Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества.






Термин цивилизации известен еще со времен античности, но в качестве термина вошло в словоупотребление и научное обращение в 18 веке. Дилемма: одна человеческая цивилизация или их несколько. Однозначной трактовки этого термина в литературе не существует. В большинстве словарей термин “цивилизация” интерпретируется как синоним культуры. В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле – только материальную культуру. Цивилизация возникла на определенной ступени развития общества. Цивилизация - определенная ступень развития общества, а под культурой Вебер понимает качественную сторону жизни. Этнографическая концепция в том, что у каждого народа своя цивилизация (Т. Жуффруа).

Цивилизация – то этап, который связан с разделением труда, обменом товарным производством, усложнением социальной структуры общества и взаимоотношений между социальными субъектами, индивидами и классами. Под цивилизацией следует понимать, с одной стороны, уровень развития культуры и общества в целом, а с другой стороны – способ освоения культурных ценностей, который определяет специфику общественной жизни.

Уровень развития материального производства, техники, технологии, самого человека является тем фундаментом, без которого невозможна жизнедеятельность людей. Это объективная основа цивилизации, без которой она вообще не существует.

Три подхода к пониманию цивилизации:

- унитарный (на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс экуменической цивилизации).

- стадиальный (это устная, письменная, книжная, экранная, космогенная, техногенная, антропогенная цивилизации)

- техногенный (делится на: доиндустриальная (аграрная), индустриальная (промышленная), постиндустриальная (информационная) цивилизации)

Некоторые философы считают, что предельным уровнем типизации исторического процесса является мировая цивилизация, которая будет включать в себя всю совокупность общечеловеческих достижений. В истории философии в рамках выработки подходов к анализу цивилизации предпринимались попытки определить содержание этого понятия и прояснить его соотношение с культурой. Поэтому если цивилизация употребляется для обозначения определенной ступени развития общества, под понятием культуры А. Вебер имеет в виду качественную сторону цивилизации.

Можно выделить два типа развития, характеризующих многообразие цивилизаций, пришедших на смену первобытному состянию: традиционалистический и техногенный. Традианалистический тип (Древний Египет, Вавилон, Древняя Индия, Китай). Этот тип предшествовал техногенному, который возник в европейском регион в 14-16 в. В современную эпоху техногенный тип развился почти во всех регионах планеты (Китай, Ю.Корея, Япония). Термин «техн. цивилиз» выражает сущностную характеристику этих обществ, поскольку в их развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий, причем не только производственных технологий, обеспечивающих экономический рост, но и технлогий социального управления и социальных коммуникаций. Становлению техногенной цивилизации предшествовали две важных мутации традиционных культур. Это–культура античного полиса и культура европейского христианского средневековья. Ренессанс, эпоха реформации и Просвещения сформировали ядро системы ценностей, на которых основана техногенная цивилизация. Традиционные культуры никогда не ставили целью преобразование мира, обеспечение власти человека над природой. В техногенных цивилизаиях такое понимание доминирует, распространияясь не только на природные, но и на социальные объекты, которые становятся предметами социальных технологий.

Техногенному типу развития предшествовал традиционалистический. В современную эпоху он реализуется во всех регионах планеты. Современные Япония, Китай, Южная Корея, США, страны Западной и Восточной Европы принадлежат к техногенной цивилизации. Термин “техногенная цивилизация ” выражает сущностную характеристику этих обществ, поскольку в их развитии решающую роль играет постоянный поиск и применение новых технологий (как производственных, так и социального управления). Техногенные общества, возникнув, сразу же начали оказывать влияние на традиционное общество. Динамизм техногенной цивилизации контрастирует с консервативностью традиционных обществ, где виды деятельности, их средства и цели меняются очень медленно, иногда воспроизводясь на протяжении веков.

В системе базисных ценностей техногенной цивилизации долгое время господствовало понимание природы как неорганического мира, который представляет собой особое закономерно упорядоченное поле объектов, выступающее материалами и ресурсами для человеческой деятельности. Из плюсов выделим то, что техногенная цивилизация дала человечеству множество достижений, из минусов – глобальные кризисы (экологический, антропологический и др.).

Постиндустриальное общество в контексте “информационной революции” характеризует понятие информационное общество. Этот термин предложен японским теоретиком К. Коямой. Суть концепции информационного общества сводилась к тому, что к традиционному для теории постиндустриализма делению экономики на первичный, вторичный и третичный сектора был добавлен еще один – информационный сектор, который и является системообразующим для информационного общества. Информация – ключевой фактор производства, превосходящий по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. Информационные технологии приводят к качественным переменам. При этом отличительной характеристикой информационного общества становится изменение характера межличностных отношений, которые оказываются все менее устойчивыми. Из трех типов связей: длительные (родственные), среднесрочные (дружеские), кратковременные контакты, доминирующее положение получают именно последние. Кроме того, в политической сфере прогнозируется ослабление роли национального государства, решительная децентрализация структур управления, распад иерархических структур управления, усиление роли этнических, религиозных и др. меньшинств. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Происходит децентрализация и деурбанизация производства. На смену массовому производству приходит гибкое, мелкосерийное производство продукции, требующей высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Формируется также новая культура потребления–установка на приобретение «вещей одноразового использования», укоренное обновление товаров, традиционно считавшихся «товарами длительного пользования».

Вывод: Из проведенного анализа следует, что цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет собой такой аспект человеческой деятельности, который обеспечивает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.

Предельным уровнем типизации исторического процесса является мировая цивилизация. Это понятие включает в себя всю совокупность общечеловеческих достижений и ценностей, затрагивающих интересы всего человечества, безотносительно к их формационным, расовым, национальным, классовым и иным различиям.

 

 

30. Культурно-цивизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси

Ценности белорусов не являются результатом узконационального развития. Дело в том, что многие ценностные системы пересекаются, совпадая между собой какими-то сегментами, скажем, национальные и конфессиональные, национальные и экономические, национальные и цивилизационные. Это является одним из условий налаживания диалога и даже полилога культур. Через православие Беларусь воспринимала лучшие достижения русской и византийской культур, а через католицизм осваивала опыт, накопленный польской и западноевропейской культурами. Далеко не случайно появление сходных космических мотивов в творчестве белорусских и русских мыслителей.(Я.Купала)

Специфика белорусской истории такова, что здесь веками бок о бок жили наряду с коренным населением русские, поляки, украинцы, литовцы, евреи. Особенно характерно это для приграничных районов. Межэтнические контакты, таким образом, были важнейшим каналом культурного и межцивилизационного взаимодействия. Следует сказать, что процесс освоения культурно-цивилизационных моделей соседних народов не обходился для нас без определенных потерь, связанных с утратой отдельных элементов собственной национальной культуры. Так, после заключения Люблинской унии (1569) часть белорусской шляхты перешла на польский язык и приняла католический обряд.

Существенным фактором формирования системы жизненных смыслов белорусов явилась их уникальная природно-географическая среда. Компактное проживание в бассейнах Днепра, Западной Двины, Немана, Буга и Припяти стало естественным условием консолидации народа. Открытость пространств по всем направлениям создавала возможность для интенсивного взаимодействия с соседними народами.

Специфические природные факторы весьма способствовали формированию таких типологических черт белорусского народа, как способность к упорному труду, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, терпимость, благоговейное отношение к природе и святость семейных отношений.

Вместе с тем отсутствие естественных преград на границах Беларуси облегчало вторжение в ее земли извне. Не случайно Беларусь изведала множество войн, унесших лучших ее сыновей и дочерей и серьезно подорвавших генофонд. Может быть, этим объясняются знаменитая толерантность белорусов, их осторожность и нежелание принимать радикальные решения.

С помощью традиций осуществляется трансляция ценностей, обеспечивается связь различных поколений. Разрыв традиций чреват большими общественными потрясениями. Драматические события октября 1917 года в России и последовавшая затем гражданская война — результат неожиданно резкого поворота истории, когда новая власть отказалась от многовекового опыта развития общества и нарушила привычный уклад жизни.

Совокупность актуальных ценностей, воплощенных в системе материального производства, организации власти, способах обучения и воспитания, нравственных нормах и т. п., образует духовно-смысловой каркас определенной цивилизации. Актуальные ценности являются показателем уровня развития общества.

Сохранение оправдавших себя традиций означает, что в обществе имеются общезначимые смыслы и признанные ориентиры. Это служит основой его духовного единства. Такие смыслы и неразрывно связанные с ними ценности образуют фундаментальные основания культуры. Важнейшие функции традиций состоят, во-первых, в проявлении смысла и социальной значимости феноменов культуры и, во-вторых, в ценностной ориентации на их воспроизводство. Таким образом, традиции выполняют роль своеобразных социальных эстафет, проносящих сквозь время жизненно важные общественные явления -представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о социальной значимости разных форм хозяйственной деятельности, способов коммуникации и управления социальными процессами.

В нынешних условиях ценностной конфронтации для нас чрезвычайно важно бережное отношение к тем традициям, которые еще сохранились, и возрождение тех, реставрация которых еще возможна. Богатый опыт постижения и художественно-философского осмысления национальных традиций накоплен в отечественной литературе, которая создавалась на трех языках — белорусском, польском и русском. В творчестве А. Мицкевича, Я. Борщевского, В. Дунина-Марцинкевича выделяется несколько основополагающих факторов, сформировавших культуру нашего народа, — уникальная история, особая жизненная среда, характер труда и отдыха и собственные нормы морали. Обращаясь к прошлому, эти писатели обычно затрагивают судьбоносные для белорусского народа моменты: возникновение ВКЛ, борьба с Тевтонским орденом, отражение шведского нашествия, строительство городов и храмов, верования и убеждения людей. Особое внимание они уделяют художественно-образному воспроизведению процесса становления и формирования цивилизационных основ жизнеустройства общества: утверждению элементов государственности, организации экономики, регуляции бытовых отношений и т. п. В отличие от восторжествовавшей на Западе сугубо техногенной парадигмы истории, склоняющейся к философеме прямолинейного прогресса, в произведениях белорусских авторов подчеркивается гуманистическая составляющая истории, ее тесная связь с отдельными человеческими судьбами, вследствие чего история приобретает противоречивый, неоднозначный, а порой даже трагический характер.Писатели отмечали чрезвычайно большое значение традиций для формирования и сохранения национальной культуры.

31. Понятие науки. Наука как деятельность, соц. институт и система знания.

Наука как социокультурное явление окончательно сложилась в первой трети 19 в. в Европе, хотя процесс этот начался в Новое время. Наука – это сфера человеч. деятельности, направленная на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, духовной и социальной реальности. В данном определении отражены 2 важнейшие характеристики науки – наука как специфический вид познавательной деятельности и как е результат. Кроме этого, понятие науки включает след. аспекты: наука как специфическая деятельность, как система знания, как социальный институт, как производительная сила, как форма общественного сознания.

Цель науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, которые представляют собой предмет науки. Задача науки – открытие, познание законов. Предмет – часть объекта, на которую направлено познание. Объект – вся реальность, которая включена в изучение науки.

Признаки науки: выделенный предмет познания, истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, особый профессионально-специальный язык, наличие методологии; ориентированность на расширение знания (приращение нового знания, выходящего за пределы имеющегося).

Наука как система знаний – совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Включает эмпирический (научный факт, зависимости, эмпирические обобщения, данные наблюдений), теоретический (понятия, категории, принципы, законы, гипотезы, теории) и метатеоретический (научная картина мира, идеалы и нормы науч. исследования, философ. основания науки) уровни.

Наука как специфическая деятельность – система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальност. Выделяют 2 основных типа науч. исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные – это исследования, ориентированные на приращение предметного знания, фиксируемого в форме законов. 2 типа фунд. исследований: 1 – выявление основных фунд. законов в развитии и познании действительности; понять как устроена исследуемая реальность. 2 – вывить как фунд. знания могут применяться для решения прикладных разработок. Прикладные – это исследования, ориентированные на приращение знания, используемого для решения конкретных практических задач. Наука как специф. деятельность направлена на выявление сущностных характеристик реальности, формирование непротиворечивого знания об объективной картине мира, прогнозирование состояния объектов и процессов на основе выявленных законов, разработка спец. средств познавательной действительности, разделение труда в науке (создание системы науч. учреждений); получение, хранение и распространение науч. информации.

Наука как соц. институт – это система науч. учреждений, объединяющих сообщество занятых научной деятельностью людей. Как соц. институт наука сформировалась в Новое время. Социальные функции, выполняемые наукой: 1. культурно-мировоззренческие – создание науч. картины мира; 2. функции науки как непосредственной производительной силы или индустриально-производственная - создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких прикладные исследования и разработок, создание сетей научно-технической информации; 3. соц. управления и рационализация соц. отношений; 4. функция генерации и воспроизводства науч. знания и трансляция соц. опыта. 3, 4 - наука оказывает комплексное воздействие на общественную жизнь, интенсивно затрагивая технико-экономическое развитие, социальное управление и те социальные институты, которые участвуют в формировании мировоззрения. Проблемы современной науки как соц. института: разработка эффективных систем, ценностно-нравственной регуляции науч. деятельности; исследование этических и социокультурных аспектов науки. Этапы в развитии науки как соц. института: 1. древний мир – происходит сакрализация знания, это протоэтап соц. института: Др.Египет – создание «дома жизни», Др.Греция – институализация проявилась в деятельности софистов (оплата за философию, риторику). Эпоха эллинизма – появились библиотеки и мусейон (музей и храм одновременно); 2. развитие христианства: развитие на Востоке центров науч. знания; 3. 9-12 в. - возвращение науки на Запад: появились первые университеты; 4. 16в. первые академии наук в Риме, Лондоне; 5. 18 в. появл. энциклопедия под редакцией Дидро, Даламбери; 6. сер. 19 в. – первые научно-исследовательские лаборатории; 7. нач. 20 в. – закрепляется статус науки как части госуд. политики; 8. сер. 20 в. – наука превращается в сферу массового производства знаний, процесс интернационализации знания, появл. понятие незримого колледжа.

 

32. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки

Рефлексия – обращение назад. Существует два уровня рефлексии: научный и философский. Научная рефлексия предполагает знание основ любой науки. Философская рефлексия – рассуждение о началах бытия.

Формы рефлексивного осмысления: теория познания, методология и логика науки. Главными вопросами являются: как познавать, в какой последовательности и с помощью каких средств, чтобы процесс познания соответствовал объекту и давал истинное знание.

Теория познания, гносеология, или по-другому эпистемология – это раздел философии, в котором предметом исследования является процесс познания в его целостности, а не просто в отдельных формах. Рассматривается сущность познавательного процесса, его общий механизм, его возможности, предпосылки, условия, всеобщие основания и социально-культурные детерминанты. Важная проблема познания – соотношения знания и реальности и проблема достижения истины. Анализируется соотношение эмпирического и теоретического, знания и веры, иррационального и рационального.

Предмет гносеологии:

· анализ всеобщих предпосылок сознания, его сущности и возможности

· анализ форм познания

· анализ путей познания

· анализ отношения знания к реальности

· анализ условий истинности знания

· анализ соотношения объекта и субъекта познания

· анализ критериев познавательной деятельности: строгости, систематичности, последовательности

· анализ средств и мотивов познания.

Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности.

Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики познавательной деятельности человека: мотивацию, направленность, главные механизмы реализации качества ожидаемого результата, а также совокупность проблем, исследование которых дает возможность постоянно уточнять общее представление регулирования процесса познания. Основные понятия – субъект и объект познания, познавательное отношение, познавательная деятельность.

 

Методология науки. Это ядро философии науки. В узком смысле – это учение о методах научного познания. Методология происходит от двух греческих слов: методос – путь исследования или познания и логос – слово, учение.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология научного познания – это рефлексивная система, отражающая структурную динамику научного знания и рациональные обоснования оптимальных путей приращения знаний. Существуют три основные вида методологии познания:

1. Конкретно научная методология. Она представляет собой форму осмысления рациональных вариантов организации познавательных действий в конкретной области исследования. Такая методология включает сведения об исследуемой проблеме, об используемых методах и формах выражения знаний, о способах их систематизации, обоснования.

2. Общенаучная методология. Также рефлексивная система. Этот уровень изучает особенности системного, структурного, синергетического подхода, качественного и количественного подходов.

3. Философская методология – система принципов, основанных на знаниях о сущности, самых важных путях, возможностях и всеобщих предпосылках познания. К философской методологии относятся принципы, определяющие общую ориентацию познавательной деятельности, направленные на выявление сущности исследуемых явлений.

Логика науки. Существует представление о двух уровнях логики науки: 1. логические средства получения знаний: обоснования, доказательства

2. анализ самих средств получения знаний.

Логика – дисциплина, которая применяет понятия современных форм к системному анализу знаний. Термин науки употребляется для объяснения законов науки. Если логика понимается как учение о психологических и методологических предпосылках научных открытий, то и называется логикой научных открытий.

Логика науки начала формироваться в середине 19 в. и окончательно оформилась в первой четверти 20 в. Определенный вклад в развитие диалектической логики внес Гегель. Центральное место в его логике принадлежит понятию противоречие. Другие представители – Рассел, Франс.

Связь между диалектической и формальной логикой: они взаимодополняют друг друга, существенной разницы не существует. Задачи формальной логики – изучение способов рассуждений, ведущих от истинных посылок к истинным заключениям. Переход от формальной к диалектической логики – переход от менее глубокого уровня познания к более глубокому. Диалектическая логика изучает всю систему категорий в гносеологии, изучает принципы, процедуры познания, принцип всесторонности, принцип связи. Предметы логического анализа:

1. исследование специфики различных логических выводов (по индукции, дедукции, абдукции)

2. выявление закономерностей конструирования искусственных языков логики

3. определение смыслов эмпирического и теоретического терминов

4. анализ перевода языка термина на язык наблюдения

5. разработка логических критериев истинности научного знания

Формальная логика подчинена принципам диалектики, а диалектическая логика учитывает, использует и подчиняется принципам формальной логики. Обе они используют нормативные требования, согласно которым строится любое научное рассуждение. Главная их задача – достижение достоверного знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.