной казни...» [363, с. 66-68].

Рис. 50-1. Свастика в раннем христианстве: 1) символическое изображение св. причастия (сосуд со свастикой), которого удостоена душа праведника (голубь) в райских обителях. Катакомбы Присциллы, cubicolo dei Bottai (Рим) [509, р. 110]; 2) на краях туники и правом плече могильщика Диогена. Катакомбы Каллиста (ок. Аппиевой дороги, Рим). Надпись: «Диоген, могильщик, в мире, положен в восьмой день октябрьских календ» [363, ч. 1, с. 68; 517, р. 16];

Рис. 50-2. 3-7) свастика на надгробиях первых христиан [517, р. 41, pl. X.29; рl. Х.ЗО; рl. Х.31; рl. XXXII.15; pl. XXXIX.19]: III-IV вв. (3); IV в. (4); III-IV вв. (5); III-IV вв. (6); 1-я пол. IV в. (7);

На схематичной фреске из катакомбы Присциллы (усыпальница Боттаи) душа (голубь) сидит на краю сосуда с закручивающейся свастикой посередине [509, р. 110], что обозначает таинство причастия. Различные виды свастик покрывают священные сосуды и другие чаши как Западной, так и Восточной Церкви. См., например, ирландские чаши из Ардага (Национальный музей в Дублине) и Саттон-Ху (Британский музей в Лондоне) [421, ill. 6, 7].

Свастика использовалась в раннехристианских манускриптах. Свастики с точками между ветвями стоят на полях коптского гностического кодекса IV в., написанного на папирусе (Berlin, Papyrussamlung Inv. P.8502) [443, s. 201, taf. 103]. Как знак примечания свастика употреблена в одном из древнейших греческих переводов Ветхого Завета сиро-египетской рукописи С313 inf. VIII в., хранящейся в Амброзианской библиотеке (Флоренция). Сама собирающая свастика нарисована чёрным цветом, а точки на её концах проставлены красным [451, р. 13].

Рис. 52. Свастика в раннем христианстве (окончание): 1) прямоугольная свастика на коптской декоративной ткани. I-II вв. [446, р. 20, pl. XI.3]; 2) свастика — значок примечания в одном из древнейших греческих переводов Ветхого Завета. С313 inf. VIII в. Амброзианская библиотека, Флоренция [451, р. 13]; 3-4) гробница вандала Стилихона с фризом из прямоугольных свастик, перемежающихся с солярными кругами [484, taf. 28.17-18].

Разумеется, на гигантской территории Империи (тем более за её рубежами) свастика была известна не одним римлянам. У других народов употребление символа обосновывалось их собственными автохтонными традициями. Христианизация Малой Азии и Кавказа началась задолго до реформы Константина Великого. Вполне вероятно, что свастика, хорошо понятная разным этносам, использовалась проповедниками христианства при распространении своей веры. Благая Весть редко отказывалась от услуг прежнего символизма, но всегда старалась придавать тому новый смысл. Так, распространение свастики среди коптов связано с появлением в Египте принявших христианство греков [548, р. 48]. В первые века нашей эры свастика появляется на коптских льняных тканях и коврах (см., например, чёткую прямоугольную свастику на декоративной ткани I-II вв.) [446, р. 20, pi. XI.3].

Символы свастики особенно часто встречаются в высокогорной области, охватывающей западную часть Дагестана, восточную часть бывшей Чечено-Ингушетии и примыкающие к ним местности северо-восточной Грузии [84, с. 120]. Так, в аварской части Дагестана свастикой до сих пор отмечены многие камни стенной кладки. Распространённым орнаментальным мотивом на кавказских коврах вплоть до XX в. оставались октагоны с 8-конечными звёздами и свастиками по центру [429, р. 21, № 20; 84, с. 119 и т.д].

Длительному сохранению свастики среди северо-кавказских народов способствовали также родовые тамги. Каждый знатный ингушский род, к примеру, имел свою тамгу, которая изображалась на стенах башен. У Евлоевых тамга представляет собой свастику, вписанную в квадрат (свастический крест совпадает с перекрестьем диагоналей квадрата, но не касается его сторон). По преданию, предок Евлоевых был священником храма Тхаба-Ерды «Святого Двух тысяч» (IX-XII вв.) в Ассинском ущелье вблизи селения Хайрах [см. о храме: 65, с. 128-135; 575; 608], который якобы посещала царица Тамара (причем именно в период священства этого человека). У Мальсаговых центральным элементом тамги является другая свастическая фигура. Существет мнение, что личное имя Мальсаг, от которого образовано фамильное имя Мальсаговы, может быть сближено со словом малх (по-ингушски «солнце»); отсюда легенда о происхождении Мальсаговых от жрецов дохристианского культа Солнца. В ингушских орнаментах нередко встречаются фигуры, подобные «свастике Мальсаговых» (основные отличия: круг снабжён не четырьмя, а тремя полукружиями, точки пересечения полукружий с кругом образуют равносторонний треугольник; круг внутри пустой).

Исследователи советского периода обычно объясняли присутствие свастики «живучестью в художественном творчестве народных традиций» [365, с. 153]. Однако «народной традицией» для многих кавказских народов в раннем средневековье было христианство, а ныне является ислам. Почему бы не обратиться к интерпретации свастики в последнем?

Свастика в исламе *. Свастика нередко встречается в исламских каллиграфических надписях, причём указания на сакральный характер каллиграфии содержатся в самом Коране.

Сура 96, первая из ниспосланных Мухаммаду архангелом Джибрилом (Гавриилом Библии), открывается следующими пятью айятами:

Читай! Во имя Господа твоего. Который сотворил
Сотворил человека из сгустка.
Читай! И Господь твой щедрейший,
Который научил каламом,
Научил человека тому, чего он не знал

[176, с. 503].

Таким образом, связь между Кораном как текстом, ниспосланным устно (вначале Джибрилом Мухаммаду, а затем Мухаммадом его соплеменникам), и каламом (письменной тростью, т.е. пером), основным инструментом каллиграфа, фиксируется в самом начале откровения. Однако перо, о котором идёт здесь речь, есть Свет, то первое, что сотворил Бог**; посредством этого Вышнего Пера записано в Хранимой скрижали (небесном прототипе всех священных писаний, al-Lawh-mahfuz) всё, что будет [17, с. 104-106; 178, с. 777, прим. 1].

*Раздел написан в соавторстве с А.С. Тургиевым.

**Название священного писания мусульман (al-Qur'an) и призыв «читай» (iqraa), с которого началось откровение, слова одного корня (qara'a, букв, «он собрал воедино», «он прочитал») [см.: 177, сн. 227а; 31, с. 629]. «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: Первое, что сотворил Аллах, - это калам [..], перо из света [..]» [334, с. 152-153].

Действительно, во втором по счёту фрагменте Корана, ниспосланном Мухаммаду (первые айаты суры 68), говорится: Нун*. Клянусь Я каламом и тем, что написано [178, с. 577]. Графема нун слагается из нижней половины окружности и точки, являющейся центром этой окружности, поэтому Нун символизирует здесь чашу для чернил которыми начертаны архетипы Хранимой скрижали [177, сн. 2536; 81, с. 185; ср. 17, с. 112, 110]. С другой стороны, Нун выступает в качестве своего рода Альфы и Омеги Творческого Акта, будучи первой буквой в слове, обозначающем первосотворённую реальность (al-Nur, Свет), и последней в имени Милостивый (al-Rahman), ибо лишь благодаря бесконечной милости Бога свершается Творение (ср. высказывание Камаль ад-Дина Кашифи, ХV в.) [504, р.25].

Сакральный характер каллиграфии в Исламе находит дальнейшее подтверждение в мусульманском предании. Основоположником арабской каллиграфии традиционно считается четвертый халиф мусульман (первый имам шиитов) Али, носитель и толкователь эзотерических знаний, разработавший почерк куфи [504, р. 26]. Согласно известному хадису, Али сказал: весь Коран содержится в открывающей главе, открывающая глава - в басмале, басмала - в [букве] ба, ба - в диакритической точке [под ба], а я - та точка [504, р. 24]. Здесь каллиграф уподобляется Творцу, а каллиграфия приобретает черты мистериального действа, воспроизводящего Творение. Басмала - название формулы Bismi Allahi al-Rahmanl al-Rahl mi, которая представляет собой первый ай-ат первой суры («Открывающей Главы»), предначинательное обращение к Всевышнему: Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного [178, с. 13, 624; 177, с. 1-4].

*25-я буква арабского алфавита. Ряд сур начинается аббревиатурами из 1-5 букв (т.н. al-muqatta'at) [см.: 471, № 25, арр. I, ft 118-120; ср.: 177, сн. 11; 178, с. 627, прим. 1].

По преданию, дальнейший вклад в разработку каллиграфии внесли 4-й и 8-й имамы шиитов (Зайн аль-Абидин и Али ар-Риза) [504, р. 35].

Ба - вторая буква в алфавите, в мистическом понимании связанная с сотворённым миром. Она символизирует отправной пункт, с которого начинается движение творимого универсума. В исламской мысли буква - наивысшее проявление божественного [382, с. 324-325]. Неудивительно поэтому, что каллиграфически оформленные цитаты из Корана рассматривались благочестивыми людьми как талисманы; считалось, что созерцание каллиграфически написанного текста несёт благодать, даже если созерцающий не в состоянии прочитать или не читает написанное [488]. Труд каллиграфа, многократно переписывающего Коран, считался богоугодным делом, подвигом. Сирийский воевода XIII в. Усама ибн Мункыз рассказывает, что его отец, владетельный князь Шейзара, сделал в течение жизни несколько списков Корана, в качестве упражнения в благочестии [350].

Схема начертания/чтения айатов орнаментальными вариантами почерка куфи, например, угловым куфи, предполагает центростремительное движение, визуальное «закручивание», поэтому некоторые из них сходятся к центру в чёткие прямоугольные свастики*. С помощью куфических свастик могли отображаться Божественные имена, а также имена людей, наиболее чтимых мусульманами - пророка Мухаммада и имама Али [484, taf. 67]. Исходя из четырёхконечности символа имена повторялись соответствующее количество раз. Однако в арабской каллиграфии применялась не только классическая свастика, но и свастики, встроенные в пятиугольник, шестиконечную звезду [488, pi. 99] и т.п.

Рис. 53. Куфическая каллиграфия: 1) схема спирали по которой строится куфическая надпись; 2) куфическая надпись составленная по спиральному центростремительному принципу

*Некоторые ученые рассматривают угловое куфическое письмо как позднее (XIII-XIV вв.) заимствование из китайской каллиграфии [476, р. 258, 242]. Следует учесть, однако, что в Месопотамии наиболее ранние свастики появляются при Сасанидах (в городах Ктесифоне и Кише) [476, р. 242; 440, р 36-45; 472, р. 211; 424, р. 307].

. Рис. 54. Свастика в исламе: 1) медресе Буяк-Каратай в Копье, Турция. Сельджукский период. XIII в. [504, р. 31]; 2) в виде свастик повторяются «прекрасные имена» Бога: «Мудрый» и «Владыка». Медресе Чахар-баг в Исфахане, Иран, Постройка сефевидского периода [504, р. 118]; 3) Божие Имя «Аллах», начертанное куфическом шрифтом; 4) арабская надпись с именем Пророка Мухаммеда (в центре) и именем Имама Али, пятикратно повторенным в виде свастики;

 

 

Рис. 56. 4) свастика, четырёхкратно повторяющая имя пророка Мухаммада. Жадеитовое блюдо из Персии [484, taf. 67.5]; 5) свастика-Huwа. Орнаментальный декор одной из дамасских мечетей [484, taf. 67.6].

 

 

Рис. 58. 4) минбар XV в. из Джума-мечети в с. Кубачи. Деталь. Дагестан, Музей Кубачинского худ. комбината [201. с. 319, рис. 203];

 

 

Рис. 59. 1-2) орнамент из свастик. Минарет Сук аль-Газль. Багдад. XIII в. [476, рl. 68, 64]; 3-5) орнамент из свастической сетки в исламской архитектуре [484, taf. 67.1, 3, 4]: Альгамбра (3); ханский дворец в Коканде (4); свастика на стене здания рядом с «мечетью Авраама» в Урфе (5); 6) каллиграфическая фигура, изображающая меч имама Али «Зульфикар» с двумя лезвиями. Слева от него — закрученная спиралью «улитка» басмалы.

Особый вид свастики содержал начертание одного из (наряду с 'Allah) имён Бога, обозначающих Его сущность (al-ism al-dhat) [см.: 153, с. 22-23]. Это имя, Huwa представляет собой личное местоимение «он», замещаюшее слово «Бог», и может переводиться на русский «Он» [375, с. 97; 31, с. 862; ср.: 404; 483; 92, 390].

По-видимому, статус имени оно получает в среде шиитов, полагавших, что слово Huwa может быть Величайшим именем (al-ism al-a'zam), произнесённым в двух местах Корана в составе формулы Аллах, нет Бога, кроме Него, [вечно] Живой, [вечно] Сущий ('Allahu la 'ilaha; Ша Huwa, al-Hayyu, al-Qayyumu; 2: 255 (т.н. Тронный айат) и 3: 2) [см.: 178, с. 55, 63]. Имя Huwa встречается также в знаменитой формуле единобожия суры 112. Считалось, что Бог не может не откликнуться на призыв, начинающийся произнесением Величайшего или Тайного имени (см., например, тафсир Сурабади, толкование на 2: 102 [3, с. 31]). «Крайний» шиит Абу-ль-Хаттаб (казнён в 760 г.) утверждал, что Тайное имя было открыто ему шестым имамом Джафаром ас-Садыком [430, р. 89]. В видении, которое Ибн Араби описывает в «Мекканских откровениях», божественная самость, huwiya, является ему как слово Huwa; последователи Ибн Араби интерпретировали это имя как обозначение абсолютно не манифестируемой сущности Бога [427, р. 234; 382, с. 327; ср.: 523, р. 226; 17, с. 241, прим. 118; 312, с. 163; 167, с. 463]. По А.Д. Кнышу, имя Huwa употребляется Ибн Араби, когда он говорит о ранних этапах Творения, применительно к Богу, не ограниченному определениями (такими, как «создатель», «творец» и т.п.) [17, с. 241, прим. 119].

В виде собирающей свастики изображался меч имама Али «Зульфикар» с двумя лезвиями. Слева от него закрученная спиралью «улитка», басмала.

Орнаментальные украшения арабских рукописей XII-вв. (al-zakharifu al-arabyya, т.е., арабески) [31, с. 327] часто представлены свастическими розетками типа shamsa («солнце», «солнышко»). Кораническое слово неоднократно именуется «светом» или его источником (4: 174; 42: 52). «Солнышки» могли ставиться как на полях, так и между строками. Обычно свастические розетки рисовали золотом, поэтому они и правда сияли. Свет здесь, конечно, служил лишь аллегорией надприродного, таинственно-неуловимого Присутствия, которое служит путеводной звездой для верных, устремлённых к нему [488, р. 74-75]. Свастическими «солнышками» могли украшать и медные пеналы для письменных принадлежностей [476, Р1.188].

Рис. 55. Свастика в исламе (продолжение): 1) розетки-shamsa («солнышки») на внутренней стороне крышки пенала для письменных принадлежностей. Медь. Мосул [476, рl. 188]; 2-5) свастическая плетёнка на заставках Корана из Марракеша. 1599/ 1008 г. Хиджры. Библиотека Сан Лоренцо дель Эскориал. 1340. Ff.258v.259r [488, tab.107].

Солярные медальоны могли усложняться, обрастая завитками, лепестками и т.п. [488, pi. 23-28, 46-48, 61, 75, 85, 89, 105]. Ритмичная пульсация «солнышек» на листе рукописи наводит на мысль о том, что возглашение Корана пронизывает все этажи мироздания. В заставке магрибского Корана 1729-30/ 1142 г. Хиджры (Национальная б-ка Каира, 25, 261v-262r) свастическое движение выражено не столько геометрическим, сколько цветовым способом. Отходящие от центра «колеса» «спицы» переливаются и последовательно накладываются друг на друга. В центре «ступицы» чётко обозначен завиток - символ истока Творения [488, pi. 114]. Свастика-треножник из вставленных друг в друга параллелепипедов украшает персидскую рукопись Тах-Намэ [484, taf. 67.2]. Вероятно, она символизировала три пространственных измерения.

Помимо явных свастик исламские каллиграфы применяли свастические «узлы» и «плетёнки», где использован принцип разнонаправленного развёртывания и свёртывания надписей. Типичное сочетание каллиграфических надписей с растительным орнаментом и геометрическим узором интерпретируется традиционалистами таким образом, что каллиграфия, будучи непосредственно связанной с Божьим Словом, символизирует Принцип Творения, а геометрические и растительные арабески выражают соответственно неизменный (мужской) и изменяющийся (живой, материнский) его аспекты Таким образом, каллиграфия, с одной стороны, дает начало орнаментальным украшениям а с другой, интегрирует их в единое целое с текстом [504, р. 29].

Свастика встречается и на предметах быта средневековых мусульман. На жадеитовом блюде из Персии свастика образована четырёхкратно повторённым именем пророка Мухаммада [484, taf. 67.5].

Базовые элементы некоторых арабесок, в число которых входят свастики, широко использовались как организующее начало в декоративном орнаменте архитектуры ислама. Различные формы свастик повторяются в плиточной мозаике Кордовской мечети (X в.); все они ярко-красного цвета на белом фоне.

Рис. 62. Свастика в исламе (продолжение): 1-2) детали архитектурного убранства соборной мечети в Кордове. Х в.

 

 

Рис. 57. Медресе аль-Мустансирия. Багдад. XIII в.: 1) свастическая сетка над проходом во внутренний двор. Фото А.С. Тургиева: 2) главный вход [476. рl. 36]; 3) свастическая сетка на входе в кухню (северо-восточный фасад) [476, рl. 41а].

 

Рис. 61. 1) четырёхугольные свастики на валике главного входа в медресе аль-Мирджания. Багдад. 1357/ 758 г. Хиджры [476, рl. 97];

Свастические арабески и просто свастики можно видеть на стенах архитектурных шедевров Багдада (аббасидское медресе аль-Мустанирия, XIII в.; джаляйридское медресе аль-Мирджания, XIV в.), Исфахана (медресе сефевидского периода Чахар-баг), Коньи (медресе Буяк-Каратай, XIII в.), Самарканда (медресе Тилля-Кари, XVII в.) [476, р. 124, Р1. 36, 97; 504, р. 118, 31; 314, с. 211, 219, 223]...

В нише портала главного входа медресе Шир-Дор в Самарканде (XVII в.) свастика, повторяющая четыре раза имя Allah, помещена в центр [314, с. 198-199]. Свастики других форм украшают стоящие по бокам минареты. Свастика - Huwa входит в орнаментальный декор некоторых мечетей Дамаска [см.: 484, taf. 67.6].

Рис. 54. 1) медресе Буяк-Каратай в Копье, Турция. Сельджукский период. XIII в. [504, р. 31]; 2) в виде свастик повторяются «прекрасные имена» Бога: «Мудрый» и «Владыка». Медресе Чахар-баг в Исфахане, Иран, Постройка сефевидского периода [504, р. 118];

Сложные варианты орнаментальной кирпичной кладки hasiri* содержат свастические мотивы, как чисто геометрические (задний фасад медресе аль-Мустанирия [476, Рис.57 pi. 37]), так и каллиграфические. Наиболее известным архитектурным памятником, где представлены последние, является минарет Сук аль-Газль в Багдаде, построенный уже при Ильханидах (XIII в.).

*От hasir «пальмовая циновка»; также известно под названием hazarbaf (заимствование из персидского, букв. «тысяча плетений») [476, р. 241].

Здесь свастика образуется четырёхкратным начертанием имени имама Али, выполненным угловым куфи [476, р. 95, pi. 62, 68]. Такое же начертание имени Али встречается на зданиях, возведённых в это же время в Иране и Турции; в частности, оно украшает мавзолей прославленного суфия Баязида Вистами [476, р. 242]. Персидское название такой свастики Chahar 'Ali («четыре Али»), арабское 'Aliyat (мн. ч. имени «Али»). В Урфе, напротив так называемой «мечети Авраама», на стене здания также изображена свастика - 'Aliyat [484, taf. 67.4]. Другой замечательный пример выполнения надписей угловым куфи представляет минарет Зу-ль-Кифль, возведённый при Ильханидах (XIV в.) на месте предполагаемого захоронения пророка Зу-ль-Кифля (Иезекииль Библии); треугольный узор содержит явные свастические элементы. Вариант прочтения надписи: «Ради любви Мухаммада и Али» [476, р. 96-99, pi. 70, 72; fig. 23]. Интересно, что свастики использованы архитекторами и во внутреннем убранстве мечети, частью которой является минарет [476, pi. 75].

Рис. 60. Свастика в исламе (продолжение): 1) свастические элементы во внешнем декоре минарета Зу-ль-Кифль (Аль-Кифль, Ирак). XIV в. [476, рl. 72]; 2) прямоугольные свастики во внутреннем убранстве мечети Зу-ль-Кифль [476, рl. 75]; 3) 10 свастических квадратов на деревянной двери. Мастер Нури ибн Юнис. Джами аль-Имам Ибрагим. Мосул. 1104/ 498 г. Хиджры [476, рl. 189].

Одна из важных идей космогонии ислама - создание мира из единой точки [503, р. 160]. Свастика выражает тут сам процесс творения, имеющий характер движения по кругу; Ибн ал-Араби выражает это известной максимой «Каждая причина есть следствие своего собственного следствия» [253, с. 36] (ср. подробное описание Творения в трактатах «Изображение окружностей» [17, с. 35-85] и «Путы для готовящегося вскочить» [17, с. 87-173]).

Рис. 63. Типы свастической сетки в декоративно-прикладном искусстве арабских стран: 1-2) «египетский» орнамент; 3) «арабский» орнамент.

 

Рис. 59. 1-2) орнамент из свастик. Минарет Сук аль-Газль. Багдад. XIII в. [476, рl. 68, 64]; 3-5) орнамент из свастической сетки в исламской архитектуре [484, taf. 67.1, 3, 4]: Альгамбра (3); ханский дворец в Коканде (4); свастика на стене здания рядом с «мечетью Авраама» в Урфе (5); 6) каллиграфическая фигура, изображающая меч имама Али «Зульфикар» с двумя лезвиями. Слева от него — закрученная спиралью «улитка» басмалы.

Рис. 61. 3) свастическая плетёнка в замке арки Баб аль-Амадия. Ирак [476, pl. 175].

Каждое вращательное движение в орнаментальных построениях традиционно воспринималось как возобновление Творения в миниатюре. Первоначальный творческий акт это система концентрических движений вокруг единой точки, а затем оси мира. Распространённые в исламском искусстве симметричные сетки являются численно-геометрическим выражением этого акта [314, с. 215-217]. На арабских постройках Альгамбры [484, taf. 67.1], стенах ханского дворца в Коканде [484, taf. 67 3] и других зданиях сетку образуют именно собирающие и сеющие свастики. Свастическая сетка включается в орнамент михрабов (mihrab, ниша внутри мечети, обращённая в сторону Мекки) [476, pi. 161, 163, 183Ь]. Михраб символизирует внутреннее святилище души, где Слово Божие звучит в сердце верующего [253, с. 111].

Рис. 58. Свастика в исламе (продолжение): 1) витой орнамент входной арки медресе аль-Шарабия. Уасит, Ирак. XIII в. [476, pl. 45]; 2) свастическая сетка в орнаменте михраба. Мавзолей Абд ар-Рахмана. Мосул, Ирак [476, рl. 161]; 3) свастическая сетка в орнаменте михраба. Мечеть аль-Джувайчати. XV или XVII вв. Мосул, Ирак [476, рl. 163]; 4) минбар XV в. из Джума-мечети в с. Кубачи. Деталь. Дагестан, Музей Кубачинского худ. комбината [201. с. 319, рис. 203]; 5) остроугольные трёх- и шестиконечные свастики, переходящие друг в друга. Мастер Сункур аль-Багдади. Лепнина над фасадом михраба (деталь). Мечеть аль-Нури. Мосул. 1148/ 543 г. Хиджры [476, рl. 183b].

Свастичные плетёнки вырезаны на деревянной двери и портале XIII-XIV вв. мечети с. Тпиг [201, с. 315-316, рис. 197-200]. Резными куфическими свастиками украшен минбар* XV в. из Джума-мечети в с. Кубачи (Дагестан, Музей Кубачинского худ. комбината); фон и свастический орнамент контрастирующих цветов (ярко-красного, зелёного, золотистого и синего) [201, с. 120-121, 319, рис. 203].

*Minbar - трибуна для проповедника в соборной, мечети.

Рис. 61. Свастика в исламе (продолжение): 2) свастическая сетка на минбаре; показана деталь верхней части левой стороны. Большая мечеть в Амадие. 1153 / 548 г. Хиджры [476, рl. 192];

Известны даже архитектурные планы, представляющие собой отображения свастики (см., например, план торгового купола Абдуллахана в Бухаре, XVI в.) [314, с. 175]. И, наконец, символически тождественным свастике является, в этом смысле, витой тип орнамента, ставший одним из излюбленных в архитектуре аббасидского, сельджукского и джаляйридского периодов [476, р. 79]. Его можно видеть, например, на входной арке медресе аль-Шарабия XIII в. и других строениях в древнем Уасите (Ирак) [476, Р1. 45, 48, 107].

Рис. 24-2: перегородки на плане складываются в свастику. Торговый купол Абдухаллана, Бухара. XVI в. [314. с. 175] (7);

Гомологами свастики в пластическом искусстве выступают знаменитые танцы дервишей, один из аспектов которых состоит в символическом (мистериальном) воспроизведении Творческого Акта созидания вселенной. Через кружение вокруг собственной оси человек воссоединяется с гармонией планет и атомов, галактик и электронов. Когда он закручивается, то получает неподвижную точку внутри сердца и сворачивает вселенную внутрь себя; когда раскручивается, то словно заново создаёт вселенную. Так постигается суфиями единство всего сущего 1253, с. 129].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.