Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Софисты. Сократ. Платон, Аристотель






Софистика (от греч. «софос» ̶ мудрый) – в Vв. до н. э. обобщенное название взглядов греческих просветителей на различные проблемы социальной жизни. В это время появляется потребность ярко и убедительно говорить в народных собраниях и судах. Так появляются платные учителя, научавшие «мыслить, говорить и делать».

Впервые софисты, в противоположность греческой натурфилософии, в сферу философских интересов ставят человека и с этим развивается проблема языка, играющая у софистов большую роль, обучая ораторскому искусству. В своём стремлении к убедительности софисты развивали идею, что можно, а иногда и нужно доказать всё, что угодно и что угодно опровергнуть. Это всё зависит от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истине.

К софистам можно отнести Протагора, Горгия. Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор ( 480-410 гг. до н.э.). Ему принадлежат знаменитые слова: «Человек есть мера всех вещей». Принцип изменчивости, как основное свойство материи, он перенёс и на человека (принцип релятивизма).

Горгий (480-380 гг. до н.э.) ̶ теоретик и практик риторики. Считал, что в теории познания действует три тезиса. Первый: ничего не существует. Второй: если что-то и существует, его невозможно познать. Третий: если что-то и возможно познать, то эти знания невозможно передать и объяснить другому.

Итак, если до второй половины V века до н. э. философы пытались раскрыть суть окружающего мира, то софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблему человека. С конца V века до н.э. эта тематика стала предметом особого внимания, особенно, у древнегреческого философа Сократа.

Сократ (470-399 гг. до н. э.) из Афин. С него начинается классический этап развития греческой философии. Главной задачей изучения Сократ считал «дела человеческие». Он имел много последователей и учеников, самым знаменитым из которых был Платон, оказавший огромное влияние на развитие мировой философской мысли. Сократ не оставил сочинений. То, что известно о Сократе, изложено в сочинениях его учеников – Платона и Ксенофонта Афинского.

Сократ согласен с Протагором, что «человек ̶ мера всех вещей». Но не согласен, «что все суждения истинны», что выгода важнее истины. Он критиковал софистов за то, что те «учат мудрости за плату», утверждая, что такие человеческие качества, которые у человека от Бога и священны (красота, мудрость и др.) и поэтому аморально торговать ими. Значит, мудрость неотделима от знания. Метод обретения человеческой мудрости ̶ «познание самого себя».

Проводя большую часть времени на площадях, Сократ вступал в беседы с любым, кто желал говорить с ним. Стиль и характер этих бесед отражены в диалогах Платона.

Диалог стал основным методом нахождения истины. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога. Беседовать, считал он, значит сдавать моральный «экзамен души». Свой метод (метод субъективной диалектики) он называл майевтикой. Основная задача ̶ «всеобщее» в нравственности, установить нравственную основу частных добродетелей.

Сущность человека ̶ его душа. Душа возвышается над «животностью» человека и задача души ̶ управлять человеческими страстями. Метод познания (определение) блага ̶ познание самого себя, диалог души с самой собой. Человек, управляющий страстями, приобретает счастье, ибо его душа становится добротетельной и гармоничной.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1) умеренность (знание, как обуздать страсти);

2) храбрость (знание, как преодолеть опасность);

3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человече- ские),

Основная задача познания не теоретическая, а практическая – искусство жить.

В сфере социальной философии Сократ придерживался мнения, согласно которому государство выступает инструментом воплощения в жизнь общего понятия о справедливости и для воплощения этой цели власть должна принадлежать мудрым и добродетельным.

Человек и его место в мире, его отношение к семье, обществу, законам, не в последнюю очередь, отношение к богам стали центром философии Сократа.

Платон (427-347гг. до н.э.) ̶ ученик Сократа. В сорок лет основал собственную школу ̶ Академию, которой руководил до самой смерти.

Платон создал одну из первых и самых развернутых систем объективного идеализма, а платонизм в целом явился важнейшим философским источником возникновения христианства.

Это первый известный философ, практически все произведения которого дошли до нашего времени. Свои произведения он писал в форме диалога. Среди них: «Апология Сократа», «Законы», «Пир», «Государство», «Федр», «Тимей» и др. В диалогах Платона изложена натурфилософия, учение о Космосе, теория познания и диалектика.

Главное место в философии Платона занимает учение об идеях. Идеи – нематериальные, вечные и неизменные сущности (греч. ̶ эйдос). Идеи ̶ суть прообразы реального мира, по которым сформированы предметы видимого мира. Они существуют объективно, то есть независимо от нашего познания и мышления (объективный идеализм).

Идеи ̶ это совершенные, нематериальные вечные сущности (истинное бытие), а вещи являются несовершенными, сотворенными материальными «тенями» идей. Идею можно «увидеть» только разумом, вещь ̶ чувствами.

Центральная идея платоновской философии – идея Блага. Благо было основной целью сократовской философии, но у Платона она рассматривается более глубоко, выходя за пределы этики. Она уже становится как теоретико-познавательное и онтологическое обоснование целого и причиной всякого бытия.

Исходя из идеи Блага, сущее приобретает порядок, меру, единство. В символе солнца (в «Государстве») Платон показывает, что человек в состоянии познавать бытие лишь на основе, в свете Блага.

Теория познания построена на том, что человек имеет врожденные идеи. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она вспоминает о мире идей (умопостигаемый мир), которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт подталкивает к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе. Сделать это можно при помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики ̶ беседа.

Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она бессмертна. Душа состоит из трёх частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделяющей, которые создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможна при соответствующем воспитании. Платон образно показывает это тройственное деление души: разум ̶ это возничий, ярость ̶ послушный конь, а вожделение ̶ непослушный.

Каждую из трёх частей души Платон наделяет добродетелью. Задача разумной части человеческой души ̶ приобретать мудрость, её добродетель; задача аффективной части ̶ истово слушаться разума (её добродетель ̶ мужество); вожделению приходиться прислушиваться к указаниям разума, поэтому его добродетель ̶ сдержанность.

Эти три добродетели Платон подчиняет четвертой ̶ добродетели справедливости. Она правит душой, когда все её части выполняют свои задачи.

В «Государстве» и «Законах» Платон создаёт модель идеального государства.

Философия Платона и особенно его представление о государстве, морали, праве оказали огромное влияние не только на развитие античной, но и на последующей мировой культуры.

Аристотель (384-322 до н.э.) – мыслитель-энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знания. В течение двадцати лет был учеником Платона в его Академии. Около 342 г. до н.э. стал учителем Александра Македонского. Позднее основал в Афинах собственную школу ̶ Ликей.

Высоко оценивая Платона, он в последующем, полемизируя с некоторыми его идеями, и вовсе подверг критике его учение; известна его крылатая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель пытался устранить платоновский дуализм идеи и реального предмета («Метафизика»). Поэтому он требует искать сущность вещей в них самих.

Вместо этого Аристотель вводит другой дуализм: материи и формы. В материи сущность заложена лишь как возможность. А действительность она обретает благодаря форме. Каждое единичное бытие ̶ сочетание материи и формы. Сущность вещей не заложена в их трансцендентных идеях, а постепенно проявляется. Это развёртывание сущности Аристотель называет энтелехией («entelеcheia» ̶ имеющая цель в самом себе).

По мнению Аристотеля, форма – первая сущность, а конечной формой всех форм является Бог. Бог ̶ это первичный неподвижный двигатель природы и конечная причина мира.

Душа человека, как и его сущность или форма тела, даёт смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…».

Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа ̶ над телом, разум ̶ над чувствами. Существует три вида души, которые относятся к иерархии природы: растительная душа (вегетативная), чувственная или животная и разум, которым обладает лишь человек. Функцией растительной души является питание, животной ̶ ощущение, разума ̶ духовная деятельность.

Назначение человека – в разумной деятельности, отличающей его от растений и животных. С помощью воли человек формирует себя как личность, вырабатывает качества нравственного человека. Благо для человека – деятельность человека сообразно с разумом.

В теории познания Аристотеля суть вещей познаётся с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знания только единичного, в них потенциально содержится и знание общего, которое познаётся наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выявления общего, с помощью которого можно объяснить единичное, Аристотель называл индукцией. Метод доказательств из общих выводов ̶ дедукцией. Классифицировать всё сущее позволяет определение (дефиниция). Оно вводится через род и видовые отличия («человек есть разумное живое существо»).

Аристотель впервые в античной философии проанализировал формы мышления и заложил основы формальной логики.

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Аристотель усматривает причины возникновения государства в естественной склонности индивидов к общности. Известно его высказывание: «Человек по природе существо общественное». Язык для Аристотеля – также указание на то, что человек ориентирован не просто на выживание, но на общность, в рамках которой следует договориться, что считать полезным, добрым, справедливым.

Аристотель видит задачу государства в нравственном совершенствовании граждан. Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом.

После трудов Аристотеля по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. Если Сократ основной принцип нравственности выявлял в «душе» человека, Платон ̶ в мире божественных идей, Аристотель уже выстраивал социальную систему моральных отношений и в общественных отношениях искал основной принцип нравственности. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение на достижение справедливости. Справедливость понимается Аристотелем как то, что соответствует законам.

Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая богатством мысли, глубиной постановки принципиальных вопросов определила дальнейшее развитие философской мысли.

Философия эллинизма.

Эллинизм (от сл. Эллин ̶ родоначальник греческого народа в древнегреческой мифологии) ̶ постклассический период, период субъективного идеализма. Для этого периода характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование учений, созданных предшествующими мыслителями. Кроме того, если на двух первых периодах развития понятие античной философии совпадает с понятием древнегреческой философии, то на третьем этапе сюда прибавились и философские достижения других, культурно родственных Греции регионов.

Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм ̶ основные направления эллинизма. Ранний эллинизм считается оригинальным, поздний ̶ основанным на заимствовании и повторении.

Эпикур (342-270 гг. до н.э.) ̶ реформатор философии Демокрита.

Он разделил своё учение на три части: теория познания (каноника), учение о природе (физика) и этика (учение о достижении человеком счастья).

Все явления природы и Вселенной Эпикур объяснял различными соединениями бессмертных атомов, которые отличаются не только по форме и величине, как у Демокрита, но и по весу. Наряду с прямолинейным движением, атомы могут спонтанно отклоняться в ту или иную сторону благодаря наличию в них внутренних противоречий. Эпикур наделяет атомы самопроизвольностью, «свободой воли». Что является показателем свободы не только естественной природы, но и индивидуальной (человеческой), становится возможным свободный выбор, независимый от предопределённости.

Благодаря истечению атомов (эманации) от поверхности тел, возникают образы, происходит восприятие органами чувств окружающего мира. Чувственное познание не является критерием истины. Чувственный мир – это настоящая реальность. Отсюда основной этический принцип эпикурейцев – удовольствие (гедонизм). У Эпикура речь идёт о спокойном, уравновешенном удовольствии, где отсутствуют боль и смятение. Деля потребности на три группы: естественные и необходимые; неестественные и не необходимые; неестественные и не необходимые, Эпикур говорил, что потребности первой группы можно удовлетворить без труда. Поэтому умение обходиться малым Эпикур считает важнейшей добродетелью. Главная жизненная задача ̶ достижение счастья и душевной невозмутимости (состояния атараксии).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.