Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание действия в сценарии






В сценарии следует точно передать то, что должно про­исходить: что за чём и в какой последовательности намечается, например, когда выходят на сцену те, кто дол­жен быть в президиуме, как появляется на сцене хор или оркестр, какими средствами перекрывается или убирается ненужное но ходу действия оформление или реквизит, как связываются между собой отдельные части вечера или представления. Каждый участник должен знать, в какое время и что он будет делать и говорить, особенно в жанрах, не требующих предварительных репетиций. Здесь не имеет значения, что в процессе подготовки вечера некоторые де­тали меняются. Новое можно внести в сценарий позднее.

Документальные эпизоды. В сценариях документаль­ных вечеров описание действия часто соединяют с изло­жением краткого содержания устных выступлений, нача­лом или последними словами их текста:

«Затем слово предоставляется дважды Герою Социали­стического Труда Е. А. Долынюку. Он выражает уверен­ность, что молодые рабочие не уронят чести коллектива, будут отличниками боевой и политической подготовки.

Призывникам вручают почетные грамоты и подарки от коллектива железнодорожного узла».

В описании действия можно обозначить переход с од­ного эпизода на другой:

«...Меркнет свет. Полумрак. Освещенный лучом про­жектора солист исполняет песню композитора В. Баснера «На безымянной высоте».

На сцену поднимается участник Великой Отечествен­ной войны. Герой Советского Союза. Он рассказывает о боевых делах, вспоминает погибших друзей. Свой короткий рассказ заканчивает словами: «Комсомольцы всегда и во всем были впереди, умирали, но не сдавались».

В описании действия следует указать, в какой момент внимание переносится со сцены на экран, зафиксировать границы кинофрагмента:

«Идут фрагменты из шестой части кинофильма «Первый учитель» сцена в школе, когда тетка и бай увозят Алтынай, арест бая и отрывок, оканчивающийся словами Дюйшена: «Сейчас она одна, но их будет много!» Продол­жительности фрагментов — 6—7 минут».

В документальном сценария всегда обозначают основ­ные моменты действия: появление перед зрителями, пере­движения, уходы со сцены, возникновение и окончание музыкального сопровождения и других компонентов вече­ра, — указывается характер этих действий.

Массовое действие. Как лучше описать массовое дейст­вие? Вот отрывок из сценария праздника в одном из сов­хозов Краснодарской области:

«За скульптурной группой движется Урожай. Он стоит на празднично убранной тележке, которую везет трактор. За рулем — лучший тракторист совхоза. Рядом с Урожаем красавица Золотая Осень. Их окружает свита — музыкан­ты, певцы, танцоры, одетые в карнавальные костюмы:

Колос, Подсолнух, Виноград…

Перед собравшимися появляется огромный сноп-име­нинник, Его везут на двух скрепленных легким помостом

велосипедах. Сноп украшен лентами и цветами, перепоя­сан красным полотнищем, на котором ярко выведена циф­ра—количество собранного совхозом зерна. За снопом идут передовики—комбайнеры, трактористы, полеводы.

Сноп подвозят к специальной трибуне, где расположи­лись лучшие производственники, руководители совхоза, шефы из города. Урожай и Золотая Осень поднимаются на помост».

Еще один пример из сценария праздника хлеборобов в клубе совхоза «Путь к коммунизму» Нововаршавского района Омской области:

«Представители молодой гвардии хлеборобов, окончив­шие курсы механизаторов и работавшие учениками да уборке урожая, поднимаются на сцену. Принимая шкатулку с частицей родной земли, молодые земледельцы клянутся любить труд, свою землю, дорожать честью совхоза. Ребята подходят к знамени и, встав на колени, целуют его. Совсем как солдаты. Да, у них тоже впереди служба: на мирных полях Родины нести им трудовую вахту…».

Массово-игровые эпизоды. В сценариях массово-игровых мероприятий также много внимания уделяется опи­санию действия.

Здесь в основном излагаются условия игр и их вари­анты: «Каждому зрителю, сидящему в последнем ряду зала, дается воздушный шар: на правой стороне — красного цвета, на левой—синего. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее пригнать шары к сцене.

Для этой игры можно ограничиться двумя шарами. В этом случае условия игры меняются. Надо не только быстрее пригнать шар к первому ряду, но не дать ему опуститься. За каждое нарушение снижаются очки».

Массовые игры можно проводить даже на научные те­мы, например «Техническая психология и НОТ». (В за­водских условиях эта тема приобретает немалый практи­ческий интерес. Эффект, который дает подобное меропри-

ятие, — улучшение условий, повышение производительности труда, рациональные методы планирования и учета.) Вот как записан только первый момент в сценарии:

«Эпизод можно провести, воспользовавшись системой психологических опытов, которые наглядно продемонстри­руют основные положения новой отрасли психологической науки. Здесь достаточно привлечения одного-двух специ­алистов, все проходит как увлекательная игра, в которой в качестве испытуемых участвуют сами зрители, а опыты поясняет специалист. Проверяются возможности слуха, зрения, памяти человека, изучаются его постоянные ошибки в действиях, свойства нервной системы, подсказываются некоторые приемы запоминании информации, устанавливаются пределы насыщения ею, степень надежности в работе человека и машины.

Ha сцене —пульт и система кнопок и переключателей, каждый испытуемый должен зажечь белый сигнал: чтобы найти необходимый для этого вариант, нужно проделать мало манипуляций. Когда опыт закончен, специалист поясняет методику действий испытуемого...».

Театрализованные представления. В театрализованных представлениях действие записывается подробно. Оно имеет часто не меньшее значение, чем монолог и диалог. В сценариях таких мероприятий описание действия можно выделять в отдельном абзаце или давать внутри текста:

«Открывается занавес. За столом начальник депо. Около него двое. Начальник все время звонит по телефону, между разговорами отчитывает подчиненных.

Н а ч а л ь н и к. Алло! Немедленно разыщите Панкина!

(Пе рвому.) Из-под земли, а достань мне Панкина! (Снова телефону.) Алло! Проходная? Панкина не видели? Нет? (В сердцах бросает трубку. Второму.) Ты куда глядел? Почему раньше не доложил?!».

В театрализациях и драматических произведениях в описании действия передаются характер и душевное состояние персонажа:

«Дверь за тетей Груней захлопывается. Евдокия Ивановна глубоко вздыхает и, с трудом поднявшись, подходит к своему столу. Вялым движением открывает ящик и достает маленький пузырек и кусочек сахару. На столе Сурова звонит телефон. Она нетвердыми шагами возвращается к столу и снимает трубку».

В сатирических выступлениях агитбригад описание действия часто даже без текста передает основной смысл происходящего:

«Быстрая музыка. Через сцену то и дело проходят грузчики. Каждый занят своим делом. Единственное, что мешает их работе, — ящик, который стоит на пути. Люди натыкаются на него, с трудом преодолевают это препятст­вие и опять спешат дальше.

Появляется новый бригадир, натыкается на ящик».

Как и в документальном сценарии, в описании дейст­вия сообщается о появлении новых действующих лиц:

«В этот момент, как в сказке, появляются три Васи­лисы—Премудрая, Предобрая и Прекрас­ная. Каждая из них предлагает юноше дорогу, расхвали­вая ее».

Пантомима. Особое значение приобретает описание действия в пантомиме, где оно является основным средст­вом передачи содержания. Пантомима требует особого, аллегорического действия, особой условности. Каждое дви­жение имеет здесь обобщенный смысл, каждая фраза озна­чает философский образ.

Вот пример из представления во Дворце культуры МГУ, посвященного разоблачению антигуманистической сущности империализма:

«Тревожная музыка. Свет внезапно гаснет, и за про­зрачным экраном появляется большой Скелет. Его очерта­ния медленно превращаются в Фигуру в цилиндре, тол­стую и неповоротливую. Она становится огромной. В руках у нее ящик. Фигура останавливается, открывает ящик и достает из него игрушку — Солдатика. Берет ключ

и заводит игрушку. Слышен характерный треск заводной игрушки. Фигура ставит игрушку на пол, и Солдатик (за­мена игрушки актером) выходит на сцену. Фигура выни­мает другую игрушку, третью, четвертую... Таким образом, на сцене появляются 16—18 Солдатиков. Из того же ящи­ка Фигура берет два креста, разные по очертаниям, и, раз­ведя солдат на две группы, дает каждой по кресту. Затем рукой делает знак, и группы начинают двигаться навстре­чу друг другу. На сцене происходит настоящая война. Солдаты стреляют, падают, встают и опять наступают и отступают.

Вдруг тишина... Все солдаты лежат. Фигура наклоня­ется и начинает собирать их в ящик. Отдельно руки, ноги, головы. Закрывает ящик. Встряхивает его. Раздается ха­рактерный звон монет. Фигура поворачивается и уходит».

Еще один жанр — зримая песня, в котором точное опи­сание действия играет чрезвычайно важную роль. Панто­мима и массовые пластические композиции сочетаются здесь с песней, раскрывая ее содержание, придавая ей но­вый смысл.

«Издалека нарастает солдатская песня. Вот они, идут всем смертям и всем врагам назло. Идут с двух сторон, навстречу друг другу, по заднему плану. Затем поворачи­ваются к зрителям, идут вперед, смыкаясь в единый строй. И все сильнее, увереннее звучит песня:

Не хотели мальчики

Поддаваться страху...

Поднимают головы и те трое, что лежат на сцене. Огромным усилием воли встают, поддерживая друг друга (напоминая известную скульптурную группу «Непоко­ренные»).

А мужской хор уже выстраивается за их спиной, при­ближается к ним в четком марше:

Поднимались мальчики

По свистку в атаку.

 

В черный дым сражений

На броне покатой.

Уезжали мальчики,

Стиснув автоматы.

Руки вскинуты, в них зажаты невидимые автоматы. Все идут единым строем (шаг на месте)».

В Брянском Дворце культуры имени Ленина пользу­ются успехом театрализованные песенные представления. Каждое такое представление состоит из 30—40 песен, связанных между собой единой темой или сюжетом, еди­ными действующими лицами, общим оформлением. В сце­нарии-либретто записывается весь сюжет. Песня или группа песен театрализуется с помощью различных средств:

действия, движения, танца, пантомимы, света, бутафории, кинокадров. У каждой песни могут быть своя тема, задача, свой сюжет, действующие лица.

Сюжетное действие в хореографии. Как и в пантомиме, содержание сюжетных хореографических и балетных представлений передается описанием действия. Ознако­мимся с отрывками из хореографической композиции «Оптимистическая трагедия», план которой приведен в одной из предыдущих глав. Здесь сюжет раскрывается в движениях танца.

«Выходит Сиплый в сопровождении «братишки» — Анархиста. Резкие, изломанные движения, руки кажутся лишними, злые глаза и презрительная усмешка. Сиплый фиглярствует, запугивает матросов, каждым своим жестом хочет казаться страшным, и его действительно побаивают­ся. За его спиной появляется Вожак. Грубая, властная сила Вожака подчеркивается его движениями. Перед ним юлит и лебезит Сиплый, матросы смотрят на него робко, отступают при его приближении, ибо в руках Вожака жизнь и смерть любого из них.

Пока идут сцены, рисующие обстановку на корабле и характеризующие силу, с которой встретится Комиссар, по

палубе почти незаметно проходит женщина в обыкновен­ном пальто, в платке, с маленьким дорожным чемоданчи­ком. Женщина, которую мы увидим в роли Комиссара, как и в пьесе, встречается прежде всего с командиром. Они уходят за кулисы, но вот Комиссар на середине сцены. Гимнастерка, серая юбка, армейский ремень — все это сви­детельствует о том, что Комиссар имеет отношение к ар­мии.

Матросы с удивлением и любопытством рассматривают Женщину. Она поняла, кто здесь властвует, и подает Во­жаку мандат. Удивление сменяется ропотом, ухмылками. Вариации Комиссара проходят в быстром, энергичном темпе».

В хореографии описывается не только общий ход дей­ствия. Можно дать и подробное описание каждого движе­ния участников. Рассмотрим пример из композиции «Зоя»:

«На сцене темно. В центре, освещенная лучом прожектора, возникает фигура девушки. Ее крепко держат стоящие спиной к зрителю немецкие солдаты.

Девушка-партизанка делает резное движение вперед, ее воля не сломлена палачами. Она сильна и будет молчать, ни за что не скажет своего имени и не выдаст, где находятся партизаны.

Она вырывается из рук немецких солдат. В ярости они подхватывают ее, поднимают вверх и резко опускают вниз. С силой отталкивает она одного, потом другого. Пораженные ее бесстрашием и мужеством, они в страхе отступают назад в темноту. Световые оттенки меняются, освещается только партизанка. Поднимая голову и раскрывая руки в стороны, она медленно идет вперед, на авансцену. Гордо выпрямляется и останавливается в одухотворенной позе».

Действие на экране. Действие вечера переносится на экран. В этом случае в сценарии можно использовать все преимущества кино. Благодаря фотографическому изображению оно воспринимается как наиболее конкретный и достоверный вид искусства. В то же время оно послужит

способом создания иллюзии, если рядом с экраном будут видны реальные предметы или исполнители.

Кино позволяет охватить почти неограниченное число объектов, без труда менять место действия. Оно обладает большими динамическими возможностями, способностью ускорять или замедлять реальное движение, действие, останавливать кадр, разделять движение на составные фазы, укрупнять план, создавать иллюзию изменения по­зиции зрителя с помощью панорамы, наездов, отъездов, съемки с движущегося транспорта. Используя монтажные возможности кино, соединяют самые отдаленные предме­ты, места действия, создают другие, необходимые сценари­сту пространственные и временные соединения, парал­лельный монтаж, различные ритмические построения. Все это находит отражение в клубных сценариях. В киносценарии записывают все подробности: как че­ловек одевается, какие вещи его окружают. Обстановка рассказывает о положении героя в данный момент; ве­щи — о его привычках, вкусах; изменение в костюме — о его душевном состоянии. Может быть подчеркнута порт­ретная деталь, привлекающая внимание к характерной внешности человека, его одежде, предметам, пейзажам, если это добавляет что-либо или подчеркивает мысль авто­ра. Бывает также монтажная деталь, которая рождается при соединении и сопоставлении двух близких или проти­воположных по значению кадров. Искусство детализации заключается в умении выразить в малом большую мысль, остановить внимание зрителя на моментах, важных для развития основной идеи.

В кино есть особая возможность для сценариста пере­дать свое авторское отношение к происходящему прибли­жением и удалением объекта на экране и различными ва­риантами соединения сцен. Так, вслед за одной сценой действие сразу перебрасывается на другую, потом снова показывается лицо, которое уже появлялось раньше (его как бы вспоминают), и т. д.

В связи с большими возможностями монтажа у сцена­риста в кино есть два способа рассказа: логический и ассо­циативный. Предположим, вы хотите сказать в фильме, что первый день в школе — большое событие для малы­шей. Избирая логический путь, начинаете развивать тему следующим образом: «1 сентября, все семилетние дети должны идти в школу. Мальчику семь лет, он идет в шко­лу». Из того, что сегодня 1 сентября и что мальчику семь лет, следует логический вывод: он должен идти в школу.

Но в кино можно развивать тему и по-другому: «Осень, ветер срывает с деревьев листья. Календарь. От него отры­ваются листки. Подхваченные ветром, они кружатся и па­дают. На них мы видим даты последних чисел августа. На фоне падающих листков календаря проходят кадры летнего отдыха детей: смеющиеся лица, обнаженные тела в воде. На календаре появляется дата—1 сентября.; В воздухе кружатся сорванные ветром листья деревьев. По ним идут в школу малыши, торжественные, взволно­ванные...». Здесь мы имеем дело со зрительно-ассоциативным

мышлением. Мысль раскрывается путем сравнения, сопоставления разных фактов и явлений.

Но не все съемки требуют сценария. Некоторые кино­любители используют их для иллюстрации лекций, докла­дов и других выступлений. Такие киноматериалы не следует называть фильмами, не нужно требовать от них законченности, завершенности. Они имеют ценность только в связи со значимостью самого доклада, могут быть очень важными для выступления, если в них средствами кино запечатлен уникальный научный опыт, связанный с передачей движения, собран необычный материал. Такие кадры впоследствии пригодятся для создания собственно кинематографического произведения. Но пока их связывает в качестве сценария текст лекции, доклада или научного сообщения, кинематограф является лишь подсобным средством, основная мысль останется в тексте доклада.

В этом случае сценарием является сам доклад и монтаж подчинен его логике.

Светозвуковая газета. Кинопроизводство — процесс длительный. Если необходима оперативность, светозвуковая газета, как и радиорепортаж, окажется наилучшим видом информации.

Работники клуба Балезинского железнодорожного узла используют светозвуковую газету для боевых репортажей, рейдов «Комсомольского прожектора», причем успевают дать очередной выпуск в день рейда: утром — съемки и запись, вечером — газета. Сценарий также готовится опе­ративно. Представим себе один из выпусков:

«Диктор объявляет: «Внимание! Внимание! Начинаем очередной выпуск светозвуковой газеты».

Появляются фотоснимки Балезинского узла, поездов, портретов передовиков производства. Дикторы читают:

Первый. Сегодня мы демонстрируем специальный выпуск светозвуковой газеты «Репортаж одного дня».

Второй. День выдался на удивление жаркий, чувст­вуется, что лето прочно вступило в свои права.

Третий. Нам было приятно и радостно увидеть, что работники Балезинского узла упорно трудились над тем, чтобы повысить темпы и качество перевозок, что они отда­вали все свои силы выполнению личных социалистических обязательств, стремясь достойно встретить свой традици­онный праздник.

Фотография — контактная сеть.

Второй. В этот день на участке работала бригада Юрия Чиркова, беседу с которым мы записали на пленку.

Идет запись беседы, в которой Юрий Чирков рассказывает, ка­кие обязательства взяла бригада к Всесоюзному дню железнодо­рожника и как они выполняются. Бригадир называет лучших чле­нов коллектива.

Затем на экране появляется новое изображение — путейцы за работой.

Первый. Продолжаем свой путь, подходим к путейцам. Здесь работают бригады Зои Поскребышевой и Никандра Дерендяева. Идет напряженная работа: надо закончить в погожие дни ремонт станционных путей.

Смотрим, как слаженно работают путейцы, и, воспользовавшись коротким перерывом, завязываем с ними бе­седу.

 

Идет запись беседы с Н. Дерендяевым и 3. Поскребышевой.

 

Второй. Мы прощаемся с путейцами и от всего сердца желаем успехов в труде труженикам, пожалуй, самой тяжелой профессии на транспорте.

Путейцы! У вас непочатый край работы. Мы призываем вас доблестно трудиться, помочь коллективу узла обеспечить безопасность движения поездов.

Первый. А сейчас мы приглашаем вас на пульт управления».

Рейдовая бригада побывала в этот день на станции, на пункте технического осмотра электровозов и на других предприятиях, где состоялись беседы с начальником станции, дежурным по электродепо, заместителем секретаря парторганизации, передовиками производства. Все это стало элементами действия в сценарии вечера.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.