Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Управление производственными процессами в сфере арт-бизнеса - 8 ч. аудиторной работы 1 страница






 

Лекция 3.1. Организационно-экономические условия арт-менеджмента - 2 ч. аудиторной работы

План лекции:

1. Органы государственного управления в сфере культуры и искусства. Уровни государственного управления в сфере культуры и искусства.

2. Информационное обеспечение управления в сфере искусства. Негосударственное регулирование деятельности в сфере искусства. Спонсорство. Благотворительность. Патронаж.

3. Специфика организаций в сфере арт-бизнеса. Некоммерческие организации: фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, ассоциации, государственные корпорации, общественные организации. Коммерческие организации в сфере искусства.

4. Инвестиционная привлекательность арт-рынка. Доходность, риски. Успешные инвестиционные стратегии на арт-рынке. «Голубые фишки» рынка произведений искусства. Арт-банкинг.

Содержание:

1. Органы государственного управления в сфере культуры и искусства. Уровни государственного управления в сфере культуры и искусства.

 

Индустриальный период в истории государственного управления (1776 - 1980 гг.) Наибольшая заслуга в развитии представления о государственном управлении в этот период принадлежит шотландскому экономисту и философу А. Смиту. Он является не только представителем классической политэкономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государства и его руководителя. Большое влияние на формирование многих сложившихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение английского социалиста – утописта Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Период систематизации научно - практических знаний (1856 – 1960 гг.) Наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяются и совершенствуются научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение способов управления, действующих в их окружении. В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX веке. Возникновение фабрик, как первичного типа производства во всех сферах деятельности (одежда, обувь, ювелирное дело, производство мебели и др.), разделение труда и необходимость обеспечения согласованных действий больших групп людей для получения конечного продукта означало, что индивидуальные владельцы больше не могли одинаково эффективно наблюдать за деятельностью всех работников одновременно. В результате были выбраны лучшие работники, которых дополнительно обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. В дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики, и в конечном итоге мы можем представить это развитие в виде последовательно – параллельного доминирования различных школ: школа научного управления (1885 – 1920 гг.); административная (классическая) школа (1920 – 1950 гг.); школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.); школа поведенческих наук (1950 – по наст время); школа науки управления (1950 – по наст время);

Первый взрыв интереса к менеджменту был отмечен в 1911 г., когда Ф.У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно считающуюся началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Естественно, понимание того, что организацией нужно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей не возникло в один момент. Концепция эта развивалась в течении длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20 – х годов XX века.

Оказание государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, в которых задействованы: библиотеки, музеи, (в т.ч. музеи-заповедники), выставочные галереи, архивы, аудио-, видео-фильмо- и другие фонды, театры, концертные организации и самостоятельные коллективы, цирки, кинотеатры, учреждения культурно-досугового типа, парки культуры и отдыха, зоопарки, детские школы искусств (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы и др.), специализированные реставрационные предприятия и мастерские, многофункциональные культурные комплексы и др.

В России важнейшие направления культурной деятельности государства, общественных организаций, граждан определены Основами законодательства Российской Федерации о культуре (1992). Среди объектов заботы государства названы памятники истории и культуры, художественная литература, кинематография, музыкальное искусство, архитектура, фотоискусство, другие виды искусства, художественные народные промыслы и ремесла, фольклор и обряды, художественная самодеятельность, телевидение и радио в части создания и распространения культурных ценностей, эстетическое воспитание и др.

Непосредственная управленческая деятельность на различных участках культурного строительства осуществляется Министерством культуры, Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерством образования и др. Все они действуют в тесном сотрудничестве с общественными объединениями творческой интеллигенции - союзами писателей, журналистов, художников и др. Эти союзы также выполняют некоторые управленческие функции, которые предоставлены им государством. Пределы такого управления определяются их уставами, зарегистрированными в органах государства. Осуществление управленческих (по существу, государственных) полномочий общественными объединениями - одна из особенностей управления в области культуры. Федеральным органом, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, является Министерство культуры РФ. Оно осуществляет также координацию деятельности других органов в этой сфере. Министерство призвано обеспечивать условия доступа к культурным ценностям, определять приоритеты деятельности в сфере культуры, содействовать развитию национальных культур народов России, разрабатывать меры по предупреждению незаконного вывоза из страны и ввоза культурных ценностей (это делается в соответствии с международными обязательствами).

2. Информационное обеспечение управления в сфере искусства. Негосударственное регулирование деятельности в сфере искусства. Спонсорство. Благотворительность. Патронаж.

 

Важнейшую роль в развитии культуры и искусства играют средства массовой информации. Законодательство РФ устанавливает свободу информации, запрещает цензуру, не допускает наложения запрета на расдространение сообщений и их отдельных частей. Государство поддерживает государственные и негосударственные средства массовой информации организационно и материально, заботится об их независимости. Вместе с тем государственные средства массовой информации обязаны публиковать официальные сообщения федеральных органов государственной власти, а средства массовой информации субъектов - их акты (на негосударственные органы эта обязанность не распространяется). Управленческие функции в сфере федеральных средств массовой информации выполняет министерство, занимающееся вопросами печати и телерадиовещания.

Сфера организационно-экономического сотрудничества бизнеса и социально-культурной сферы достаточна богата формами. По крайней мере, следует различать три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность. В случае спонсорства (спонсирования) речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве, фактически - о реализации совместного проекта или программы. Спонсорские отношения обычно оформляются договором, в основе которого лежит типовой договор о совместной деятельности, в котором указываются взаимные права и обязательства сторон. Обычно спонсорская поддержка оказывается не столько структурам (организациям, учреждениям), сколько конкретным проектам и программам. Обычно это делается в виде целевых субсидий, но достаточно распространены и переводы средств. Оплаты счетов, передача материальных ценностей, оборудования, инструментов, организационная поддержка. Патронаж - покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Наиболее распространенные организационно-правовые формы патронажа - соучредительство (членство, membership) и создание фондов поддержки. Примером членства может служить, например, создание попечительских советов, члены которых, в зависимости от объемов и масштабов поддержки имеют конкретные права влиять на деятельность патронируемой организации. Другой формой патронажа является создание фондов поддержки патронируемой структуры (фонд поддержки и развития театра, музея, учебного заведения). Благотворительность проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам - тема особая), оказывая поддержку как акт дарения. Оформляться благотворительность может посредством дарственной, перечисления средств, оплаты счетов, передачи ценностей с баланса на баланс.

 

3. Специфика организаций в сфере арт-бизнеса. Некоммерческие организации: фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, ассоциации, государственные корпорации, общественные организации. Коммерческие организации в сфере искусства.

Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ), к коммерческим относятся организации, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации, наоборот, не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.

Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. В России к некоммерческим, согласно ст. 50 части первой ГК РФ и ст. 2 Закона РФ «О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные организации. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и т. д. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры. Некоммерческие организации культуры, исходя из целей своей деятельности, требуют особого подхода в управлении ими. Являясь разновидностью некоммерческих организаций, они имеют общие и специфические особенности менеджмента. Культура и сфера культуры имеют отношение к деятельности любых фирм (не только сферы культуры) и менеджменту в них.

В настоящее время теория Вайсброда представляется наиболее экономически обоснованной для некоммерческого сектора сферы культуры и искусства, поскольку американский экономист указывает, что именно некоммерческие организации наиболее успешны и эффективны в данной сфере по сравнению с коммерческими организациями. Они создают товары и услуги, потребительские качества которых трудно наблюдаемы и не могут быть «сосчитаны», например, формирование вкуса, степень воспитанности потребителя или «компетентности» художника. В то же время производство творческих продуктов и культурных благ сопряжено со значительными расходами, которые не всегда покрываются дотациями и пожертвованиями, а также доходами от их реализации.

Для понимания экономической сущности некоммерческого сектора культуры и искусства имеет важное значение теория «несостоятельности рыночного механизма или «ошибок рынка». Как пишет известный экономист А.Я. Рубинштейн, «в каком-то смысле сфера культуры представляет собой уникальный пример «полного собрания» ошибок рынка». В частности, он указывает на феномен «информационной асимметрии» – «далеко не все потребители знают об истинных качествах продуктов, которые производятся, хранятся и распространяются библиотеками, музеями, клубными учреждениями, театрами, филармониями, цирками, другими организациями этой особой сферы».

Некоммерческие организации культуры и искусства как раз и возникают в условиях, когда рыночный механизм не обеспечивает потребителей адекватной информацией о качестве таких продуктов. Когда, например, некоммерческая музыкальная организация дает благотворительный концерт для детей-сирот, то она не только обеспечивает потребителей адекватной информацией о нем, но и понимает, что его низкое качество может нанести вред благотворителю, который это благо оплачивает. С другой стороны, зачастую потребители творческих продуктов и услуг, производимых и оказываемых соответственно коммерческими фирмами, подозревают их в недобросовестности и обращаются к некоммерческой организации, не заинтересованной в использовании информационного преимущества.

Близкой к данной теории находится теория «невыполненного контракта», впервые выдвинутая И. Илманом, а затем, в более обобщенном виде, – Г. Хансманном. Ее сущность заключается в том, что миссия некоммерческих организаций – это защита потребителей от неправильного выбора на рынке. Названные авторы полагают, что потребители являются более защищенными, если они работают с некоммерческими организациями. Это обусловлено тем, что последние законодательно жестко ограничены в возможностях внутреннего распределения доходов между собственниками и обязаны направлять полученные средства на развитие основной деятельности организации. В частности, Г. Хансманн подчеркивает, что «преимуществом некоммерческого производителя является то, что рыночный контроль у него подкрепляется дополнительной защитой потребителя другим, более сильным «контрактом» – официальным обязательством организации направлять свои доходы на производство услуг».

Разработка проблемы выделения экономических признаков некоммерческого сектора ведется не только зарубежными, но и российскими исследователями. Однако в силу крайней разнородности некоммерческих организаций, присущих им видов деятельности, организационных структур, методов управления эта задача достаточно сложна. В основном, как справедливо заметила Т.В. Юрьева, все теории, объясняющие существование некоммерческого сектора, «сводятся к несовершенствам рынка, внутренне присущим ему изъянам в отношении производства благ общественного типа»6.

Существует точка зрения, согласно которой одной из причин развития некоммерческих организаций в современной экономике является усиление роли профессиональных посредников между производителями товаров и услуг и их потребителями. Для продвижения на рынок их продуктов, для обеспечения информированности потребителей и налаживании механизма обратной связи такие посредники необходимы, хотя, с другой стороны, многие некоммерческие организации культуры и искусства могут с успехом сами выполнять роль таких посредников. В частности, как считают авторы отечественной коллективной монографии «Экономические основы культурной деятельности», эту роль с успехом выполняют частные и государственные коммерческие предприятия, функционирующие в сфере культуры; учреждения культуры и другие виды государственных некоммерческих организаций (ГНО), а также негосударственные некоммерческие организации культуры (ННО). В условиях рынка авторы художественных произведений, как правило, обращаются к такой инстанции, как посредники, ориентирующиеся в спросе и владеющие навыками дистрибьюции. Вопрос лишь в том, имеют ли непосредственное отношение такие агенты к культуре и искусству, способны ли они понимать их ценности и предлагать на рынок произведения, которые заслуживают внимания. Посредники, как рыночная инстанция, должны быть не просто торговцами от культуры и искусства, а людьми, профессионально разбирающимися не только в коммерческой, но и в эстетической ценности художественных произведений. Именно поэтому некоммерческие организации культуры и искусства должны, по возможности, формировать штат профессиональных менеджеров, маркетологов, продюссеров, агентов, специалистов по рекламе и т.п.

Деятельность российских некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях», который разрешает им осуществлять определенные виды предпринимательства, подчеркивая, что при этом они «выступают независимыми хозяйственными субъектами». Последнее означает, что некоммерческие организации могут обладать правами собственности на имущество (например, здания, сооружения, оборудование и т.п.), а также правами собственности на неимущественные ценности (например, нематериальные активы, дебиторскую задолженность, ценные бумаги) и могут получать доход от их использования.

Анализируя традиционные виды доходов, свойственные некоммерческим организациям культуры и искусства, следует отметить, что их извлечение в условиях развития рыночных отношений в России существенно затруднено. Так, реализация продуктов основной деятельности на возмездной основе ограничена все еще низким уровнем платежеспособного спроса населения, хотя их социальная значимость, как правило, весьма высока. Инвестирование денежных средств на финансовом рынке осложнено недостатком свободных ресурсов и высоким риском таких вложений. Добровольные взносы и пожертвования занимают незначительное место в финансировании таких организаций, к тому же сказывается неразвитость традиций благотворительности. И, наконец, многие некоммерческие организации культуры и искусства экономически не поддерживаются на необходимом для их существования уровне со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Расширение для некоммерческих организаций разрешенных видов предпринимательской деятельности (пусть даже и не на льготных условиях) способно стать важным (а в ряде случаев – практически единственным) фактором их выживания в современных условиях.

В России к некоммерческим, согласно ст. 50 части первой ГК РФ и ст. 2 закона РФ «О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные организации. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации и т. д. НКО в России могут существовать в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), государственной корпорации, общественной организации и др.

Учреждение. Значительную часть НКО составляют государственные учреждения (культуры, образования, науки). Особенность учреждения состоит в том, что оно не является собственником своего имущества и владеет им на праве оперативного управления. Собственником имущества выступает учредитель (государство, профсоюзы и т. д.), который контролирует сохранность переданного учреждению имущества. Учреждение не имеет права совершать какие-либо операции с данным имуществом без согласования с собственником. Учредитель в свою очередь обязан в полном или частичном объеме финансировать деятельность учреждения (государственные учреждения культуры финансируются из соответствующих бюджетов). Кроме того, учредитель несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения (в случае неуплаты долгов кредиторы имеют право предъявить счета учредителю учреждения).

Фонд. Фонд может учреждаться физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для некоммерческих целей. В отличие от учреждения, которое владеет имуществом на правах оперативного управления и не несет полную ответственность по своим долгам, фонд является собственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам. Фонд имеет право активно заниматься предпринимательской деятельностью и выступает в большинстве случаев как финансовый институт (размещает средства на счетах банков, страховых компаний, в ценные бумаги). Обязательным органом управления фонда является попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, расходованием финансовых средств.

Автономная некоммерческая организация. Автономная НКО создается так же, как и фонд, физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Однако автономная НКО специализируется исключительно на предоставлении услуг в области образования, культуры, науки и т. д. Автономная НКО может оказывать как некоммерческие, так и предпринимательские услуги, которые на практике подчас сложно разграничить.

Некоммерческое партнерство. Некоммерческое партнерство создается физическими и юридическими лицами для содействия входящим в него членам в деятельности, направленной на достижение общественных благ. Финансовой базой некоммерческого партнерства являются первоначальные взносы учредителей, регулярные членские взносы и доходы от предпринимательской деятельности. Благодаря уплате членских взносов члены получают право на пользование услугами некоммерческого партнерства.

Ассоциация (союз). Ассоциации (союзы) являются объединениями юридических лиц, как коммерческих, так и некоммерческих. Коммерческие организации создают такие объединения для координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Некоммерческие организации могут учреждать ассоциации (союзы) также для защиты общих имущественных интересов и различных некоммерческих целей. Имущество ассоциации формируется за счет взносов учредителей и регулярных членских взносов. Характерным признаком ассоциаций (союзов), в отличие от других форм НКО, является запрет на ведение предпринимательской деятельности. В противном случае ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество.

Государственная корпорация. Государственная корпорация учреждается Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления различных общественно-полезных функций. В отличие от государственного учреждения, государственная корпорация является собственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Общественная организация. Общественная организация создается гражданами в добровольном порядке для защиты общих интересов и достижения совместных целей. Общественная организация может регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Источниками формирования имущества общественной организации являются взносы учредителей, членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности (если общественная организация имеет права юридического лица). Достоинством НКО является гибкость и пластичность их функциональной структуры. Зачастую НКО создаются для решения временных задач, в их деятельности широко привлекается труд добровольцев, они используют различные источники финансирования. НКО ведут специфический бизнес (у них своя конкуренция, рынки, их сегментация, сбыт, продвижение, включая рекламу, критерии эффективности). Поэтому они нуждаются в специфическом менеджменте, включая маркетинг. Менеджмент НКО сочетает в себе как традиционный менеджмент коммерческой деятельности, так и некоммерческую деятельность с доминирующей ролью последней.

4. Инвестиционная привлекательность арт-рынка. Доходность, риски. Успешные инвестиционные стратегии на арт-рынке. «Голубые фиш-ки» рынка произведений искусства. Арт-банкинг.

Арт-рынок как один из старейших инвестиционных рынков в мире; сформированная система оценки, инвестирования, торговли и распространения предметов изобразительного искусства. За последние десять лет интерес к данному рынку особенно возрос, а в силу этого и к объектам инвестирования на рынке – произведениям искусства, наиболее популярными из которых являются предметы изобразительного искусства. Кроме этого рынок предметов искусства отличается более стабильным характером по сравнению с рынком ценных бумаг в силу независимости цен на предметы искусства от политических и социально-экономических изменений, а также высокой доходностью данных инвестиционных активов. При этом рынок предметов искусства характеризуется рядом специфических черт, обуславливающих препятствия для его дальнейшего развития: несовершенство конкуренции, в силу: уникальности товаров; низкой ликвидности; конфиденциальности сделок и непрозрачности рынка в целом, высокая волатильность цен на предметы искусства; высокие транзакционные издержки на рынке; отсутствие разработанных методов оценки предметов искусства, опирающихся на экономические подходы

В связи с перечисленными особенностями рынка инвестиционная деятельность на нем связана с высоким уровнем риска. Поскольку осуществление инвестиционной и финансовой деятельности в современны условиях невозможно без специальных методов анализа и управления рисками, то для выявления и систематизации рисков, связанных с инвестированием предметов искусства, необходима разработка их классификации. Природа отдельных рисков может быть классифицирована по следующим признакам (табл. 1.):

Таблица 1. Классификация рисков, связанных с инвестированием на арт-рынке

Признак классификации Типы рисков
По комплексности исследования простой; сложный;
По источникам возникновения внутренний; внешний;
По характеру проявления во времени временный; постоянный;
По уровню финансовых потерь допустимый; критический; катастрофический;
По возможности предвидения прогнозируемый; непрогнозируемый;
По возможности страхования страхуемый; нестрахуемый;
По совокупности активов индивидуальный; портфельный (присущ всем активам (предметам искусства) в портфеле);
По уровню финансовых последствий, связанных с оценкой предметов искусства влекущий полную потерю вложенных средств; влекущий только экономические потери упущенной выгоды; влекущий получение дополнительной прибыли; спекулятивный

 

Инвестиции в искусство сопряжены с высоким риском, так как недостаток надежных данных делает рынок предметов искусства непрозрачным, препятствуя прогнозированию будущего дохода при использовании техник, привычных в финансовом мире. Кроме того, рынок низколиквиден и негибок, плохо приспособлен к тому, чтобы быстро реагировать на колебания спроса и предложения, что позволило бы предотвратить резкое падение цен на отдельные категории произведений искусства.

На основе рассмотрения различных классификаций рисков выделены частные риски, присущие инвестиционному процессу на рынке предметов искусства, определены рискообразующие факторы, характер проявления рисков, а также выявлена степень влияния (сильная, слабая, средняя) на эффективность инвестирования.

Особого внимания заслуживает оценочный риск, поскольку именно от правильности оценки и определения базовой стоимости предмета искусства зависит последующая эффективность инвестирования, а также правильность полученной информации в процессе оценки об атрибуции (подлинности предмета искусства) непосредственно определяет целесообразность вложения средств. Разделение рисков по степени влияния позволяет анализировать их, учитывать последствия, проводить своевременные мероприятия по управлению рисками. Отдельные риски, свойственные инвестициям на рынке предметов искусства можно сгруппировать по степени влияния, как представлено на рисунке:

 

Рис. 1. Группировка рисков по степени влияния

 

Управление рисками при инвестировании в предметы искусства представляет собой процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб, понесенный инвестором, при наступлении неблагоприятных событий. Анализ классификации и сущности рисков, а также особенностей формирования финансовых потоков, возникающих при инвестировании на рынке, позволил сформировать алгоритм управления рисками. Процесс управления рисками можно представить в виде совокупности последовательных действий, представленных на рис. 2.

Обилие рисков и факторов, их образующих, обусловливает очень сложное их выявление, учет и управление. Тем не менее, выявление рисков и определение методов их нейтрализации необходимо для улучшения управления инвестициями на рынке предметов искусства, а также финансовыми потоками, возникающими в инвестиционном процессе. Таким образом, минимизация рисков, в частности оценочного риска, имеющего наибольшее воздействие, возможна путем проведения качественной процедуры оценку предметов искусства, имеющей целью установления рыночной цены на объект оценки.

Рис. 2 Управление рисками при инвестировании на рынке предметов искусства

При этом оценку предметов искусства следует проводить в соответствие с общепринятыми принципами, освещенными в трудах ученых по теории и практике ценообразования. Классификация принципов оценки с учетом особенностей рынка предметов искусства представлена в табл. 3.

Данные принципы оценки разделены на две группы, исходя из факторов, оказывающих влияние на цену. Первая группа принципов объединена исходя из представлений владельца относительно объекта оценки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.