Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация сбыта с/х продукции в зарубежных странах.






Система сбыта с/х продукции и вырабатываемых из нее потребительских товаров, прежде всего продовольственных, в странах Союза включает следующие стадии или подсистемы:

оптовые поставки с/х сырья с ферм промежуточным потребителям (пр-иям перерабатывающей промышленности, торговым компаниям или оптовикам-посредникам);

оптовый сбыт продовольственных товаров или с/х продуктов, потребляемых в свежем виде, в розничную сеть;

розничная продажа готовых продуктов конечным потребителям; общественное питание.

Каждая из этих подсистем характеризуется значительным разнообразием организационно-технологических форм. При организации оптового сбыта основное внимание уделяется следующим формам сбыта с/х сырья и продовольствия:

контрактация сырья и свежих продуктов у фермеров промышленными и торговыми компаниями;

сбыт продукции на оптовых рынках и аукционах либо поставка этой продукции на перерабатывающие пр-ия и в магазины без предварительного заключения контрактов;

реализация продукции через посредство сбытовых фермерских кооперативов;

поставка крупных партий продукции в рамках межотраслевых соглашений, где поставщиками могут быть кооперативы, с/х компании, объединения и другие формы ассоциированного предпринимательства;

биржевая торговля, в том числе по срочным сделкам при отсутствии реального товара (эта форма связывает только крупных контрагентов);

продажа с/х продукции непосредственно на ферме посредникам-оптовикам либо агентам перерабатывающих или торговых предприятий;

продажа продукции или сдача ее в залог государственным учреждениям, а также сбыт закупленной ими продукции.

Контрактация. В системе интеграции сельского хозяйства с перерабатывающими пр-иями и торговлей в странах ЕС особое развитие получила контрактация. Она предусматривает заключение договора между фермерами и пр-иями-интеграторами (пищевые, комбикормовые, торговые организации) на производство и сбыт определенных видов продукции. Контрактация охватывает прежде всего сбыт тех продуктов сельского хозяйства, спрос на которые относительно стабильный. Кроме того, она распространяется на продукты, требующие быстрого использования и реализации. Контрактная система редко охватывает производство и сбыт с/х продуктов разностороннего назначения.

Контракт обычно заключается на поставку одного вида с/х продукции, причем большинство контрактов предусматривают определенные стандарты качества продукции. В связи с этим в контракте, как правило, оговариваются расценки за продукцию данного качества. Стороны оговаривают сроки действия контракта, а также условия осуществления финансового контроля интегратора за деятельностью фермера. Зачастую в контракте устанавливаются квоты или объемы поставок, оговариваются условия снабжения фермерского хозяйства средствами производства, обеспечения его кредитом. Иногда контракт предусматривает поставки всего количества данного вида продукции только фирме, участвующей в контракте.

В некоторых странах (например, Великобритании) получил распространение контракт, учитывающий проблему риска производства и сбыта. Такие договоры основаны на совместной ответственности за риск с/х производства вплоть до продажи переработанного с/х продукта.

Контракты, заключаемые с фермерскими хозяйствами, можно подразделить на несколько типов по ряду признаков:

по количеству участвующих в контрактации предприятий ил и ферм - на двусторонние и многосторонние (или трехсторонние);

по комплексности охвата условий сбыта и производства - на простые и сложные;

-по продолжительности действия - на сезонные, годовые и более долгосрочные;

- по форме вознаграждения фермеров за поставляемую продукцию -на контракты с заработной платой; с фиксированной ценой; с подвижной ценой; «финансовые»; «подрядные» или арендные и т.д.

Двусторонние контракты заключаются между фермером и одной компанией (например, комбикормовой или мясоперерабатывающей), или между фермерами и сбытовым фермерским кооперативом, либо между кооперативом или объединением производителей и компаний (в Германии, Франции, Великобритании, Италии). Как правило, такие контракты просты по своим условиям и предусматривают поставку с/х продукции промышленной фирме (кооперативу), снабжающей в свою очередь с/х пр-ия удобрениями, семенами, кормами.

В трехсторонних контрактах наряду с сельскохозяйственными пр-иями участвуют как фирмы, предоставляющие им средства производства, так и перерабатывающие компании.

Разница между простыми и сложными контрактами состоит в следующем. Простые контракты обычно содержат одно - два условия, касающиеся, например, продажи выращенного скота фирме-интегратору или поставки кормов сельскохозяйственному предприятию этой фирмой. В них нет регламентации производства или упоминания об оказании производственных услуг фирмой-интегратором, бухгалтерского надзора за деятельностью фермера.

Сложные контракты включают ряд условий по регламентации производственной технологии, контролю за ее соблюдением, оказанию услуг и т.д. Нередко в контрактах на поставку растениеводческой продукции предусматривается оказание производственных услуг: фирмы-интеграторы берут на себя выполнение некоторых полевых работ, включая уборку урожая (например, в производстве зеленого горошка, фасоли, томатов). В животноводстве фирмы-интеграторы производят дезинфекцию помещений, вывоз откормленного молодняка, обеспечивают ветеринарное обслуживание.

Срок действия сезонных контрактов определяется обычно продолжительностью каждого производственного цикла. Так, контракты в растениеводстве заключаются на сезон сбора урожая, контракты на откорм и реализацию свиней - на 4-6 месяцев, крупного рогатого скота - на 6-12 месяцев, бройлеров - на 2-3 месяца. По этим видам животноводческой продукции практикуются также годичные и более длительные контракты. Годичные и более долгосрочные (чаще всего двухгодичные) контракты заключаются обычно и на поставку молока и яиц.

Из всех категорий контрактов, выделенных по форме вознаграждения фермеров, наиболее распространены контракты с фиксированной ценой и с заработной платой.

Контракты с фиксированной ценой - это обычно сложные контракты с жестко установленной, неизменной в течение всего срока действия контракта ценой за единицу продукции базисного качества, определяемого в момент заключения контракта. Во многих случаях такие контракты предусматривают надбавки (скидки) к фиксированной цене за более высокое (низкое) качество в сравнении с базисным (например, за упитанность скота или процент сахара в свекле). Контракты с фиксированной ценой преобладают в Нидерландах, Франции и некоторых других странах.

Контракты с заработной платой применяются в основном в отраслях животноводства. Их особенность состоит в том, что «заработная плата» является ничем иным, как выплатами фермеру вознаграждения предприятием-интегратором за контрактную голову скота по утвержденным в контракте расценкам. При данном виде контракта предприятие - интегратор финансирует весь производственный процесс, обеспечивая фермера (предоставляющего со своей стороны только помещения) кормами, молодняком, ветеринарными препаратами, оборудованием, электроэнергией.

Довольно часто используются финансовые контракты с подвижной ценой. Суть данного контракта заключается в том, что установленные при заключении контракта расценки периодически изменяются в соответствии со складывающимися рыночными ценами на данный вид продукции.

В странах ЕС нашли распространение «подрядные» или «арендные» контракты. Особенностью данных контрактов является то, что откормочное или молочное стадо не является собственностью фермера. Предприятие - интегратор сдает поголовье скота в аренду или на подряд, оплачивая труд фермера по утвержденным расценкам.

Опыт этих стран показывает, что контрактная система сбыта с/х продукции способствует повышению эффективности с/х производства, стимулирует рост производительности труда и снижение издержек. Она выступает средством концентрации мелкотоварного производства в аграрном секторе, дает возможность организовать производство по единому плану, с общими требованиями к их качеству и стандартам, способствует дальнейшей механизации производственных процессов в с/х, внедрению в практику достижений науки и техники, более совершенных форм организации труда.

Кооперативный сбыт. В большинстве западноевропейских стран, а также в США, Японии и др. с/х кооперативы объединяют значительную часть фермеров: от почти полного охвата (Дания, Ирландия) до 80% (ФРГ, Франция).

Фермеры обычно являются одновременно членами двух-трех, а то и более различных кооперативов: сбытовых, снабженческих, потребительских и т.п. Сбытовые кооперативы создаются для защиты интересов фермеров в сфере сбыта. Другим импульсом для развития сбытовых кооперативов является постоянное превышение объемов производства над уровнем потребления. Сбытовая и сбыто-перерабатывающая кооперация имеет многоступенчатую отраслевую структуру, в рамках которой продукция проходит путь от фермы до оптовой или розничной торговли. Фермеры одной местности или района объединены в один или несколько первичных кооперативов. Первичные кооперативы одного профиля образуют региональное кооперативное объединение. В свою очередь региональные кооперативы входят в общенациональный союз.

Кооперация позволяет фермерам приобрести реальную экономическую силу на рынке, концентрируя предложения их продукции на рынке. Сбытовая кооперация служит для фермеров рыночным инструментом антимонополистического действия, обеспечивая защиту их интересов, создает альтернативный канал сбыта продукции, в некоторой степени сдерживает падение уровня закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Высокий удельный вес кооперативов в сбыте с/х продукции свидетельствует о том, что они контролируют значительную часть некоторых отраслей пищевой промышленности. По оценкам, в Дании, Нидерландах, Франции кооперативный сектор обеспечивает 45-50% объема продукции пищевой промышленности.

В ряде случаев кооперативы организуют переработку и сбыт специализированной продукции, идущей не только на внутренний, но и на внешний рынки, создавая для этих целей производственно-сбытовые системы. Стабильная, а иногда растущая доля кооперативного сектора в производстве продовольствия свидетельствует, что в конкурентной борьбе кооперативы постоянно совершенствуют производственную базу своих предприятий (например, расширяют сферу применения глубокой переработки с/х сырья на основе безотходных технологий), своевременно реагируют на изменения потребительского спроса и конъюнктуры рынка.

Кооперативный сбытовой сектор создал для себя всю современную инфраструктуру продовольственной сферы, включая механизированное транспортное и складское хозяйство. Вопрос о вступлении в любое объединение каждый кооператив решает исходя из интересов его членов. Решения кооперативных союзов любого уровня не обязательны для входящих в него обществ, они носят рекомендательный характер. Общее собрание первичного кооператива может принять к исполнению или отвергнуть (если это не отвечает интересам членов) решение кооперативного союза. Тем самым исключается деление кооперативов на выше или нижестоящие, обеспечивается ориентация кооперативной системы на удовлетворение интересов первичного звена, т.е. в конечном счете фермеров. Такой подход обеспечивается также тем, что руководящие органы кооперативных объединений формируются первичными кооперативами и осуществляют свою деятельность в значительной мере под их контролем. В свою очередь руководство первичных кооперативов контролируется их членами.

Национальные кооперативные союзы чаще всего выполняют функции представительства кооперативного движения как в стране, так и за рубежом, организуют научные исследования, публикуют информационные материалы. Они имеют весьма ограниченные возможности воздействия на хозяйственную деятельность первичных кооперативных орг-ий, обладающих всей полнотой экономической самостоятельности. Вместе с тем возрастает значение кооперативных союзов и объединений в формировании законодательства, регулирующего различные стороны деятельности фермерской кооперации.

Биржевая торговля. В ряде развитых стран важную роль в сбыте с/х сырья играют товарные биржи. В первую очередь это относится к США, Канаде, Германии, Бельгии, и Австралии. Биржевая торговля сельскохозяйственным сырьем охватывает почти все виды животноводческой продукции и значительную часть продукции растениеводства.

Товарная биржа является коммерческим предприятием, регулярно функционирующим рынком товаров, с определенными характеристиками. Биржи бывают двух видов: публичные и частные.

На публичных биржах сделки могут совершать как члены бирж, так и предприниматели, не являющиеся их членами. Деятельность публичных бирж регулируется правительственными законами.

Частные биржи образуются в форме акционерных компаний и закрытых корпораций. Заключать сделки на таких биржах могут только акционеры, являющиеся их членами. Члены биржи обычно не получают дивидендов на вложенные капиталы. Их прибыль образуется за счет вознаграждений, получаемых от клиентов за совершаемые для них сделки, т.е. члены биржи выступают в роли брокеров.

По форме совершаемых операций вся биржевая торговля делится на две категории: с наличным (реальным) товаром и с поставкой товара в будущем, или так называемые срочные сделки (фьючерсные).

Реальные сделки связаны с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара. При таких сделках поставка товара выполняется в срок не позже двух недель с момента совершения сделки. На реальный (наличный товар) на биржах совершается от 5 до 10% сделок и 90-95% срочных (фьючерсных) сделок. Фьючерсные (срочная) сделки не предусматривают обязательной продажи реального товара. Они чаще связаны с продажей контрактов на право продажи или покупки. Примерно 4/5 фьючерсных сделок носит спекулятивный характер, выражающийся в многократной перепродаже контрактов в процессе биржевой игры, одна пятая - страховой (хеджирование) характер. Сущность хеджирования состоит в том, что фирма совершив срочную сделку на продажу реального товара, одновременно покупает на бирже фьючерсный контракт на тот же срок и то же количество такого же товара. Хеджевые фьючерсные сделки имеют целью не куплю -продажу товара как такового, а страхование покупателя или продавца от потерь, вызываемых изменением цен.

В условиях рыночных отношений неотъемлемым элементом торговых сделок является спекуляция. На товарных биржах она по своей сути мало отличается от спекуляции ценными бумагами на фондовой бирже и представляет собой перепродажу фьючерсных контрактов, не связанных с поставкой реального товара и не выполняющую функцию хеджирования. Целью спекулятивной сделки па бирже, в том числе и с сельскохозяйственными товарами, является получение прибыли на разнице в котировках (котировка - установление курсов ценных бумаг на фондовой бирже) при покупке и продаже фьючерсного контракта. Многие считают, что без спекуляции вообще невозможно существование капиталистического рынка.

Как свидетельствует статистика ЕС, роль биржи в оптовой торговле на продовольственном рынке возрастает, хотя значение с/х товаров в деятельности срочных бирж падает. Доля с/х товаров в общем количестве сделок снизилась за последние десятилетия с 80 до 40%. Торговлей на срочных биржах занимается весьма ограниченный круг биржевых агентов и посредников - брокеров. Они допускаются на биржу только после регистрации в специальном правительственном органе по надзору за деятельностью бирж.

Оптовые рынки и аукционы. В оптовой торговле товары приобретаются большей частью у непосредственных производителей, в розничной - у посредников или у оптовых торговцев.

Несмотря на быстрое развитие контрактации и кооперативного сбыта важную роль в оптовой торговле играют оптовые рынки и аукционы. Например, во Франции на оптовых рынках сбывается 45% овощей и фруктов, более 50% яиц, 50% поголовья крупного рогатого скота, 3/4 овец, 1/5 свиней. В ФРГ, фермеры продают оптовикам около 1/2 зерна, свыше 60% овощей, фруктов и скота, почти весь картофель и 50% яиц. В США оптовики закупают у фермеров большую часть реализуемого скота, шерсти, табака, масличного сырья, хлопка, овощей и фруктов.

Оптовая торговля не только остается крупным источником снабжения розничной сети и общественного питания крупных городов, но зачастую сохраняет свое значение и как форма реализации с/х сырья. Не менее значительна ее роль в ценообразовании. Именно здесь складываются внутренние рыночные цены на овощи, фрукты и картофель, скот и мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Цены оптовых рынков служат ориентиром для всех других каналов сбыта животноводческой продукции, и в частности, для установления контрактных расценок, а также поддерживаемых государством гарантированных цен.

Оптовые рынки бывают специализированные и универсальные. Универсальные оптовые рынки представляют собой смешанные государственно-частные пр-ия. Это крупные рынки по объему и разнообразию с/х продукции. Специализированные рынки торгуют преимущественно продукцией одной категории. Широко распространена и другая категория оптовых рынков - аукционы, на которых произведенное на фермах сельскохозяйственное сырье (главным образом, живой скот, а также овощи, фрукты, цветы и пр.) продается пр-иям перерабатывающей промышленности и розничной торговли.

Аукционная продажа имеет существенные преимущества для продавца и покупателя. Продавец быстро сбывает большое количество товара, не прибегая к продаже в кредит. Покупатель приобретает товар из первых рук, как правило, по умеренным ценам. Цены на аукционах устанавливаются конкуренцией покупателей.

Основными поставщиками на оптовых рынках выступают частные оптовики, фермерские кооперативы и объединения производителей, реке - отдельные крупные фермеры, компании пищевой промышленности. Среди покупателей - как крупные оптовые компании, так и более мелкие оптовики, которые закупают сельскохозяйственное сырье у фермеров и кооперативов, перепродают его пр-иям пищевой промышленности, или если это с/х продукты, потребляемые в свежем виде (овощи, фрукты, яйца), фирмам розничной торговли. Этим же фирмам компании - оптовики перепродают готовые продовольственные продукты, закупаемые у пищевых компаний - изготовителей.

Розничная торговля. На розничном рынке конечному потребителю сбываются произведенные продовольственные товары, а также сырые с/х продукты, потребляемые в свежем виде, без промышленной переработки (свежие фрукты, овощи, картофель, яйца, цельное молоко). К пр-иям розничной торговли в экономическом смысле относится и сеть общественного питания. К собственно розничной торговле относятся всевозможные магазины, розничные рынки и развозная (разносная) торговля. В развитых странах свыше 1/3 розничного товарооборота в торговле продуктами питания сосредоточено в крупных торговых фирмах, компаниях, супермаркетах и потребительских кооперативах. Остальное приходится на мелких лавочников.

Наряду с укреплением позиций частномонополистического капитала в розничной торговле продовольствием возрастает значение потребительской кооперации, т.е. своего рода кооперативов - владельцев мелких магазинов и лавок. Такие объединения создают собственные оптово-закупочные пр-ия либо вступают в соглашения с монополистическими центрами. Основными стратегическими направлениями в розничной торговле продовольствием являются: концентрация, распространение самообслуживания, создание собственной подсобной промышленно-производственной базы, холодильно-морозильного, складского и транспортного хозяйства.

Особенности производства, переработки и использования с/х продукции определяют и пути ее сбыта. Характеризуем важнейшие продуктовые рынки.

Зерно. В странах ЕС сбыт зерна осуществляется на контрактной основе следующим образом: поставка фермерским кооперативам; поставка на элеваторы (частные и коммерческие); поставка в интервенционный фонд.

Важную роль в сбыте зерна фермерами играют кооперативы. Через них реализуется от 20% зерна в Великобритании, до 75% во Франции. Кооперативы регулируют внутренний зерновой рынок, хранят зерно и проводят экспортные операции. Они располагают емкостью для хранения, автомобильным парком, осуществляют ресурсное обеспечение хозяйств, оказание всякого рода услуг и обучение фермеров, поставку торговым фирмам готовой продукции. Важным каналом сбыта зерна являются частные торговые компании, комбикормовые заводы, мельницы. Поставки зерна по этим каналам сбыта составляют около 35% всего объема производства. Доля поставок зерна в интервенционный фонд не велика и составляет не более 10%. Скупка зерна в интервенционный фонд более интенсивно осуществляется в случае снижения рыночных цен на зерно и этим стимулирует их рост. Обычно зерно, находящееся в интервенционном фонде, идет на экспорт. Часть зерна, примерно 1/4, хранится на фермах и реализуется в межфермерском обороте для внутрихозяйственного использования. На фермах хранится зерно, предназначенное главным образом на корм скоту. Считается целесообразным и экономически выгодным иметь внутрихозяйственные хранилища, если производство зерна на ферме составляет свыше 100 т/год. Государственные органы стран ЕС ценовыми регуляторами стимулируют развитие фермерских хранилищ.

Важное значение в торговле зерном в странах ЕЭС имеют зерновые биржи, представляющие специфическую форму оптовых рынков и аукционов. Главная цель зерновых бирж заключается не в том, чтобы сбыть зерно, а в том, чтобы формировать рыночные цены. Именно на зерновых биржах формируется спрос и предложение, и в зависимости от этого устанавливаются рыночные цены.

Сахарная свекла. Особенностью отрасли свеклосахарного производства за рубежом является то, что выращивание и сбыт продукции здесь полностью осуществляется на основании контрактов, заключаемых фермерами и фермерскими кооперативами с сахарными заводами. Контракты заключаются на сезон. Основными реквизитами контрактов являются: объем производства и сбыт свеклы, порядок оплаты корней, порядок их доставки, предоставление услуг.

В целом порядок сбыта сахарной свеклы в странах ЕС определяется системой гос. регулирования и осуществляется по следующей схеме: определение общего объема производства сахара на год (распределение квот по производству среди стран), распределение квот по заводам в каждой стране, заключение контрактов с производителями.

Плодоовощная продукция. В ЕС создана гибкая система сбыта плодоовощной продукции, своевременно реагирующая на изменения спроса потребителей. Это достигается многообразием форм сбыта: от гигантских объединений с оборотом в несколько миллиардов долларов до небольших формирований. Основными каналами сбыта плодоовощной продукции являются: перерабатывающие пр-ия; оптовая торговля; прямые поставки продукции с ферм в розничную торговлю; реализация продукции самими фермерами.

На перерабатывающие пр-ия сбывается около 20% производимой плодоовощной продукции на контрактной основе. Контракт, заключаемый между фермерами и перерабатывающим предприятием позволяет координировать объемы производства с потребностью перерабатывающих предприятий, а также регулирует хозяйственную деятельность фермера.

Оптовую торговлю плодоовощной продукции осуществляют кооперативы и различного рода сбытовые объединения (аукционы, торговые центры), оптовые рынки, торговые фирмы. Через них, например во Франции сбывается до 30% овощей и 42% фруктов, в Нидерландах - 85 и 80%. Фермеры поставляют в кооператив продукцию на основе договора. Договоры заключаются либо на объем производства, либо на возделываемую площадь. В некоторых договорах устанавливается цена закупаемой у фермеров продукции, другие контракты - с открытым назначением цен. Эффективная деятельность кооперативов обеспечивается за счет концентрации производства, развития всей системы маркетинга: хранения, доработки, транспортировки, реализации продукции, информационно-рекламной деятельности.

Торговые центры осуществляют закупку продукции, ее хранение и продажу. Взаимоотношения между производителями и торговыми центрами строятся на основе договора. Они гарантируют сбыт всей поставляемой продукции, снабжают фермеров унифицированной тарой.

Важная роль в сбыте плодоовощной продукции принадлежит оптовым рынкам, которые располагаются в основном вблизи крупных городов. Цены на оптовых рынках являются ориентиром цен на сельскохозяйственную продукцию.

Некоторая часть продукции (до 5%) например поступает от фермера в торговлю или реализуется через фермерские рынки, придорожные лотки и т.д.

Картофель. В системе сбыта картофеля в последние годы в развитых капиталистических странах происходит процесс концентрации торговли. В связи с этим наибольшее значение имеет сбыт картофеля через оптовые рынки. Однако, довольно устойчиво действуют и другие каналы сбыта: реализация на перерабатывающие пр-ия, прямые поставки с ферм в розничную торговлю, т.е. действует примерно тот же механизм, что и при реализации плодоовощной продукции.

Мясо всех видов. В последние десятилетия в сбыте продукции мясного животноводства стран ЕС изменилась приоритетность каналов реализации скота и птицы. Роль рынков, являющихся собственностью муниципалитетов, местных с/х и торговых орг-ий, аукционов значительно сократилось за счет увеличения поставок через сбытовую кооперацию и контрактации.

Продажа скота и птицы на оптовых рынках и аукционах стран Западной Европы значительно снижается. Однако в некоторых странах (Нидерланды, Англия) получили распространение специализированные рынки-аукционы мелкооптовой торговли живым скотом. На них скот у крестьян закупают главным образом мелкие независимые убойные пр-ия. Кроме того, на рынках-аукционах владельцы репродукторных хозяйств продают молодняк фермерам - откормщикам.

Фермерская сбытовая кооперация в странах ЕС по реализации продукции животноводства развивается в направлении не только сбыта скота и птицы, но и увеличения переработки. Кооперативы организуют для своих членов поставки молодняка для выращивания и откорма молочного стада, а также различных средств производства. Они организуют закупку на договорных началах продукции у фермеров, что создает им оптимальные условия сбыта и оптимальные цепы. Сбытовые кооперативы и их объединения имеют широкую сеть боен, холодильников, перерабатывающих предприятий, что позволяет им осуществлять более 40% торговли мясом.

На закупаемую у фермеров продукцию контрактами устанавливаются твердые цены с сезонными надбавками или скидками, тем самым члены кооперативов в меньшей степени испытывают влияние колебания рыночных цен.

Молоко. В большинстве развитых стран и особенно ЕС сбытовая и сбытоперерабатывающая система имеет многоступенчатую структуру, в рамках которой молоко проходит путь от с/х пр-ия до оптовой или розничной торговой сети. Это структура включает: оптовые поставки молока с ферм перерабатывающим пр-иям, торговым компаниям или оптовикам - посредникам; оптовый сбыт молочной продукции в розничную сеть; розничная продажа готовой молочной продукции населению; общественное питание.

Существует несколько типов оптовых предприятий, осуществляющих сбыт молочной продукции. Это - крупные оптовые компании, оптовики, сбытовые фермерские кооперативы. Например, во Франции существенная часть сбываемого молока и молочной продукции проходит через оптовые рынки и аукционы. Здесь формируются внутренние рыночные цены, которые служат ориентиром для всех других каналов сбыта молока и молочной продукции, и, в частности, для установления контрактных расценок, а также поддерживаемых государством гарантированных цен. Более 50% молока перерабатывается и сбывается фермерскими кооперативами. В Великобритании функции сбыта молочной продукции возложены на Совет по маркетингу молока. Совет закупает у фермеров молоко, с ним по контрактам работают пр-ия и фирмы молочной промышленности, он организует оптовый сбыт готовой продукции и занимается розничной продажей молока и молочной продукции. Совет в Великобритании действует под контролем Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия.

Анализ развития системы сбыта с/х продукции и продовольствия в развитых странах позволяет сделать вывод, что она опирается на хорошо отлаженные формы вертикальной интеграции: контрактацию, межотраслевую координацию, комбинированные и прямые поставки через кооперативы, оптовую систему сбыта.

В оптовой торговле сельскохозяйственным сырьем и продовольственными товарами выделяются три значительные явления:

сращивание оптовой и розничной торговли в рамках единых форм или интегрированных объединений;

расширение и модификация биржевых операций с сельскохозяйственными товарами (хеджирование и спекулятивные сделки и др.).

Кроме того, в системе рыночных отношений существенное значение имеет организующая роль государства. Причем, воздействие государства на внутренний рынок носит систематический характер и осуществляется по разным направлениям.

Опыт, накопленный за рубежом, представляет интерес для совершенствования системы сбыта в Беларуси. Исходя из чего можно сделать вывод, что основными направлениями улучшения организации заготовок с/х продукции в условиях перехода республики к рыночной экономике являются: расширение договорных форм реализации с/х продукции на основе контрактации; развитие различных форм агропромышленной интеграции, создание кооперативных форм реализации; использование оптовых рынков, аукционов и бирж; модернизация организационно-технической основы систем сбыта с/х продукции и продовольствия.

Основы такого рынка были заложены в некоторых странах в первые послевоенные годы, когда продовольственное снабжение населения выходило из кризиса. В этих условиях основные функции организации продовольственного снабжения населения вынуждено было брать на себя государство. В ряде стран были введены: рационированное снабжение населения продуктами питания, жесткая регламентация с/х рынка, система твердых закупочных цен, прямых гос. закупок с/х сырья и строгого гос. контроля за всеми стадиями производства и распределения с/х продукции.

Впрочем, рост гос. регулирования с/х рынка в послевоенный период обусловлен и другими причинами, прежде всего необходимостью борьбы с частным аграрным кризисом перепроизводства. Этой необходимостью в первую очередь объясняется широкое вмешательство государства в функционирование с/х рынка в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, являющихся крупнейшими поставщиками продовольствия и с/х сырья на мировой рынок.

В Западной Европе роль государства как субъекта отношений с/х рынка особенно возросла в период международной интеграции аграрной политики стран Европейского экономического сообщества, начавшейся в 1962 г. Именно в ЕС проявилась деятельность государства по «организации» с/х рынков. Функционирование рынков с/х продуктов в рамках ЕС представляет собой сложную систему, в которой доминирующие позиции занимает система гос. регулирования. При гос. закупках с/х продуктов или при реализации их из гос. запасов органы вмешательства выступают в качестве непосредственного рыночного агента. Особую важность представляет собой механизм регулирования рынка с помощью поддержки цен, осуществляемый наднациональными органами. Для цен поддержки в ЕС характерно многообразие форм в зависимости от вида продукции.

По цене вмешательства (или интервенционной) закупочные организации ЕС обязаны покупать предлагаемую им фермерскую продукцию. Тем самым гарантируется определенный объем обязательных закупок по минимальным ценам. Для обеспечения гибкости рынка предусмотрено увеличение цены вмешательства на 20-40% в зависимости от вида продукции (так называемый рыночный элемент цены) для продажи ее за пределами района производства по несколько большей цене.

В последнее десятилетие на рынках тех с/х товаров, по которым в рамках западноевропейских стран была достигнута полная самообеспеченность, органы Союза стали принимать меры, ограничивающие производство, а именно: введение квот на производство и реализацию, отход от принципа гарантирования цен для любого кол качества товаров, поставляемых на рынок, а также постепенное снижение уровня цен вмешательства.

Квоты устанавливаются на закупку по гарантированным ценам зерна, молока, рапса, сахара, хлопка, подсолнечника, твердой пшеницы и ряда других продуктов. Система квот позволяет сохранить основные принципы ценообразования. Они обязывают производителей приспособиться к рыночным ограничениям и сохранить при этом на прежнем уровне свои доходы. Согласно этому принципу закупочные организации закупают продукцию по гарантированным ценам до определенного количества, сверх него оплата производится по более низкой цене. Так, в рамках Союза определяется общая пороговая величина производства, распределяемая затем между странами - членами. Продукты, на которые устанавливаются предельные гарантированные количества, составляют 35% стоимости продукции, производимой в системе ЕС.

Таким образом, в рамках ЕС стихийные рыночные механизмы сочетаются с регулированием со стороны стран - членов и Союза в целом. Здесь можно выделить следующие основные черты механизма регулирования рынков: стремление органов Союза к введению единых на всей территории цен для стимулирования оптимального размещения с/х производства, установление закупочных цен ниже цен внутреннего рынка с тем, чтобы производители сами реализовывали свою продукцию, а не сдавали ее органам вмешательства, поскольку скупка излишков продукции в конечном итоге обходится значительно дешевле, чем приобретение непосредственно государством большей части произведенной с/х продукции. Применяются и другие меры, ограничивающие предложения и не допускающие в целях защиты производителей падения цен на рынке. Это могут быть, например, субсидии фермерам, производящим молоко, которые выплачиваются за отказ от молочного производства (премии за убой молочных коров, реконверсию молочного хозяйства в мясное); замораживание закупочных цен и т.д.

Помимо ценового механизма, общие для ЕС нормы организации и регулирования рынков с/х сырья и продовольствия включают контроль за предоставлением бюджетных дотаций (национальный аспект), а также общеевропейские меры, направленные на обеспечение доходов производителей, поддержание на определенном уровне розничных цен, что позволяет унифицировать условия конкуренции как в области производства, так и сбыта. Важнейшим положением здесь стало стремление органов Союза найти такие средства и методы в сфере поддержки производителя, которые обеспечивали бы ему примерно равные позиции в каждой отдельной стране. Признано, что правом на получение бюджетной помощи на модернизацию производства обладают экономически крепкие фермы, пр-ия пищевой промышленности и сбытовой сети. При этом национальная политика в области бюджетного финансирования находится в тесной зависимости от рыночной организации той или иной отрасли. Существует и отраслевой аспект представления субсидий и других выплат национальными правительствами стран ЕС. Это субсидии производителям на молоко, производство цитрусовых, переработку картофеля на крахмал, виноделие и т.д.

Таким образом, в Союзе национальные дотации представляются в рамках общеевропейской дотационной политики в соответствии с ее принципами. Всякая другая помощь, создающая «условия наибольшего благоприятствования» в рамках какой-либо отдельной страны, - запрещена. К такого рода помощи относятся: ценовые вмешательства (надбавки к ценам), несогласованное регулирование объемов производства, более высокая компенсация за экспортную продукцию. Вместе с тем национальные правительства представляют свободу в финансировании и проведении мероприятий по повышению качества производимой продукции, ветеринарного надзора, внедрения достижений НТП, охраны окружающей среды, стимулирования производства в так называемых «проблемных» районах, обеспечения минимального уровня доходов мелким хозяйствам.

Кроме того, бюджетная поддержка может предоставляться как государствами - членами ЕС, так и автономными образованиями (автономные районы Италии, департаменты и районы Франции, округа в Германии) или федеральными государствами (земли ФРГ), которые имеют свои бюджеты (поступления от налогов). Установлено, что абсолютная сумма субсидий на инвестиции не должна превышать 35% их объема.

Таким образом, общеевропейская политика в аграрном секторе направлена на четкую организацию рынков сбыта, поддержание фермерских доходов, помощь в реализации излишков продукции и решение ряда других проблем. Структура поддержки сельского хозяйства в отдельных странах различна.

В рамках глобальной общеевропейской политики фискальные функции налогов гоже рассматриваются как своего рода помощь. Ставки подоходного налога весьма различны. Так, во Франции они установлены в размере 1, 6%, Германии - 2, 1, Нидерландах - 4, 5, Великобритании - 6, 4, Дании - 11, 8% от валового дохода фермера.

Как видно из изложенного, главной задачей гос. органов управления в странах ЕС является стимулирование производства и реализации с/х продукции, создания «условий наибольшего благоприятствования» посредством льготного предоставления кредитов, льготного налогообложения, обеспечения необходимыми материально техническими средствами, использования различного рода дотаций.

Представляет интерес опыт аграрных рыночных преобразований в странах с переходной экономикой, которые готовятся к вступлению в Европейский Союз. К их числу относится Польша. Трансформационный процесс, начавшийся с 1990 года, сопровождается адаптацией хозяйств к новым экономическим условиям и проходит в условиях резкого ухудшения финансового положения предприятий. Если другим отраслям экономики сравнительно легко удалось приспособиться к новым условиям, то с/х, имея свою специфику, пока не может функционировать на базе рыночных механизмов.

С учетом политики многих высокоразвитых государств в Польше было принято решение применить в аграрной сфере определенное гос. регулирование. Одним из первых учреждений, призванных решить эти задачи, стало созданное в 1990 году Агентство аграрного рынка. Агентство не заменяет рыночные механизмы. Однако, пока инфраструктура рынка, т.е. сеть коммуникаций, складов, сбыта, система финансирования и активность хозяйственных субъектов достаточно слабы, Агентство способствует преодолению трудностей, возникающих в процессе трансформации субъектов хозяйствования. Агентство является государственной организационной единицей, его задачи - осуществлять политику гос. регулирования, целью которой является стабилизация рынка и защита доходов производителей продукции сельского хозяйства.

Политику гос. регулирования Агентство осуществляет путем:

• покупки и продажи с/х продукции, а также продуктов ее переработки на внутреннем и внешнем рынках;

накопления и распоряжения государственными резервами сельхозпродукции, а также продуктов питания и полуфабрикатов;

предоставления хозяйствующим субъектам, осуществляющим закупки по поручению Агентства, кредитных гарантий за исключением инвестиционных кредитов.

В задачу Агентства также входят:

анализ рынка сельхозпродукции и продовольствия;

выработка рекомендаций для правительственных органов в области организационно-правовых форм регулирования рынка основных с/х и продовольственных продуктов;

разработка инициатив и участие в организационных мероприятиях, направленных на развитие рынка сельхозпродукции и продовольствия.

Агентство действует на трех основных рынках: зерна, молока и мяса и в меньшей мере на рынках сахара, меда, картофелепродуктов, шерсти и др.

Высшим органом управления деятельностью Агентства аграрного рынка является Совет, состоящий из представителей орг-ий с/х производителей, предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, торговли, федерации потребителей и государственной администрации.

Доходы Агентства формируются за счет:

бюджетных дотаций, величина которых ежегодно определяется в законе о госбюджете;

поступлений от хозяйственной деятельности;

доходов с денежного капитала, дарении;

других доходов.

Агентство влияет па стабилизацию рыночной ситуации, закупан продукты в период, когда предложение превышает спрос, а продавая в обратной ситуации. Государственные закупки производятся с помощью предприятий, выбранных в результате конкурсов или торгов. Продаже продуктов из запасов ведется исключительно на основе торгов.

Программа регулирования рынка зерна осуществляется в том случае, когда повышенное предложение зерновых в период уборки урожая ведет к снижению цен. Агентство должно противодействовать падению рыночных цен ниже минимального уровня. Минимальные цены закупки зерна (рожь, пшеница) устанавливаются ежегодно. Цены, по который Агентство закупает в этом случае урожай соответственно выше минимальных цен. Кроме гос. запасов Агентство создает также оперативные запасы зерна. Эти запасы должны противодействовать чрезмерному повышению рыночных цен в период повышенного спроса. В случае значительного превышения предложения агентство использует косвенную форму регулирования, то есть закупку зерна авторизованными складами. В этом случае закупки осуществляются на собственные средства хозяйствующего субъекта - владельца склада, или на кредитные средства, полученные на специальных льготных условиях.

Владелец склада обязан применять цены, установленные Агентством и хранить зерно в течение 3-х месяцев с момента закупки. Сеть авторизованных складов создается в районах, где нет элеваторов Агентства.

Регулирование рынка молока осуществляется с учетом сезонности его производства и предложения молочных продуктов. Необходимая стабилизация достигается путем закупок летних излишков масла и обезжиренного сухого молока и продажи запасов в зимний период.

Регулирование закупки осуществляется на основе договоров, заключаемых с производителями масла и сухого молока по ценам не ниже минимальных, устанавливаемых на каждый сезон. Хозяйствующие субъекты, которым поручается вести эти закупки, выбираются путем конкурса.

Стабилизация рынка мяса осуществляется в случае превышения предложения над спросом и возможного снижения цен по видам мяса (свинина, говядина) и преследует цель недопущения снижения поголовья и производства мяса. Особенно это касается свинины, предложение которой зачастую превышает спрос. Поэтому Агентство организует закупку излишков свинины преимущественно перерабатывающими пр-иями по ценам, установленным Агентством. Запасы мяса поступают в продажу в период пониженного предложения в целях противодействия росту цен, а также могут поступать на экспорт. Агентство аграрного рынка Польши имеет местные отделения в семи воеводствах, которые в случае необходимости производят перераспределение запасов продукции в рамках внутреннего аграрного рынка.

Рыночные каналы сбыта мяса в отдельных странах сильно различаются между собой. В Великобритании доминирующим каналом сбыта являются оптовые рынки. В Германии и Италии значение оптовых рынков относительно меньше, там доминируют кооперативы и прямые (без посредников) закупки. Франция занимает в этой области среднюю позицию. В то же время, оптовые рынки везде имеют значительное влияние на формирование прозрачности рынка посредством установления продуктовых стандартов и формирование цен, которые используются далее, на других каналах сбыта. К основным сильным и слабым сторонам системы сбыта в ЕС относятся:

Таблица -Сильные и слабые стороны системы сбыта на рынке мяса в ЕС

Сильные стороны Слабые стороны
Ключевым каналом сбыта для функционирования всего рынка является оптовый рынок (а в некоторых странах - ключевым) Высокий уровень концентрации мясной переработки, а также следующих за ней звеньев в системе сбыта, что приводит к слабой торговой позиции с/х производителей
Спецификация качественных стандартов мяса Отсутствие приспособленности оптовых рынков к новым условиям (касается Германии и Италии, где доминирует контактный канал сбыта)
Четко и согласованно действующая система рыночной информации Слишком детальное регулирование качественных стандартов
Действие типовых контрактов Развитая система гос. интервенций приводит к сглаживанию и игнорированию рыночных сигналов

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.