Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИЛЛЮСТРАЦИИ 18 страница






Н.К. и я шлем Вам наш самый сердечный привет.

Искренно уважающая Вас.

 

Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко

6 июля 1937 г.

Многоуважаемый Виктор Михайлович, получила Ваше письмо от 28 мая. Правильно, что Вы решили проявить осторожность с изданием книг. Мы не раз имели предупреждение, что в Вашей стране не все обстоит благополучно. «Тебе Я дарую» у нас имеется, это очень хорошая книжечка, но, конечно, каждому знакомому с Тибетом, его языком и литературой, ясно, что происхождение этой книжечки из совершенно другого источника. Весьма вероятно, что это сборник из каких-либо розенкрейцерских или масонских учений.

Радуюсь, если Вас удовлетворило мое возражение на обвинение Востока в безбожии. Наши духовные пастыри твердят о Вездесущности Бога, а сами даже на задумаются, что же эта самая вездесущность означает?

Теперь о прискорбном случае, Вами описанном. Г-жу Багаеву, основательницу Женских Архитектурных Курсов, я никогда не встречала. Также ради истины должна сказать, что Н.К. никогда не состоял директором ее курсов. Курсы г-жи Багаевой находились в ведении Министерства Торговли и Промышленности, и потому Министерство назначало во главу их особое лицо по своему избранию. Выбор их пал на Н.К., который тогда состоял директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств. Ему было предложено принять почетное председательство и назначить состав администрации и преподавателей. Н.К. принял это предложение и назначил директором этих курсов талантливейшего архитектора Щуко, состоявшего преподавателем в Школе Императорского Общества Поощрения Художеств. Так Н.К. раза три в году председательствовал на Советах и на экзаменах, вот и вся связь Н.К. с Багаевой. Если я не ошибаюсь, курсы эти продолжались очень недолго, ибо грянула революция. Теперь видите, как все получаемые Вами сведения о Н.К. неверны. Потому очень их просеивайте и относитесь крайне осмотрительно. Так же смешна и легенда о мультимиллионерстве Н.К. Истинно, Н.К. – мультимиллионер, но только идей, а не звонкого металла. Все наши средства, приходящие исключительно от искусства Н.К., уходят на поддержание дел и принятых на себя обязательств и на тяжбу в Америке. Поверьте, каждая копейка на счету. Когда светлое культурное дело основывалось миллионерами?! Сотни людей обращаются к нам со всех краев света с просьбою о помощи. Тяжко, очень тяжко отказывать, но у нас даже не хватает средств на судоговорение, и если бы не друзья, то предатели дела давно бы восторжествовали.

Теперь Ваши вопросы. Самоубийцы обычно находятся в слоях, ближайших к земле (8-й сфере), ибо магнитное притяжение их энергий к земле еще не было изжито. Их эфирное или низшее астральное тело особо приобщает их к земным ощущениям. Лишь у очень высоких духов эта низшая оболочка растворяется еще при жизни. Такому преображению помогает четкое сознание. Конечно, сфера эта очень тяжка, но если при жизни дух хотя бы иногда стремился к Свету, то и здесь он может найти, если он сумеет собрать и направить свою волю, редкие воздействия Сил Высших и с Их помощью может улучшить свое положение. Но большею частью именно самоубийцы никогда не думали о Мирах Надземных, и потому они не могут понять, что же произошло с ними? Если сознание при жизни было смутно, то, конечно, смутность эта усиливается еще больше после разъединения с физической оболочкой. Сознание и его высшее качество – психическая энергия должны быть очень четки и деятельны при земной жизни, чтобы впечатления, или отложения энергий, запечатлелись и на центрах тонкой оболочки, иначе при смене оболочек человеческая сущность пребывает в Тонком Мире в полусонном состоянии. Психическая энергия совершенно необходима при переходе или смене одного состояния на другое. Наша психическая энергия несет нас в сферу, соответствующую нашим накоплениям, и чем сильнее было предсмертное стремление духа, тем выше он может подняться. И если запас его психической энергии не позволит ему удержаться в Высшей сфере, куда последний мощный порыв донес его, то все же он навсегда сохранит воспоминание восторга духа, пребывая на сфере, соответствующей его духовным достижениям. Вот почему в древности так заботились, чтобы последние минуты на земле были радостны и устремлены к самому Прекрасному. Несчастные же самоубийцы именно прекращают в себе всякий ток психической энергии. Отчаяние, толкающее их на совершение такого безумия, и является полным отливом психической энергии, и они остаются во власти земного притяжения. И тоска и страдания их будут продолжаться до наступления срока их естественной смерти. В исключительных случаях, когда сознание лишь временно было затемнено тяжким сцеплением обстоятельств, эти несчастные, вспомнив о Свете, могут найти в себе силу воли обратиться к Высшей Помощи и устремиться к искуплению. Потому искренняя сердечная молитва к Светлым Силам о помощи таким несчастным не остается без ответа, при условии, конечно, что эти несчастные будут стремиться подняться духом.

Конечно, низшие сущности среди самоубийц могут изощряться во всяких эксцессах. И вампиризм далеко не редкое явление. Неизжитые, нетрансмутированные энергии влекут их с собою силою к земным ощущениям. Все сказанное в «Чаше Востока» есть истина. Отделение монады есть утрата воспоминания о личности, но не индивидуальности. Но окончательное разъединение монады с прочими принципами человека есть страшная вещь, худшее, что может произойти, ибо это задерживает эволюцию индивидуальности на многие и многие тысячелетия. Такой монаде придется заново строить себе вместилище или проводник, проходя через низшие формы.

Конечно, всего этого Вы не будете говорить несчастной женщине. Скажите ей лишь, чтобы она молилась всею силою сердца Христу, прося Его о помощи ее несчастному мужу, а затем мысленно всем сердцем обращалась бы и к мужу, указывая, вернее, приказывая ему стремиться найти в себе силы устремиться к Свету, чтобы получить поддержку для прохождения наложенного им на себя испытания. Не говорите ей о мучениях мужа. Скажите ей, что, если она будет молиться о нем, он скоро уснет и будет спать до положенного ему срока естественной смерти.

Вы хотите знать о смерти или, вернее, о смене состояния. Но в Учении и в «Чаше Востока» столько указаний, которое из них не понятно Вам? Повторю еще раз. Следует твердо запомнить, что качество и размеры нашего земного состояния обуславливают и ясность нашего сознания в Тонком Мире. То, что не осознано здесь, не будет осознано и там. Сонные сознания остаются такими же и в Тонком Мире. Приобретаем мы новые энергии для трансмутирования их в знание лишь здесь, на земле, потому так важно каждое устремление к знанию, каждое накопление. Итак, если в нашем эго не было заложено неукротимого устремления к познанию здесь, на земле, то откуда же оно явится и в Тонком Мире? Там царствует мыслетворчество или духотворчество. Но легко ли такое мыслетворчество? Для этого нужно научиться мыслить на земле. Так, невозможно приобрести в Тонком Мире те качества, которыми мы пренебрегли в земных жизнях. После всего сказанного Вам, вероятно, станет ясной основная и решающая роль психической энергии при всех сменах оболочек.

Теперь другое. Не существует Изображения Великого Владыки, которое отвечало бы прекрасной действительности. Потому и на присланное Вами смотрю с грустью и возвращаю Его. Имеющееся у меня, конечно, ближе, но в продаже Его нет. Что же касается до распространения Портретов Учителей, то ведь все теософические общества и общества розенкрейцеров широко продают Изображения Великих Учителей.

«Тайная Доктрина» издается не нами, но несколькими друзьями. Печатание еще не закончено, и когда она выйдет в продажу, еще не знаю. Перевод ее был сделан мною по Указанию. Без Указания я не решилась бы на такой труд. Относительно Вашей просьбы о предоставлении Вам исключительного права на распространение «Тайной Доктрины» в Вашей стране – посоветуемся.

Кажется, ответила на все вопросы, но снова очень прошу Вас никому не читать моих писем, иначе они очень сократятся. По-видимому, это испытание превышает Ваши силы.

Спасибо за присылку Вашей карточки, сожалею, что не могу ответить Вам тем же. Вот уже 13 лет, как я не снимаюсь по многим оккультным причинам. Да и раньше снималась случайно, раз в десять лет. Так что карточки у меня сейчас нет. Н.К., вероятно, пришлет свою.

Итак, оставьте мои письма только для себя.

Шлю Вам бодрость и мужество.

Всего светлого.

 

Перед самой отправкой моего письма пришло второе Ваше письмо от 9 июня. Спешу включить ответы и на новые Ваши вопросы.

1. Понимаю удивление Рихарда Яковлевича. Вероятно, он также обеспокоен, как и мы, тем обстоятельством, чтобы в объявление об издании «Тебе Я дарую» не вошло упоминание о книгах Живой Этики. Именно, нежелательно связывать эту книжечку, несмотря на то, что она хорошая, с изданием Живой Этики. На это есть основательные причины, и надеюсь, что Вы примете этот совет во внимание. Но, конечно, никто не будет возбранять Вам печатание этой книжечки, тем более если на это уже имеются средства.

2. Считаем, что перевод книг Живой Этики на болгарский язык не так уж важен. Болгары хотя и тюрки, все же очень близки нам по крови, потому они должны бы знать русский язык.

3. Сомневаюсь, чтобы издание книги «Оккультная Анатомия Человека» было бы так уж полезно для Вас при существующих обстоятельствах.

4. Н.К., так же как и я, никогда не были, не состоим и не будем масонами. Что же касается клятв, якобы произносимых масонами о неразглашении их принадлежности к масонскому ордену, то ведь так было во времена гонения на них, но сейчас, когда масонские организации имеют во главе коронованных особ, правителей стран и прочих официальных лиц, когда они имеют целые храмы и здания для своих собраний, когда все они открыто носят свои регалии и в определенные дни парадируют в них на улицах многолюдных городов, то всякие укрывания были бы более чем смешны! Сведение о нашем масонстве настолько же неверно, как и другие легенды и слухи, передаваемые о Н.К. К примеру, с этою же почтою наш друг Владимир Анатольевич Шибаев получил письмо из Лондона с извещением о смерти Н.К. Можно вспомнить Марка Твена, когда он, узнав из газет о своей смерти, ответил письмом в редакцию, что это сведение слегка преувеличено. Это уже третий раз, как стараются похоронить Н.К. Но он каждый раз воскресает здоровее, чем раньше. В первый раз даже брат и друзья Н.К. присутствовали на панихиде по нем в Сибири. Могу заверить, что Н.К. жив и находится в прекрасном здоровье, и по всем признакам ему суждено прожить до глубокой старости.

5. Очень прошу Вас, многоуважаемый Виктор Михайлович, не сообщать нашего адреса. Мы получаем сотни и сотни писем со всех краев света, и у нас не хватает ни времени, ни средств помогать. Именно каждая копейка на счету. Все, что мы имеем, не принадлежит нам, но отдано на дела Владыки и на соблюдение старых обязательств в связи с указанными делами.

Очень, очень огорчена тем, что Вы, видимо, подали ложную надежду несчастной женщине, а нас поставили в тяжкое положение отказать ей в денежной помощи.

Больше вникните в понятие соизмеримости и бережного отношения ко всему связанному с Учением Живой Этики. Отдать все, а потом самому возложиться на друзей – заслуга не велика. Во всем должна быть соблюдаема соизмеримость.

 

Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису

16 июля 1937 г.

Родной Рихард Яковлевич, на днях отослала Вам последние страницы и вступление к книге «Братство». Вероятно, Вы уже получили новый § 81, долженствующий заменить прежний. Сейчас нашла еще желательное исправление. В § 470 первые фразы лучше разделить следующим образом: «470. Сознание взрослых иногда отмирает на некоторое время, когда дети остро воспринимают ценные качества. Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами...» Затем в листке Оглавления после книги «Братство» поставите: 14. Надземное (готовится к печати).

На днях получила письмо от В.М.Сеплевенко. Пишет, что желает издать «Тебе Я дарую» в надежде, что эта книга будет лучше расходиться, чем книги Живой Этики, и тут же сообщает: «На днях получил письмо от Рихарда Яковлевича, в котором ясно видно его недовольство за издание мною сначала " Тебе Я дарую". Я написал ему новое письмо, изложив все мотивы, которые руководят мною в этом решении».

На что я ответила: «Понимаю удивление Рихарда Яковлевича, и, вероятно, он так же обеспокоен, как и мы, чтобы в объявление об издании " Тебе Я дарую" не вошло упоминание о книгах Живой Этики. Именно, нежелательно связывать эту книжечку, несмотря на то, что она хорошая, с изданием книг Учения. На это есть весьма основательные причины, и надеюсь, что Вы примете этот совет во внимание. Но, конечно, никто не будет возбранять Вам печатание этой книжечки, тем более если на это уже имеются средства. Считаем, что перевод книг Живой Этики на болгарский язык не так уж важен». Затем он испрашивает исключительное право на продажу «Тайной Доктрины» в Болгарии.

На это ему отвечено, что «" Тайная Доктрина" издается не нами, но несколькими друзьями. Печатание еще не закончено, и когда она выйдет в продажу, еще не знаем. Перевод ее был сделан мною по Указанию. Без Указания я не решилась бы на такой труд. Относительно Вашей просьбы о предоставлении Вам исключительного права на распространение " Тайной Доктрины" в Вашей стране – посоветуемся».

Должна Вам сообщить, что уже четыре раза было дано Предупреждение о Болгарии. Последний раз Предупреждение пришло в день получения письма от Сеплевенко. «Уже говорил вам об опасности в Болгарии, потом узнаете причину Моих забот».

Может быть, Вы знаете, что в этой стране много самых разнообразных кружков, среди которых есть престранные, чтобы не сказать больше. Жутко было читать описание некоторых из них, полученное мною от одного местного обывателя, имевшего доступ к ним. Кроме того, и среди последователей Донова имеются крайне темные личности, и вот с этими-то лицами Виктор Михайлович и делится всем, что он узнает из наших писем. Сам Виктор Михайлович – человек неплохой, но, увы, совершенно не понимает основ примитивного доверия и соизмеримости. Несмотря на мои троекратные иногда упоминания в письмах, чтобы все сообщаемое он хранил исключительно для себя, он умудрялся читать их представителям самых враждебных лагерей. Сам он в этом признался и обещал больше этого не делать, но когда подходит час испытания, он не может удержаться и по-прежнему делится сообщаемым ему. Кроме того, он является передатчиком услышанных им самых ложных слухов, причем совершенно не умеет достойно опровергать их. Свою переписку с ним я сократила до минимума. Последнее письмо к нему кончаю: «Снова очень прошу Вас никому не читать моих писем, иначе они очень сократятся. По-видимому, это испытание превышает Ваши силы». Так, явим с ним сугубую осторожность. Относительно же предоставления ему исключительного права на распространение «Тайной Доктрины», то есть еще время для решения, ибо, как я понимаю, второй том выйдет никак не раньше поздней осени и продажа будет возможна лишь по выходу обоих томов. Конечно, предоставляем решение Правлению.

Следующее сообщение будет не лишено для Вас интереса. Сейчас получили письмо из Парижа, в котором пишут: «Сюда прибыла А.А.Каменская, и теперь она высказывается что касается Вас (Н.К.) в самых лучших тонах. Виконтесса уверена в искренности г-жи Каменской. Как Вы смотрите на это обстоятельство? Быть может, виконтесса проявляет слишком много доверчивости? Вопрос этот имеет определенное значение, так как г-жа Каменская, проживая в Женеве, высказала желание принять на себя заботу о некоторых " дэмарш" [205] перед Лигой Наций касательно Пакта, а такие " дэмарш" соответствовали бы, по моим сведениям, пожеланиям Кэ д'Орсэй[206], которое считает, что Французское Правительство в настоящее время было бы весьма чувствительно к инициативе, идущей из Женевы. Но в самой Женеве можно ли воспользоваться таким, по меньшей мере неожиданным, каналом, как г-жа Каменская? Меня, признаться, это несколько останавливает...» – На это Н.К. ответил так: «Что касается Женевского предложения, то пусть А.А.Каменская делает то, что может. Ведь над нею будет рука виконтессы, через которую Вы всегда можете доглядеть за происходящим. Кроме того, как Вы, вероятно, неоднократно убеждались, иногда полезное приходит не только через друзей. Пусть каждый что-то сделает на общую пользу, а Вы будете иметь полную возможность доглядеть и, в случае чего, приостановить в деликатной форме». Возможно, что в виду такой перемены и издание «Тайной Доктрины» пройдет без особых нападок.

На этой неделе была новая радость – получили еще два тома «Тайной Доктрины» в синей обложке. Цвет очень красив. Н.К. полагает, что на обложке лучше ставить только «Тайная Доктрина» без «синтез науки, религий и т.д.». Также в последнее время на книгах принято ставить имя автора, не склоняя его. Конечно, на внутреннем листке вполне возможно оставить «Е.П.Блаватской», но на обложке лучше ставить «Е.П.Блаватская». Пишу это, ибо, как я понимаю, лишь несколько книг переплетено, потому на последующих можно будет исправить. Возможно даже поставить «Е.П.Блаватская» лишь на корешке. Оставив на обложке лишь «Тайная Доктрина», и даже «том первый» перенести на корешок. Но, конечно, и так издание превосходно. Лист опечаток не страшен, ибо серьезных опечаток не много. Но я заметила одну, которая не вошла в список опечаток, так, в Предисловии на странице XXIII на десятой строке сверху напечатано «фанатично», тогда как следует читать «фантастично». Эта ошибка может дать повод противникам указать, что сам автор признает свою фанатичность, потому, может быть, возможно будет постепенно исправить эту ошибку от руки.

Но все это мелочи, само же издание – радость для глаз. Самая огромная благодарность всем друзьям, потрудившимся над этим изданием.

Получили письма Гаральда Феликсовича из Финляндии. Много в них интересного, и, конечно, все следует принимать во внимание. Был дан Совет: «Но пусть Гаральд очень бережно собирает отзывы, как было Указано». Поражаемся количеству больных, посещающих прием Гаральда Феликсовича. Много радости и пользы принесли все книги, посланные моему сыну. Они еще больше устремили его к усовершенствованию своего искусства. Гаральду Феликсовичу на этом огромное СПАСИБО. Книги эти дали ему обновление впечатлений, что так важно для каждого творца.

Родной Рихард Яковлевич, надеюсь, что, несмотря на чрезмерную занятость, Вам все-таки удастся немного отдохнуть и прибавить несколько жемчужин в книгу, которая так близка моему сердцу. Шлю Вам, Элле Рейнгольдовне и всем ближайшим друзьям самый задушевный привет.

Для меня сейчас наступило самое тяжкое время – жаркий муссон, или монсун.

 

ДОВЕРИТЕЛЬНО

Родной наш Рихард Яковлевич, получила Разрешение послать Вам части второй книги. Буду посылать Вам частями. «Если пожелаете послать Рихарду части второй книги, не имею ничего против. Он и Гаральд лучше других умеют хранить тайну. Один – по утонченности, другой – по львиному настроению Мне близки. Но пусть Гаральд очень бережно собирает отзывы, как было Указано». Значит, Вы и Гаральд Феликсович – хранители второй книги.

Между прочим, когда получите эти странички, прочтите внимательно параграф о Сен-Жермене. Ведь в некоторых теософических кругах существует убеждение, что Великие Учителя не только руководят революциями, но будто бы даже вызывают их!!! Еще недавно читала я такой перл в «Теософисте». Нет более страшного заблуждения! Именно Великие Учителя всеми силами стараются предотвратить всякие разрушения и убийства и путем сдвига сознания направить человечество к правильной эволюции. Они не могут насиловать человеческую волю, ибо в результате это грозило бы еще худшим разрушением, но Они всегда посылают предостережения и стремятся помочь и спасти тех, кого возможно. Может быть, в Вашем труде Вы найдете возможность в красивой и мощной форме упомянуть и об этом.

Получила письмо от Александра Михайловича Асеева, видимо, он выйдет победителем из испытания. Он еще молод и мало знает людей.

Так, родные, храните доверенное Вам.

 

ДОВЕРИТЕЛЬНО

Изображение Учителя Учителей я знаю, оно продавалось в Теософической Ложе в Нью-Йорке, и оно соответствует, вернее, оно и есть то, которое Вы прислали мне. В этом Изображении теософы видят Иисуса Христа. Думаю, что Ваше сердце давно подсказало Вам истину, тем более что термин «Христос» в древности обозначал Посвященного. Истинный Облик Великого Учителя Иисуса Христа не отвечает этому Изображению, как и вообще имеющиеся Изображения всех других Великих Учителей. Оригинальность лика Иисуса Христа не передаваема словами. Великий Учитель К.Х. поражает своим необычно высоким ростом, Он даже выше Великого Владыки М. Голова Его напоминает голову Зевса ваятеля Фидия. Величественное спокойствие лица освещается улыбкой, полной блага. Волосы и борода каштановые, глаза темно-синие и цвет кожи золотистый, темнее, нежели у Великого Владыки М. Вероятно, Вам будет интересно узнать, что Перикл и Великий Учитель К.Х. – одна индивидуальность.

Думаю, что все Изображения Великих Учителей могут висеть в одном помещении, возглавляемые Учителем Учителей. Но если Вы чуете иначе, то поступите по велению сердца. Самым близким сердцам Вы, конечно, поделитесь Вашим знанием о Великом Учителе Учителей. Но будьте осторожны, ибо теософы связывают и Майтрейю с Иисусом Христом. Сейчас по этому поводу у меня переписка с Еленой Федоровной Писаревой. Пишу ей очень осторожно, еще не имею ее ответа по поводу разъяснения о синтезе Майтрейи.

 

Е.И.Рерих – А.М.Асееву

19 июля 1937 г.

Дорогой Александр Михайлович, от всего сердца радуюсь, что Ваша встреча с призраком из прошлого останется лишь эпизодом и Ваша молодая и прекрасная жизнь, сулящая Вам истинный самоотверженный подвиг на благо родины, не будет искалечена вторжением темного элемента. О том, что явление это крайне темное, не может быть никакого сомнения. Потому не будем его обсуждать, но осторожно обойдем осмоленный узел судьбы и покроем течение кармы льдом понимания[207]. Вам не понятно значение этих слов, но мне кажется оно таким ясным. Наша улучшенная сущность при встречах кармических может помочь нам распознать старого должника или кредитора, и именно чувствознание подскажет проявить настороженность и соответствующие действия. Но, конечно, в большинстве случаев неосторожное прикасание к яркому прошлому захватывает человека и он снова и снова отдается тем или иным чувствам, утяжеляя старую карму, которая тем самым будет тянуться за ним на многие существования.

Течение кармы можно покрыть льдом понимания, или, иначе говоря, остановить или даже прекратить ее действие. И это возможно через преображение нашей сущности и приближение к Иерархии Света. Именно, Иерархия Света помогает ученику разбираться в жизненных встречах, и он уже не позволяет кармическим воспоминаниям овладевать его чувствами.

«Но бойтесь разрушить этот покров неразумием или свирепостью, на Щите Нашем запрещенной»[208]. – Если Высший Иерарх пояснил нам смысл встречи, мы же, не будучи в состоянии справиться с нашими чувствами, дадим им полную волю в том или ином направлении, то есть в смысле безрассудного давания и самоотдавания, или же в проявлении жестокости, то мы свяжем себя новой и еще горшей кармой и тем лишим себя, и, может быть, на долгие века, приближения к Великим Учителям. Не может человек, отягощенный кармою, быть приближен. Он может получить поддержку, но приближение – нечто совершенно другое. Потому будем радоваться, что Вам удалось так скоро рассеять туман, наброшенный сильным прошлым.

Также не следует думать, что Высшие Силы посылают нам испытания. Сама жизнь богата ими. И, конечно, самые опасные испытания те, которые имеют корни в прошлых жизнях. Испытания, производимые Великими Учителями, есть наблюдения над отношением испытуемого ученика ко всем жизненным проявлениям, и часто очень незначительным по виду, конечно, в нашем ограниченном земном представлении малого и великого.

«Если миры на испытании, то и каждая частица их испытывается. Можно предвидеть, что кто-то ужаснется от такого положения. Но лишь недомыслие может препятствовать приветствовать закон эволюции. При расширенном сознании можно полюбить такое непрестанное движение. Неужели лучше пребывать в несменной темнице ошибок и заблуждений. Напротив, много радостнее чуять постоянное испытание, которое порождает чувство ответственности. При каждом сотрудничестве на пути к Братству ответственность будет основою продвижения»[209].

Но многие ли понимают, что есть ответственность? Самую священную ответственность они часто готовы рассматривать как величайшее насилие над их свободою.

Теперь о предположенном съезде прибалтийских групп. Надеемся, что начало будет положено в этом году в Каунасе. Вы, вероятно, знаете, что в Риге это невозможно по особым условиям, существующим в их стране. Одно из непременных условий для всех конгрессов и съездов – чтобы речи и рефераты читались на местном языке. Но кто же из наших групп что поймет? Среди самих латышей многие не знают своего языка. Шовинизм там все усиливается. Несомненно, при переустройстве страны некоторая доля шовинизма в самом начале даже полезна, но ужасно, если это ограничение будет воспринято малыми сознаниями как мера постоянная – ничего, кроме умирания и разложения, не произойдет. Будем надеяться, что правители вовремя расширят свободу граждан страны. Напрасно Вы думаете, что среди групп нет достаточно авторитетного лица для возглавления этого съезда. Нам нужен духовный авторитет. Считаю таким авторитетом Рихарда Яковлевича – он очень тонкая натура и, кроме того, прекрасный поэт и пользуется большой любовью всех членов и групп. Огонь сердца – великий Магнит. Все наше доверие с ним. Также и председательница Ковенского Общества Юлия Доминиковна Монтвид – женщина очень культурная и прекрасная артистка. Она тоже умеет объединять, и культурные задания находят в ней самый живой отклик. На нее мы возлагаем надежды. Отрадно также, что между нею и рижской группой установилось полное понимание и самые сердечные отношения. Конечно, не будем умалять Надежду Павловну Серафинину, инициаторшу всех групп в Литве. Очень была тронута Вашим желанием встретиться со мною. Конечно, и мне было бы радостно увидеть ближайших друзей, но приходится с этим повременить. Состояние моего здоровья не позволяет мне спуститься в долины, да еще в самое жаркое время года. В летнее время пребывание на высоте в 7000 футов для меня уже тяжко, что же будет, если я спущусь к уровню моря? Ведь жара в долинах Индии в весенние, летние и осенние месяцы доходит до 122° в тени. Мне же при 74° и на высотах уже тяжко, и я должна лежать на сменных мешках, наполненных холодною водою, под непрекращающимся действием фэна[210]. Лишь на высоте в 10 или 11 тысяч футов чувствую себя хорошо. Сердце мое не может вынести давления долин в жару. Опыт Агни Йоги в той степени, как он пройден мною, очень меняет организм. Мне постоянно грозит опасность общего возгорания и так называемая огненная смерть, которая крайне мучительна. Ведь моему сердцу приходилось выдерживать пульс в 142 удара в минуту и всякие другие ненормальности. Теперь я как раз прохожу через период отдыха, и нельзя его нарушить.

Шанхайскую «Агни Йогу» мы получили – скорблю. Но Вы знаете, что в Китае права автора не охранены, потому мы не могли прекратить это безобразное издание. Мы уже писали Вам об осторожности с Батуриным, Бобыниным, Сальниковым и т.д. С Востока нам пишут о смуте и недоумении, вызванных известием, что Вы будто бы являетесь агентом по распространению «Врагов Вселенной»!!! От вышеназванных типов можно ожидать многого. С прискорбью убеждаешься, насколько разложение среди эмигрантских кругов сильно. Утеряно чувство чести и достоинства. Возможны лишь обращения к единичным труженикам, нашедшим в себе силу духа бороться с препятствиями и с унизительным разложением путем упорного и тяжкого труда. Большинство идет по линии наименьшего сопротивления, и можете себе представить, куда это приводит их при существующем на Дальнем Востоке режиме. Сейчас приходится быть очень бережными ко всем хорошим людям, оградить их нужно от волков в овечьей шкуре.

Теперь о Ваших польских корреспондентах. Снова предупреждаю Вас: будьте с ними крайне осторожны. Сумбур-паша – человек неплохой, но и с ним нужна осмотрительность. Так и Горбачевский не будет полезен. О Польше дано Предупреждение. Не будет эта страна другом нашей родины. Также, вероятно, скоро придется прекратить переписку и с В.М.Сеплевенко. После получения его последнего письма в четвертый раз было дано Предупреждение об опасности той страны, потом поймем эти Заботы. В.М.Сеплевенко тоже человек добрый, но своею чрезмерной болтливостью и экспансивностью может быть очень вреден, вернее, уже есть. Несмотря на мои неоднократные просьбы никому не читать моих писем, он продолжает делиться ими с самыми неподходящими людьми. Я должна была написать ему, что мои письма могут прекратиться, если он будет их читать всем приходящим, а также без разбора давать наш адрес. У него полное непонимание Основ. Также передала ему, что не следует переводить сейчас книги Учения на болгарский язык. Именно Болгария и Польша могут остаться в стороне. Если он служит у болгарских теософов, которые так непримиримо относятся к Учению Живой Этики, то не следует их дразнить. Почему ему не перевести что-нибудь из писаний Е.П.Блаватской? Польза будет большая, и сам он оградит себя от многих неприятностей. Посоветуйте это ему и Вы.

Спасибо, книгу «Наставление Мудрому» мы имеем в ее старом издании.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.