Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Круг регулируемых отношений в Судебнике 1550 г. намного шире, чем в Судебнике 1497 г. В частности, в Судебнике 1550 г. регулируются кабальные отношения и кабальное холопство.






В Судебнике 1550 г. имеет место социальная направленность наказания, т.е. тяжесть наказания прямо поставлена в зависимость от социальной принадлежности потерпевшего.

Увеличилось число деяний, признаваемых преступными.

Впервые было введено положение о том, что закон не имеет обратной силы.

Есть основания полагать, что Судебник 1550 г. был принят после его обсуждения представителями различных сословий. Безусловно, он был направлен на достижение общегосударственной стабильности после полосы межсословных разногласий в период малолетства Ивана IV. О значении закрепленных в нем правовых принципов свидетельствует тот факт, что в момент учреждения опричнины царь настойчиво добивался не принимать их во внимание. Царь желал развязать себе руки при переходе к террору против противников усиления царской власти. После смерти Ивана IV различные правительства в России стремились восстановить в полном объеме правовые принципы, закрепленные в Судебнике 1550 г.

После Судебника 1550 г. на церковном соборе 1551 г. был утвержден Стоглав (состоял из ста глав), поэтому получил такое название. Стоглав 1551 г. касался, главным образом церковных вопросов. Он принял решение об упорядочении церковных служб, о поднятии авторитета духовенства и церкви. При составлении Стоглава, использовались нормы церковного права, содержащиеся в Кормчей Книге, Правосудье митрополичьем.

Преступления против церкви до середины XVII века составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государства и церковных инстанций. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья, заточение в монастырь и др.).

После принятия Судебника 1550 г. новые указы, касавшиеся ведомства того или иного приказа записывались в особые книги. В результате появились Указные (или уставные) книги приказов. Кстати, ст. 98 Судебника 1550 г. закрепляла принцип последующей систематизации нормативных актов, не вошедших в судебники. В ней говорилось, что новые указы должны «приписываться» к тексту действовавшего судебника.

Большой интерес представляет собой Уставная книга Разбойного приказа (1555 – 1556 гг.). Она представляла собой свод уголовных дел, т.е. содержала нормы уголовного права и процесса, которые свидетельствовали об усилении карательной политики, о широком применении «розыска» – инквизиционной формы процесса.

Систематизация нового законодательства в приказах продолжалась и в XVII веке. Об изменении характера вотчинного и поместного землевладения ярко свидетельствует Указная книга Поместного приказа (отражает развитие законодательства с 1626 по 1648 гг.). Эта книга содержит специальное Уложение о вотчинах и поместьях 1636 г.

Но важнейшим памятником права этого времени было Соборное Уложение 1649 г. – кодекс, определивший правовую систему Российского государства на многие десятилетия. Соборное Уложение было первым печатным кодексом России, разосланным во все приказы и на места.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.