Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности деятельности СМИ в Республике Беларусь






Информационное поле — это устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а СМИ как социальный и политический институт. Могут формироваться различные типы идеологического поведения как журналистов, так и СМИ в целом. При этом любой из этих типов должен основываться на политической культуре как системе идеологических установок и приоритетов СМИ в поле политики. Т.е. в настоящее время СМИ являются одновременно и объектом идеологического воздействия, и субъектом идеологических процессов.

Подход к журналистике как к социальному и политическому институту позволяет выделить шесть основных социальных типов СМИ в информационном поле Беларуси:

1. Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной власти и управления.

2. Государственно-общественные СМИ.

3. СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие и пропагандирующие их позиции и выходящие на их средства.

4. Альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и деятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оценок, отличающихся от официально принятых.

5. СМИ коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли.

6. СМИ неполитических структур и организаций, имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию.

По состоянию на 1 апреля 2003 года информационное поле Беларуси включало 1393 печатных периодических издания, 7 информационных агентств, 56 программ телевещания, 130 программ радиовещания. Последние шесть лет имеет место положительная динамика числа субъектов информационного поля республики. Особенностью деятельности печатных СМИ в республике является сохранение государственной поддержки социально значимых периодических изданий. Из зарегистрированных по состоянию на 1.04.2003 г. в Беларуси 130 программ радиовещания, 105 имели государственную форму собственности, причем 9 из них входили в структуру Белтелерадиокомпании. Лицензии Министерства связи на деятельность в области кабельного телевещания получили 93 организации различных форм собственности. Присутствуют еще около 360 непрофессиональных периодических изданий с тиражом до 300 экземпляров.

Неотъемлемыми инфраструктурными элементами информационного поля Беларуси являются Республиканское государственное объединение «Белпочта» и торговые унитарные предприятия «Белсоюзпечать».

Постоянным структурным компонентом информационного поля Беларуси являются союзные СМИ. Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России (ТРО Союза)(электронное СМИ). Радиостанция «Союз». Газета «Союз. Беларусь и Россия» — периодическое издание Совета Министров Союзного государства. Газета «Союзное вече», учредителем которой является Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Информационное агентство «Союз-Инфо» и Союзное информационное агентство.

Таковы основные характеристики белорусских СМИ как социального института, которые на практике неразрывно связаны с особенностями СМИ как института политической системы белорусского общества.

Общеизвестно, что во многих странах СМИ называют «четвертой властью». В широком смысле слова СМИ обладают властью — властью влиять, критиковать, определять темы сообщений и ранжировать их важность, актуальность для общества. Однако сегодня очень часто журналисты, СМИ стремятся взять на себя функции власти исполнительной. СМИ вместо того, чтобы действовать и думать вместе с аудиторией, обществом, пытаются это делать вместо них.

Но СМИ как «четвертая власть» может рассматриваться только в том случае, если идеологическое воздействие трактуется как тип власти, понимаемой в широком смысле как способность одного субъекта доминировать в отношениях над другим, воздействовать на него в своих интересах тем или иным способом. Власть СМИ всегда будет иметь неинституциональный характер, как, например, власть денег, моды.

Навязывание обществу восприятия СМИ как «четвертой власти» приводит к почти ничем не ограниченному самоуправству СМИ, когда журналисты начинают жить по принципу «поскольку я на этом месте, то могу делать все, что пожелаю». Дж. Мильтон в своем «Потерянный рай и возвращенный рай» — «Нет ничего выше власти, пусть в аду. Лучше властвовать в аду, чем служить на небесах».

Особенно это характерно для телевидения и тележурналистов. Ведь, если следовать постулатам Эйнштейна, то, чем больше энергия тела, тем больше оно деформирует пространство вокруг себя. С этой позиции, в наибольшей степени влияет на информационное поле страны телевидение, которое пытается охватить все это поле, все другие СМИ, аудитории, общество в целом. Как указывал П. Бурдье: «Политическая опасность, порождаемая обычным использованием телевидения, заключается в особой способности изображения производить то, что литературные критики называют эффектом реальности: телевидение показывает и заставляет поверить в то, что показывает… телевидение, которое по идее является инструментом отображения реальности, превращается в инструмент создания реальности. Мы все больше и больше приближаемся к пространству, в котором социальный мир описывается и предписывается телевидением». Характерно, что ситуация с монополизацией телевидением информационного поля республики будет все более усложняться.

Необходима сбалансированная система взаимоотношений и взаимодействия государства и СМИ. Ее базовым элементом в Беларуси является Министерство информации, на которое возложены функции государственного регулирования в области передачи и распространения массовой информации.

Деятельность СМИ должна базироваться на политическом и идеологическом плюрализме. Плюрализм СМИ предполагает, что все возможные взгляды, не выходящие за рамки конституционных норм, не только могут, но и должны быть представлены обществу, быть доступными самым различным сегментам массовой аудитории.

 

Конфессии

22.Конфессиональная структкра современной Беларуси

Немаловажную роль в формировании идеологии белорусской государственности играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки религии отражаются в идеологию белорусской государственности.

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии. Наглядное представление об этом дают всплеск интереса к религиозной вере, религиозности, рост религиозного сознания, качественное изменение конфессиональной карты страны.

По состоянию на 1 января 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось 2825 религиозных общин, в их числе 1265 — православные и 432 католические. Общины: Старообрядческая община, Христиан веры Евангельской, Евангельских христиан-баптистов, Совет церквей ЕХБ, Греко-католических, Новоапостольских, Иудейских, Исламских, Свидетелей Иеговы, бахаи, мормонов, кришнаитов, первых христиан. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Общины представляют 26 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица. В структуре конфессий в республике основную долю занимают православные (44, 7%), католические (15, 2%) и протестантские (35, 4%) общины; 4, 7% — остальные вероисповедания и религиозные течения. Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят, что верующими считают себя около 50% взрослого населения Беларуси. Среди верующих более 80% православных; более 10% католиков; почти 2% протестантов; 0, 2% мусульман; 0, 2% иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.

Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов.

Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная многовариантность в конфессиональном понимании, наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений.
Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы, религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики.

Заметное возрастание числа новых религиозных организаций, главным образом, связано с реальным соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий, а также с возможностью верующих граждан открыто, никого не боясь, легализовать свои религиозные убеждения. Но говорить о значительном увеличении религиозности населения оснований нет.

Тот факт, что в нашей стране (по данным белорусских социологов) около половины жителей считают себя верующими, казалось бы, свидетельствует об очень высоком уровне религиозности. Однако, как показывают ответы респондентов на другие вопросы, в мировоззрении жителей Республики Беларусь религия по-прежнему не является общезначимой ценностью. Всплеск внимания и интереса к религии в пореформенной Беларуси был до известной степени обусловлен существовавшим прежде негласным запретом на все, что связано с религиозной жизнью. Можно, видимо, говорить и о своего рода “моде на религию” в условиях разрушения прежней системы ценностей.

Прогноз возможного развития религиозности в современном обществе таков, что в ближайшие десятилетия религиозность населения должна стабилизироваться — число верующих будет составлять около 50%. О правомерности такого прогноза свидетельствует опыт многих стран, который показывает, что приобщение людей к любому мировоззрению — процесс сложный и искусственно его осуществить нельзя.
Пока же ясно одно — человек имеет право на свободный выбор вероисповедания, системы убеждений. И общество не вправе вмешиваться в духовный мир личности.

Вопросы личной веры или неверия будут решаться спокойно, взвешенно, естественным путем. Люди будут уделять внимание подлинной духовности, а не сводить свой религиозный интерес исключительно к внешним формам (ношение крестиков, посещение богослужений и т.д.).

Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, Некоторые верующие воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы. Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями. Трудно в настоящее время говорить о последствиях деятельности в Беларуси этих религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этноконфессиональный баланс.

Заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями. Борьба всех религиозных организаций за влияние на умы верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерен низкий уровень религиозной культуры, то есть уровень знания и исполнения обрядов институционально оформленных конфессий. Можно выделить два направления, по которым проходит конкурентная борьба: первое — организации традиционных для Беларуси религий конкурируют между собой, стремясь реализовать свои интересы; второе — традиционные религии объединенно выступают против повышения влияния “новых религий”.

Все представители традиционных для Беларуси вероисповеданий занимают позицию неприятия по отношению к деятельности западных вероучений. А государство занимает позицию невмешательства. Православные общины организуют центры помощи людям, ставшим жертвами антигуманных религиозных вероучений организаций. Проблема восстановления морального и психического здоровья тем более остра, что жертвами сект становятся молодые люди. Тенденция “помолодения” религиозности в целом характерна для нашей страны. Социологи отмечают резкий всплеск интереса к вопросам религии среди поколения, родившегося после 1980 года. Это можно объяснить тем, что юность данного поколения пришлась на годы “дикого рынка”, поставившего молодого человека перед решением сложных моральных проблем.

Республика Беларусь несмотря на значительную религиозность является в значительной степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.

 


 

Мировоззренческий компонент

Мировоззрение – это предельно обобщённая, упорядоченная система взглядов на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы и оценки материальных и духовных ценностей. Мировоззрение – это своего рода картограмма мира и места в нём человека.

Разобраться в мировоззренческих концепциях и ценностях без серьёзной философской, социологической подготовки сложно. Первое, что надо делать в этом случае, определить, к какому типу мировоззрения принадлежит человек (если, конечно, у него есть какое-то более-менее определённое мировоззрение). В современном мире наиболее распространены такие типы мировоззрения: социалистическое (коммунистическое); социал-демократическое (правая ветвь социализма); консервативное, либеральное; в меньшей мере националистическое, анархическое.

Основу мировоззрения составляют отношение человека к миру - природному и социальному, понимание им своего места и позиции в этом мире. В систему мировоззрения входят знания и представления о природе, космосе, о возникновении жизни, о природной сущности человека, а также социологические, политические, эстетические и этические знания и взгляды людей, касающиеся представления об обществе и его отдельных компонентах.

Без новых идей невозможно появление новых социальных отношений и приоритетных ценностей. Цепочка же мировоззренческого становления человека включает в себя знания-ценности (скажем, гуманизм, патриотизм, честь, достоинство) – убеждения – воля к действию. Это и обуславливает ориентацию человека в мире и его гражданскую позицию.

В каком состоянии мировоззрение белорусского народа в настоящее время? Очень разнообразное.

Следует заметить, даже в советские времена, когда господствовала социалистическая идеология и социалистическое мировоззрение, были, сохранялись анклавы иных мировоззрений: консерватизма (от лат. слова консерво – сохраняю). Это белорусская памяркоўнасць, приверженность к старым традициям, обычаям. Либерализм (от лат. слова либералис – свободный. Это диссидентство, инакомыслие. Религиозность (иллюзорная вера в спасение всевышним божеством).

Сейчас наше общество переживает переходный (в глубоком смысле слова – переломный) период. В наш повседневный обиход, общение входят такие понятия, как рыночная экономика, правовое, социально-ориентированное государство, гражданское общество, плюрализм идеологий, мнений, многопартийность и т.д.

Короче, система мировоззренческих ценностей подвергается переоценке. С одной стороны, возникают новые демократические модели мировосприятия. С другой стороны, пока ещё сохраняются мировоззренческие стереотипы прошлых времён. Парадоксы и разочарования в новых идеалах и ценностях сочетаются с желанием отказаться от модели «жить по-старому нельзя».

Сегодня можно говорить о наличии в белорусском обществе нескольких типов политического сознания и мировоззрения.

ПЕРВЫЙ ТИП – люди традиционных ориентаций, сохраняющие в своих представлениях прежний, дорыночный тип поведения. Причины: сила привычки, традиций; реформы пока не принесли желаемого результата; более того, в большинстве стран за годы реформ, перехода к рыночной экономике произошло падение жизненного уровня, возросли риск для жизни, социально-бытовая неустроенность, иммиграция, безработица.

ВТОРОЙ ТИП политического сознания и мировоззрения – люди, ориентированные на индивидуальную свободу и предпринимательство, рыночные и демократические ценности. Примерно 40% опрошенных граждан РБ. Это в основном предприниматели, служащие, студенты, представители нового поколения властной элиты.

ТРЕТИЙ ТИП политического сознания и мировоззрения – люди, находящиеся в противоречивом положении по отношению к происходящим переменам (что-то воспринимается, что-то отвергается). По данным социологов 30% населения РБ ориентировано на социалистическую идеологию, 45% - на социал-демократическую идеологию, 25% - на либеральные идеи.

ЧЕТВЁРТЫЙ ТИП политического сознания и мировоззрения – люди, политическое сознание и поведение которых совпадает с национально-патриотическими ориентациями (интерес к национальным корням, национальной истории, самобытность белорусов).

ПЯТЫЙ ТИП политического сознания и мировоззрения людей - радикализм. Радикальные партии и движения, зачёркивание прошлого, полное отрицание социалистических идей, криминал, бунт, абсентеизм, наркотики, мистика, алкоголизм и т.д. Белорусские социологи отмечают, что в целом потенциал радикальных настроений в нашем обществе невысок. Экстремизм не имеет широкого распространения в Беларуси. Большинство белорусов не ориентируется на активные формы протестных действий (участие в забастовках – 2%, вооружённая борьба – 1%, миграция – меньше 3%).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.